докладНемтыревой Т.В. к Выпускной квалификационной работе
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Немтырева Татьяна Викторовна

в докладе коротко освещены основные направления выпускной квалификационной работы "Индивидуальный подход к учащимся в процессе занятий физической культурой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_vkr.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Доклад по ВКР

Т. В. Немтырева, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №10» г. Елабуги

 Разрешите представить работу по теме:   «Индивидуальный подход к учащимся в процессе занятий физической культурой»    Слайд №1                                       

       

  Одной из важнейших задач современной школы в России провозглашено сохранение и укрепление здоровья учащихся, что определило одно из направлений реформы - ориентация на свойства ребенка, его формирование и развитие в соответствии с природными способностями.

        Все дети очень разные, каждый из них обладает биологической и психологической индивидуальностью, определяющей его потенциальные возможности, в том числе физические. Поэтому, к каждому учащемуся  должна применяться индивидуальная дифференцированная оценка, осуществляемая на основе индивидуальной нормы (оптимальное развитие всех задатков человека, идеал, к которому надо стремиться). Корольков, Петленко, 1977.

        Важность индивидуального подхода к учащимся особенно проявляется при проведении уроков физической культуры: недооценка или недостаточный учет индивидуальных особенностей школьников может оказать негативное влияние на здоровье, замедлить темпы физического развития, привести к потере интереса к занятиям физическими упражнениями.      

       Все это определило выбор темы исследования. Слайд №2                                             

       Цель выпускной квалификационной работы:  применяя индивидуальный  дифференцированный подход на уроках физической культуры, изучить влияние стандартных, дозированных и максимальных физических нагрузок на их организм.

 Слайд №3   Задачи выпускной квалификационной  работы:

1.  Изучить теоретические основы и показатели физического развития детей.

2.  Установить правильную организацию двигательного режима школьников.

3. Изучить показатели тренированности при дозированных физических нагрузках.

4. Выявить зависимость  физического развития  детей  от дозированных (стандартных, дозированных, максимальных) физических нагрузок.

5. На основе индивидуального подхода к учащимся вывести комплексную оценку физического развития детей.

Слайд №4  Объект исследования: физическое развитие детей с различными показателями индивидуальных способностей.

Слайд№5  Предмет исследования: индивидуальный дифференцированный подход в физическом развитии детей.

Методы исследования: антропометрические, практические (тестирование), физиологические, психолого-педагогические, методы математических расчетов, диагностические.

 Слайд №6  Гипотеза: физическое развитие ребенка будет успешным если:

 - в учебном процессе будут учтены индивидуальные особенности каждого ребенка;

 - осуществлен индивидуальный подход в соответствии с различными показателями здоровья учащихся.

 Слайд №7  В эксперименте участвовали 179 учащихся пятых классов  СОШ №10 города Елабуги.  На протяжении эксперимента, в течение двух лет (с 2010 по 2012 учебные годы), к учащимся был применен индивидуальный дифференцированный подход при проведении уроков физической культуры для изучения влияния физических нагрузок на рост и функциональные возможности организма детей. В начале эксперимента в сентябре 2010 учебного года  все ученики были разделены на группы по индивидуальным особенностям, уровню физического развития, принадлежности к определенным конституционно-типологическим параметрам, медицинским группам здоровья, образовательным потребностям.

         На уроках применялся индивидуальный и индивидуально-групповой способ организации занятий. Группы работали под руководством учителя или одного из учеников, назначенных учителем.

Слайд №8  В начале  урока определялась субъективная оценка состояния учеников, систематически регистрировался ряд показателей: настроение, общее самочувствие, работоспособность, отношение к тренировке, болевые ощущения (головные боли, в мышцах, в области сердца и т.д.). Данные оценивались по 5-ти балльной шкале.

       Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы позволила судить о росте уровня тренированности учащихся. Проводились специальные наблюдения, чтобы выявить влияние физических нагрузок на организм детей. Использовались подсчет пульса до начала занятий, в процессе занятий и после окончания нагрузки. Определялась максимальная  ЧСС во время физических нагрузок, верхняя и нижняя границы целевой зоны. Все данные фиксировались в рабочей тетради учителя. Данные оценивались по 5-ти балльной шкале. По итогам проведения функциональных проб было выявлено улучшение показателей тренированности детей.

        Оценка деятельности нервной системы: одна из модификаций пробы Ромберга (исследование статической координации и вестибулярного аппарата).  Данные оценивались по таблице Сермеева Б.В., 1973.

      Для воспитания у учащихся сознательного отношения к укреплению своего здоровья, личному уровню физической подготовленности на протяжении всего эксперимента формировалась такая программа: «сегодня я делаю лучше, а завтра буду делать лучше, чем сегодня». Если ученик недостаточно правильно  выполнял какое-либо из заданий или упражнений, то учитель настраивал его на то, что при систематической тренировке и упорстве он достигнет поставленной цели.

Слайд №9  К группе детей с высоким уровнем физического развития применялись максимальные тренировочные нагрузки, давались дополнительные  задания на уроках и домашние задания; со средним уровнем развития – стандартные нагрузки; дети со слабой физической подготовкой – занимались по программе дозированных индивидуальных нагрузок

         Дозирование нагрузок проводилось в соответствии физическими данными каждого ученика по основным направлениям: скорость (специальные беговые упражнения); скоростная выносливость (бег на выносливость с постепенным увеличением времени); Слайд №10 общая выносливость (упражнения ОФП, выполняемые сериями, начиная с минимальной нагрузки для каждой группы, постепенно увеличивая ее; прыжки, метания малого мяча весом 150 гр., игры); сила (упражнения ОФП, применялись дозировано для каждой группы); координация (упражнения на координацию, акробатические и гимнастические упражнения, игры); гибкость (упр. из комплекса  ЛФК для позвоночника, на растяжку мышц).

