Секция "Настольный теннис"
рабочая программа по физкультуре на тему

Смольковская Виктория Сергеевна

Программа секции, которую я веду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sektsii_nastolnyy_tennis.doc478 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

 ПРОГРАММА

Спортивной секции

«Настольный теннис»

         

             

                                     

                                       

           

Калининград

 

                              УТВЕРЖДАЮ

  Директор ГАУ КО ПОО КСТ

            _____________Т.А. Бугакова

    «____» сентября 2015г.

Рекомендовано предметно-цикловой комиссией общих гуманитарных и социальных дисциплин.

Протокол  № ___ от «___» ___________2014г.

Председатель ПЦК ___________  Невинская Н.Н.

 

Составитель: Смольковская В.С., преподаватель  физической культуры

ГАУ КО ПОО КСТ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п.

Тема занятий

Кол-во занятий

1.

История возникновения игры настольный теннис.

1

2.

Диагностика уровня физической подготовки

2

3.

Познакомить с техникой (перемещение, стойка).

1

4.

Игры с мячом без ракетки.

4

8.

Игры с ракеткой.

3

11.

Игры с ракеткой у стенки.

1

12.

Правила игры в теннис.

1

13.

Игры с ракеткой на полу.

1

14.

Игры и упражнения у стены с ракеткой.

2

16.

Игры с ракеткой у стола.

2

17.

Игры с мячом и ракеткой.

5

20

Игры с мячом и ракеткой сидя на стуле.

1

21

Игры с мячом и ракеткой стоя на полу.

1

25

Игры с мячом и ракеткой стоя напротив друг друга

1

26

Игры и упражнения с мячом и ракеткой.

4

31

Игры и упражнения с мячом и ракеткой в ходьбе.

1

33

Игры и упражнения с мячом,  ракеткой и обручем.

1

35

Игры и упражнения на столе без сетки.

1

37

Игры и упражнения на столе через сетку.

7

Количество занятий в год:

40

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на освоение элементов спортивных игр, а именно настольного тенниса, что составляет основу для дальнейших занятий спортом, и немаловажно для здоровья и физического развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что настольный теннис относится к числу наиболее популярных спортивных игр. В нашей стране по показателям массовости среди спортивных игр настольный теннис делит третье место после футбола и волейбола - с баскетболом. Одна из главных причин такой популярности - доступность его любому возрасту. Настольный теннис развивает координацию движений, ловкость, быстроту, скорость реакции, внимание. Все эти качества очень важны для физического развития студентов. Кроме того, игровая деятельность способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма.

Занятия настольным теннисом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, уверенность в себе, находчивость, быстроту мышления, изобретательность, внимание, выдержку, волю к победе и другие ценные качества.

Процесс подготовки игроков в настольный теннис охватывает две взаимосвязанные стороны: образовательную, в процессе которой совершенствуются физические качества и функциональные возможности, и познавательную, в процессе которой он усваивает систему знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей и успешной социализации. Программа разработана на основе программы "Настольный теннис", допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту (Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матицин; «Советский спорт» - 2009), содержит нормативную и учебно-методическую части.

Содержание программы учитывает современные требования к образовательному учреждению, тенденции развития молодёжного спорта в целом, техники и тактики игры в настольный теннис в частности, материально-технические и другие условия имеющиеся в ГАУ КО ПОО КСТ.

Цель программы: создание педагогических условий для реализации способностей и потенциальных возможностей студентов в физкультурно-спортивной деятельности, воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества. Помочь любителям игры овладеть навыками, повысить результативность, освоить правила игры.

Исходя из основной цели, программа решает следующие задачи:

1. Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию студентов.

2. Приобщение к здоровому образу жизни, в том числе к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

3. Развивать физические качества, такие как - быстрота, сила, гибкость, выносливость, координация движений, быстрота реакции, ловкость.

4. Воспитывать интерес к спортивным играм.

5. Обучение основам техники и тактики игры в настольный теннис.

6. Закреплять эмоциональную сферу каждого студента.

7. Формировать личностные качества: коллективизм, товарищество, взаимопомощь.

8. Развитие общей культуры и организация содержательного досуга.

Освоение элементов спортивных игр, а именно настольного тенниса, составляет основу для дальнейших занятий спортом, что немаловажно для здоровья и физического развития. При обучении игре учитываются физическое развитие и физическая подготовленность. Обучение игре осуществляется на занятиях спортивной секции по настольному теннису. Данная программа составлена для студентов средне - технических учебных заведений. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 60 минут. Программа рассчитана на один год обучения. Обучение студентов игре в настольный теннис проходит в три этапа:

1. Подготовительный этап

На данном этапе студенты знакомятся с историей возникновения и развития настольного тенниса, с оборудованием для настольного тенниса (теннисный стол, ракетки, мячи). Постепенно овладевают действиями с мячом и ракеткой.

2. Основной этап

Совершенствование действий с мячом и ракеткой, а также обучение игре на столе (стойки, перемещения, удары, подачи мяча).  Овладение действиями с мячом и ракеткой:

- удержание мяча на ракетке;

- набивание мяча на ракетке;

Способы держания ракетки:

 а) горизонтальная (ручку ракетки обхватывают тремя пальцами, указательный располагают на тыльной стороне, а большой - на противоположной, слегка прикасаясь им к среднему пальцу);

 б) вертикальная (ракетку держат вертикально «хватка пером»);

-стойка, перемещения;

Исходное положение теннисистов индивидуальное, оно зависит от роста, длины рук, способа держания ракетки, быстроты реагирования, владения арсеналом технических приёмов. Существует несколько исходных положений: - лицом к противнику;

- вполоборота;

- боком и спиной к противнику.

