Физкультурно-оздоровительная программа ДРОЗД в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Агафонова Марина Игоревна
Анализ и обобщение специальной и научно-методической литера-туры, показал, что также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. Здесь рассматриваются такие режимные моменты, как физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры вне занятий и т.д. На протяжении многих лет государственная система физического воспитания основывалась на нормативах и стандартах, подчиняясь решению задач совершенствование физической подготовленности. В настоящее время в формировании системы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по мнению В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой, решающую роль играет процесс спортизации физической культуры дошкольников. Суть идеи заключается в том, чтобы из спортивной практики, проверенной годами на эффективность в деле физического совершенствования человека, конвертировать отдельные элементы спортивной тренировки в практику физического воспитания детей. Для решения этой проблемы была принята программа «ДРОЗД». На сегодняшний день представлен широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий. Но важно отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию соответствуют должному уровню физической подготовки. Только новая программа «ДЕТИ РОССИИИ ОБРАЗОВАНЫ И ЗДОРОВЫ» - ДРОЗД включает в себя направления, и имеют отличительную особенность по спортизации физического воспитания дошкольников. Данное направление позволяет повысить уровень физической подготовленности, за счет увеличения двигательной деятельности и работы над отстающими физическими качествами. Таким образом, результаты нашего исследования показали, что использование программы «ДРОЗД» в физическом воспитании старших дошкольников в ДОУ, позволяет повысить уровень физической подготовленности. Вместе с тем наиболее, эффективна она оказалась в отношении таких физических качеств как гибкость, сила, скоростная выносливость и в меньшей степени скоростно-силовая и силовая выносливость. Необходимо отметить, что данный возраст характеризуется переходом детей к школьному обучению, а комплекс физических качеств высокого уровня подготовки позволяет наиболее успешно подготовить дошкольников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc556 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная программа ДРОЗД в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

   

    Введение………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Система физического воспитания старших дошкольников в ДОУ……………………………………………………………………...................8  

1.2   Физическая подготовленность у старших дошкольников…….................13

1.3  Анализ программ по физическому воспитанию дошкольников................18

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………......................................24

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ  

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………….................26

2.2. Методы исследования…………………………………… ………..............26

2.3. Организация исследования………………………………………...............29

ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Уровень физической подготовленности до эксперимента.……................31

3.2   Программа ДРОЗД в режиме дня ДОУ № 61………………....................36

3.3 Уровень физической подготовленности после эксперимента...................41

Выводы по третьей главе……………………………………………….............47

Заключение………………………………………………………........................49

Библиография…………………………………………………………................51

Приложения……………………………………………………………...............55  

 

ВВЕДЕНИЕ

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) это период, когда происходит не только количественный рост, но и осуществляется перестройка функций организма. Этот возраст отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития. Вместе с тем, в настоящее время, как отмечает  Э.Я.Степаненкова, 2006,   ухудшение здоровья и отставание в развитие физических качеств подрастающего поколения вызывает настороженность. Тогда как сохранение и укрепление здоровья детей,  является одним из приоритетных направлений в работе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

По мнению О.Ф.Горбатенко, 2007, основными задачами системы физического воспитания в работе  со старшими дошкольниками являются: оздоровительная, образовательная, воспитательная, а также формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Автор указывает, что программы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей старшего дошкольного возраста должны реализовывать данные задачи, в связи с чем необходимо использавать общеразвивающие упражнения, подвижные игры, игроритмику, дыхательную гимнастику и другие средства физического воспитания.

На сегодняшний день предложен широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий. Все программы  по физическому воспитанию дошкольников разделены на комплексные и парциальные программы:  физкультурно-оздоровительные направления, валеологические направления и узкоспециализированные. Программы созданы в соответствии возрастными особенностями дошкольников, психолого-педагогическими и гигиеническими требованиями, с учетом  климатогеографических условий, особенностей  развития и здоровья детей.

Однако, как отмечает Е.А.Черепов, 2004, количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, но лишь немногие из них по своему содержанию соответствуют должному уровню. Анализ ведущих программ показывает, что их недостатком  является то, что они в основном реализуют одну задачу. Например, такие программы,  как «Детство», «Развитие» и «Истоки» направлены на укрепление физического и психологического здоровья ребенка,  физическое развитие и здоровье.

 Старший дошкольный возраст является ступенью к подготовке ребенка в школу, поэтому теоретический и практический материал в программе должен соответствовать  всестороннему развитию детей. Однако, О.Скоролупова, 2007, отмечает существенные недостатки в содержании и организации работы по подготовке детей к школе:

- детские сады работают по вариативным программам, каждая из которых использует собственные показатели развития, тесно связанные с конкретным образовательным содержанием, не всегда соответствующим требованиям подготовки к школе;

 - организация детей, осуществляемая на базе школ, культурно-образовательных, центров дополнительного образования и в домашних условиях по программам ускоренной подготовки, зачастую не соответствующей требованиям к содержанию и технологиям образования, возрастным особенностям детей дошкольного возраста;

 - организация такой подготовки не является обязательной, что снижает качество подготовки и охват ею детского населения.

По мнению Т. Дороновой, 2007, готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться как общая готовность, включающая в себя  физическую, личностную и интеллектуальную готовность, тогда как программы  «Детство» и «Радуга» по ее мнению больше внимания уделяют личностному развитию за счет физического воспитания.

Вместе с тем, Л.П. Матвеев, 2007, пишет, что распространение патологий и заболеваемость среди детей в возрасте от 3 до 7 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, учащение острой и обострение хронической патологии у детей происходят именно в период старшего дошкольного возраста. В связи, с чем возникает необходимость совершенствования образовательного процесса в ДОУ.

В настоящее время широкое распространение получила программа

Дети России Образованны и Здоровы- «ДРОЗД» направленная на развитие  как интеллектуального и личностного развития, так и физического.  Приоритетом данной программы выступает физическая подготовка  и формирование основ здорового образа жизни. Результатом реализации этой программы является гармонизация развития ребенка, что помогает адаптировать детей к школьному обучению. Цель программы «ДРОЗД» заключается в сохранении и укреплении здоровья детей через создание здоровьесберегающей среды в ДОУ.

По мнению В.К. Бальсевича, 2005, практическим фундаментом физического воспитания по программе «ДРОЗД» является, процесс спортизации физической культуры дошкольников. Суть идеи заключается в том, чтобы из спортивной практики, проверенной годами на эффективность в деле физического совершенствования человека, конвертировать отдельные элементы спортивной тренировки в практику физического воспитания детей. Вместе с тем, Л.И. Лубышева, 2006, считает, что на практике программа «ДРОЗД» реализуется не в полной мере, а ее эффективность не достаточно изучена.

В связи, с чем тема нашей исследовате работы  «Физкультурно-оздоровительная программа ДРОЗД в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений», является актуальной.