     Слайд №11 Для определения уровня физической подготовленности школьников применялся метод тестирования в соответствии с Комплексной программой физического воспитания. Были включены тесты по оценке кондиционных способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) и координационных способностей.

Скорость – бег на 30, 60м; скоростная выносливость – бег на 1000м; общая выносливость – 5-ти минутный бег, прыжки в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин;  Упр. силового характера – подтягивания в висе (м) и в висе лежа (д), пресс за 1 минуту, отжимания от пола; координация – челночный бег 3 по 10 м; гибкость – наклон туловища вперед из положения сед. 

         Слайд №12 Для оценивания результатов тестов применялись стандартные нормативные таблицы, приведенные  в  Программах физического воспитания учащихся общеобразовательных школ с учетом индивидуальных особенностей каждой группы учеников. Для каждой группы учащихся были внесены поправки в систему оценивания. Если оценочные данные были заниженные или завышенные, то вносились поправки по формуле, определяющей средний результат, т.е. на оценку «хорошо».

                                      (Р = РО  +   коэф.)

                                              КУ

Р - нормативный результат,  РО - общий результат учащихся, КУ- количество испытуемых. Результаты тестов переводились в баллы, суммировались и выводился средний балл.  При подсчете баллов использовалась специальная шкала, определяющая уровень физической подготовленности учащихся по С.С.Хайрутдинову (Физическое воспитание учащихся на основе разноуровнего подхода и использования педагогической диагностики: Методическое пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. – 60 с.).

   Слайд №13 Первое  тестирование, проведенное в сентябре,  определяло уровень физической подготовленности детей на начало учебного года. Полученные  результаты анализировались и на основании анализа в содержание занятий включались необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечалась общая стратегия в создании домашних заданий, определялись нагрузки, подбирались подвижные игры с направленным физическим развитием. Второе тестирование по тем же тестам проводилось в конце учебного года,  результаты  сравнивались и по каждому показателю определялась разница в уровне подготовленности. Все данные контроля за физической подготовкой фиксировались в рабочем журнале учителя. Наряду с двухразовым тестированием проводилось контрольное тестирование (оперативный контроль) с целью определения изменения уровня способностей в начале и в конце освоения материала программы. Слайд №14 При сравнении результатов прослеживалась положительная динамика роста уровня тренированности  учащихся, отмечалось уменьшение количества учеников со слабой и удовлетворительной физической подготовкой.  Количество учеников с хорошей и отличной физической подготовкой возросло.      

   Слайд №15 Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе эксперимента с применением индивидуального дифференцированного подхода, с учетом индивидуальных особенностей  каждого учащегося, наглядно прослеживалась тенденция к увеличению роста функциональных возможностей организма детей, их подготовленности и физической тренированности. Выявилось возрастание интереса к занятиям физической культурой и, как следствие этого, повышение социальной активности школьников. Полученные результаты могут быть использованы в организации учебных занятий по физической культуре с учащимися 5-6 классов. Слайд №16

     

Индивидуальный подход заключается в том, что на основании проведенного тестирования детей подбиралась индивидуальная норма для каждого ребенка.

Показатели тренированности – важнейшими показателями, характеризующими состояние  тренированности, являются повышение приспособляемости организма к физическим напряжениям и тесно связанное с этим развитие основных физических качеств. Наряду с правильной техникой и обоснованной тактикой эти показатели в основном обеспечивают повышение спортивных результатов.

Физическое развитие - это  процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания. процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Итоговая оценка по ФК складывается из суммы баллов , полученных за все составляющие: знания, двигательные умения, умение осуществлять физкультурно-оздровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовки.

Диагностика физического развития- наблюдение, тестирование, оценивание.

Для достижения необходимых результатов были использованы обучающие, развивающие, восстановительные, подготовительно-стимулирующие, активирующие нагрузки для каждой группы учеников. 

ЧСС макс = 220уд/мин – возраст

220уд/мин – возраст – пульс в покое * 60%+ пульс в покое = нижняя граница целевой зоны

220уд/мин – возраст – пульс в покое * 90% + пульс в покое = верхняя граница целевой зоны

Телосложение детей и подростков оценивается по схеме В.Г. Штефко – А.Д.Островского, в которой выделяются четыре основных типа: астероидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Каждый из них отличается неодинаковой степенью развития жироотложения и мускулатуры. Учитывается также форма грудной клетки, живота, спины (Дарская С.С., 1975).

ИТС = Рост (см) – Окружность груди (см) – Вес (кг) (индекс ТС)

За 2 года число детей со слабой физподготовкой уменьшилось на 5,6%; с удовлетварительной ФП уменьшилось на 8,9%; с хорошей ФП увеличилось на 4%; с отличной ФП увеличилось на 10,7% страница 47(выводы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - Тема: «Коррекция, как технология социальной работы»

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной р...

Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»

Выпускная квалификационная работа  на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)

В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Выпускные квалификационные работы, курсовые работы

Выпускные квалификационные работы и курсовые работы по методике преподавания английского языка написаны студентами 4-5 курсов отделения "Иностранный язык" Мезенского педагогического колледжа, руководи...

Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”

Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...

Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной программе: «Педагогика профессионального образования» на тему: «Воспитательная работа педагога (кураторская деятельность)».2019г.

В организации образования обучение и воспитание выступают важнейшими составляющими качественно организованного образовательного процесса.Целью среднего образования является подготовка высококвалифицир...