Главные вкладки

    Дополнительная предпрофессиональная программа по командному игровому виду спорта баскетбол.
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Сотникова Ольга Сергеевна

    Баскетбол - одна из самых популярных игр в Российской Федерации. Баскетбол — это коллективная спортивная игра, в которой соревнуются две команды по пять человек в каждой. Цель игры заключается в том, чтобы забросить наибольшее количество раз мяч в корзину противоположной команды. Для этого игроки передают мяч друг другу или продвигаются, ударяя мяч рукой о площадку, и, приблизившись к щиту, бросают мяч в корзину. За попадание мяча в корзину в процессе игры засчитывается два очка, а за попадание со штрафного броска — одно очко.

              Соревнование выигрывает та из двух команд, которая наберет большее количество очков за 40 минут чистого времени. Сравнительно небольшие размеры площадки — 28 х 15. Это способствует проведению занятий баскетболом без перерыва на протяжении всего года.

              Естественность и разнообразие движений, положенных в основу игры, как, например: бег, прыжки, броски, передачи и ловля мяча,— а также тактический замысел игры и острая борьба за мяч вызывают большой интерес игроков и зрителей. Занятия баскетболом способствуют всестороннему физическому развитию и вырабатывают у игроков физические и морально-волевые качества и навыки, необходимые в трудовой и боевой деятельности,— быстроту, выносливость, ловкость, смелость, настойчивость, ориентировку, коллективизм и др.

    Постоянное пребывание игроков в коллективе и подчинение своих личных интересов интересам команды способствует воспитанию в игроках чувства товарищества и внутренней дисциплины.

              Баскетбол, являясь ценным средством физического воспитания советской молодежи, постепенно становится одной из наиболее массовых спортивных игр. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

              Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.  Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

    Дополнительная предпрофессиональная программа (далее – Программа) является методическим документом, отвечающим современным требованиям подготовки спортивного резерва ДЮСШ по баскетболу.

    Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом обучающихся.

    Учебный план в Программе излагается для этапов начальной подготовки, тренировочных этапов (этапов начальной и углубленной спортивной специализации) и этапов совершенствования спортивного мастерства, что позволяет соблюсти принципы преемственности и целостности требований и подходов в построении учебно-тренировочного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dopolnitelnaya_predprofessionalnaya.docx279.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТДЕЛ ПО ФИЗИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

     АДМИНИСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

    Муниципальное бюджетное  учреждение

    дополнительного образования

    детско-юношеская спортивная школа с.Небуг

    муниципального образования Туапсинский район

    Дополнительная предпрофессиональная программа

    по командному игровому виду спорта

    БАСКЕТБОЛ

    Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта, и с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки поигровому виду спорта «Баскетбол»

    (Приказ Минспорта России от 10.04.2013 N 114
    "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта Баскетбол"(Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2013 N 28777)


    Срок реализации        - 10 лет

    с.Небуг

    2015г.

    ПРИНЯТА                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

    На заседании педагогического                                                            Директор

    совета МБУ ДО ДЮСШ№8                                                                МБУ ДО ДЮСШ№8

    с.Небуг МО Туапсинский район                                            с.Небуг МО Туапсинский район

    протокол №__________________                                         ___________М.О.Гармидер

    от «___»______________2015года                                        Приказ №______________

                                                                                                       от «___»________2015года

     

    Автор программы:

    Сотникова Ольга Сергеевна-тренер-преподаватель МБУ ДО ДЮСШ№8 с.НебугМО  Туапсинский район

    Рецензенты:

    Федоров Владимир Николаевич, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 им. В.П.Фионова г. Туапсе, тренер высшей категории по баскетболу, заслуженный работник физической культуры и спорта Кубани

    Петрий Елена Викторовна, тренер-преподаватель высшей категории по баскетболу, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 им. В.П.Фионоваг.Туапсе

    Программа составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми законодательными актами.

    Программа предназначена для организации работы по дополнительной предпрофессиональной программе по баскетболу в МБУ ДО ДЮСШ№8 с.Небуг муниципального образования Туапсинский район

    Раскрываетсодержание тренировочной и воспитательной работы, приводятся планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый материал, система контрольных нормативов и требования для перевода обучающихся в группы более высокой квалификации.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1.1. Характеристика вида спорта……………………………………………5        

    1.2. Специфика организации обучения……………………………………..6        

    1.3. Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды),минимальный возраст занимающихся для

    зачисления на обучение и минимальное количество……………………….8

    2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН        

    2.1. Продолжительность и объемы реализации программы по предметным областям…………………………………………….........................................11

    2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся….12

    2.3. Объемы максимальных тренировочных нагрузок……………………...14        

    2.4. Минимальные показатели соревновательной нагрузки………………..15        

    2.5. Годовой учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ…………………………………………………………………………19

    2.5.1. Годовой план распределения учебных часов этапа начальной подготовки 1-го года обучения (час)…………………………………………20

    2.5.2. Годовой план распределения учебных часов этапа начальной подготовки 2-го и 3 го года обучения(час.)…………………………………..21

    2.5.3. Годовой план распределения учебных часов тренировочного этапа (этап начальной специализации)1-года обучения (час.)…………………....22

    2.5.4. Годовой план распределения учебных часов тренировочного этапа (этап начальной специализации)2-года обучения (час.)…………………….23

    2.5.5. Годовой план распределения учебных часов тренировочного этапа (этап углубленной специализации)3-года обучения (час.)………………….24

    2.5.6. Годовой план распределения учебных часов тренировочного этапа (этап углубленной специализации)4-года обучения (час.)………………….25

    2.5.7. Годовой план распределения учебных часов тренировочного этапа (этап углубленной специализации)5-года обучения (час.)………………….26

    2.5.8. Годовой план распределения учебных часов этапа совершенствования спортивного мастерства 1-го-годаобучения (час.)…………………………...27

    2.5.9. Годовой план распределения учебных часов этапа совершенствования спортивного мастерства 2-го –года обучения (час.)………………………….28

    1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    3.1. Содержание и методика работы по предметным областям……………..29

    3.1.1. Развитие основных физических качеств………………………………..29

    3.2. Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки……………………………………………………………………....34

