Главные вкладки

    Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС
    методическая разработка на тему

    Токанина Ольга Николаевна

    Предварительный просмотр:

    Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС

    В соответствии с основными принципами концепции  физической культуры и спорта  в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать  меры  по  поиску  спортивно  одаренных  детей  и  создать оптимальные  условия  для  их  развития.  Поэтому  изучение  закономерностей формирования  и  развития  спортивно  одаренной  личности  позволит  выйти  на новый  уровень  понимания  потенциальных  возможностей  индивида  для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность  – одна  из  важнейших  моделей  для  изучения  состояния  человека  в  различных жизненных проявлениях.

    Недобросовестные  популяризаторы  проблемы  детской  одаренности  во  все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что  одаренные  дети  обычно  отстают  в  физическом  развитии  от  сверстников. Исследования  Л.Термена  и  других  ученых  показали,  что  чаще  бывает  наоборот. Одаренный  ребенок  нередко  опережают  сверстников  и  по  этому  параметру.  На сегодня  определенны  виды  одаренности:  умственная,  социальная,  моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей  моторной  организации  человека  и  его  психических  способностей, которые  могут  быть  как  врожденными,  так  и  приобретенными  в  процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных  антропометрических,  морфологических,  психологических, физиологических  и  биохимических  особенностей  человека,  однонаправлено влияющих  на  успешность  какого-либо  вида  двигательной  деятельности.

    Задача  учителя состоит  в  том,  чтобы  создать  такую  ситуацию,  которая максимально  нагружала  бы  ведущую  способность  каждого  ребенка  –  в  данном случае  его  спортивную  активность  или  создавать  образовательную  среду  для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на  удовлетворение  потребностей  данного  учащегося.

    Быстрое  освоение  деятельности  и  ее  выполнения,  использование  новых  типов деятельности,  проявление  максимума  самостоятельности  в  овладении  и  развитии деятельности,  устойчивость  интересов,  упорство  в  достижении  цели,  широта интересов,  анализ  реальных  достижений  детей  в  спортивных  соревнованиях  и конкурсах,  наблюдение  –  вот  что  отличает  одаренного  ребенка.  При  выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем,  что каждому возрастному  этапу  детского  развития  соответствуют  разные  типы  ведущей деятельности.

    Так,  например,  у  детей  начальных  классов - это  игровая  деятельность,  направленная  на развитие  физических  качеств,  посредством  игры.  Учителя  стараются  выявлять одаренных  детей  на  начальных  стадиях  и  привлекать  их  к  регулярным  занятиям физической  культурой  и  посещать  спортивные  секции,  такие  как:  баскетбол, волейбол,  настольный  теннис,  мини-футбол,  национальные  виды  спорта.Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей.

    Для  подросткового  периода  (11-15  лет)  ведущим  видом  деятельности выступает  социально-коммуникативная  деятельность  –  совместная  предметная деятельность:  соревнования,  конкурсы,  концерты,  как  условие  и  средство формирования  самооценки.

    Хорошей практикой здоровой конкуренции является включение    одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция  и  даже  опыт  поражения  дает  хорошие  результаты.  В  общении  со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых  дел  и  игр,  поэтому  мы  привлекаем  таких  детей  к  демонстрации упражнений,  инструкторской  деятельности  в  работе  с  отстающими,  судейству соревнований,  к  помощи  в  организации  и  проведении  спортивных  праздников  и дней здоровья.

    Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

    В этом возрасте ребят можно привлекать  к участию в соревнованиях, к  подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем, к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.

    Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе, готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые впоследствии учителя, как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.

    Целесообразно проводить мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд.

    Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

    Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

    Система работы с одаренными детьми на уроках физической культуры:

    Цель системы:

    1.  Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

    2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

    Задачи системы:

    - совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся: уже в начальной школе: выявлять детей, выделяющихся показателями в физическом развитии. Чем лучше произойдет отбор талантливых детей в начальном звене, тем эффективнее будет работа на последующих этапах. Обязательно учитывать роль внешней среды. В какой атмосфере они воспитывались до прихода на занятия, кто их родители, занимались ли они спортом, поддерживают ли своих детей в различных видах деятельности, переживают ли вместе с ними победы и неудачи, научили ли их самостоятельности. Проводить тестирование, как физических качеств, так и психологических свойств личности. Все эти данные обрабатывать и вести специальный журнал, затем разрабатывать индивидуальный план работы с каждым талантливым ребенком.  

    - выбор оптимальных форм и методов работы: применение технологии проектного обучения дает возможность сделать учебный процесс более увлекательным и личностно – значимым для каждого ученика. Ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений. При подготовке проектов используются сведения из биологии, физики (интегрированный подход), что способствует расширению кругозора учащихся. Работа над проектами повышает их интеллект, уровень образованности не только в области физической культуры, закладывается основа для самообразования, самовоспитания. Информация, сознательно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Основная часть проектов готовятся детьми во внеурочное время. Формы проектов могут быть разнообразными. Это – моно проект, коллективный проект, устно- речевой, письменный, интернет проект. Тематика проектов может быть связана как с определенным видом спорта, так и с важнейшими событиями в мире спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории.

    - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей: на достижение высоких спортивных результатов детьми влияет воспитание у них таких качеств, как целеустремленность, терпеливость, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, настойчивость. Обладание такими качествами важно для любого человека, но особенно нужны они спортсменам, желающим добиться высоких результатов. Формирование волевых качеств, мотивации действий. Самостоятельности, умений находить нешаблонные решения и средства их реализации могут помочь снизить соревновательный стресс, повысить эффективность тренировок, сохранить здоровье.

    - расширение возможностей для участия способных и одарённых учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

    Ожидаемые результаты реализации системы:

    Реализация системы призвана способствовать:

    - созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;

    - созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификациипедагога для работы с одарёнными детьми;

    - созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

    - повышению качества образования и воспитания школьников;

    - формирование банка, технологии и программ для ранней диагностикиспособных и одаренных детей.

    Основные мероприятия:

    - разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

    - организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

    - приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;

    - приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;

    - организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.

    Высоких  результатов  в  спорте  позволяет  достичь  спортивная  одаренность,  что первоначально  означает  -    опережение  в  физическом  развитии  возрастных  норм. Оно  может  быть  установлено  в  процессе  обучения  и  воспитания,  в  ходе выполнения  различных  внеурочных  заданий.  И  очень  важно,  чтобы  дети  с  ярко выраженными физическими качествами нашли «своего» неравнодушного учителя. Очень  важны  система  взглядов,  убеждений  учителя,  цели  и  задачи,  которые  он ставит перед собой в работе с детьми, межличностное общение.

    В заключение  хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми  —это  сложный  и  никогда  не  прекращающийся  процесс.  Он  требует  от  учителей личностного  роста,  хороших,  постоянно  обновляемых  знаний,  а  также  тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства и педагогической   гибкости. Если  дети  –  национальное  достояние  любой  страны,  то  одаренные  дети  –  её интеллектуальный  творческий  потенциал.  Чем  раньше  учитель  обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры

    Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии...

    Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры

    изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельно...

    Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.

    В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

    «Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

    Аннотация: в статье представлено обобщение  опыта работы учителей физкультуры, подходы к работе с одаренными детьми.Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спортивно одаренн...

    Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры

    Современная концепция физической культуры и спорта в Российской федерации предполагает реализацию стратегических задач по поиску спортивно одаренных детей и создания оптимальных условий для их развити...

    Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры.

    Изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельно...

    Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

    Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...