Цель: определить уровень физической подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе физического воспитания, занимающихся по физкультурно-оздоровительной программе ДРОЗД.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы физического воспитания  детей 6-7 лет;
  2. Определить уровень физической подготовленности  старших дошкольников в ДОУ при использовании программы ДРОЗД;
  3. Установить эффективность программы ДРОЗД в отношении, повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Система физического воспитания старших дошкольников в ДОУ

Система физического воспитания, которой  в дошкольных учреждениях уделяется значительное внимание, направлена  на охрану жизни укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и другое), овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

По мнению М.Д. Миханевой, 2004, на шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу).

В монографии Э.Я. Степаненковой, 2006, указано, что в систему физического воспитания для детей 6 – 7 лет в дошкольных учреждениях входят: физкультурные занятия (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные движения, прыжки, бросание, ловля меча, метание, ползание, лазанье, упражнения в равновесии, подвижные игры); спортивные упражнения и спортивные игры; утренняя гимнастика; физкультминутки; подвижные игры вне занятий; прогулка за пределы участка; самостоятельная двигательная деятельность; физкультурные досуги и праздники.

Основными задачами,  в системе физического воспитания по мнению

О.Ф.Горбатенко, 2007,   в работе  со старшими дошкольниками являются:

1. Оздоровительная (охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма, повышение активности и общей  работоспособности);

2.  Образовательная  (формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья);

3.  Воспитательная (разностороннее развитие детей(умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями).

Однако, по мнению многих авторитетных специалистов В.М. Выдрина, Ю.Ф. Курамшина, И.М. Козлова, 1996; Ю.М. Николаева, 1997; Ю.К. Чернышенко, 1998, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована, главным образом, на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи, преимущественно, двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов, 1996, интеграция познавательной и двигательной   активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.  

В тоже  время,  Л.Д. Глазырина, 2004, считает,  что успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования таких средств  физического воспитания: физические упражнения (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные игры, плавания, спортивные праздники, простейший туризм, танцевальные упражнения); закаливание (в повседневной жизни, специальное закаливание); гигиенические факторы (режим, рациональное питание, гигиена одежды и помещения). Также решению задач физического воспитания способствует создание условий для целесообразной двигательной активности организма в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создание условий для творческого самовыражения детей в процессе физической активности.

М.А. Васильева, 2006, полагает, что в старшем дошкольном возрасте нужно приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование: зимой кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах; в теплый период кататься на двухколесном велосипеде, самокате, роликовых коньках. При наличии условий организовывать обучение детей плаванию и элементам гидроаэробики. Совершенствовать психофизические качества в разнообразных формах двигательной деятельности. Во время физкультурных досугов и праздников приучать детей активно участвовать в коллективных играх, развлечениях, соревнованиях.

Э.Я. Степаненкова, 2006, считает, что занятия физической культурой с детьми в старших группах, должны формировать правильную осанку; обучать умению осознанно и творчески выполнять движения, совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать культуру движений и телесную рефлексию, развивать психофизические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Вместе с тем, О.Ф. Горбатенко, 2008, пишет, что система физического воспитания  для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ должна включать в себя занятия,  построенные на эстафетах, соревнованиях,  общеразвивающих упражнениях, основные виды движений, подвижные игры, игроритмику, дыхательную гимнастику.  

 Как отмечает С.С. Бычкова, 2002, система физического развития должна включать в себя воспитание культурно-гигиенических навыков   (воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону. Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель; совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом).

 Важнейшим направлением, по мнению В.Д. Глазыриной, 2004, в системе физического воспитания является:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости

детей;                          

- повышения мастерства и деловой квалификации педагогов;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

- воспитание здорового ребенка совместными усилиями образовательного учреждения и семьи.

М.Д. Миханева, 2004, считает, что общепринятая система физического воспитания часто не  учитывает конкретных условий образовательных учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности и детей в движении. Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей также не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников. Поэтому  важно так организовывать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни.

Таким образом, в  системе физического воспитания выделяют три основные задачи оздоровительная, воспитательная и образовательная. Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются  различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.  

Также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. Здесь рассматриваются такие режимные моменты, как физкультурное занятие,  утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры вне занятий, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные досуги и праздники и т.д. На протяжении многих лет государственная система физического воспитания основывалась на нормативах и стандартах, подчиняясь решению задач совершенствование физической подготовленности.

В настоящее время в формировании системы физического воспитания  детей старшего дошкольного возраста, по мнению В.К. Бальсевича и         Л.И. Лубышевой, решающую роль играет  процесс спортизации физической культуры дошкольников. Суть идеи заключается в том, чтобы из спортивной практики, проверенной годами на эффективность в деле физического совершенствования человека, конвертировать отдельные элементы спортивной тренировки в практику физического воспитания детей. Одним из важных видов конверсии могут стать занятия по общеизвестной программе «ДРОЗД», носящей спортивно-оздоровительный характер.

Секционные занятия  по этой программе, по мнению В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, 2005, позволяют повысить уровень физической подготовленности, что может положительно сказаться на подготовке детей к школьному обучению.

1.2 Физическая подготовка у старших дошкольников

Физическая подготовленность детей 6-7 лет характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.

По мнению Л.И Пензулаевой, 2001, к  основным физическим качествам относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

Как отмечает Г.И.Лямина, 2001, для выполнения ряда движений,   детям старшего дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма. Также автор указывает, что уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Важнейшим фактором, по мнению М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой, 2003, успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.

Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

   А.П. Матвеев, 2007, считает, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Автор также указывает, что ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования.

Вместе с тем, Е.Н. Вавилова, 2001, отметила, что развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным. Но не все педагоги уделяют этому должное внимание, и все игры проводятся однотипно и не интересно.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Л.П. Матвеев, 2007, пишет, что гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

Вместе с тем, И.П. Дягтярев, 2005, считает, что у детей старшего  дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). 

По утверждению Н. А. Бернштейна, 1999, развитие гибкости  у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества.

Быстрота – способность  совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени.

Е.Н. Вавилов, 2001, считает, что быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

По мнению В.М. Клевенко, 2008, развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Ю.Ф. Змановский, Т.В. Савельева, 2000, отметили, что развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др.

Многие авторы И.О. Кокарева, Л.М. Коровина, Э.Я. Степаненкова, 2001, настоятельно рекомендуют использовать подвижные игры с включением в них длительных циклических движений небольшой интенсивности. Представленные в игре мотивы позволяют детям проявить мышечные и волевые усилия, способствующие развитию выносливости. Однако важно постоянно помнить о реакции детского организма на продолжительную мышечную нагрузку.

 Э.Я. Степаненкова, 2001, считает, что развитие выносливости у детей старшего дошкольного  возраста имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств.

По мнению И. А. Аршавского, 1999, в процессе развития у детей выносливости необходимо при определении мощности и интенсивности физических нагрузок учитывать «золотое правило скелетных мышц». Суть его в том, что постоянная, неизменная нагрузка не способствует переводу физиологических границ утомления на качественно более высокий уровень функционирования и вследствие этого не обеспечивает развитие выносливости. В результате выносливость у детей возрастает незначительно.

 Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Е.Н Вавилов, 2001, считает, что развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

По мнению И.П. Дегтярева, 2005, в детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Также автор учитывает анатомо-физиологические особенности дошкольников, и отмечает, что не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Э.Ю. Степаненкова, 2001, утверждает, что развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Большое внимание необходимо уделять развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. Для решения этой проблемы была принята программа «ДРОЗД». Физическая подготовка в ДОУ осуществляется на специальных физкультурных занятиях, которые проводятся три раза в неделя по 30 мин. с детьми старшего дошкольного возраста. Если целенаправленно проводить занятия в ДОУ, то дети будут обладать достаточным запасом двигательных навыков и поступят в школу с высоким уровнем физической подготовленности, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.

1.3 Анализ программ по физическому воспитанию дошкольников

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна учитывать направленность воспитательно-образовательного процесса на укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие. В настоящее время процесс физического воспитания в дошкольных учреждениях регламентируется программами, носящими общеобразовательный, спортизированный и оздоровительный характер. Как отмечает Е.А.Черепов, 2004, анализ ведущих программ («Детство», «Радуга», «Развитие» и др.), показывает, что организованная двигательная деятельность в ДОУ является заниженной и не удовлетворяет потребности детей в двигательной активности. В то же время, как подчеркивает М.А. Рунова, 2000, двигательный режим дня должен обеспечивать реализацию оздоровительного, образовательного и воспитательного направлений в развитии детей. В контексте реализации представленных направлений организация физического воспитания, и частности двигательного режима дня в дошкольном учреждении, по - мнению А.И. Кравчука, 1999, должна учитывать удовлетворение детей в двигательной активности, обеспечение развития двигательной функции, воспитания потребности в физической и деятельной активности. С данным утверждением согласуются исследования А.М. Максименко, 2001, который считает, что развитие детей происходит только при оптимальной двигательной активности с учетом выполнения физических упражнений. Как указывают Э.Я. Степаненкова, 2001, Н.Н. Кожухова, 2002 и другие, анализируя программы по физическому воспитанию необходимо учитывать условия их эффективного функционирования на практике. Среди которых:

1. Соответствие содержания программных требований возрастным особенностям дошкольников.

2. Достижение полноценного физического и психического здоровья и эмоционального благополучия дошкольника при реализации программ.

3. Обязательное проведение всех режимных моментов сна, питания, прогулок, занятий - с учетом соблюдения всех необходимых психолого-педагогических и гигиенических требований, климата -географических условий, особенностей развития и здоровья детей.

4. Разнообразие структуры, содержания и методик проведения занятий. Варьирование их длительности с учетом задач, возраста детей.

5. Обеспечение эффективных путей и средств совершенствования двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях.

Следует также отметить, что Д.А. Фабер, Н.В. Дубровинская, 2000, считают, что процесс воспитания детей должен быть неразрывно связан с жизнью, современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.

Однако, анализ имеющихся исследований касающихся анализа программ по физическому воспитанию М.Н. Маханева, 1993, Р.Б. Стеркина, 1995, В.А. Шишкина, М.В. Мащенко, 2000, С.С.Бычкова, 2001, показал, что существует ряд недостатков, которые снижают эффективность процесса воспитания и развития детей. Так, авторы среди них отмечают:

1.        Большинство программ являются лишь вариациями «Программы
воспитания и обучения в детском саду» (1985);

2.        Некоторые программы являются узкоспециализированными, и требуют от педагога дополнительных знаний и умений тренерской работы;

3.        Практически во всех программах отсутствует четкая организация
двигательного режима дня.

4. Многие программы являются подробным описанием идеи автора и не подкреплены объективными результатами многолетних исследований;

5. Во многих программах отсутствует раздел «подвижные игры», их содержание и объем применения в режиме дня не указан.

Программа «Детство»

Авторы программы «Детство» Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, считают, что укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является главным в физической подготовке детей.

Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», он начинается с физиолого - педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:

1. Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3-4 года жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни).

2. Овладение основ двигательной культуры (3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).

Отличительной особенностью программы является то, что в ней выделены три уровня усвоения детьми содержания программы. Это позволит педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.

Однако, в этой программе недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливание, примерный режим дня, гигиенические навыки).

Программа развития двигательной активности и оздоровительной

работы с детьми 4-7 лет

В программе отражены основные приоритеты педагогической работы - развитие двигательной системы и оздоровление детей.

Цель программы заключается в формировании двигательной сферы н создании психолого-педагогических условий развитая здоровья детей на основе их творческой активности.

Формами организации оздоровительной работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные «физкультминутки», физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

По утверждению В.Т.Кудрявцева, программа не претендует на охват всей проблематики физического воспитания – это касается, прежде всего, медико-гигиенических аспектов.  

Программа «Истоки»

В отличие от программ «Детство» и «Радуга» программа «Истоки» уделяет внимание воспитанию и развитию детей младенческого возраста (от рождения до 1 года). Содержание программы ориентировано на детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (младший - 3 - 5; старший - 5 - 7) возраста. В программе представлены два раздела: «Физическое развитие» и «Здоровье».

В разделе «Физическое развитие» заложены начало здорового образа жизни, основ физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». В соответствии с содержанием этого раздела предлагается развивать у детей способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды и формировать представления о своем теле.

В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка.

Отличительной особенностью программы являются представленные в конце каждого  возрастного периода  базисные характеристики личности.  К  ним  относятся: компетентность (в плане социального, интеллектуального, физического развития), эмоциональность, произвольность, креативность, самооценка, свобода поведения.

Программа воспитания и обучения в детском саду

 Программа составлена под редакцией М.А.Васильевой в ней предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. В программе подробно представлены разделы «Физкультурно-оздоровительная работа» и «Воспитание культурно-гигиенических навыков».

Раздел «Обучение на занятиях» включает в себя подраздел «Физическая культура». В нем подробно описаны задачи для развития двигательных умений и навыков, представлен перечень основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений, подвижных игр. Содержание программы предусматривает оптимизацию физического состояния ребенка, главным образом, через организацию двигательной активности.

Несмотря на то, что программа имеет четкую структуру и подробное содержание, позиций современного периода она имеет ряд недостатков: физкультурные занятия подчинены жестокой методике проведения, показатели физической подготовленности не учитывают уровни физического развития и состояние здоровья детей.

ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ - «ДРОЗД»

Цель программы: повысить уровень физического и духовного развития, образования подрастающего поколения, приобщить детей к здоровому образу жизни и снизить уровень их заболеваемости.

Данная программа предусматривает охрану жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоции и нервных срывов. Совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности.

Также программой предусмотрено процесс спортизации физической культуры дошкольников, чтобы из спортивной практики, проверенной годами на эффективность в деле физического совершенствования человека, конвертировать отдельные элементы спортивной тренировки в практику физического воспитания детей.

Таким образом, анализ программ по физическому воспитанию дошкольников позволил сделать нам следующие выводы. На сегодняшний день  представлен широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий. Но важно отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию соответствуют должному уровню физической подготовки.