Перемещения включают в себя:

- выпады;

-  шаги;

- прыжки;

- броски.

3. Заключительный этап

Закрепление и совершенствование навыков игры (игра по правилам).

Различают тактику одиночных и парных игр.

Тактика одиночных игр:

- тактика атакующего против атакующего;

- тактика игры атакующего против защитника;

- тактика игры защитника против атакующего;

- тактика игры защитника против защитника.

Занятия по настольному теннису делятся на 3 части:

1-я часть – разминка

Eё цель - разогреть мышцы, подготовить их к освоению элементов настольного тенниса. В разминку входят различные виды ходьбы, бег, ОРУ, упражнения на развитие внимания, реакции глазомера.

2 –я часть - основная

Её цель - освоение и совершенствование техники и тактики игры, развитие специальных физических качеств и морально волевых качеств.

3- я часть - заключительная

Её цель - снять напряжение. Включает спокойную ходьбу, дыхательные упражнения, малоподвижные игры.

Примерное соотношение нагрузки и видов подготовки.

№ п/п

Показатели учебной нагрузки

НП свыше года

1.

Общее количество часов в год

40

2.

Количество часов в неделю

1

3.

Режим занятий

Раза в неделю по 1 часу

4.

Соотношение технико-тактической подготовки /ОФП/ теоретической подготовки (%)

50/45/5

5.

Соотношение технической и тактической подготовок (%)

85/15

6.

Соотношение общей и специальной физических подготовок (%)

75/25

Непосредственно под руководством тренера-преподавателя студенты занимаются 40 недель в году, а 12 недель в летние месяцы отводится для самостоятельных занятий по индивидуальному плану, который в основном включает в себя восстановительные мероприятия и общую физическую подготовку.

На этапе начальной подготовки учебно-тренировочный процесс построен без деления на периоды, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств общей физической подготовки, освоению базовых технических элементов и навыков игры.

Основу творческой деятельности создает взаимодействие интереса и радости. Интерес - это наиболее распространенная форма положительных эмоций. Там где есть положительные эмоции, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. Поэтому очень важно создавать для студентов в ходе учебно-тренировочной деятельности положительный эмоциональный фон.

Основополагающие принципы рабочей программы:

Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей  спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

I. Теоретическая подготовка

- Питание и режим спортсмена.

- Структура спортивной тренировки (части, темы, задания).

- Врачебный контроль и самоконтроль: медицинское обследование в ГВФД, его смысл и влияние на подготовку спортсмена.

- Профилактика травматизма в настольном теннисе. Домашнее лечение при легких травмах (растяжениях, ушибах).

- Правила игры в настольный теннис и регламент соревнований.

II.Общая физическая подготовка:

Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации. Основной задачей занятий по ОФП является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся. Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяются широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения.

Развитие координационных способностей:

- общеразвивающие упражнения без предмета и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений.

- варианты челночного бега, с изменением направления, скорости, способа перемещения, с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления.

- разнообразные упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с бегом, прыжками, жонглирование.

- подвижные игры.

Развитие скоростных способностей:

- бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма.

- бег с максимальной скоростью на 60-90 м.

- эстафеты с мячом и без мяча.

Развитие силовых качеств:

- подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами до 4 кг.

- прыжки и многоскоки.

Развитие выносливости:

- длительный бег, бег на местности;

- эстафеты;

- круговая тренировка;

- повторное пробегание отрезков 60-100м., по 2-6 раз.

Развитие гибкости:

- общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов, позвоночника.

III.Специальная физическая подготовка

Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук. Для развития силы мышц ног и туловища использовать - повторение и совершенствование упражнений, изученных на предыдущем этапе с увеличением сложности и количества повторений.

Специальная разминка.

 Каждое упражнение разминки выполняется 5-10 раз. В разминочном комплексе  использовать 10-15 упражнений. Начинать с ходьбы или легкого бега, затем сделать несколько упражнений для малых мышечных групп, постепенно переходя к разогреву более крупных. Постепенно увеличивать и амплитуду движений. Вначале  давать нагрузку на мышцы верхней части тела, а затем - нижней.

Сигналом для окончания разминки будет начало потоотделения, легкое покраснение кожных покровов, появление тепла в мышцах.

Разминку  проводить в виде комплекса упражнений, который можно составить, исходя из самочувствия и направленности предстоящего занятия. Обычно комплекс начинают с разогревающих и дыхательных упражнений - различные виды ходьбы, бега, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног - наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость надо выполнять после того, как мышцы разогреются. В комплекс рекомендуется включать также упражнения, имитирующие технику ударов и передвижений в отдельности или в сочетании. По характеру движений они близки к технике игры, помогают ее осваивать и закреплять в упрощенных условиях, постепенно подводят к игре на столе, поэтому комплекс обычно заканчивают имитационными упражнениями.

Упражнения расположены в порядке возрастающей трудности.

Упражнения в беге.

1. Бег змейкой, обегая стойки или различные предметы.

2. Бег с произвольным ускорением 3-5 м.

3. Бег, «выбрасывая» прямые ноги вперед.

4. Бег, «отбрасывая» прямые ноги назад.

5. Бег с высоким подниманием бедра.

6. Бег с захлестывающим движением голени назад.

