Гендерное обучение в физическом воспитании школьников
статья по физкультуре на тему

Клычков Валерий Юрьевич

Гендерное обучение в физическом воспитании школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

              ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В педагогическом сообществе постоянно поднимается проблема гендерного обучения в школах. Среди сторонников раздельного обучения встречаются врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент – мальчики и девочки развиваются по-разному, отличаются их интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Однако раздельное обучение имеет немало противников. По их мнению, разница между полами сильно преувеличена. Высокой эффективности обучения можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход, учитывая личностные особенности ребенка. Дети, обучающиеся в гендерных классах, видят жизнь однобоко, не приобретают навыка общения с противоположным полом, что может оказаться невосполнимым. Основная роль школы – расширять социальные возможности личности, а раздельное обучение их сужает. Данные, полученные в исследованиях психологов и физиологов, говорят о том, что такие процессы как восприятие, мышление, состояние эмоциональной сферы у мальчиков и девочек во многом отличаются (А.Д. Новиков). Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления». У мальчиков же развитие психики происходит еще и на наглядно-образном уровне. Все это скажется в дальнейшем 57 на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Физиологическая сторона восприятия несколько различается у мальчиков и у девочек. Показано, что острота слуха до 8 лет у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более чувствительны, отзывчивы на прикосновения, поглаживания. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение. Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного физического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: поднимаются по лестницам, забираются на шкафы и т.д. (А.Д. Новиков). По нашему мнению, более эффективно занятия физической культурой будут проходить, если учесть психологические и физиологические особенности мальчиков и девочек. На занятия могут приходить одновременно два класса одной параллели. Все девочки занимаются со своим преподавателем на одной спортивной площадке отдельно от мальчиков. Такая организация урока учитывает все психические и физиологические особенности детей разного пола; дает возможность дозировать нагрузки, подбирать упражнения и игры, наиболее полно отражающих разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек;внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы (у детей отсутствует стеснительность и ощущение неловкости при выполнении определенных упражнений). Также в организации образовательного процесса присутствует соревновательный момент, так как на уроке занимаются ученики из двух разных классов, а это способствует повышению мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом (Л.П. Матвеев). 58 На основании анализа научной литературы по проблемам гендерного подхода в образовании и эффективности физического воспитания школьников мы пришли к выводу, что организация образовательного процесса по физической культуре с учетом половых особенностей детей позволит повысить эффективность обучения и воспитания, оптимизировать психофизическое развитие каждого занимающегося с учетом его интересов и возможностей, привить желание вести здоровый образ жизни и заниматься физическими упражнениями на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пример решения  проблемы повышения эффективности и качества физического воспитания школьников....

Программа «Нравственное и физическое воспитание школьников» МОУ СОШ №5 город Балтийск Калининградской обл.

Программа разработанна на период с 2009 по 2024 учебные годы, которые должны стать решающими для становления действенной системы нравственного и физического воспитагия в школе....

Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Вариант эффективного решения двух базовых задач физического воспитания школьников: по формированию высокого интереса к физической культуре и спорту, и по развитию двигательных качеств в едином комплексе

В этой разработке вместе с основными задачами педагогического процесса углубленное внимание уделяется двум значимым направлениям воспитания личности.Первое -  повышение интереса у учащихся к физи...

исследовательская работа эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников

В работе проведено исследование изучена  и проанализирована специальная и методическая литература по разрабатываемой теме в количестве 14 источников. Существуют немногочисленные исследования...

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....