Все программы  по физическому воспитанию дошкольников разделены на комплексные и парциальные программы:  физкультурно-оздоровительные направления, валеологические направления и узкоспециализированные и только новая программа «ДЕТИ РОССИИИ ОБРАЗОВАНЫ И ЗДОРОВЫ» - ДРОЗД  включает в себя направления, и имеют отличительную особенность по спортизации физического воспитания дошкольников. Данное направление позволяет повысить уровень физической подготовленности, за счет увеличения двигательной деятельности и работы над отстающими физическими качествами.

Выводы по первой главе

В системе физического воспитания выделяют три основные задачи оздоровительная, воспитательная и образовательная. Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются  различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.  

Также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. Здесь рассматриваются такие режимные моменты, как физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры вне занятий и т.д. На протяжении многих лет государственная система физического воспитания основывалась на нормативах и стандартах, подчиняясь решению задач совершенствование физической подготовленности.

        В настоящее время в формировании системы физического воспитания  детей старшего дошкольного возраста, по мнению В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой, решающую роль играет  процесс спортизации физической культуры дошкольников. Суть идеи заключается в том, чтобы из спортивной практики, проверенной годами на эффективность в деле физического совершенствования человека, конвертировать отдельные элементы спортивной тренировки в практику физического воспитания детей. Одним из важных видов конверсии могут стать занятия по общеизвестной программе «ДРОЗД», носящей спортивно-оздоровительный характер

Физическая подготовленность детей 6-7 лет характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств. Большое внимание необходимо уделять развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. Для решения этой проблемы была принята программа «ДРОЗД». Физическая подготовка в ДОУ осуществляется на специальных физкультурных занятиях, которые проводятся три раза в неделя по 30 мин. с детьми старшего дошкольного возраста. Если целенаправленно проводить занятия в ДОУ, то дети будут обладать достаточным запасом двигательных навыков и поступят в школу с высоким уровнем физической подготовленности, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день представлен широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий. Но важно отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию соответствуют должному уровню физической подготовки.

Все программы  по физическому воспитанию дошкольников разделены на комплексные и парциальные программы:  физкультурно-оздоровительные направления, валеологические направления и узкоспециализированные и только новая программа «ДЕТИ  РОССИИИ ОБРАЗОВАНЫ И ЗДОРОВЫ» - ДРОЗД  включает в себя направления, и имеют отличительную особенность по спортизации физического воспитания дошкольников. Данное направление позволяет повысить уровень физической подготовленности, за счет увеличения двигательной деятельности и работы над отстающими физическими качествами.


ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ                          ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

Цель работы. Определить уровень физической подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе физического воспитания, занимающихся по физкультурно-оздоровительной программе ДРОЗД.

В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы физического воспитания  детей 6-7 лет;

2. Определить уровень физической подготовленности  старших дошкольников в ДОУ при использовании программы ДРОЗД;

3. Установить эффективность программы ДРОЗД в отношении, повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Методы исследования

В работе  использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Контрольные испытания;

3. Педагогический эксперимент;

4. Математико-статистическая обработка.

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществлялся на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и развития ребенка, воспитанию физических качеств дошкольника,  возрастная физиология. Нами был проанализирован 51 источник.

Изучение литературы по применению методов математической статистики  в педагогических  исследованиях позволило выбрать адекватные методы обработки  полученных данных и определить прирост показателей физических качеств.

          Контрольные  испытания были направлены на оценку  уровня физической подготовленности. В исследовании нами был использован  комплекс тестов уровня  физической подготовки разработанный Н.В. Минникаевой, (Приложение №2).

           Педагогический эксперимент проводился с детьми подготовительной к школе группе МДОУ №61 города Ленинска-Кузнецкого. В эксперименте дети занимались по специальной программе «ДРОЗД»,  численность которых составляет 22 человека, 11мальчиков и 11 девочек. Проведение педагогического эксперимента не должно противоречить основным принципам и прежде всего в процессе него здоровье исследуемых ни в коем случае недолжно снижаться. Мы проводили независимый эксперимент  на основе изучения линейной цепи ряда одной экспериментальной группы, без сравнения их с контрольной, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.

В эксперименте были использованы следующие тесты:

1. Челночный бег (3×10). Тесты проводились в спортивном зале, данный тест проводился для измерения скоростных и координационных способностей. Испытуемые бегают от стойки до стойки за максимально короткое время.

2. Прыжок в длину с места. Тест проводился для измерения скоростно-силовых способностей. Фиксируется лучшая попытка из трех. Прыжок  выполняется с двух ног вперед, от линии разметки.

3. Подьем туловища из положения лежа на спине. Тест проводился для измерения силы и силовой выносливости. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в и.п. В данном тесте, фиксировалось максимальное количество повторений за 30 сек.

4. Наклон вперед из положения стоя на скамейке. Тест проводится для измерения гибкости. Испытуемый стоит без обуви на скамье так, чтобы пальцы стоп находились ровно на краю скамьи. Стопы соединены, ноги выпрямлены в коленных суставах. Из данного и.п. ребенок выполняет наклоны туловища вперед так, чтобы пальцы рук опустились как можно ниже. Такую позицию необходимо удержать в течение 2 сек.

5. Вис на перекладине. Тест проводится для измерения силовой выносливости. Испытуемый принимает положение виса на высокой перекладине. Определения время удержания данного положения от начала его принятия до прекращения упражнения.

Данные упражнения выполняются  с определением  времени выполнения упражнения,  длины прыжков, количество выполненных упражнений. Полученные результаты фиксируются в определенной таблице с указанием называния выполняемого упражнения и его результат. (Приложение №2)

           Математическая статистика  применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. Мы определяли величину темпов прироста физических способностей, пользуясь формулой В.И. Усачева. При этом  определялись  следующие параметры:

 х – средний показатель выполняемого упражнения

W% - прирост показателей физических качеств.

2.3. Организация исследования

Чтобы проследить  на практических занятиях  реализацию тех  теоретических положений, которые были описаны  нами выше, была проведена экспериментальная работа в МДОУ №61 города Ленинска-Кузнецкого.

Первый этап (сентябрь 2009) – аналитико-проблемный, включил в себя изучение подходов к определению уровня физической подготовленности, определение  цели, объекта и предмета исследования.

Второй этап (октябрь 2009) – теоретико-проектировочный,  включал определение задач и гипотезы исследования, изучение методов и средств секционных занятий по программе ДРОЗД, исследовании уровня физической подготовленности.  

Третий этап (ноябрь 2009 – апрель 2010) - цель данного этапа является проведение секционных занятий по физкультурно-оздоровительной программе ДРОЗД в системе физического воспитания.

Четвертый этап – (май 2010) – заключительно-обощающий, посвящен обработке и систематизации полученных фактических материалов с помощью математической статистики, их интерпретации и оформление результатов исследования.

           Таким образом, нами были установлены задачи исследования, которые соответствуют поставленной нами цели. Для решения поставленных задач были определены  методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Контрольные испытания;

3. Педагогический эксперимент;

4. Математико-статистическая обработка.