7. Бег спиной вперед.

8. Передвижение приставными шагами  боком   (правым,  левым).

9  Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста попеременно правым и левым боком (через два шага, через один шаг).

10. Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста лицом вперед с одновременным   перемещением   вправо-влево.

11. То же самое, но спиной вперед.

12.  Передвижение боком (правым, левым) скрестными шагами («лезгинка»): например, при передвижении правым боком левую ногу ставьте попеременно скрестно то спереди, то сзади правой. Правая нога   только   переставляется вправо.

Прыжковые упражнения. 

1. Руки  на  поясе,  подскоки на одной ноге со сменой ног.

2. Руки   на   поясе,   прыжки на обеих ногах по треугольнику или квадрату.

3. Прыжки в сторону с одной ноги на другую на месте через начерченные на полу линии.

4. Выпрыгивание из  приседа (полуприседа) вверх.

5. Выпрыгивание из  приседа (полуприседа) вперед.

6. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах с поворотом на 180° (360°).

7. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

8. Прыжки   на   одной   ноге вправо-влево.

9. Прыжки  на обеих  ногах, подтягивая   колени   к   груди («кенгуру»).

10. Прыжки  обеими   ногами через скамейку.

Упражнения  для   мышц  рук. 

1. Стоя в основной стойке - руки вперед, в стороны, вверх.

2. Руки к плечам - круговые вращения руками.

3. Круговые вращения прямыми  руками - 4  раза  вперед, 4 раза назад, постепенно увеличивая амплитуду.

4. Круговые вращения прямыми руками в разные стороны: правой вперед, левой назад и наоборот.

5. Круговые  вращения предплечьем внутрь и наружу из положения руки в стороны.

6. Круговые вращения кистями, сжатыми в кулак, в одну и другую сторону, обеими кистями одновременно и попеременно из положения руки в стороны или вперед.

7. Сжимание и разжимание кистей в кулак из положения руки вперед.

8. Стойка ноги врозь, рывки согнутыми в локтях руками перед грудью с поворотом туловища.

9. Сцепить кисти «в замок» - разминание.

10. Правая рука вверху, левая внизу - рывки  руками  назад.

11. Правая рука вверху, левая внизу - рывками рук назад и в стороны, постепенное (на 8 счетов) изменение положения рук: левая вверху, правая внизу.

12. Стоя лицом к стене - отталкивание  обеими  руками от стены, постепенно увеличивая расстояние до нее.

13. Упор  лежа - отжимание от   гимнастической   скамейки или от пола, отжимание ноги на гимнастической скамейке.

14. Подтягивание на перекладине хватом сверху или снизу.

Упражнения для мышц туловища. 

1. Ноги  на  ширине  плеч - наклоны, доставая руками пол.

2. Ноги шире плеч - наклоны, доставая пол локтями.

3. Ноги на ширине плеч, наклонившись, руки в стороны  - повороты туловища, доставая руками носки ног.

4. Ноги на ширине плеч, руки на  поясе - круговые  движения тазом.

5. То  же,  ноги на ширине плеч, руки «в замок» над головой - вращение туловищем, стараясь описать руками большой круг.

6. Наклон назад прогнувшись, доставая руками пятки.

7. Наклон назад прогнувшись, доставая   поочередно   правой рукой левую пятку и наоборот.

8. Ноги   на   ширине   плеч, руки на поясе - три пружинистых наклона в одну и в другую сторону.

9.  То же, что и упражнение но руки сцеплены вверху над головой.

10.То же, что и упражнение, но с  двумя  приставными шагами в каждую сторону и доставанием сцепленными руками пола.

11.  Ноги на ширине   плеч, одна рука вверху, другая внизу - на каждый счет наклоны в стороны с захлестывающим движением руками за спину.

12.  Лежа на животе, руки за головой – прогибание назад.

13.  Упор сзади - разгибать и сгибать руки, прогибая туловище.

14.  Из  положения  лежа  на спине, руки вдоль туловища - наклоны к прямым ногам с возвращением в исходное положение.

15.То же, но руки за головой.

16. То же, но руки вверху.

17. Лежа на спине,  руки  в стороны - поднимать прямые ноги вверх и опускать поочередно в левую и правую сторону.

18. Ноги на ширине   плеч, стоя спиной в 30-50 см от стола - не отрывая ног от пола, доставать рукой дальний угол стола.

Упражнения  для  мышц  ног.

1. Приседания с выносом рук вперед, пятки от пола не отрывать.

2.  Руки на поясе - выпад правой ногой, три пружинистых покачивания. То же, выпад левой ногой.

3. То же, но смена ног прыжком.

4.  То же, но выпад ногой в сторону.

5.  Руки выставлены вперед - поочередные махи ногами вперед, доставая носками руки.

6. Руки в стороны - поочередные махи ногами в стороны, доставая носками руки.

7. Упор присев, правая нога в сторону - не отрывая рук от пола, прыжком смена ног.

8. Прыжком  смена  положения - упор присев, упор лежа.

9. Чуть согнуть ноги в коленях, руки положить на колени - круговые вращения в коленных суставах.

10. Руки на поясе, нога на носке - круговые вращения в голеностопном суставе.

11. Отступив на 60-80 см от стены и упираясь руками  в нее - поднимание на носках.

12. Руки на поясе - из глубокого приседа поочередное «выбрасывание» прямых ног вперед - танец вприсядку.