    3.2.1. Этап начальной подготовки (до одного года, свыше одного года)…...35

    3.2.2. Тренировочный этап (этап начальной специализации– до двух лет)...35

    3.2.3. Тренировочный этап (этап углубленной специализации – свыше двух лет)……………………………………………………………………………….35

    3.2.4. Этап совершенствования спортивного мастерства(срок реализации 2 года)……………………………………………………………………………...36

    3.4. Рекомендации по планированию применения теоретической подготовки………………………………………………………………………43

    3.5. Рекомендации по планированию общей физической и специальной физической подготовки………………………………………………………...48

    3.6. Рекомендации по планированию психологической подготовки………..51

    3.7. Рекомендации по планированию восстановительных средств и мероприятий…………………………………………………………………….52

    3.8. Рекомендации по планированию инструкторской и

    судейской практики…………………………………………………………….54

    3.9. Рекомендации по планированию самостоятельной работы…………….55

    3.10. Требования мер безопасности в процессе реализации программы…...55

    3.11. Материально-техническое обеспечение тренировочного процесса…..57

    3.12. Кадровое обеспечение тренировочного процесса……………………...58

    4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕТРЕБОВАНИЯ.

    4.1 Комплексы контрольных упражнений для освоения Программы………….60

    4.2. Проведение промежуточной и итоговой аттестации……………………….65

    4.3. Организация и проведение педагогического психологического и врачебного контроля……………………………………………………………….71

    4.3. Результаты освоения Программы…………………………………………….73

    5. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГООБЕСПЕЧЕНИЯ.

    5.1. Список литературы………………………………………………………...75

    5.2. Перечень интернет ресурсов………………………………………………76

    1. Пояснительная записка

    1.1.Характеристика игры в баскетбол.

            Баскетбол - одна из самых популярных игр в Российской Федерации. Баскетбол — это коллективная спортивная игра, в которой соревнуются две команды по пять человек в каждой. Цель игры заключается в том, чтобы забросить наибольшее количество раз мяч в корзину противоположной команды. Для этого игроки передают мяч друг другу или продвигаются, ударяя мяч рукой о площадку, и, приблизившись к щиту, бросают мяч в корзину. За попадание мяча в корзину в процессе игры засчитывается два очка, а за попадание со штрафного броска — одно очко.

            Соревнование выигрывает та из двух команд, которая наберет большее количество очков за 40 минут чистого времени. Сравнительно небольшие размеры площадки — 28 х 15. Это способствует проведению занятий баскетболом без перерыва на протяжении всего года.

            Естественность и разнообразие движений, положенных в основу игры, как, например: бег, прыжки, броски, передачи и ловля мяча,— а также тактический замысел игры и острая борьба за мяч вызывают большой интерес игроков и зрителей. Занятия баскетболом способствуют всестороннему физическому развитию и вырабатывают у игроков физические и морально-волевые качества и навыки, необходимые в трудовой и боевой деятельности,— быстроту, выносливость, ловкость, смелость, настойчивость, ориентировку, коллективизм и др.

    Постоянное пребывание игроков в коллективе и подчинение своих личных интересов интересам команды способствует воспитанию в игроках чувства товарищества и внутренней дисциплины.

            Баскетбол, являясь ценным средством физического воспитания советской молодежи, постепенно становится одной из наиболее массовых спортивных игр. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

            Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.  Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

    Дополнительная предпрофессиональная программа (далее – Программа) является методическим документом, отвечающим современным требованиям подготовки спортивного резерва ДЮСШ по баскетболу.

    Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом обучающихся.

    Учебный план в Программе излагается для этапов начальной подготовки, тренировочных этапов (этапов начальной и углубленной спортивной специализации) и этапов совершенствования спортивного мастерства, что позволяет соблюсти принципы преемственности и целостности требований и подходов в построении учебно-тренировочного процесса.

    1.2. Специфика организации обучения.

    Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), разработана на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения и реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:

    -ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    -ФЗ от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ, пункт 6 статьи 33 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

    -Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

    -Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 года № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;

    -Приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

    -Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

    «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20 августа 2014 года № 33660.

    ДЮСШ, являясь учреждением дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов.

    Цель программы: создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом обучающихся; развитие способностей детей в избранном виде спорта; пропаганда здорового образа жизни, воспитание физических и волевых качеств.

    Основным условием достижения этой цели является многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает решение следующих задач:

    -Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию

    -Формирование нравственных ценностей, общечеловеческих норм поведения.

    -Обучение основам техники и тактики, привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом (для групп начальной подготовки)

    -Повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, овладение основами техники и тактики баскетбола; приучение к соревновательным условиям; приобретение навыков в организации и проведении соревнований, судейства (для тренировочных групп).

    Решение перечисленных задач осуществляется на каждом этапе обучения и тренировки, исходя из конкретных требований, учитывающих специализацию и квалификацию обучаемых. В основу отбора и систематизации материала положены принципы комплексности, преемственности и вариативности.

    Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон тренировочного процесса: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовок, педагогического и медицинского контроля.

    Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями возрастающего мастерства спортсменов, в постепенном, от этапа к этапу усложнении содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, в единстве задач, средств и методов подготовки.

    Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки спортсменов.

    Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих виды подготовок: теоретическую, техническую, физическую, тактическую,морально-волевую и психологическую.

            В Программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки игроков, отбору и комплектованию этапов подготовки в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.

    Особенности организации тренировочных занятий, календаря спортивно-массовых мероприятий, а также наличие материально-технической базы, тренажеров и специальных устройств могут вносить коррективы в данную Программу.

    1.3. Структура системы спортивной многолетней подготовки (этапы, периоды), минимальный возраст занимающихся для зачисления на обучение и минимальное количество занимающихся в группах.

    Спортивная многолетняя подготовка спортсменов в ДЮСШ является сложным многолетним процессом, рассчитанным на 10 лет работы, и предусматривает определенные требования к обучающимся  баскетболом, в соответствии с этапами подготовки.

    Этапы подготовки в виде спорта баскетбол формируются в соответствии с федеральными государственными требованиями, с учетом федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол, особенностей формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки обучающихся.

    Организация тренировочных занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:

    -этап начальной подготовка – до 3 лет;

    -тренировочный этап (этап начальной специализации) – до 2 лет;

    -тренировочный этап (этап углубленной специализации) – до 3 лет;

    -этап совершенствования спортивного мастерства - до 2 лет.