         Далее нами была установлена экспериментальная группа  детей старшего дошкольного возраста, занимающееся по физкультурно-оздоровительной программе ДРОЗД.

А также, были определены методы исследования уровня    физической подготовленности детей подготовительной к школе группе, разработанные Н.В. Минникаевой.

Также нами была определена сущность педагогического эксперимента, этапы и их содержание. Нами были установлены четыре этапа эксперимента, каждый из которых имел свои цели и задачи. Эти этапы длились с сентября 2009 года по май  2010 года. Смысл эксперимента заключался в том, чтобы определить уровень физической подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе физического воспитания, занимающихся по физкультурно-оздоровительной программе ДРОЗД.


ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Уровень физической подготовленности до эксперимента

Оценивание уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста происходило на основе полученных результатов исследования по известным тестам, определяющим развитие физических способностей: скоростно-силовых, координационных, силовых качеств, а также выносливости и гибкости.

В исследовании принимали участие 22 ребенка из МДОУ № 61 г. Ленинска-Кузнецкого, посещающих подготовительную к школе группу. Результаты, полученные в ходе исследования, были обработаны с помощью методов математической статистики (приложение 1).

Рис.1. Процентное соотношение уровней в тесте

«прыжок в длину с места»

Анализ результатов развития скоростно-силовых качеств в тесте «прыжок в длину с места» у детей 6-7 лет, по данным указанным А.И. Кравчук, 1998,  средние значения должны находиться в пределах 127±2 см. Вместе с тем, полученные нами средние значения в данном тесте составляют 111 см, что существенно ниже. Высокие результаты встречаются всего у 1 мальчика и 2 девочек (рис.1).

Однако, разработанные Н.В. Минникаевой, нормативы по физической подготовленности для Кузбасского региона, детям подготовительной к школе группы более приемлемы. Уровни «низкий, «средний», «высокий» представлены  в оценочной таблице, (Приложение 2).  Так, средние значение составляет 110 см, что более соответствует полученные нами данные. Поэтому, в дальнейшем мы будем опираться на нормативы, разработанные этим автором. Полученные данные по тестам представлены в диаграммах.  

Рис.2. Челночный бег 3х10м

 Несколько успешнее дети справляются с тестом, оценивающим скоростную выносливость и координацию. Так, рекомендуемые   А.И. Кравчуком, 1998, нормативы в тесте «челночный бег 3×10 м», среднее значение составляет 8,9 ск. В ходе анализа  результатов в указанном выше тесте, нами было получено следующее среднее значение  8,8 с. Полученные нами результаты в данном тесте несколько выше рекомендуемых нормативов, в связи, с чем большинство детей попадает в группу с уровнем развития «высокий». Низкий результат встречается всего у 1 мальчика (рис.2).

     

Рис.3. Процентное соотношение в тесте «подъем из положения лежа              на спине»

         Более неблагоприятная обстановка с результатами в тесте «подъем из положения лежа на спине», оценивающие силовую выносливость, выглядит следующим образом: мальчики 20±2раз, девочки 17±2раз, тогда как нами выявлены такие средние значения как 10±1,9 раз, что несколько ниже рекомендуемых значений. В связи, с чем полученные нами результаты также можно отнести в группу с уровнем развития «средний» и «ниже среднего». Высокий результат встречается только у 1 мальчика (рис.3).

Рис.4. Процентное соотношение уровней в тесте

«наклон, вперед из положения, стоя»

Нормативы в тесте «наклон, вперед из положения, стоя», где рекомендуемым А.И. Кравчуком, 1998,  среднее значение должно находиться в пределах 12 см. Однако, нами были выявлены результаты, которые также попали в своем большинстве в группы с уровнем развития гибкости «низкий». Так, средние значение в данном тесте составляет 4,3 см.

Вместе с тем, Н.В. Минникаева, 2007, в своей оценочной таблице нормативов в тесте «наклон, вперед из положения, стоя», представляет среднее значение 4 см, которое ближе к полученному нами значению. Высокие результаты встречаются у 5 девочек и у 3 мальчиков, а низкий результат у 5 мальчиков (рис.4).

Рис.5. Процентное соотношение в тесте «вис на перекладине»

В тесте «вис на перекладине», оценивающие статическую силу, выглядит, следующим образом среднее значение составляет 31,1 с, тогда как нами выявлены такие средние значения как 25±1,9, что несколько ниже рекомендуемых значений. Низкие результаты встречаются всего у 1 девочки (рис.5).

         Количество детей имеющих уровень физической подготовленности «низкий», «средний» и «высокий» по большинству тестов распределились неравномерно. Как видно из диаграмм в тестах «челночный бег 3х10» и «вис на перекладине», большинство детей, а именно 59 % и 63 % выполнили норматив на уровне «высокий». Данный факт говорит о хорошей подготовке таких физических качеств как скоростная выносливость и сила. Более неблагоприятные значения в тесте «подъем туловища из положения лежа на спине», где мы видим 81 % «низкий» уровень, а только 5 % «высокий». Это говорит о том, что силовая выносливость развита слабо. «Средний» уровень был у большинства детей в тестах «прыжок в длину с места» и «наклон вперед из положения, стоя на скамейке» 41 % и 68 %.

Подводя предварительный итог, можно сказать, что Кемеровская область, в которой проживает представленный контингент детей, является экологически неблагополучным, что, несомненно, отрицательно сказывается на их здоровье. Также необходимо отметить, что сезонно-климатические характеристики соответствуют районам, приравненным к условиям севера, что существенно сокращает возможность полноценного проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Так, прогулка значительно укорачивается, физкультурные занятия в большей частью проходят в спортивном зале, все это также снижает уровень функциональной и физической подготовленности детей. Поэтому благодаря программе «ДРОЗД» в дошкольном учреждении введены дополнительные секционные занятия по физической культуре, которые способствуют развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. За счет увеличения двигательной деятельности повышается уровень физической подготовленности у старшего дошкольного возраста.


3.2. Программа ДРОЗД в режиме дня ДОУ № 61

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Большое внимание здесь необходимо уделять формированию правильной осанки, двигательных навыков,  координации движений, развитию физических качеств. В связи с чем, важным условием воспитания здоровых детей является организация правильного двигательного режима дня. В МДОУ № 61 разработан режим двигательной активности в течение дня на основе программы ДРОЗД, куда  входят различные режимные моменты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Режим двигательной активности  подготовительной к школе группе.

Режимные моменты

Периодичность

занятий

Время проведения

Дозировка

Примечание

Утренняя гигиеническая

гимнастика

Ежедневно

8:20-8:30

10-15´

Проводится под музыкальное сопровождение

Физкультурное занятие

2 раза в неделю

11:00-11:30

30-40´

Проводится на свежем воздухе (в летнее время)

Плавание

1 раз в неделю

11:00-12:00

30-40´

Физкульт-минутка

Ежедневно

1-2´

Проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий

Прогулка

Ежедневно

11:30-13:00

1,5-2 часа

Гимнастика после сна

Ежедневно

15:00-15:05

3-5´

Проводится лежа на кровати

Секционное занятие во второй половине дня (ОФП)

3 раза в неделю

15:30-16:10

30-40´

Проводятся в спортивном зале с использованием инвентаря (мячи, скакалки, обручи, гимнастический палочки и т.д.), тренажеров

Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую,  дыхательную системы, растормаживает нервную  систему, создает для хорошей умственной работоспособности, для  перехода к деятельному состоянию всего организма. Также, утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся, поэтому после нее дошкольники более уравновешенны, лица их довольны  радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Физкультурные занятия способствуют формированию у старших дошкольников навыков учебной деятельности, а освоение программного материала в определенной последовательности позволяет повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее. На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее  физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.