Имитационные упражнения для разминки

Упражнения  выполнять по заранее определенной программе под счет или в определенном темпе, либо произвольно по желанию, например - игра с тенью или воображаемым соперником. Наибольший эффект для развития необходимых для игрока качеств дают имитационные упражнения, которые выполняют по зрительному или звуковому сигналу партнера.

Совершенствованию техники удара в целом и отдельных их элементов. Для этого используются упражнения, имитирующие технику этих ударов в упрощенных условиях. Например: стоя на месте, имитация наката справа или в стойке для наката справа отработка отдельно движения кисти, предплечья, плеча, туловища, а затем соединение всех движения вместе.

Такого же типа упражнения можно использовать и для совершенствования техники передвижений. Работа над совершенствованием пространственно-временных параметров техники игры используются имитационные упражнения, выполняемые с разной скоростью, с разной амплитудой движения (как в целом, так и отдельных звеньев руки), с разным ритмом.

После освоения техники ударов, стоя на месте, надо продолжать совершенствовать их с помощью имитационных упражнений, сочетающих технику ударов и передвижений. Перед соревнованиями или игрой на счет целесообразно включать в разминку имитационные упражнения тактических комбинаций и сочетаний технических приемов, на которых будет строиться игра.

Упражнения для развития скоростных способностей:

1. Развитие быстроты отдельного движения:

- прыжки вверх;

- прыжки, старты и бег на 1-3 м из нестандартных положений (лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной или боком к направлению движения);

- выпускание из рук и ловля той же рукой гимнастической палки движением наката и стоп-спина;

- одиночные броски набивного мяча движениями нападающих ударов;

- одиночные броски набивного мяча одной и двумя руками снизу;

- удары в игре у стола по коротким мячам;

- удары в игре у стола по высоким мячам;

- удары по коротким и высоким мячам при работе с тренажером;

2. Развитие способности к высокому темпу (частоте) движений:

- бег на короткие отрезки (8-15 м);

- прыжки через скамейку (веревку) вперед назад, влево-вправо, впрыгивание на скамейку двумя (одной) ногами в максимальном темпе;

- прыжки со скакалкой (двойные обороты);

- игра в настольный теннис двумя мячами;

- игра в настольный теннис с выполнением между ударами дополнительных имитационных движений (атакующих ударов);

- при работе с тренажером выполнять удары с частотой подачи мяча выше игровой.

Метод тренировки - повторный. Продолжительность упражнений - до тех пор, пока скорость движения и интенсивность выполнения упражнения не снижаются к концу упражнения.

Интенсивность выполнения упражнений - максимальная. Интервалы отдыха - до полного восстановления. Характер интервалов отдыха - медленная игра в настольный теннис или имитация в спокойном темпе.

Количество повторений - до утомления (снижения скорости).

Упражнения для развития силовых способностей

- поднимание туловища с доставанием грудью колен из положения лежа на спине;

- подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами до 4 кг.

Упражнения для развития скоростно-силовых способностей

- прыжки толчком одной или двумя ногами в различных направлениях; - прыжки в приседе вперед-назад, влево-вправо, приставные шаги и выпады;

- выпрыгивание из приседа; выпрыгивание с подтягиванием колен к груди;

- многоскоки;

- упражнения с набивными мячами: броски мяча от груди; из-за головы; снизу, спиной к основному направлению; имитирующие накат справа, имитирующие накат слева;

Упражнения для развития силовой выносливости

- имитация ударов без ракетки, с ракеткой, с утяжеленной ракеткой, утяжеленными манжетами

- упражнения с резиновым бинтом. Резина сильно растянута - имитация ударов справа, слева. После удара рука должна тотчас вернуться в исходное положение.

Упражнения для развития специальной выносливости

- прыжки боком через натянутую на уровне высоты гимнастической скамейки скакалку на время за 30 сек.

- прыжки через скакалку на время за 45 сек.

- игры по элементам с увеличенной скоростью.

- тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.

- кроссы с переменной скоростью 2-3 км.

Упражнения для развития координационных способностей и ловкости

1. Усложнение выполнения обычных (стандартных) упражнений:

- ходьба, бег с дополнительными движениями (наклоны, выпады в стороны, прыжки в разных направлениях);

- ходьба, бег с изменением направления движения, с поворотами вокруг своей оси в разные стороны, изменением такта работы рук;

- ходьба, бег с удерживанием набивного (баскетбольного) мяча на голове;

- прыжки со скакалкой с изменением темпа, изменением позы (ноги вместе, на ширине плеч, полусогнутые, согнуты, на носках, на пятках), с поворотами, с изменением наклона туловища;

- игра в настольный теннис в паре, левой рукой, нестандартной хваткой, на двух столах, на сдвоенном столе, с ударами мяча об свою половину стола, предметами, заменяющими ракетку (доска, книга), на столе нестандартных размеров (журнальный, обеденный).

2. Выполнение привычных упражнений из непривычных положений:

- ходьба, бег, прыжки боком, спиной вперед, на одной ноге;

- броски набивного мяча (баскетбольного) мяча из положения сидя, лежа, спиной к кольцу или к партнеру;

- игра в настольный теннис сидя на стуле, стоя на одной ноге, с поворотом вокруг своей оси после каждого удара.

3. Жонглирования:

- жонглирование двумя, тремя мячами для тенниса;

- жонглирование двумя, тремя, четырьмя мячами для настольного тенниса без ракетки одной и двумя руками;

- жонглирование двумя, тремя, четырьмя мячами для настольного тенниса с ракеткой одной рукой;

-вращение баскетбольного, волейбольного, набивного мяча на кончике пальца, локте с элементами жонглирования.