    Главным отличием является возраст и подготовленность обучающихся, зачисленных на тот или иной этап подготовки.

    Порядок приема на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе происходит в порядке, утвержденном локальными документами ДЮСШ, на основании результатов индивидуального отбора в соответствии с требованиями в области физической культуры и спорта (выбранного вида спорта). При приеме в ДЮСШ дети проходят тестирование по показателям общей физической и специальной физической подготовленности.

     Индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и двигательных умений, необходимых для освоения Программы. Набор (индивидуальный отбор) обучающихся осуществляется ежегодно до начала учебного года.

    Повышение уровня подготовки по баскетболу в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивной подготовленности, формированию групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки обучающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах) предоставлены в таблице № 1.

    Минимальный возраст для зачисления детей – 8 лет. При этом необходимо учитывать, что тренировочные нагрузки в течение дня в неделю не должны превышать допустимых норм таблица № 1.

    Перевод лиц, проходящих спортивную подготовку, с одного этапа обучения на другой осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных результатов и результатов промежуточной  аттестации, при отсутствии медицинских противопоказаний.

     Перевод обучающихся внутри этапа осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных результатов на основании выполнения контрольно-переводных нормативов, при отсутствии медицинских противопоказаний.

    Результатом сдачи контрольных нормативов, является повышение или совершенствование у обучающихся уровня общей и специальной физической подготовки.

    Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки обучающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах)

    Таблица № 1

    Этап спортив-ной подготовки

    Период(продолжительность в годах)

    Минимальный возраст для приема

    Минимальная наполняемость группы (человек)

    Максимальная наполняемость группы

    (человек)

    Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю

    Требования по спортивной подготовке

    Этап начальной подготовки

    1-ый год обучения

    8

    15

    25

    6

    Выполнение норм по физической и технической подготовке (не менее 30% всех видов)

    2-ой и 3-ий года обучения

    9

    15

    25

    8

    Выполнение норм по физической и технической подготовке (не менее 40% всех видов) для второго года обучения  и  50% для третьего года

    Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

    Начальная специализация (1-ый и 2-ой год)

    12

    12

    20

    10/12

    Выполнение норм по физической и технической подготовке 60%

    Углубленная специализация (3-5-ый года обучения

    12

    12

    20

    14/16/18

    Выполнение норм по физической и технической подготовке и спортивного разряда

    Этап спортивного совершенствования

    До двух лет

    14

    6

    12

    20

    Выполнение норм по физической и технической подготовке и спортивного разряда

    1. Учебный план

    2.1.Продолжительность и объемы реализации программы по предметным областям.

    На протяжении периода спортивной подготовки в ДЮСШ баскетболисты проходят несколько возрастных этапов подготовки, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.

    Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

    • постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;
    • планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействия с партнерами по команде;
    • переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным
    • увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки;
    • постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
    • повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.

    Самостоятельная работа обучающихся 6 недель, реализуется в каникулярный период через судейскую практику, индивидуальную подготовку, оздоровительный бег, пешие и велосипедные прогулки, плавание, спортивные и подвижные игры.

    Программа на каждом этапе спортивной подготовки рассчитана на 46 недели, что составляет 88 % от ФССП.(таблица № 6).

    2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся, в том числе и по индивидуальным планам.

    В процессе реализации Программы предусматривается следующее соотношение объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему годового учебного плана (таблица № 2).

    СООТНОШЕНИЕ

    ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

    НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

    ( в процентах)

    Таблица № 2

    №п/п

    Разделы обучения

    Этапы подготовки

    НП

    ТЭ

    ССМ

    до года

    свыше года

    Начальной специализации

    Углубленной специализации

    До двух лет

    1 год

    2 год

    3 год

    1 год

    2 год

    3 год

    4 год

    5 год

    1 год

    2 год

    1

    Общее количество часов в год, из расчета 46 недель, что составляет 88% оптимального объема тренировочной и соревновательной деятельности по ФССП

    276

    368

    368

    460

    552

    644

    736

    736

    920

    1012

    2

    Количество часов в неделю

    6

    8

    8

    10

    12

    14

    16

    16

    20

    22

    3

    Теоретическая подготовка в %

    10

    10

    10

    10

    10

    10

    10

    10

    10

    10

    4

    Общая физическая подготовка в %

    17

    17

    19

    19

    19

    17

    15

    15

    13

    11

    5

    Специальная физическая подготовка в %

    14

    14

    14

    14

    14

    16

    16

    16

    16

    16

    6

    Избранный вид спортав %

    58

    57

    55

    54

    54

    54

    56

    56

    58

    60

    7

    Самостоятельная работа в %

    1

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    Всего

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    Многолетняя система спортивной подготовки игроков требует четкого планирования и учета нагрузки на всех этапах подготовки. Эта нагрузка определяется средствами и методами, которые используют в процессе занятий. На всех этапах многолетней подготовки обучающихся соотношение различных видов подготовки меняется в зависимости от возрастных особенностей, задач этапа и спортивного мастерства обучающихся.

    Основными формами осуществления многолетней спортивной подготовки являются:

    • групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
    • тренировочные сборы;
    • участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
    • инструкторская и судейская практика;
    • медико-восстановительные мероприятия;
    • тестирование и контроль.

    Распределение времени в годовом учебном плане на основные разделы спортивной подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

    ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса:

    1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
    2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
    1. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
    1. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
    2. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
    3. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

    (до 2-х лет обучения – этап начальной специализации)

    Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса (этап начальной специализации):

    1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
    2. Обучение приемам игры,  техники, совершенствование их в тактических действиях.
    3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты   выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
    4. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района.

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

    (до 3-х лет обучения – этап углубленной специализации)

    Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса (этап углубленной специализации):

    1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.

    1. Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
    2. Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
    3. Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
    4. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).

    ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

    Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса:

    1. повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
    2. совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
    3. стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
    4. поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
    5. сохранение здоровья спортсменов.

