Влияние игры «Перебежки» на развитие координационных способностей у юных волейболистов
статья по физкультуре на тему

Шутова Татьяна Николаевна

игра "Перебежка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Влияние  игры  «Перебежки»  на развитие координационных способностей у   юных волейболистов

Швалева Тамара Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры  физической культуры и спорта ХГУ им Н.Ф.Катанова

Шутова Татьяна Николаевна, учитель физической культуры СОШ №6 г. Саяногорска

Аннотация: Игра  расширяет  кругозор     представлений у занимающихся,  развивают  наблюдательность,  сообразительность,  умение  анализировать,  сопоставлять  и  обобщать  виденное.     Особенно  велико  значение  подвижной  игры  в  воспитании  физических  качеств:  быстроты,  ловкости,  силы,  выносливости,  гибкости,  где  они  развиваются  в  комплексе.

Ключевые слова: игра, игровые задания, двигательные способности, координационные способности, навыки, технические элементы, волейбол.

                Многими учеными (В.К.Бальсевич, Э.Я., Степаненкова  А.В., Кенеман, Д.В. и др.) доказано, что игровые   упражнения с детьми     создают благоприятные условия для их активного, личностного развития, порождая новое отношение к предмету игровой деятельности, где целевой установкой являются способы реализации двигательных заданий. Разнообразные способы достижения цели в игровой ситуации, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации предоставляют детям возможность широкого выбора способов деятельности, развития творческих, двигательных и умственных способностей.[1, с. 192]

 По мнению  Ж.К.Холодова, спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни детей. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. [2 , с.6]

С позиций   тренировочного процесса   игровые задания,  как метод обучения, мы рассматриваем  как развитие личности ребенка во взаимосвязи с системой внутренней самоорганизации, направленной на актуализацию собственных   физических и духовных резервов организма и в совокупности педагогическим мастерством  тренера.  Основные направления   игровых заданий связаны с  координацией движений,  возможностей ребенка к обучению в различных игровых состояниях и их реализации на практике в игре волейбол. По исследованиямЛ.П.Матвеева доказано, что  в занятиях с детьми 11-12 лет большое место отводится игровым формам выполнения тренировочных заданий. Специфические черты их помогают непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении заданий. Наиболее широко игровые задания используются при совершенствовании усвоенных двигательных действий, когда необходимо применять сформированные навыки в меняющейся обстановке. [3 ,120]

В командных играх (спортивных и подвижных) выигрывает и проигрывает команда, а не отдельные спортсмены и игроки. Как бы хорошо ни играл отдельный игрок, если команда проиграла, то проиграл и он  и наоборот. Таким образом, спортивная команда должна обладать хорошей технической и физической подготовкой.Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, основанной на высокой координации движений, которые бы давали возможность   обеспечивать эффективность действий команды по достижению результата.[4,   с.7]

При разработке данной игры мы ориентировались, прежде всего,  на  координационные способности детей и владение ими  техническими элементами в волейболе.  В ходе разучивания технических приемов в волейболе с детьми часто возникает необходимость прибегать к методическим приемам, связанным с использованием внешних «регуляторов» и «ограничителей» параметров движения, которое помогают почувствовать, правильно ли оно выполняется.  Так в нашей игре  таким «ограничителем» является волейбольная площадка для игроков  «поля», другой «ограничитель» –периметр волейбольной площадки для игроков «дома». Игра  «Перебежки» имеет различия по характеру взаимоотношений  участников игры: партнерами –между игроками одной команды; между соперниками-игроками противоборствующих команд, которые обеспечивают успех или поражение.

Цель  исследования – разработать и внедрить  подвижную игру  «  Перебежки  »  с волейболистами  11-12 лет    и проверить ее эффективность в  развитии координационных способностей  у игроков. Задачи исследования: – разработать игровые варианты к  игре, экспериментальным путем проверить эффективность   игры «Перебежки» на  развитие координационных способностей  юных волейболистов.   Базой исследования явилась группа волейболистов 11-12 лет МБОУ СОШ № 6 г. Саяногорска второго года обучения.

Игра «Перебежки» проводится в спортивном зале, на волейбольной площадке, без сетки, количество игроков должно быть не менее 10-12 человек. Играющие делятся на две команды (1,2)  в каждой   выбирается  капитан, который ведет подсчет очков в своей команде. Одна команда находится в «поле» (1-ая  на волейбольной площадке), другая (2-ая в «доме» на пересечении лицевой и боковой линий).  Игра начинается с верхнего левого угла волейбольной площадки, на пересечении лицевой и боковой линий. Игроки в «доме» выстраиваются в колонну по одному на стыке линий. В руках у капитана волейбольный мяч.  Игроки, находящиеся в «поле» занимают места по всей площадке, но не должны находиться по периметру волейбольной площадке, так как   по ним будет выполняться задание. Продолжительность игры до 15 мин.

По сигналу  капитан команды «дома»  выполняет удар по мячу  в «поле»  по указанию тренера ( каким способам будет выполнен бросок  или  удар: верхняя  прямая, нижняя  боковая,  нижняя  прямая,  вверх-вперед)  и устремляется по  боковой линии   до первого пункта остановки и выполняет задание №1, далее бежит до 2 –го пункта и выполняет задание 2, затем до третьего пункта, задание 3 и т.д. Пробежав все пункты и вернувшись в «дом»  игрок приносит команде одно очко. Игроки,  находящиеся  в  поле,  ловят  мяч   и  выполняют  осаливание  бегущего  до  пункта  остановки.  При  непопадании  в  бегущего игрока  мяч возвращается  в  «дом». Удар по мячу выполняет следующий игрок, находящийся в «доме». Перебежки  выполнять только  тогда,  когда  мяч  находится  у  игроков  в  «поле».   Пока  мяч  находится  в  «поле»,  бегущий  имеет  право  делать  перебежки (предварительно тренер дает  задания по способам передвижения: перебежки прыжками на одной или двух ногах,  бег с поворотами, приставными шагами и др.)  от  одного  пункта  до  другого,  с  обязательной   остановкой   там,  выполняет задание.  В это  время  другие  игроки  могут осуществлять  перебежки  из  одного  пункта к  другому. Как  только   мяч  возвращен  в  «дом»,  все  перебежки  прекращаются. При  осаливании  бегущего игрока:  команды  меняются  местами,  а  капитан  продолжает  подсчитывать  набранные  командой  очки.  