4. Зеркальное выполнение упражнений, показываемых тренером (гимнастические с применением ассиметричных, имитационные с различной последовательностью, со сменой рук и хваток).

5. Ассиметричные упражнения:

- вращения руками в разные для каждой руки направления;

- вращения руками (диаметры кругов разные);

- игра в настольный теннис разными руками;

- ассиметричные движения по команде тренера.

6. Изменения условий выполнения упражнения:

- изменение скорости или темпа движений (в том числе и в условиях игры в настольный теннис);

- изменение пространственных границ спортивной площадки;

- частая замена противника с изменением материала ракетки, стиля, техники игры;

- игра с постоянным изменением (после каждого удара) хватки ракетки;

- игра с промежуточным (между ударами) касанием стола ракеткой или рукой;

- игра с промежуточным касанием стола ракеткой и взятием ракетки другого типа.

7. Упражнения с мячом:

- ударить мяч о стенку, перепрыгнуть через него (ноги врозь), обернуться кругом и поймать;

- лежа на спине, бросить мяч о стенку, встать и, дав мячу удариться о землю, поймать его.

- держа мяч двумя руками за спиной, подбросить его вверх перед собой, успеть наклониться вперед, коснуться ладонью земли, выпрямиться и поймать мяч.

- стоя спиной к стене, бросить мяч двумя руками через голову о стенку и поймать, не поворачиваясь.

- стоя спиной к стене, бросить мяч двумя руками через голову о стенку, дать ему удариться о пол; в это время успеть, подпрыгнув, повернуться кругом и поймать мяч.

Упражнения для развития быстроты реакции

1. Реакция на неожиданное изменение направления (выполняется из контрнакатов).

1.1 Партнер А, находясь в облегченных условиях (получает мячи в заранее обусловленном направлении и заранее определенной длины), предварительно оговоренной по очередности мяч (1,2,3-й и т.д.) направляет в произвольном неожиданном направлении.

1.2 Партнер А, находясь в облегченных условиях (получает мячи в заранее обусловленном направлении и заранее определенной длины), заранее оговоренный по очередности мяч направляет острым ударом в любом направлении.

1.3 Партнер А, находясь в облегченных условиях (получает мячи в заранее обусловленном направлении и заранее определенной длины) все мячи посылает накатами в любом направлении.

2. Реакция на неожиданное изменение длины полета мяча (выполняется из контрнакатов)

2.1 Партнер А, находясь в облегченных условиях (получает мячи в заранее обусловленном направлении и заранее определенной длины), любой по очередности мяч направляет короче (не далее середины стола по длине), и партнер Б должен от наката перейти к острому удару.

2.2 То же упражнение (2.1) выполняется для обоих спортсменов одновременно.

3. Реакция на неожиданное изменение характера вращения (выполняется из контрнакатов).

3.1 Партнер А, находясь в облегченных условиях (см. 1.1), заранее оговоренный по очередности мяч, изменяя характер вращения.

 4. Совершенствование реакции за счет повышения частоты ударов.

4.1 Тренажер робот выбрасывает мячи в заранее оговоренном направлении с частотой, превышающую игровую.

4.2 Тренер (партнер) выбрасывает подряд большое количество мячей с заранее с заранее оговоренной сменой направлений или вращений или сменой направлений и сменой вращений. Частота превышает игровую.

4.3 Тренер (партнер) выбрасывает подряд большое количество мячей в неожиданных направлениях и с разным характером вращений. Частота превышает игровую.

Возможно усложнение этих упражнений за счет:

- решения более сложных задач развития разных видов реагирования одновременно;

- применения упражнения для одновременного реагирования обоих партнеров;

- выполнения этих же упражнений в условиях игры на счет.

Возможно применение тех же упражнений с укороченным временем реагирования за счет внезапного появления мяча.

Одновременно с развитием быстроты собственно реакции на неожиданное изменение направления длины полета мяча, характера его вращения и частоты вылета существенное значение имеет наблюдение за подготовительными действиями и изменением позы противника.

Для этих целей рекомендуются упражнения, перечисленные в п.п.1.4, выполнять в специальных очках, нижняя половина которых закрыта темной непрозрачной бумагой (тканью).

Упражнения для развития гибкости

- общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов, позвоночника.

- пассивное растягивание с помощью тренера;

IV. Техническая подготовка

Повторение и совершенствование элементов изученных на предыдущем этапе.

- многократное повторение ударного движения на разных скоростях (сначала медленно, затем ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;

- игра на столе с тренером (партнёром) одним видом удара (только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева;

- свободная игра ударами на столе;

После освоения занимающимися игры на столе ударами из различных точек применяются следующие упражнения:

- упражнения с приданием мячу вращения: удары по мячу левой и правой стороной ракетки после отскока его от пола, удары по мячу левой и правой стороной ракетки без отскока от пола, удары по мячу левой и правой стороной ракетки у тренировочной стенки, удары по мячу левой и правой стороной ракетки на половинке стола, приставленной к стене, удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером (партнёром), тренажёром;

- имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажёрах;

- имитация передвижений вперёд- назад- влево- вправо с выполнением ударных действий - одиночные передвижения и удары, серийные передвижения и удары;

- имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон (передвижения влево- вправо, вперёд- назад, по «треугольнику» - вперёд-вправо- назад, вперёд- влево- назад);

- имитация ударов с замером времени - удары справа слева и их сочетание;

- игра на столе с тренером (партнёром, тренажёром-роботом по направлениям на большее количество попаданий в серии - игра одним (двумя) ударом из одной точки в одном, двух, трёх направлениях; игра одним видом удара из двух, трёх точек в одном (в разных) направлении;

- выполнение подач разными ударами;

- игра накатом - различные варианты по длине полёта, по направлениям полёта мяча, сочетание накатов справа и слева;

- игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полёта мяча, по направлениям полёта мяча, сочетание накатов справа и слева;

- игра на счёт разученными ударами;

- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;

- групповые игры: «круговая», «дворник», «один против всех», «круговая с тренером» и другие.