    2.3. Объемы максимальных тренировочных нагрузок

            Таблица № 4

    №п/п

    Разделы обучения

    Этапы подготовки

    НП

    ТЭ

    ССМ

    до года

    свыше года

    Начальной специализации

    Углубленной специализации

    До двух лет

    1 год

    2 год

    3 год

    1 год

    2 год

    3 год

    4 год

    5 год

    1 год

    2 год

    1

    Общее количество часов в год, из расчета 46 недель, что составляет 88% оптимального объема тренировочной и соревновательной деятельности по ФССП

    276

    368

    368

    460

    552

    644

    736

    736

    920

    1012

    2

    Количество часов в неделю

    6

    8

    8

    10

    12

    14

    16

    16

    20

    22

    Количество тренировок в неделю

    3

    4

    4

    5

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    Количество тренировок в год

    138

    184

    184

    230

    276

    276

    276

    276

    276

    276

    2.4.Минимальные показатели соревновательной нагрузки.

    Очень важно помнить, что основные детские соревнования, особенно многодневные с выездом в другие города, следует проводить во время каникул. Поэтому весь годичный макроцикл подготовки должен быть спланирован так, чтобы юные баскетболисты могли успешно выступить в соревнованиях именно в это время.

    Для создания стройной системы планирования разработаны комплексы упражнений каждого вида подготовки.

    Соревновательная нагрузка у взрослых мастеров баскетбола вызывает частоту сердечных сокращений 165-180 уд./мин. Планирование интенсивности тренировочной нагрузки должно соответствовать этому уровню. Тренировка с повышенной интенсивностью дает перенос тренированности в направлении упражнений с умеренной частотой пульса. Если же тренировки проводились с низкой интенсивностью, то баскетболист не сможет эффективно действовать в условиях соревнований.

    При определении режимов нагрузки в развитии специальной выносливости следует учитывать, что частота пульса у детей несколько выше, чем у взрослых.

    Кроме знания величины и направленности нагрузки, необходимо знать сочетаемость упражнений различной направленности для получения положительного срочного тренировочного эффекта. Наиболее рациональным считается подбор средств однонаправленного воздействия. Однако если на занятии необходимо решать различные задачи, то сначала надо применить скоростно-силовые упражнения, далее средства, воспитывающие скоростную выносливость, а потом нагрузку для воспитания общей выносливости.

    Соревнования решают ряд задач: приучают к противоборству, воспитывают личность, совершенствуют двигательные умения и навыки, развивают мышление. Это огромный стимул спортивного совершенствования для занимающихся, средство проявления сил и способностей спортсменов, воспитания воли и характера.

    В зависимости от места и задач, соревнования могут быть:

    - тренировочными (проходящими согласно тренировочному плану);        

    - контрольными (имеющими задачей оценку текущего уровня подготовки спортсмена и (или) его положения в рейтинге иных спортсменов группы);

    - основными (проходящими в рамках официальных соревнований).

    Игровая соревновательная нагрузка с возрастом и стажем занятий постоянно возрастает в противовес игровой подготовке, которая проводится в тренировочном процессе. Рекомендуются следующие минимальные показатели соревновательной нагрузки с учетом возраста обучающихся и этапа спортивной подготовки (таблица № 5).

    Таблица № 5

        Виды    

    соревнований

       (игр)    

                 Этапы и годы спортивной подготовки            

     Этап начальной

       подготовки    

      Тренировочный  

    этап (этап    

       спортивной    

     специализации)  

    Этап совер-

    шенствования

    спортивного

    мастерства

    до года

     свыше  

      года  

    До двух

      лет  

     Свыше  

    двух лет

    Контрольные

    1 - 3

    1 - 3

    3 - 5

    3 - 5

    5 - 7

     Отборочные

    -

    -

    1 - 3

    1 - 3

    1 - 3

      Основные  

    1

    1

    3

    3

    3

    Всего игр

    20

    20 - 25

    40 - 50

    50 - 60

    60 - 70

    Показатели соревновательной деятельности зависят от этапа подготовки и планируются в соответствии с ЕКП (включает в себя школьные соревнования, городские соревнования, областные соревнования)

    Кроме знания величины и направленности нагрузки необходимо знать сочетаемость упражнений различной направленности для получения положительного срочного тренировочного эффекта. Наиболее рациональным считается подбор средств однонаправленного воздействия. Однако, если в занятии необходимо решать различные задачи, то сначала надо применить скоростно-силовые упражнения, далее средства, воспитывавшие скоростную выносливость, а уж потом нагрузку для воспитания общей выносливости.

    2.4.1. Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся, соответствуют Положению о соревнованиях и правилам вида спорта баскетбол:

    • соответствие возраста и пола участника;
    • соответствие уровня спортивной квалификации участников согласно Единой всероссийской спортивной классификации;
    • прохождение предварительного отбора на соревнованиях ДЮСШ;
    • наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

            2.4.2. Особенно творчески надо подходить к построению подготовки на тренировочных сборах, когда проведение тренировок не лимитируется занятостью обучающихся. В этот период применяют микроциклы 4:1 и 3:1.При трехразовых тренировочных занятиях в день каждое занятие имеет четкую направленность. Утреннее тренировочное занятие способствует повышению общего тонуса организма и улучшению работоспособности в последующих занятиях. В дневных и вечерних тренировочных занятиях решаются основные задачи подготовки. Причем одна направлена на решение главной задачи на этот день микроцикла, а другая – второстепенной.

                    При выполнении игровых упражнений следует учитывать количество игроков, размер поля, установки на игру (личная защита или зонная, с форой или без нее и пр.), так как все эти компоненты создают значительную разницу интенсивности упражнений. Разное количество баскетболистов, участвующих в поточных упражнениях, тоже существенно меняет темп в связи с удлинением или укорочением пауз между повторениями.

    Летом в спортивном лагере планирование произвольное, сообразно имеющимся средствам и задачам, которые необходимо решить.

    Планирование участия обучающихся в тренировочных сборах и сроки их проведения определяются в соответствии с календарным планом официальных физкультурных и спортивных мероприятий и Положением о соревнованиях

    В соответствии с федеральными государственными требованиями по Программе предусмотрены тренировочные сборы продолжительностью от 14 дней до 21 дня (без учета проезда к месту проведения тренировочных сборов и обратно) (таблица № 6).