Основная цель плавания дошкольников заключается в содействии их оздоровления, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки. Учитывая возрастные особенности ребенка 6-7 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

Физкультминутка – кратковременные физические упражнения- проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.  

Гимнастика после сна, проводится для пробуждения, повышает жизненный тонус организма, создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности.

Во время прогулки с физической активностью, успешно решаются задачи закаливания, воспитания общей выносливости, чрезвычайно эффектно повышаются защитные функции организма. Прогулка на свежем воздухе позволяет научить детей выполнять движения в естественных условиях.

Секционное занятие в ДОУ осуществляется на специальных занятиях, которые проводятся три раза в неделю по 30-40 мин. Программой предусмотрено, расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным  действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, различным видам метания, лазания, движений с мячами. На занятиях большое место отводится физическим упражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В МДОУ №61 есть весь необходимый инвентарь и оборудование, тренажерный зал. Все это способствует улучшению физической подготовленности детей к подготовительной к школе группе.

Процесс физического воспитания реализуется в рамках специально разработанной программы ДРОЗД. Задачи программы:

  •  Осуществлять межведомственный подход к физическому воспитанию детей через взаимодействие управления по физической культуре, спорту  и туризму, управление образования, управление здравоохранения.
  • Организовать педагогический и учебно-тренировочный процессы, интенсивно осваивающие ценности физической и спортивной культуры.
  • Воспитать интерес к физическому развитию  и спорту среди детей, создать равные «стартовые» возможности каждому ребенку, оказывая помощь и поддержку одаренным в спортивном отношении, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального  развития.
  •  Охватить максимальное количество  детей старшей  и подготовительной группы детского сада, начальных классов  занятиями физической культурой и спортом.
  •  Разработать, издать и распространить научные и методические материалы для создания нового информационного пространства для поддержки развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании  во всех видах образовательных учреждений города.

 Для того, чтобы усилить тренировочный эффект физкультурных занятий, сегодня широко практикуется проведение спортивно-массовых мероприятий. Такие, как «Эстафеты с нетрадиционным оборудованием», «Веселые эстафеты» на призы Деда Мороза, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Снежная карусель», соревнования по ОФП «Здоровячек», ритмическая гимнастика и т.д. Главное в этих мероприятиях приобщение детей к ЗОЖ, любви к спорту и укреплению физического и эмоционально-психологического здоровья детей. Хотя можно отметить, что дети детского сада № 61 всегда занимают призовые места, среди восьми ДОУ которые принимают участие в данных соревнованиях.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие организации активного двигательного режима каждого ребенка:

  1. Оптимальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений (бег, прыжки и т.д.);
  2. Достаточная индивидуальная физическая и умственная нагрузка;
  3. Доминирование положительных впечатлений;
  4. Спортизация физического воспитания.

Все эти режимные моменты способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждый из режимных моментов решает свои специальные задачи. Мы полагаем, что если целенаправленно проводить работу в ДОУ, то дети будут обладать достаточным запасом двигательных навыков и поступят в школу крепкими и здоровыми, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для успешной адаптации.  

  1. 3.3 Уровень физической подготовленности после
  2. эксперимента

Сравнительный   анализ полученных данных показал, что уровень физической подготовленности у старших дошкольников до и после эксперимента,   имеет существенные различия.

Рис.6. Прирост показателей в тесте «прыжок в длину с места», в W %

Показатели теста «прыжок в длину с места» приведены в  диаграмме, где видно улучшение уровня физической подготовленности. Так, до эксперимента «высокий » уровень составляет 18%, а после 32%. Детей с низким уровнем стало на 6% меньше, а «средний» уровень повысился на 9% (рис.6). Проведенные нами расчеты по формуле В.И. Усачева, показывают, что темп прироста составляет 2,7%,  оценивается неудовлетворительно, за счет естественных сил природы, а не за счет специального педагогического воздействия, (Приложение 3).

         

Рис.7. Прирост показателей в тесте «подъем из положения лежа             на спине», в W %

Результаты нашего исследования показали, что наиболее  благоприятная обстановка прослеживается в тесте «Подъем из положения лежа на спине». Здесь «высокий» уровень остался без изменения 5%, тогда как детей с «низким» уровнем стало на 54% меньше.  Темп прироста в этом тесте составляет 26%, что оценивается  как отлично, за счет эффективного использования естественных сил природы и специально подобранных физических упражнений.

Рис.8. Прирост показателей в тесте «наклон вперед из положения стоя», в W %

Из представленной выше диаграммы видно, что в тесте «наклон вперед из положения стоя»  «высокий» уровень повысился на 10%, а «низкий» уровень уменьшился на 54%.  Прирост гибкости  составляет 44%, оценивается  как отлично. Такие показатели, на наш взгляд, возможно, получить, используя дополнительные занятия во второй половине дня (занятие секционного характера), где применяется большое количество упражнений на растягивание. Это позволяет увеличить подвижность в суставах, что и отражается в полученных нами результатах.

        

Рис.9. Прирост показателей в тесте «вис на перекладине», в W %

В тесте «вис на перекладине», «высокий» уровень улучшился на 14%, а «низкий » уровень остался без изменения. «Средний» уровень повысился незначительно всего на 5%.  Темп прироста в данном тесте составляет 9,2%, и оценивается   удовлетворительно.  Очевидно, что упражнения, использованные по программе ДРОЗД, в большей степени взяты из спортивной гимнастики, это эффективно в отношении гибкости, скоростно-силовых качеств. Вместе с тем, тест «вис на перекладине» оценивает силовую выносливость, которая, во-первых, не является ведущим качеством на данном периоде онтогенеза. А во-вторых, детям сложно удается выполнять упражнения в статическом режиме как, в данном тесте, в связи, с чем мы и получили такие не высокие результаты.  

        

Рис.10. Прирост показателей в тесте «челночный бег 3x10», в W %

Анализ результатов в  тесте «челночный бег 3x10», выяснилось, что «высокий» уровень повысился у детей на 9%, а «средний» уровень повысился на 14%. Темп прироста составляет 10%, который оценивается как  хорошо.