В группах начальной подготовки в конце учебного года проводятся соревнования - тестирования по физической подготовке и упражнениям с мячом и ракеткой согласно контрольных нормативов, приведённых в программе.

V. Тактическая подготовка

Повторение и совершенствование игровых тактических ситуаций изученных на предыдущем этапе.

Выбор момента и способа передвижения для атакующего удара.

Применение необходимого способа удара в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.

Определение игровой ситуации, целесообразной для начала атаки, выбор способа и направления завершающего удара

Применение разученных ударов в зависимости от игровой ситуации.

Тактика подач - один из важных разделов тактики игры. Ведь за одну партию приходится подавать 8-10 подач, иными словами, игрок 8-10 раз имеет право первого удара. Однако замечено, что, увлекаясь обменом ударами, игроки нередко забывают о преимуществе своей подачи. Подача - такой прием, который выполняют почти из статического положения и который не зависит от действий соперника. Поэтому у подающего игрока есть все возможности, чтобы продуманно и точно выполнить этот прием.

Подача - технический прием, с которого начинается тактическая атака. Это первый удар по уязвимому месту соперника, первый шаг к выигрышу очка. Если раньше в настольном теннисе подачу считали лишь средством введения мяча в игру, то сейчас ее относят к активным средствам нападения и борьбы за инициативу. В наши дни роль подачи в настольном теннисе, как в одиночных, так и в парных играх значительно возросла. Так, с помощью сложных сильно крученых и резаных подач, если они есть в арсенале игрока, даже в борьбе с опытным соперником можно выиграть 2-3 очка в партии.

Совершенствование подач изученных на предыдущем этапе.

VI. Технико-тактическая подготовка

Тестирование технико-тактической подготовленности может проводиться как командное, так и индивидуальное.

Примерное содержание тестирования:

Содержание тестирования и требования определяются для двух стилей: атакующего и защитного.

Примерное содержание тестирования:

а). Атака – Атака

1 вид. Обмен атакующими ударами справа на ½ стола.

Конкретное содержание (выбрать один вид из нижеследующих четырёх);

- атакующие удары по диагонали справа налево;

- атакующие удары по диагонали слева налево;

- атакующие удары по диагонали справа налево;

- атакующие удары по диагонали слева направо;

Требования:

«Ограничитель позиции» устанавливается в 30 см. от проекции кромки стола на пол. Разрешается использовать только пять мячей - каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается. Подаются мячи справа с верхним вращением, атакующие действия принимающего игрока, не засчитываются.

Подсчёт очков. Испытуемым является атакующий. Считается, сколько точных мячей было послано принимающим и подающим подачу. За каждый точный удар начисляется 1 очко. Очки начисляются каждому из соперников в отдельности.

2 вид. Обмен ударами из средней зоны на ½ стола.

Конкретное содержание (выбрать один вид из нижеследующих видов):

- атакующие удары по диагонали справа направо;

- атакующие удары по диагонали слева налево.

Требования

«Ограничитель позиции» устанавливается в 60 см от проекции кромки стола на пол. Разрешается использовать только пять мячей - каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается. Подаются мячи справа с верхним вращением.

Подсчёт очков. Считается, сколько точных мячей было послано принимающим и подающим подачу. За каждый точный удар начисляется 1 очко. Очки начисляются каждому из соперников в отдельности.

3 вид. Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа из боковой позиции на 1/2 стола.

Требования

Подаётся серия мячей с верхним вращением справа. После каждой подачи необходимо поочерёдно выполнять удары справа и слева, два удара с одной стороны не засчитываются. Разрешается использовать только пять мячей - каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается.

Подсчёт очков. Считается, сколько точных мячей было послано принимающим подачу. За каждый точный удар начисляется 1 очко.

4 вид. Удар справа, приём подставкой слева на 1/2 стола.

Конкретное содержание (выбирается один из двух нижеследующих видов):

- удар из справой половины стола после приёма подставкой слева;

- удар из левой половины стола после приёма подставкой слева.

Требования

Подаются мячи с верхним вращением справа. Принимающий атакующим ударом справа не имеет право выполнять удар слева, такой удар не засчитывается. Разрешается использовать только пять мячей-каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается.

Подсчёт очков

Испытуемым является атакующий справа. За каждый точный удар начисляется 1 очко. Оба игрока выступают в качестве испытуемого и каждому начисляются его очки.

5 вид. Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами на 1/3 стола против подрезок на 1/2 стола.

Конкретное содержание

- подрезка попеременно слева и справа на 1/3 стола против подрезки слева на 1/2 стола из позиции игры слева;

- подрезка попеременно слева и справа на 1/3 стола против подрезки справа на 1/2 стола из позиции для игры справа.