Условия игры: 1. Игроки,  находящиеся   в доме  после  выполнения  броска  (удара)  мяча  обязаны  выполнять  бег  по  прямым линиям   волейбольной  площадки. 2. Во  время  перебежек  делать  остановки  в  пунктах,  где  они  обозначены. 3. Мяч  направлять  броском ( ударом )  только в  поле  и  указанным  способом.  4. Попадание  мячом  в  стену,  потолок  или за  лицевую  линию  дома,  считается  ошибкой,  команды  меняются  местами. 5. Игрокам,  находящимся  в  поле  категорически  запрещается  стоять  на  линиях,  по  которым  выполняются  перебежки.  За  нарушение     снимается  одно  очко, т.е  сколько  игроков  будет  находится  на  линиях,  столько  очков  будет  снято  с  команды. 6. Количество  игроков,  находящихся  в  пунктах  остановки,  неограниченно. 7. Попадание  мячом  в  бегущего  разрешено  во  все  части  тела. Кроме этого, мы разработали по  три варианта бросков для игроков «поля» и  задания для игроков «дома», которые применялись в определенной последовательности.  

        Контрольные испытания проводились в сентябре  2014г. После проведенного тестирования в экспериментальную группу была внедрена игра «Перебежки» с ее вариантами, основанная на координационных  двигательных действиях детей. Данная игра проводилась три раза в неделю по 10-15 мин. На начальном этапе педагогического эксперимента были получены следующие результаты:  

  1. В тесте ''челночный бег'' в экспериментальной группе средний показатель составил 9.5

сек, в контрольной группе     9.6 сек.  В тесте ''три кувырка вперед на время'' в экспериментальной группе дети показали средний результат 4.4 сек, в контрольной  4.5 сек  В тесте ''бег 30 м.'' в экспериментальной группе средний показатель составил: 6.4 сек, в контрольной группе  6.5 сек.  

     Таким образом, можно делать следующий вывод, что уровень развития координационных способностей у  игроков 11-12 лет на начальном этапе педагогического эксперимента оказался  недостаточно высокий.

     Сравнивая результаты между   группами по уровням, можно сделать следующие выводы: в тесте № 1 «челночный бег» в контрольной группе 86,6% от всей группы показали низкий результат, средний результат показали 13,3%  игроков. Высокий результат не показал ни один  ребенок. В экспериментальной группе средний уровень составил  20%,  низкий уровень – 80 %, высокого уровня показано не было.       В тесте № 2 «три кувырка вперед» мы получили следующие результаты: в контрольной группе средний уровень составил  40,6%, высокий 33,4%  и  26% низкий. В экспериментальной группе средний результат показали 80% испытуемых, высокий результат 20% испытуемых.  В тесте № 3 «бег 30 м»   в контрольной группе низкий уровень показали 66,6% игроков, средний уровень 33,3%, высокого уровня показано не было. В экспериментальной группе средний   уровень  подтверждают  73,3% детей, низкий -26,7%. Высокого  уровня так же, как и в контрольной группе показано не было.   В  июне 2015 года было проведено повторное тестирование в обеих группах, результаты выросли  неоднозначно.

  1.  В тесте № 1 «челночный бег»      в контрольной группе на конец эксперимента 50 %  игроков   показали низкий результат, средний результат показали 36,6 %, высокий результат показали 13,3 % испытуемых. В экспериментальной группе результаты в данном тесте были следующие: 15,4 % показали низкий результат, средний результат равен 40,6 %, высокий результат- 44%.     Достоверность различий между группами подтверждается, где р < 0,05.    
  2. В тесте «три кувырка вперед на время» в контрольной группе на конец эксперимента низкого результата показано не было, средний результат равен 60 % и  40 %  детей показали  высокий результат. В экспериментальной группе   результат -   испытуемых, 33,3 % показали средний результат и 66,7 %  игроков  показали высокий результат.      

3.   Тест № 3 «бег 30 м».   В контрольной группе в конце эксперимента низкий результат равен 26,6 % от всей группы, средний результат равен 53,4 %, высокий результат выразился в 20 % испытуемых. В экспериментальной группе  низкий результат показали 6,6 %  игроков, на средний и высокий результат выполнило одинаковой количество испытуемых по 46,6%.     Полученные результаты и разница между ними свидетельствуют о том, что использование игры «Перебежки»  в тренировочном процессе юных волейболистов способствовало более эффективному развитию координационных способностей у детей  в экспериментальной группе.

Библиографический список.

1Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.М.: «Академа», 2001.с.192

2.Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Изд.центр «Академия»,2003,с.6

3.Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков. Теория методика физического воспитания. М.: «ФиС», 1976, с.120

4. Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов. Спортивные игры. М.: «Академа», 2004, с.7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все д...

«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ».

Современный волейбол  характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций н...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Тренер Хлопкова Н.В. Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема«Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-ali...

Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием.

Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием....

Доклад по теме "Особенности развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации"

В работе представлены результаты исследования уровня развития координационных способностей у юных футболистов 14-15 лет на этапе специализации. В работе представлен разработанный комплекс физических у...