Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
статья по физкультуре на тему

Попов Алексей Викторович

В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС

Попов Алексей Викторович

учитель физической культуры

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

г.  Саратов

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • Наличие специфических стратегий деятельности.
  1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  3. выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
  • Склонность «все делать по-своему». Например, для одаренного ребенка типично — наряду со способностью очень быстро находить пути решения задач — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).
  • Обучаемость которая может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

К группе физически одаренных детей мы относим тех обучающихся, которые:

  • имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;
  • имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;
  • испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;
  • проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;
  • свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
  • уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и  воображением;
  • имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.
  • стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.

 Основными  принципами  работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

Целью данной работы является: выявление, развитие и поддержка одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи: развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; создать благоприятные условия для реализации их личных творческих способностей, интеллектуального, морально – физического развития.

        Система работы по выявлению, развитию и поддержке  одарённых  детей включает в себя:

1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся с целью выделения группы одарённых детей и создание полного банка данных о них.

2. Выявление одаренных детей и формирование из них групп.

3. Вовлечение в конкурсную деятельность, предметные олимпиады.

4. Индивидуальная работа по подготовке учащихся к участию в школьных и районных и областных соревнованиях.

5. Анализ участия учащихся в различных мероприятиях.

Выработаны направления совершенствования системы работы: создана подсистема диагностики одарённости учащихся, совершенствуется система по выбору в рамках обязательной нагрузки, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках и во внеурочной деятельности. Работу с одарёнными детьми ведется  систематически через углубленное изучение предмета. Одним из важнейших направлений  работы учителя считается работа по формированию и поддержки у учащихся  творческих инициатив, активизация их деятельности по расширению и углублению знаний. Для решения этих целей используются следующие формы работы:

  1. Индивидуальные беседы с учащимися с целью формирования у учащихся положительной мотивации на углубление знаний по предмету.
  2. Все занятия построены с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей. Наряду с теоретическими знаниями, которые повышают интеллект и расширяют кругозор, ребята активно занимаются физической культурой и спортом.
  3. Привлечение  учащихся к участию различного рода соревнованиях, конкурсах. Для многих ребят соревнования, конкурсы  и олимпиады могут стать стартовой площадкой  для выбора дальнейшего жизненного пути, утвердить профессиональный выбор его участников и победителей.
  4. Ежегодно  обновляется  банк данных одарённых детей школы.

Работу с одаренными детьми  строится на основе следующих принципов

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

        В течение 2013-2015 гг. я  проводил работу с одаренными детьми по следующим направлениям:

-подготовка к участию во Всероссийских конкурсах детских исследовательских работ и проектов

-подготовка к участию во Всероссийском конкурсе предметных олимпиад

-подготовка к участию в спортивных соревнованиях школьного, муниципального и городского уровней.

Результатами работы с одаренными детьми являются грамоты и дипломы, полученные в конкурсах  и соревнованиях различных уровней.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Название мероприятия

Статус ученика

Уровень мероприятия

1.

К. Глеб

Соревнования по мини-футболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

победитель

Областной

2.

Л. Семен

Соревнования по мини-футболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

победитель

Областной

3.

Н. Андрей

Соревнования по мини-футболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

победитель

Областной

4.

С. Вика

Соревнования по дартс в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

победитель

Областной

5.

Е. Мария

Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

Призер

(3 место)

Областной

6.

Ц. Илья

Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

Призер

(3 место)

Областной

7.

В. Александр

Соревнования по волейболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент

2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

8.

И. Максим

Соревнования по волейболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент

2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

9.

К. Артем

Соревнования по волейболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент

2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области»

10.

Д. Валерия

Всероссийский дистанционный конкурс «Я выбираю здоровый образ жизни!»

победитель

Всероссийский

11.

К. Серафима

Конкурс детских исследовательских работ и проектов

победитель

Всероссийский

12.

К. Александр

Конкурс детских исследовательских работ и проектов

призер

Всероссийский

13.

А. Татьяна

Всероссийская олимпиада «О, спорт, ты - жизнь!»

победитель

Всероссийский

Благодаря системной и планомерной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.   На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером  прививая её своим детям.  

Список литературы

  1. Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст]  : психология развития. / П. Пепинский ; пер.с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 115 с.
  2. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении [Текст] / Т. А. Строкова // Одаренный ребенок, 2003. – № 6. – С. 45 – 51.
  3. Тейлор, К. Интеллект [Текст]  : проблемы одаренности  / К. Тейлор, пер.с англ. – М. : Наука, 1976. – 148 с.
  4. Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст]  / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 265 с.
  5.  Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.
  6. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образов...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...