Главные вкладки

    Рефлексия на уроках физической культуры
    статья по физкультуре на тему

    Шабалина Надежда Юрьевна

    Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

    Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. 

    Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

                В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений?

    Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

     В чём сущность  рефлексии

                Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими,  со своими приемами и методами.

    Цели урока-рефлексии

     По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

    Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала.

    Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

     Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

    - рефлексия настроения и эмоционального состояния;

    • целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и т.п.

    - рефлексия деятельности;

    • дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.

    - рефлексия содержания учебного материала.

    • используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

           Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию  рефлексии?

         В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.

           Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.

    Для создания ситуации рефлексии  нужно поставить  задачи:

    • Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека.
    • Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит.
    • А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить.

    Прием незаконченного предложения:

    рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)

    Прием анализа субъективного опыта:

    • который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

    • Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

    Приём  высказывания:

    • где учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

    • сегодня я узнал…

    • было интересно…

    • было трудно… и т.д.

    Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно )

    • В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.

    • В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь.

    • В графу «И» - «интересно» учащиеся  вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

     И для примера

    Заключительный  этап  урока -  рефлексия – тема урока «Осанка».

    Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Осанка», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке.

        Вывод  

                Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки внепрограммным материалом.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рефлексия на уроках физической культуры

    Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознани...

    рефлексия на занятиях физической культуры по ФГОС

        Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию  рефлексии? В своей работе я поставила задачи:·...

    Рефлексия на уроках физической культуры

    Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоа...

    Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

    Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

    Рефлексия на уроках физической культуры

    Презентация  по теме "Рефлесксия на уроках физической культуры""Дано понятие рефлексии. отличие уроков рефлексии по ФГОС от традиционных уроков.Осуществление рефлексии.Класси...

    ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

           Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...