ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
статья по физкультуре на тему

Урок физкультуры сдетьми специальной медицинской группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличивается статическое напряжение. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки зрения накопление избыточного веса.

Физические упражнения имеют большое значение для развития костной системы. Они являются хорошим средством , предупреждающим нарушение осанки сутулости, асимметрии плеч , крыловидных лопаток , сколиозов , вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Рациональные занятия физическими упражнениями служат профилактическим средством при заболеваниях.

Занятия физической культурой для детей , имеющих отклонения в состоянии здоровья , особенно нужны . При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушения. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. Физические упражнения, с одной стороны, оказывают непосредственное лечебное действие, стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции, с другой уменьшают неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.

Планомерные занятия, проводимые в соответствии с данными медицинского осмотра и с учетом индивидуальных особенностей, способствуют улучшению здоровья и показателей физического развития учащихся.

 В последнее время школа сталкивается с проблемой преподавания физкультуры учащимся с ослабленным здоровьем, которые требуют особых норм физической нагрузки и индивидуального подхода в организации занятий. Необходима дифференциация ученического состава в зависимости от состояния здоровья школьников. Существуют три группы:

Основная группа – для здоровых детей. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная группа – для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья.  Заключения КЭК для занятий в  подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Специальная группа – это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК. В школах занятия в спецгруппе проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу.

Освобождение от физкультуры Физкультурные группы

На сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ – справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели – 1 месяц.  

КЭК. После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое,  освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно.

СМГ условно делится на две подгруппы:

- подгруппа «А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных предприятий могут быть переведены в подготовительную группу;

- подгруппа «В» - обучающиеся с патологическими отклонениями / необратимыми заболеваниями.

Основными задачами физического воспитания учащихся из группы СМГ       являются:

Укрепление здоровья, стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеваниями, а иногда и их ликвидация.

Содействие правильному физ. развитию, закаливанию, повышение сопротивляемости организма.

Улучшение показателей физического развития, освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.

Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью.

Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.

Овладение комплексами специальных упражнений, благотворно воздействующих на организм, с учетом имеющегося заболевания.

Обучение способам самоконтроля и дозировки нагрузки.

Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.

Проблема еще осложнена тем, что в СМГ собраны дети из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Чем заинтересовать их? Есть два направления:

- проводить занятия в игровом стиле (особенно для младшей группы детей);

- проводить занятия в школьном тренажерном зале с индивидуальным подбором адекватной нагрузки на каждом тренажере, рекомендуемом медицинским предписанием (для уч-ся среднего и старшего возраста).

Проведение занятий с ослабленными детьми отдельно от здоровых школьников позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, позволяет использовать дифференцированные нагрузки, контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке. Прежде чем начать занятия в группах СМГ учитель должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям:

  • Физическое развитие и соматические показатели
  • Функциональные возможности кардиореспираторной системы
  • Показатели двигательных качеств

По результатам тестирования и с учетом особенностей заболевания учитель составляет план занятий, осуществляет подбор специальных упражнений и определяет индивидуальную нагрузку. Но необходимо учитывать, что в подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему согласно функциональным возможностям организма.  В подгруппе «В» двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120-130 уд./мин. в течение всего учебного года.

Занятие состоит из четырёх частей.

 Вводная часть (3-4 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.

 Подготовительная часть (10-15 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания » нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.

 Основная часть (15-20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.

 Заключительная часть (5 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.

После принятия постановления Министерством образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся СМГ по физической культуре» стало возможным выставление оценок этой категории детей. При выставлении текущей оценки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по индивидуальным карточкам для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе «А»

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ...

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Занятия физической культурой для детей , имеющих отклонения в состоянии здоровья , особенно нужны . При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушен...

Оздоровительное плавание в практике физического воспитания кадет, отнесенных к специальной медицинской группе

Программа занятий в бассейне с детьми, отнесеными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Выступление по теме "ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ"

Вашему вниманию предлагается краткое содержание выступления на педагогическом совете по теме" Занятия физкультурой с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе....

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям о...