Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол.
методическая разработка по физкультуре на тему

Киселева Татьяна Анатольевна
 

Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагогических умений при           обучении игре в баскетбол.

Одним из эффективных методов формирования разносторонне подготовленной личности ребёнка является игра в баскетбол, дающая значительный образовательный и воспитательный эффект, но требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки.

На уроках физической культуры в школе проводиться обучение базовым элементам игры в баскетбол. Чтобы базовые элементы игры закладывались прочно в сознание детей  и двигательные умения перерастали в навык, мы  предлагаем  развить у детей  у детей с раннего школьного возраста  педагогические умения.

Что такое «педагогические умения»? Это совокупность последовательно развертывающихся педагогических действий, направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Применительно к детям младшего возраста понимание педагогических умений строится на умении переносить знания в группу сверстников умении находить новые решения, умении правильно действовать в обстановке, когда нет непосредственного контакта со спортивным педагогом.

Для формирования педагогических умений у детей младшего школьного возраста необходимо решить взаимосвязанных задач:

Проанализировать возможности развития и становления педагогических умений у детей в процессе обучения той или иной учебной теме.

Правильно распределить  развиваемые педагогические умения в различных частях занятий.

Обосновать характеристику целостного процесса развития и становления педагогических умений в ходе обучения и самообразования.

Специально организованное, правильно и систематически осуществляемое  обучение в виде решения разнообразных педагогических задач расширяет возможности обучения педагогическому творчеству.

Педагогические умения реализуют принцип сознательности  и активности занимающихся, активизируют их деятельность  на уроках физической культуры, способствуют реализации самообучения. Как  сформировать педагогические умения у детей? На этот вопрос нам помогут ответить психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста, когда дети особенно любят играть в «учителя», самостоятельно исполняя роль взрослого педагога, а так же деятельностный подход, который предусматривает освоение педагогических технологий. В ходе такого обучения создаются условия, позволяющие имитировать реальные педагогические события. Единицей обучения при деятельностном подходе является педагогическое действие в определённой обстановке во всей жизненной полноте и противоречивости.

Данный подход облегчает детям младшего школьного возраста переход  от учебной деятельности к педагогической.

Попытка в какой-то мере объединить все направления обучения предпринята нами связи с необходимостью формирования педагогического мышления детей школьного возраста для эффективного освоения ими технико-тактических действий баскетбола.

Границы младшего школьного возраста совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка. В период младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Авторитет взрослого постепенно уменьшается, и все большее значение для ребёнка начинает приобретать общение со сверстниками. Учебной деятельность в младшем школьном возрасте включает в себя и спортивную деятельность, которая обеспечивает физическое развитие детей и способствует развитию творчества и самообразования.

Сформированность педагогических умений определяется тем, что ученик умеет делать с полученными знаниями и как может применять их на практике.

При обучении базовым элементам игры в баскетбол предлагается развивать такие педагогические умения.

Гностические умения – умения видеть ошибки своих сверстников в выполнении техники ведения мяча, в применении игровых комбинаций; умения извлекать новые знания из различных источников.

Например, в основной части урока при изучении технического элемента «ведения мяча» учитель делит класс на несколько подгрупп. В каждой подгруппе роль учителя играет один из учеников. Он знает возможные ошибки при ведении мяча. В теоретической части занятий мы определили, на что делает акцент учитель: стойка баскетболиста; положение предплечья и локти руки, ведущей мяч; высота отскока мяча; контакт кисти  мячом; положение ног; ведение мяча без пробежки.

При изучении технического элемента «передача мяча руками с отскока» мы тоже определили возможные ошибки и акценты. Помогающие определить правильность выполнения элемента. Это – стойка игрока; активность работы ног; положение рук, повторяющих форму мяча; завершающая фраза в движениях кистей траектория полёта мяча; согласованность в движениях рук и ног; «выстреливающее движение» кисте, которое выполняется за счёт сжимания мяча кистями.

Так как мы формируем педагогические умения, дети должны не только иметь представление о правильном выполнении приёма, но и знать возможные ошибки, характерные при его выполнении. Формирование гностических умений, то есть знания теории выполнения технического приёма, помогает детям увидеть ошибки у сверстников.

Коммуникативные умения – умения устанавливать целесообразные взаимоотношения с учащимися, малыми группами, находить контакт, общий язык и правильный тон в различных обстоятельствах; умения располагать к себе сверстников, устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками; вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения.

Проведение тренировочных игр способствует процессу обучения тактическим действиям, развивает потребность и направленность детей на общение проявление коммуникативной и направленность детей на общение, проявление коммуникативной толерантности.