Требования

Подаются справа мячи с нижним вращением. Игрок, выполняющий подрезки справа и слева, не имеет права выполнять подряд два удара слева и справа. Такие мячи не засчитываются. Устройство ограничения верхней точки траектории полёта мяча устанавливается таким образом, чтобы между ним и верхним краем сетки было расстояние 30 см. Засчитываются только мячи, проходящие через ограниченное пространство. В противном случае, а также при попадании мяча в "ограничитель", очки не засчитываются. Разрешается использовать только пять мячей-каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается.

Подсчет очков

Испытуемым является игрок, выполняющий подрезки справа и слева. За каждый точный удар начисляется 1 очко. Оба игрока выступают в качестве испытуемого и каждому начисляются его очки.

6 вид. Игра толчком слева, ударом справа с 1/3 стола против толчка с левой половины стола из позиции для игры слева.

Конкретное содержание

Игра толчком слева, ударом справа с 1/3 стола против толчка с левой половины стола из позиции для игры слева.

Требования

Подаются мячи справа с верхним вращением. Игрок, выполняющий толчок слева, удар справа, не имеет права выполнять подряд 2 удара слева или справа. Такие мячи не засчитываются. Разрешается использовать только пять мячей - каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается.

Подсчет очков

3а каждый точный удар начисляется 1 очко. Оба игрока выступают в качестве испытуемого и каждому начисляются его очки.

б). Атака - Защита

Конкретное содержание:

- накат с правой половины стола против срезки с правой половины;

- накат с левой половины стола против срезки с левой половины;

- накате правой половины стола против срезки с левой половины;

- накате левой половины стола против срезки справой половины.

Требования:

Игрок, выполняющий накат, подаёт мячи только с верхним вращением. Если он выполняет удар с нижним вращением, другому игроку очки не начисляются. Разрешается использовать только пять мячей - каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается.

Подсчёт очков:

Очки получает игрок, выполнивший срезки, по одному за каждый точный мяч. Оба игрока выступают в качестве испытуемого и каждому начисляются его очки.

в). Защита - Защита

Содержание теста и требования те же, что и при тестировании "Атака- Атака".

VII. Игровая подготовка

Игра на счет разученными ударами;

Групповые игры: «Круговая», «Дворник», «Солнышко», «Один против всех», «Круговая - с тренером» и др.

Игра с определением победителя по большему числу выигранных серий подач;

Игра с контрольным розыгрышем очка; Игра по правилу 4 ударов;

1. «Солнышко».

Играющих может быть любое число, но не меньше трех. Все занятые в игре двигаются вокруг стола, поочередно отбивая мяч.

Допустим, игроков пятеро. В таком случае мяч вводят в игру с той стороны, где расположено больше играющих. Отбив мяч, вы должны перейти на другую сторону стола, дождаться своей очереди, снова отбить мяч и снова перейти на другую сторону стола. Игру проводят, как правило, с выбыванием: если игрок ошибся, то выбывает из игры. Но можно играть и до трех, пяти и т. д. ошибок. Чем меньше остается играющих, тем быстрее необходимо двигаться. Когда у стола остается двое, то они, стоя, как обычно, разыгрывают очко или несколько очков и даже партию — по договоренности и выигравший считается победителем в этой игре.

Играть можно, двигаясь по часовой стрелке или против нее, отбивая мяч одним ударом в определенном направлении, например, срезка по правой диагонали или накат по левой прямой либо произвольно. Можно также оговорить способ передвижения: приставными  шагами,  прыжками  на обеих   ногах,   прыжками   на одной ноге и т. п.  

Игру   эту   можно   усложнить: играющие будут отбивать мяч лишь двумя ракетками, лежащими на столе, — игрок должен взять ракетку, отбить мяч и снова положить на середину задней линии стола, чтобы следующему игроку было удобно взять ее.

2«Два против пяти».

На одной стороне двое игроков отбивают мяч поочередно, как в парной игре, а на другой стороне команда из пяти игроков (можно больше или меньше) также поочередно отражает мяч и передвигается в конец колонны, уступая площадку следующему игроку. Задания могут быть различные — от простого (одноходовой) до сложного (двух-трехходовой комбинации). Игра ведется на счет до заранее определенного времени. Победителя определяют как в паре, так и в команде. Ими считают тех игроков, которые к окончанию игры совершили меньше ошибок, т. е. набрали меньше очков. Они образуют новую пару, и игру начинают снова. 

3. «Один против четырех».

Эта игра очень полезна для закрепления техники передвижения. Один игрок отбивает мяч по диагонали вправо, на другой стороне партнеры отбивают мяч, двигаясь вправо по кругу, обегая мячи или стулья. Когда мяч отбивают по диагонали влево, направление бега меняется. Игру ведут на счет до заранее определенного времени. Игрок команды, набравший меньше очков, занимает место на противоположной стороне стола.

 

VIII. Психологическая подготовка

- Моделирование соревновательной ситуации в игровой форме.

- Создание ситуаций требующих преодоления трудностей: страха, волнений, неприятных ощущений, не требующих проявления предельных мобилизационных возможностей для достижения поставленной цели.

- Привлечение опытных для шефства  над начинающими, помощи в освоении простых элементов.

- Создание ситуаций требующих совместной деятельности студентов внутри группы.

- Психологическая диагностика: мотивация, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, способность к концентрации внимания, грубая моторика, индивидуальные особенности личности.

- Педагогическое наблюдение: аккуратность, вспыльчивость, дисциплинированность, самоорганизованность.