    Тренировочные сборы организуются при подготовке к соревнованиям различного уровня, поэтому тренировочный процесс строится с ориентацией на результативное выступление на соревнованиях. Весь период подготовки тренировочные сборы распланированы с учетом каникулярного периода обучения. Тренировочные сборы, имеют оздоровительный характер, тренировка баскетболиста носит соответствующую направленность. В спортивных лагерях обучающиеся занимаются преимущественно общей физической подготовкой, включая в тренировочный процесс занятия различными видами спорта. В зимние каникулы обучающие получают навыки в видах спорта способствующих повышению профессионального мастерства. В этот период большое внимание уделяется развивающим физическим упражнениям. В летние каникулы используются спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол, и др.), гимнастика, легкая атлетика, плавание, велосипед и др)

    Таблица №6

    Перечень возможных тренировочных сборов

    № п/п

    Вид тренировочных сборов

    Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки

    (максимальное количество дней) без учета проезда к мессу его пребывания и обратно

    Оптимальное число участников сборов

    Этап совершенствования

    спортивного мастерства

    Тренировочный этап (этап

    спортивной специализации

    Этап начальной подготовки

    1. Тренировочные сборы занимающихся, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и субъектов РФ субъектов РФ

    1.1

    Тренировочные сборы занимающихся, включенных в список кандидатов

    в спортивные сборные команды Российской Федерации

    200

    -

    -

    В соответствии со списочным составом кандидатов в спортивные сборные команды РФ

    1.2

    Тренировочные сборы занимающихся, включенных в список

    спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации

    90

    60

    -

    В соответствии со списочным составом членов спортивных сборных команд субъекта РФ

    2. Тренировочные сборы по подготовке к спортивным соревнованиям

    2.1

    Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям

    21

    18

    -

    2.2

    Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам,

    первенствам России

    18

    14

    -

    2.3

    Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским

    спортивным соревнованиям

    18

    14

    -

    2.4

    Тренировочные сборы по подготовке к официальным спортивным

    соревнованиям субъекта Российской Федерации

    14

    14

    -

    3. Специальные тренировочные сборы

    3.1

    Тренировочные сборы по общей и (или) специальной физической

    подготовке

    18

    14

    -

    Не менее 70% от состава группы спортсменов, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе

    3.2

    Восстановительные тренировочные сборы

    До 14 дней

    -

    Участники спортивных соревнований

    3.3

    Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования

    До 5 дней,но не более 2 раз в год

    -

    В соответствии с планом комплексного медицинского обследования

    3.4

    Тренировочные сборы в каникулярный период

    До 21 дня подряд и не более двух сборов в год

    Не менее 60% от состава группы спортсменов, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе

    3.5

    Просмотровые тренировочные для претендентов

    До 60 дней

    -

    В соответствии с правилами отбора

    3.6

    Тренировочные сборы для выявления перспективных спортсменов для

    комплектования спортивных сборных команд Российской Федерации,

    субъектов Российской Федерации и центров спортивной подготовки

    До 21 дня, и не более двух раз в год

    -

    В соответствии с планом комплектования спортивных сборных команд

    2.5. Годовой учебный план на 46 недель

    тренировочных занятий в ДЮСШ.

    Таблица №7

    Разделы подготовки

    Этапы подготовки

    Начальной подготовки

    Тренировочный

    Совершенствования спортивного мастерства

    до

    одного года

    Свыше одного года

    этап

    начальной специализации

    этап

    углубленной специализации

    до

    двух лет

    1-год

    2-год

    3 год

    1-год

    2-год

    3-год

    4-год

    5-год

    1-год

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    час

    %

    1

    Теоретическая подготовка

    28

    10

    37

    10

    37

    10

    46

    10

    55

    10

    64

    10

    74

    10

    74

    10

    92

    10

    101

    10

    2

    Общая физическая подготовка

    47

    17

    63

    17

    70

    19

    87

    19

    105

    19

    109

    17

    110

    15

    110

    15

    120

    13

    111

    11

    3

    Специальная физическая подготовка

    39

    14

    52

    14

    52

    14

    64

    14

    77

    14

    103

    16

    118

    16

    118

    16

    147

    16

    162

    16

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    159

    58

    209

    57

    202

    55

    249

    54

    298

    54

    349

    54

    412

    56

    412

    56

    533

    58

    608

    60

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    3

    1

    7

    2

    7

    2

    14

    3

    17

    3

    19

    3

    22

    3

    22

    3

    28

    3

    30

    3

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    276

    100

    368

    100

    368

    100

    460

    100

    552

    100

    644

    100

    736

    100

    736

    100

    920

    100

    1012

    100

    Количество часов в неделю

    6

    8

    8

    10

    12

    14

    16

    16

    20

    22

    Количество тренировок в неделю

    3

    4

    4

    5

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    Общее количество тренировок в год

    138

    184

    184

    230

    276

    276

    276

    276

    276

    276

    2.5.1. Годовой план распределения учебных часов этапа

    начальной подготовки 1-го года обучения (час).

    Таблица № 8

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    1

    28

    2

    Общая физическая подготовка

    4

    4

    5

    4

    3

    4

    4

    5

    5

    4

    5

    47

    3

    Специальная физическая подготовка

    3

    3

    3

    3

    5

    5

    5

    3

    3

    3

    3

    39

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    15

    15

    16

    16

    16

    14

    15

    15

    14

    15

    8

    159

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    2

    1

    3

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    16

    276

    2.5.2. Годовой план распределения учебных часов этапа

    начальной подготовки 2-го и 3-го года обучения (час.).

    Таблица № 9

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    3

    4

    3

    3

    4

    3

    3

    6

    3

    5

    37

    2

    Общая физическая подготовка

    6

    6

    5

    7

    6

    6

    6

    5

    6

    6

    3

    63

    3

    Специальная физическая подготовка

    5

    5

    5

    4

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    3

    52

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    19

    20

    20

    19

    19

    19

    20

    20

    19

    18

    16

    209

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    7

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    34

    36

    34

    34

    36

    34

    34

    36

    34

    34

    22

    368

    2.5.3. Годовой план распределения учебных часов

    тренировочного этапа (этап начальной специализации)

    1-года обучения (час.).