Во время  игр дети фиксируют число допущенных ошибок. «Учитель» определяет шесть возможных ошибок» нет подбора мяча после броска; нет выхода для получения мяча» нет взаимодействий «передай мяч и выходи»; нет противодействий выходу на свободное место; нет зрительного контроля площадки; нет взаимодействия с игроками своей команды.

Сформированность коммуникативных умений способствует установлению доброжелательности, развитию чувства коллективизма, ответственность друг за друга.

Конструктивные умения – умения найти правильное решение при проектировании самостоятельной деятельности  для эффективного взаимодействия со сверстниками в игровых комбинациях.

Использование сформированных конструктивных умений мы проанализировали по результатам подвижной игры «Кто быстрее выполнит 25 передач». Здесь наглядно было видно умение каждого ученика самостоятельно принимать решение по использованию технического приёма или взаимодействия: передачи мяча, ловли мяча, ведение мяча, умения открыться для передачи или ловли мяча, освобождение от опеки защитника для дальнейшего взаимодействия с партнёрами. Выполнение технических приёмов и результаты игры контролируются по времени. При этом мы отметили, что во время выполнения игры стало постепенно сокращаться, так как дети  начали использовать не только двигательные, но и умственные способности.

Аналитические умения – умения извлекать знания из практических действий, анализировать свой опыт и опыт других.

Для обучения техническим приёмам нападения – технике перемещений (бег, остановки, прыжки, повороты) и технике владения мячом (ловля, передачи, броски, ведение) – мы разработали эстафеты: бег с мячом в руках во встречные колонны, передача мяча двумя руками в движении во встречных колоннах, ведение мяча с обводкой предмета, бросок в кольцо двумя руками прямо перед щитом, бросок в кольцо двумя руками прямо перед щитом, бросок мяча в кольцо  после ведения.

В ходе эксперимента мы установили, что успешность эстафет зависела не только от быстроты передвижения игроков, но и от правильного выполнения элементов баскетбола, двигательных действий в целом. Мы проводили обсуждение результатов эстафет, в ходе которого юные баскетболисты демонстрировали свои аналитические умения. Назначенные нами капитаны осуществляли анализ действий, подсказывая партнёрам и указывая им на ошибки, которые нужно исправить, чтобы команда улучшила результат.

Прогностические умения – умения предвидеть результат двигательной деятельности, распределять время на выполнение технического приёма, находить для каждой игровой ситуации новое решение.

Обучение тактике игры начинается по мере овладения техникой нападения и защиты. В ходе совершенствования технических приемов формируются тактические умения, разучиваются индивидуальные тактические действия. Учитель обычно выделяет три игровые комбинации, которые необходимы на предварительном этапе подготовки: освобождение от опеки защитника для получения мяча; сочетание приемов «ведение-передача»; перехват мяча.

В ходе нашего эксперимента перед игрой учитель обычно давал возможность детям самим спрогнозировать составы команд для предстоящей тренировочной игры. Кроме того, во время игр дети самостоятельно решали, когда и какие разученные приёмы и игровые комбинации они будут применять в игровой ситуации. Здесь важную роль в успехе играли сформированные у юных баскетболистов прогностические умения, которые способствовали предвидению ими результата при правильном выборе приёма, распределении времени на выполнение тактического действия, поиске для каждой игровой ситуации новых реше6ний.

Согласно мнению ряда исследователей, у детей младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств, особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения внимания. К 9-10 годам дети становятся способными достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

Процесс обучения младших школьников игре в баскетбол направлен на освоение ими знаний, умений, навыков, их развитие и совершенствование, формирование системы знаний по вопросам техники, тактики, стратегии, правил игры в баскетбол.

На основании изложенного можно сделать вывод, что развитие педагогических умений у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол способствует сознательному отношению детей к выполняемым двигательным действиям, даёт им возможность упражняться, активно применять полученные знания в игровой деятельности, быть в роли учителя, то есть иметь возможность для самостоятельной работы, и самое главное – полученные педагогические умения повышают качество освоения техники и тактики игры в баскетбол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол"

Cтатья по  теме « Формирование действий с мячом у детей младшего школьного  возраста при обучении игре в баскетбол»  Во вступительной части реферата рассуждается о пользе упр...

Обучение игре в баскетбол, посредством игровой технологии

Представлен материал в виде 28 учебных карточек, по обучению основам технике и тактики баскетбола....

Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол

В методическом пособии предложен вариант обучения игре в баскетбол с использованием подвижных игр....

Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре - обучение игре в баскетбол – младший и средний школьный возраст.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он у...

Роль педагодических умений при обучении игры в баскетбол.

Роль педагодических умений при обучении игры в баскетбол....

Методическое пособие «Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол».

Обучение основным приемам в баскетболе, через подвижные игры...

Подвижные игры и эстафеты в обучении игры в баскетбол

Игры при обучении баскетболу в 5 классе...