          В программе ДРОЗД на развитие быстроты также уделяется достаточное внимание. Так, очень много используется упражнений бегового характера: эстафеты «веселые старты», подвижные игры с перебежками различных дистанций. В этом тесте отслеживается и координационный компонент. Хочется отметить, что в расширении двигательной активности данной программы  используются упражнения развивающей точность движений детей, реакцию на движущийся объект и другие. Так, что полученные нами результаты в этом тесте увеличились, по нашему мнению, за счет целенаправленной педагогической работы по развитию физических качеств.  Это  обусловлено процессом спортизации физического воспитания дошкольников и успешно используется в программе ДРОЗД.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что  использование программы «ДРОЗД» в физическом воспитании старших дошкольников в ДОУ, позволяет повысить уровень физической подготовленности.  

Вместе с тем наиболее эффективна она оказалась в отношении таких физических качеств как гибкость, сила, скоростная выносливость и в меньшей степени скоростно-силовые  и силовая выносливость. Необходимо отметить, что данный возраст характеризуется переходом детей к школьному обучению, а комплекс физических качеств высокого уровня подготовки позволяет наиболее успешно подготовить дошкольников к школе. Полагаем, что полученные нами результаты, позволяют с уверенность сказать, что программа ДРОЗД эффективна в отношении повышения физической подготовленности старших дошкольников, а следовательно наша гипотеза выдвинутая в начале исследования полностью подтвердилась.

Выводы по третьей главе

Оценивание уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста происходило на основе полученных результатов исследования по известным тестам, определяющим развитие физических способностей: скоростно-силовых, координационных, силовых качеств, а также выносливости и гибкости. Количество детей имеющих уровень физической подготовленности «низкий», «средний» и «высокий» по большинству тестов распределились неравномерно.  

        Можно сказать, что Кемеровская область, в которой проживает представленный контингент детей, является экологически неблагополучным. Также необходимо отметить, что сезонно-климатические характеристики соответствуют районам, приравненным к условиям севера, что существенно сокращает возможность полноценного проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Поэтому благодаря программе «ДРОЗД» в дошкольном учреждении введены дополнительные секционные занятия по физической культуре, которые способствуют развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. За счет увеличения двигательной деятельности повышается уровень физической подготовленности у старшего дошкольного возраста.

      Также можно выделить, что все эти режимные моменты способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждый из режимных моментов решает свои специальные задачи. Мы полагаем, что если целенаправленно проводить работу в ДОУ, то дети будут обладать достаточным запасом двигательных навыков и поступят в школу крепкими и здоровыми, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для успешной адаптации.  

 Таким образом, результаты нашего исследования показали, что  использование программы «ДРОЗД» в физическом воспитании старших дошкольников в ДОУ, позволяет повысить уровень физической подготовленности.  Вместе с тем наиболее, эффективна она оказалась в отношении таких физических качеств как гибкость, сила, скоростная выносливость и в меньшей степени скоростно-силовая и силовая выносливость. Необходимо отметить, что данный возраст характеризуется переходом детей к школьному обучению, а комплекс физических качеств высокого уровня подготовки позволяет наиболее успешно подготовить дошкольников к школе.

Заключение

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы, показал, что  также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. Здесь рассматриваются такие режимные моменты, как физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры вне занятий и т.д. На протяжении многих лет государственная система физического воспитания основывалась на нормативах и стандартах, подчиняясь решению задач совершенствование физической подготовленности.

        В настоящее время в формировании системы физического воспитания  детей старшего дошкольного возраста, по мнению В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой, решающую роль играет  процесс спортизации физической культуры дошкольников. Суть идеи заключается в том, чтобы из спортивной практики, проверенной годами на эффективность в деле физического совершенствования человека, конвертировать отдельные элементы спортивной тренировки в практику физического воспитания детей. Для решения этой проблемы была принята программа «ДРОЗД». На сегодняшний день представлен широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий. Но важно отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию соответствуют должному уровню физической подготовки. Только новая программа «ДЕТИ  РОССИИИ ОБРАЗОВАНЫ И ЗДОРОВЫ» - ДРОЗД  включает в себя направления, и имеют отличительную особенность по спортизации физического воспитания дошкольников. Данное направление позволяет повысить уровень физической подготовленности, за счет увеличения двигательной деятельности и работы над отстающими физическими качествами.

     Таким образом, результаты нашего исследования показали, что  использование программы «ДРОЗД» в физическом воспитании старших дошкольников в ДОУ, позволяет повысить уровень физической подготовленности.  Вместе с тем наиболее, эффективна она оказалась в отношении таких физических качеств как гибкость, сила, скоростная выносливость и в меньшей степени скоростно-силовая и силовая выносливость. Необходимо отметить, что данный возраст характеризуется переходом детей к школьному обучению, а комплекс физических качеств высокого уровня подготовки позволяет наиболее успешно подготовить дошкольников к школе.

Библиография

  1. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть [Текст]/ И.А.Аршавский – М.: Просвещение, 1999. – 129с.
  2. Бальсевич В.К. Спортивный вектор формирования здоровья детей [Текст]/ В.К. Бальсевич – М.: 2005. – 13с.
  3. Бернштейн Н.А. О ловкости  и ее развитии [Текст]/ Н.А. Бернштейн – М.: Просвещение, 1999. – 44с.
  4. Вавилова Е.Н. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре [Текст]/ Е.Н. Вавилова - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
  5. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье [Текст]/ Э.С Вильчковский -К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.
  6. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам [Текст]/ Л.Д. Глазырина- М.: 2004. – 143с.
  7. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст]/ Ю.Ф. Змановский-М.: 1999 – 37с.
  8. Дегтярев И.П. Физическое развитие [Текст]/ И.П.Дегтярев-К.:2005.-23с.
  9. Доман Г.Д. Как сделать ребенка физически совершенным [Текст]/ Г.Д. Доман - М.: 2002. - 333 с.
  10. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал- М.:2004. - № 3.
  11. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств [Текст]/ В.М. Клевенко – М.: 2008. - 290 с.
  12. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал– М.:2004. - № 1.
  13. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/ А.И. Кравчук – Н.: 1998. – 238с.
  14. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки [Текст]/ В.В. Кузнецов- М.: 2001. - 116 с
  15. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст]/ М.Н. Кузнецова. – М.: 2003. – 44с.
  16. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей [Текст]/  С.Я. Лайзане  - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
  17. Лаптев А.В. Управление физическим развитием [Текст]/  А.В. Лаптев – М.: 2003.- 180с.
  18. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ [Текст]/  О.М. Литвинова – В.: 2007. – 238с.
  19. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура [Текст]/  Л.И. Лубышева – М.: 2005. – 38с.
  20. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/   Ю.Ф. Луури - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
  21. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки [Текст]/  Л.П. Матвеев – М.: 2007.- 270с.
  22. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст]/  М.Д. Маханева – М.: 2000. – 72с.
  23. Миханева М.Д. Основы методики физического воспитания дошкольников [Текст]/  М.Д. Миханева – М.: 2000. – 108с.
  24. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьнико[Текст]/  в.-М.:2002.- 455 с.
  25. Минникаева Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня дошкольников, как средство формирования физической культуры личности: диссертиция кандидата педагогических наук / Н.В. Минникаева. – М.: 2009.-176с.
  26. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003. - 113-115с.
  27. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. [Текст]/   Ю.Б. Никифоров - М.: 2007. - 180с.
  28. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт [Текст]/ П.Т.Оленчук - Н: 2003.-265с.
  29. Оптимизация игровой двигательной деятельности старших дошкольников в режиме дня дошкольных учреждений // Научные труды: ежегодник. – О.: Издательство СибГУФК 2008.- 288-296с.
  30. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет[Текст]/ Л.И. Пензулаева - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.
  31. Репников П.Н. О выносливости [Текст]/ П.Н.Репников - М.: 2001. – 10с.
  32. Рипа М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе [Текст]/  - М.: 2003. – 655 с.
  33. Романенко М.И. Физкультура [Текст]/  М.И. Романенко – К.: 2008. - 260 с.
  34. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет [Текст]/  М.А. Рунова – М.: 2000. – 33-37с.
  35. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки [Текст]/  В.Я. Русаков – М.: 2007. – 21 – 24 с.
  36. Сивачева Л.Н. Физкультура - это радость! [Текст]/  Л.Н. Сивачева – М.: 2001. – 48с.
  37. Стрельников В.А. Воспитание выносливости  [Текст]/ В.А. Стрельников -    У-У.: 2001.- 410 с.
  38. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]/ Э.Я. Степаненкова - М.: 2001. – 103-127с.
  39. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно – силовой подготовки начинающих спортсменов. [Текст]/   - М.: 2004. - 26 с.
  40. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]/   Е.А. Тимофеева – М.: 1999. – 54с.
  41. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки [Текст]/ В.И. Филимонов  - Г.:  2001. - 139с.
  42. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов [Текст]/ В.П. Филин – М.:  2006. - 160 с.
  43. Филиппов С.С. Спортивная тренировка как объект информационного обеспечения [Текст]/  С.С. Филиппов  - М.: 2005. - 112с.
  44. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания [Текст]/  Н.А. Фомин, В.Е. Фолин - М. :2008. – 421 с.
  45. Хусаинов З.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки. [Текст]/  З.М. Хусаинов – М.: 2001. – 15с.
  46.  Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]/  Д.В. Хухлаева – М.: Просвещение,1998.
  47. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть [Текст]/  А.Г. Ширяев – М.: 2004. – 80с.
  48. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки [Текст]/  Б.М. Шустин – М.: 2005. – 193с.
  49. Щебенко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст]/ В.Н. Щебенко, Н.Н.Ермак, В.А. Шишкина – М.:1999. – 160с.
  50. Яковлева Л.К. Дошкольное воспитание [Текст]/ Л.К. Яковлева – М.: 1997. – 14с.