    Таблица № 10

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    4

    4

    4

    4

    5

    4

    4

    4

    5

    4

    4

    46

    2

    Общая физическая подготовка

    8

    8

    8

    8

    8

    10

    10

    8

    8

    8

    3

    87

    3

    Специальная физическая подготовка

    7

    7

    5

    7

    6

    5

    6

    8

    6

    5

    2

    64

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    24

    24

    24

    24

    23

    22

    23

    23

    23

    23

    15

    249

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    14

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    44

    44

    42

    44

    44

    42

    44

    44

    44

    42

    26

    460

    2.5.4. Годовой план распределения учебных часов

    тренировочного этапа (этап начальной специализации)

    2-года обучения (час.).

    Таблица № 11

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    5

    5

    5

    5

    6

    5

    5

    5

    5

    6

    3

    55

    2

    Общая физическая подготовка

    9

    10

    9

    11

    10

    9

    10

    11

    10

    10

    6

    105

    3

    Специальная физическая подготовка

    7

    8

    7

    7

    8

    7

    7

    7

    7

    8

    4

    77

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    28

    30

    28

    28

    27

    29

    30

    27

    26

    27

    18

    298

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    1

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    3

    2

    17

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    50

    55

    51

    53

    52

    51

    53

    52

    51

    53

    31

    552

    2.5.5. Годовой план распределения учебных часов

    тренировочного этапа (этап углубленной специализации)

    3-года обучения (час.).

    Таблица № 12

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    Психологическая

    6

    7

    5

    7

    5

    6

    6

    6

    7

    7

    3

    64

    2

    Общая физическая подготовка

    10

    11

    9

    11

    10

    10

    10

    10

    10

    10

    9

    109

    3

    Специальная физическая подготовка

    10

    10

    10

    10

    11

    8

    10

    9

    10

    8

    6

    103

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    33

    33

    33

    32

    36

    31

    32

    32

    32

    34

    21

    349

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    3

    2

    2

    19

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    60

    63

    59

    62

    64

    56

    60

    60

    62

    60

    38

    644

    2.5.6. Годовой план распределения учебных часов

    тренировочного этапа (этап углубленной специализации)

    4-года обучения (час.)

    Таблица № 13

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    7

    8

    7

    8

    8

    7

    8

    7

    7

    7

    74

    2

    Общая физическая подготовка

    10

    12

    10

    10

    10

    8

    10

    9

    13

    10

    8

    110

    3

    Специальная физическая подготовка

    13

    12

    13

    11

    12

    11

    11

    10

    10

    10

    5

    118

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    39

    38

    40

    39

    40

    38

    38

    37

    38

    38

    27

    412

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    1

    2

    1

    4

    5

    4

    3

    2

    22

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    68

    70

    70

    70

    71

    64

    71

    68

    72

    68

    44

    736

    2.5.7. Годовой план распределения учебных часов

    тренировочного этапа (этап углубленной специализации)

    5-года обучения (час.)

    Таблица № 14

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    7

    8

    7

    8

    8

    7

    8

    7

    7

    7

    74

    2

    Общая физическая подготовка

    10

    12

    10

    10

    10

    8

    10

    9

    13

    10

    8

    110

    3

    Специальная физическая подготовка

    13

    12

    13

    11

    12

    11

    11

    10

    10

    10

    5

    118

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    39

    38

    40

    39

    40

    38

    38

    37

    38

    38

    27

    412

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    1

    2

    1

    4

    5

    4

    3

    2

    22

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    68

    70

    70

    70

    71

    64

    71

    68

    72

    68

    44

    736

    2.5.8. Годовой план распределения учебных часов этапа

    совершенствования спортивного мастерства 1-го -года

    обучения (час.).

    Таблица № 15

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    Психологическая

    12

    13

    12

    12

    13

    12

    11

    12

    12

    14

    -

    6

    129

    2

    Общая физическая подготовка

    7

    9

    7

    7

    7

    7

    7

    6

    6

    7

    4

    74

    3

    Специальная физическая подготовка

    15

    15

    14

    14

    15

    14

    13

    13

    13

    14

    -

    7

    147

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    52

    52

    52

    52

    50

    47

    51

    49

    50

    51

    36

    542

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    4

    4

    6

    6

    8

    28

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    86

    89

    85

    89

    89

    80

    88

    86

    88

    86

    53

    920

    6

    Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

    2.5.9. Годовой план распределения учебных часов этапа

    совершенствования спортивного мастерства 2-го -года

    обучения (час.).

    Таблица № 16

    Разделы подготовки

    месяцы

    всего

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1

    Теоретическая подготовка

    Психологическая

    14

    14

    14

    13

    14

    14

    13

    13

    13

    13

    -

    7

    142

    2

    Общая физическая подготовка

    7

    8

    7

    10

    7

    7

    7

    8

    7

    8

    5

    81

    3

    Специальная физическая подготовка

    17

    17

    16

    16

    17

    16

    15

    14

    13

    14

    -

    7

    162

    4

    Избранный вид спорта:

    - техническая под.,

    - тактическая под.;

    - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

    -интегральная под.

    58

    59

    55

    54

    52

    55

    56

    54

    59

    57

    38

    597

    5

    Самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам и в каникулярный период)

    7

    9

    5

    4

    4

    1

    30

    Общее количество тренировочных часов в год (на 46 недель)

    96

    98

    92

    100

    90

    92

    100

    94

    96

    96

    58

    1012

    6

    Минимальные объемы соревновательной нагрузки, из них:

    3. Методическая часть

    Программа предназначена для тренеров-преподавателей и директоров, и является основным документом тренировочной, методической и воспитательной работы в ДЮСШ. Она раскрывает весь комплекс предметных областей обучения и тренировочных занятий в ДЮСШ.

    Основные задачи поэтапной подготовки:

    • привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
    • обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;
    • воспитание волевых, морально стойких граждан страны;
    • подготовка высококвалифицированных спортсменов, резерва сборной команды Краснодарского края.

    Программа содержит разделы, в которых освещены задачи и материалы по видам подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, игровой, психологической), средства и формы подготовки, восстановительные мероприятия.

    3.1.Содержание и методика работы по предметным областям, этапам

    (периодам) подготовки

    Многолетняя подготовка игроков в баскетбол строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса.

    Прежде всего - это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями баскетболом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высших достижений.

    Для достижения высшего спортивного мастерства требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

    Баскетболиста - мастера высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов, такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.