Приложение 1

Протокол по физической подготовленности детей подготовительной к школе группы в начале и в конце эксперимента

№ п/п

Ф.И. спортсмена

Челночный бег (3х10) сек.

Прыжок в длину с места (см.)

Подъем из положения лежа на спине (кол-во)

Наклон вперед из положения стоя (см.)

Вис на прекладине (сек.)

Окт

Май

Окт

Май

Окт

Май

Окт

Май

Окт

Май

1.

Жиляева Алена

9

8.8

95

1.0

5

8

8

8

15

18

2.

Ефимов Миша

8.2

8.2

1.20

1.20

12

16

11

13

20

24

3.

Антончикова Вероника

9

8.8

1.00

1.05

3

10

10

10

10

12

4.

Трегубов Данил

8.6

8.4

1.20

1.25

7

10

3

5

20

25

5.

Губарев Давид

8.6

8.9

1.15

1.18

13

15

1

3

30

30

6.

Масолович Алек

8.2

8.2

1.23

1.25

8

13

9

12

30

29

7.

Паули Герман

9

8.7

1.30

1.30

10

15

3

4

30

30

8.

Баталова Саша

8.8

8.8

1.30

1.30

13

16

13

15

26

28

9.

Мясоедов Миша

8.8

8.6

1.15

1.15

25

15

2

2

30

32

10.

Шефер Аня

9

9

1.20

1.25

10

13

1

4

30

31

11.

Асланиди Коля

9

8.9

1.20

1.25

11

13

1

1

25

28

12.

Михайлева Лена

9.4

9.2

1.03

1.05

12

15

4

6

30

29

13.

Леанова Саша

8.2

8.2

1.31

1.30

13

18

12

12

30

34

14.

Попелышко Вика

8

8.1

96

1.00

10

13

9

10

30

39

15.

Шеретянникова Диана

9

8.9

1.00

1.05

10

10

5

8

30

35

16.

Фатеева Настя

9

9

1.05

1.10

7

11

2

5

20

21

17.

Антохин вадим

9.8

9.4

86

90

7

10

0

2

30

37

18.

Рогальников Данил

9

8.06

1.10

1.10

10

12

9

10

30

32

19.

Тлеубаев степан

8.8

8.8

1.10

1.12

10

12

1

3

25

25

20.

Титаева Альбина

8.2

8.1

1.10

1.05

12

12

2

3

30

30

21.

Шаясюк Настя

9

8.9

80

90

10

12

3

7

30

36

22.

Мареев Саша

9

8.8

1.01

1.00

12

15

3

6

20

21

Приложение 2

Таблица  2

Оценочная таблица нормативов по физической подготовленности детей

подготовительной к школе группы для Кузбасского региона (разработала Н.В. Минникаева)

Тесты

Пол

Уровни физической подготовленности

Низкий

Средний

Высокий

Прыжок в длину с места, см

М

105 и меньше

106-124

125 и больше

Д

93 и меньше

94-113

114 и больше

Наклон, вперед стоя, см

М

1 и меньше

2-6

7 и больше

Д

1 и меньше

2-6

7 и больше

Челночный бег(3×10), сек

М

9,7 и больше

8,6-9,6

8,5 и меньше

Д

10,9 и больше

9,7-10,8

9,6 и меньше

Подъем из положения, лежа на спине, раз

М

15 и меньше

16-21

22 и больше

Д

12 и меньше

13-19

20 и больше

Вис на перекладине, сек.

М

17 и меньше

18-29

30 и больше

Д

13 и меньше

14-25

25 и больше

Приложение 3

Таблица 3

Шкала оценок темпов прироста физических качеств

детей дошкольного возраста

Темпы прироста (%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8-10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и естественной двигательной

Активности

10-15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации...

Место и роль физического воспитания в образовательном учреждении

Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совер...

Организация физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС

В помощь молодым специалистам для составление рабочих программ....

Организация физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС

Тезисы на тему организации физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС в 5-9 классах....

Статья «Гиревой спорт в системе физического воспитания в образовательных учреждениях»

Гиревой спорт в настоящее время является не только видом спорта, но и средством оздоровления организма. Доступность, зрелищность, непритязательность расширяют круг любителей гиревого спорта и способст...

"О преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях"

Взаимодействие учителей начальной и основной школы является ключом в решении проблемы преемственности, в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подрост...

"О преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях"

Все мы знаем, чтоцелью физического  воспитания является всестороннее развитие личности, которое включает в себя и крепкое здоровье, и хорошее физическое развитие, и оптимальный уровень двигательн...