    1. Развитие основных физических качеств

    Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом - иных. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков и модельные характеристики баскетболиста высокой квалификации.Баскетбол - командный вид спорта. Участие всоревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом -выносливость и т.д. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.В таблице №16  представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в баскетбольные группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети. Они отличаются от менее рослых и по темпам полового созревания, и по нарастанию физических способностей. Чаще всего такие дети опережают своих сверстников по соматическим показателям, а иногда и по физическим способностям.

    Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций. Без учета этих особенностей невозможно рационально построить тренировочный процесс.

    Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.

    Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально и дифференцировать в группе баскетболистов с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе.Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения.

    Примерные сенситивные (благоприятные) периоды

     развития двигательных качеств

    Таблица № 17

    Морфофункциональные показатели, физические качества

    Возраст, лет

     

     

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Длина тела

     

     

     

    +

    +

    +

    +

     

    Мышечная масса

     

     

     

    +

    +

    +

    +

     

    Быстрота

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

    Скоростно-силовые качества

     

    +

    +

    +

    +

    +

     

     

    Сила

     

     

     

    +

    +

    +

     

     

    Выносливость

    +

    +

     

     

     

     

    +

    +

    Анаэробные возможности

    +

    +

    +

     

     

     

    +

    +

    Гибкость

    +

    +

     

     

     

     

     

     

    Координационные способности

    +

    +

    +

    +

     

     

     

     

    Равновесие

     

    +

    +

    +

    +

    +

     

     

    Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения спортсмена, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков. Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.

    Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.

    Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.При подготовке особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными баскетболистами - юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек - их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.

    Для проведения занятий с обучающимися разных возрастов рекомендуется использовать мячи №5,№6,№7.

    Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам - основным структурным блокам планирования.

    Данная Программа рекомендует поэтапное построение подготовки. В Программе даны годовые планы распределения учебных часов на каждый этап подготовки. Планирование годичного цикла тренировочного процесса обучающихся в ДЮСШ определяется задачами, которые поставлены в годичном цикле; закономерностями развития и становления спортивной формы; периодизацией тренировочного занятия, специфичной для баскетбола; календарем и системой спортивных соревнований, в том числе и сроками проведения основных из них.

    Каждый большой годичный макроцикл для этапа начальной подготовки 2-го и 3-го года обучения и в тренировочных этапах (этапах начальной и углубленной специализации) содержит 3 цикла: подготовительный, соревновательный и переходный. В каждом из циклов ставятся свои задачи и определяются средства для их осуществления. В группах начальной подготовки, где занимающиеся еще не выступают регулярно в официальных соревнованиях, тренировочный макроцикл включает 5 циклов: общеподготовительный, специально – подготовительный, предсоревновательный, соревновательный и переходный. Каждый цикл завершается соревнованиями, как правило, в период каникул, а подготовка к этим соревнованиям планируется в три этапа.

    В общеподготовительных микроциклах преобладают обучение новому материалу и большой объем физической подготовки.

    В специально-подготовительных микроциклах увеличивается объем упражнений технико-тактического совершенствования и игровой направленности, в предсоревновательных – задачи физической подготовки решаются только специализированными для баскетбола средствами.

    СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    Задачей этого периода является достижение наилучших и стабильных спортивных результатов. В этот период решаются задачи совершенствования технико-тактического мастерства, дальнейшее совершенствование специальных физических качеств, повышение уровня теоретических знаний. При этом подготовка к соревнованиям ведется с учетом особенностей их проведения (программы, условий, временных и климатических и т.п.). Учебно-тренировочная работа строится в этот период с учетом особенностей предстоящих соревнований. Первые игры являются проверкой качества проведенной работы в подготовительном периоде. По результатам этих игр выявляются недостатки в подготовленности, на основании которых строится дальнейшая подготовка. При этом каждое соревнование необходимо рассматривать как ступень к достижению более высоких результатов в последующих соревнованиях.

    ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

    Основными задачами переходного периода являются активный отдых, укрепление здоровья совершенствование общей физической и технической подготовки. Этот период, как правило, в баскетболе делится с июля по август месяц включительно.

    В зависимости от уровня подготовленности и графика его участия в соревнованиях годичный учебно-тренировочный процесс может быть разбит на два или более циклов подготовки, который также состоит из трех вышеназванных периодов с несколько сокращенным переходным периодом.

    Во всех периодах годичного цикла в баскетболе присутствуют все виды подготовки, но их соотношение, а главное формы значительно отличаются. Длительность каждого подготовительного и соревновательного периода устанавливается с учетом календарного плана официальных физкультурных соревнований, в котором планируется участие обучающегося.

    3.2 Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки

    3.2.1. ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых технических элементов и навыков игры. По окончании годичного цикла тренировки обучающиеся должны освоить объемы по предметным областям, выполнять нормативные требования по общей физической и специальной физической подготовленности (промежуточная аттестация).

    Основная задача на этом этапе – воспитывать интерес к занятиям баскетболом. Тренировочное занятие должно быть увлекательной и многообразной. Следует сформировать целостные двигательные координации базовой техники, применять тактические задания с использованием освоенных технических элементов. Развивать способность к наблюдению и дифференцированию. Начать ознакомление со специальными теоретическими знаниями по баскетболу.

    Проводить всестороннюю физическую подготовку. Главный акцент сделать на воспитании скоростных и координационных способностей. Развивать аэробную выносливость. Строго контролировать объем и интенсивность нагрузок. Осуществить первоначальный отбор.

    Основные направления этапа начальной подготовки

    • Воспитывать интерес к занятиям любимым видом спорта, организованность и дисциплинированность.
    • Научить правильной стойке баскетболиста, научить ведению и ловле мяча. Научить базовой технике, комбинаций и передвижений.
    • Проводить соревнования и тактические упражнения с использованием пройденных технических элементов.
    • Использовать оптимальный период для развития подвижности в различных звеньях опорно-двигательного аппарата.
    • Повышать интерес обучающихся к занятиям по физической подготовке.
    • Сформировать у баскетболистов правильное представление о роли общей физической подготовки для технического совершенствования и здоровья. Ознакомить обучающихся с правилами баскетбола.
    • На возрастном уровне этапов начальной подготовки неправомерно требовать от обучающихся четкого, технически безупречного выполнения конкретных задач в упражнениях с мячом.

    Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному (представлена в таблицах №18,19,20 «Техническая подготовка»  и «Тактическая подготовка»)

    3.2.2. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

    (этап начальной специализации – до двух лет)

    На тренировочном этапе (этапе начальной специализации) годичный цикл состоит из подготовительного и соревновательного периодов. Главноевнимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, включению средств с элементами специальной физической подготовки, дальнейшему расширению технико-тактических навыков и приемов (представленных а таблицах № 18,19,20 «Техническая подготовка» и «Тактическая подготовка»).По окончанию годичного цикла обучающиеся обязаны освоить объемы по предметным областям, выполнить нормативные требования по общей и специальной подготовленности (итоговую аттестацию), участвовать в соревнованиях.Следует постоянно увеличивать объем заданий по обучению техники комбинаций, применять упражнения в командной  игре. Овладевать теоретическими знаниями, непосредственно связанными тренировочным процессом.Проводить всестороннюю физическую подготовку, основное внимание уделять воспитанию гибкости и ловкости. Совершенствовать скоростные способности (скорость и точность реакции, быстроту и темп движений). Повышать уровень скоростной и аэробной выносливости.

    Основные направления этапа начальной специализации

    • Воспитывать сознательность и  дисциплинированность,  стремление  к

    идеалу.

    • Совершенствовать технику комбинаций
    • Использовать оптимальный период для развития скоростных способностей и выносливости
    • Увеличивать вариативность техники и тактики
    • Ознакомить обучающихся с зонной защитой

    3.2.3. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

    (этап углубленной специализации свыше двух лет)

    При планировании нагрузки на данном этапе в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, и на этой базе повышение уровня специальной физической работоспособности, развитие специальных физических качеств, овладение техническими и тактическими навыками (представленных а таблицах №18,19,20 «Техническая подготовка» и «Тактическая подготовка»)В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов, а также выполнение нормативных требований (промежуточной  аттестации).

    Основные направления этапа углубленной специализации

    • При проведении воспитательной работы основное внимание уделить развитию волевых качеств, формированию активной жизненной позиции.
    • Совершенствовать навыки и знания, полученные на предыдущих этапах, а также технико-тактические варианты игры
    • Использовать оптимальный период для развития скоростных качеств ловкости, обеспечить положительный перенос в развитии качеств.
    • Научить обучающихся анализировать выполнение технических элементов, определять сильные и слабые стороны соперников в игре, разрабатывать и практически использовать тактические варианты игры.

    3.2.4. ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

    (срок реализации 2 года)

    Структура годичного цикла на этапе совершенствования спортивного мастерства сохраняется такой же, как и при подготовке обучающихся на этапе углубленной специализации. Основной принцип тренировочной работы на этапе совершенствования спортивного мастерства – специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей .

    Основные направления этапа совершенствования спортивного мастерства

    • Воспитывать морально-волевые качества, повышать уровень развития специализированных психических качеств.
    •  Совершенствование техническойи тактической  подготовки(представленных а таблицах №18,19,20 «Техническая подготовка» и «Тактическая подготовка»);
    • Стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
    •  Поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
    • Развивать у обучающихся способность к анализу теоретических аспектов тренировочной и соревновательной деятельности.
    • Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).

    «Техническая подготовка»

    Таблица № 18

    Этапы

    Этап

    совершен-

    начальной

    Тренировочныйэтап

    ствования

    подготов-

    Приемыигры

    спорт.

    ки

    мастерства

    Годобучения

    1-й

    2-3й

    1-й

    2-й

    3-й

    4-й

    5-й

    1-й

    2-й

    Прыжоктолчкомдвухног

    +

    +

    Прыжоктолчкомоднойноги

    +

    +

    Остановкапрыжком

    +

    +

    Остановкадвумяшагами

    +

    +

    Поворотывперед

    +

    +

    Поворотыназад

    +

    +

    Ловля мяча двумя руками на

    месте

    +

    +

    Ловля мяча двумя руками в

    движении

    +

    +

    Ловля мяча двумя руками в

    прыжке

    +

    +

    Ловля мяча двумя руками при

    Встречном движении

    +

    +

    Ловля мяча двумя руками при

    Поступательном движении

    +

    +

    +

    Ловля мяча двумя руками при

    Движении сбоку

    +

    +

    +

    Ловля мяча одной рукой на

    месте

    +

    Ловля мяча одной рукой в

    движении

    +

    +

    +

    Ловля мяча одной в прыжке

    +

    +

    +

    Ловля мяча одной рукой при

    Встречном движении

    +

    +

    +

    Ловля мяча одной рукой при

    Поступательном движении

    +

    +

    +

    Ловля мяча одной рукой при

    Движении сбоку

    +

    +

    +

    +

    Передача мяча двумя руками

    сверху

    +

    +

    Передача мяча двумя руками

    отплеча (с отскоком)

    +

    +

    Передача мяча двумя руками

    Отгруди (с отскоком)

    +

    +

    Передача мяча двумя руками

    снизу (с отскоком)

    +

    +

    Передача мяча двумя руками с

    места

    +

    +

    Передача мяча двумя рукам в

    движении

    +

    +

    +

    Передача мяча двумя руками в

    прыжке

    +

    +

    Передачамячадвумяруками

    (встречные)

    +

    +

    +

    Передачамячадвумяруками

    (поступательные)

    +

    +

    +

    Передачамячадвумяруками

    Наодномуровне

    +

    +

    +

    +

    Передачамячадвумяруками

    (сопровождающие)

    +

    +

    +

    +

    Передачамячаоднойрукой

    сверху

    +

    +

    Передачамячаоднойот

    головы

    +

    +

    Передача мяча одной рукой от

    плеча (с отскоком)

    +

    +

    +

    Передача мяча одной рукой с

    места

    +

    +

    Передача мяча одной рукой в

    движении

    +

    +

    +

    Ведениемяча с высоким

    отскоком

    +

    +

    Ведениемяча с низким

    отскоком

    +

    +

    Ведениемячасозрительным

    контролем

    +

    +

    Ведениемячабеззрительного

    контроля

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Ведениемячанаместе

    +

    +

    Ведениемячапопрямой

    +

    +

    +

    Ведениемячапокругам

    +

    +

    +

    Ведениемячазигзагом

    +