- Игры на внимание.

IX. Воспитательная работа

Индивидуальные беседы со студентами. Формирование понятия дружного коллектива, взаимопомощи, трудолюбия. Понятия об общечеловеческих ценностях. Этика спортивной борьбы на площадке и вне ее. Система морального стимулирования.

X. Участие в соревнованиях

Согласно календарному плану спортивно - массовых мероприятий.

XI. Диагностика.

С целью определения уровня физической подготовленности и степени освоения элементов техники игры в настольный теннис проводят проверки по нормативам. Этапы проведения диагностического обследования

- первичный - сентябрь;

- итоговый - июнь;

Первичная диагностика проводится с целью получения объективных данных о развитии физических и технических качеств. Изучаются некоторые технические приёмы настольного тенниса. Заполняется таблица по следующим показателям: удержание мяча на ракетке; набивание мяча на ракетке; попадания мяча по столу. Обследование проводится индивидуально, каждому студенту предлагается выполнить задание. Засекается время в первом и во втором тесте. В третьем тесте записывается количество раз попадания мяча на стол. Проводится анализ полученных данных. По окончании работы проводится итоговое диагностическое обследование. Основная цель - это получить необходимую информацию о результатах проведённой работы и планирование дальнейшей спортивной работы.

XII. Медицинский контроль

Проводится специалистами 2 раза в год.

XIII. Учебно-методическое обеспечение

Для реализации рабочей программы используются:

- столы игровые;

- мячи для настольного тенниса;

- ракетки для настольного тенниса;

- бортики для игрового зала;

- счетчики – тренажеры;

- набивные мячи;

- отягощения (гантели, манжеты с песком,  утяжеленная ракетка);

- лесенка для спецподготовки;

- резиновый бинт;

- скакалки;

- гимнастические скамейки;

- мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный);

- маты;

- перекладины;

- приспособление для сбора мячей;

- корзина для работы на БКМ;

- робот для выбрасывания мячей;

XIV. Ожидаемые результаты и способы их определения

В результате реализации программы ожидается:

-  Воспитание интереса к спортивным играм.

-  Развитие физических качеств, такие, как - быстрота, сила, гибкость, выносливость, координация движений, быстрота реакций, ловкость.

- Дать элементарные представления об игре.

- Обучение технике и тактике игры в настольный теннис.

- Формирование        личностных качеств: коллективизм, товарищество, взаимопомощь.

- Укрепление эмоциональную сферу каждого ребёнка.

Список используемой литературы:

1. Амелин А.Н., «Современный настольный теннис», - М., ФиС 1982 г.

2. Байгулов Ю.П. Романин А.Н., «Основы настольного тенниса», - М., ФиС 1979 г.        

3. Байгулов Ю.П., Романин А.Н., "Кто станет теннисистом?", - М., Спортивные игры 1973г.

4. Барчукова Г.В., «Современные подходы к формированию технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис», - М., РГАФК 1997 г.

5. Барчукова Г.8., Шпрах С.Д., «Игра, доступная всем», - М., Знание 1991 г.

6. Былеева Л.В., «Подвижные игры», - М., ФиС 1974 г.

7. Белиц-Гейман С.П., «Теннис», - М., ФиС 1979 г.

8. Воронин Е.В., «Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольном теннисе», - Теория и практика физической культуры 1983 г., № 10, с. 52-54.

9. Вяткин В.А., «Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях», -М., ФиС 1981 г.

10. Голицына Н.С., Физкультурный калейдоскоп. М.: 2006г.

11. Дешин Д.В., «Самоконтроль спортсмена», - М., Медицина 1966 г.

12. Донской Д.Д., «Спортивная техника», - М., ФиС 1962 г.

13. Ефремова А.В., Гужаловский А.А., «Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе», - Минск 1995 г., с.  18

14. Захаров Г.С., «Настольный теннис. Теоретические основы», -Ярославль: Верхнее- Волжское кн. из-во 1990 г.

15. Конеева Е.В., Спортивные игры. Калининград, М.: 1999г.

16. Матицын О.В., «Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе», - М., «Теория и практика физической культуры» 2001 г.

17. Матицын О.В., «Настольный теннис: Неизвестное об известном», - М.,РГАФК 1995 г.

18. Сюй Иньшен, «Настольный теннис» пер. с кит., - М., ФиС 1987 г.

19. Настольный теннис: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства, - М.,1980 г.

20. Настольный теннис: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (методическая часть), - М., Советский спорт 1990 г.        

21. Ормаи Л., «Современный настольный теннис», - М., ФиС 1985 г.

22. Серова Л.К., Скачков Н.Г., «Умей владеть ракеткой», - Л., Лениздат 1989 г.        

23. Филин В.П. ,Талышев Ф.М., «Тем кто тренирует юных», Теория и практика физической культуры №2 1961 г.

24. Шестёркин О.Н., «Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации», - Дис. канд. пед. наук, РГАФК - М., 2000, с. 160.

25. Шпрах С.Д., "У меня секретов нет...", Техника/приложение №1 к журналу «Настольный теннис», - М., 1998 г.

26. Статья из журнала "Настольный теннис" №8 - «Восстановление», Методика А. Букина,- 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу

В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...

О пользе настольного тенниса для здоровья ребёнка.

Совсем недавно в журнале «Men’s Health» была опубликована следующая статья под названием «Пора к столу!», автор Антон Иванов: «Не надо стесняться, если твой теннис не большой, а настольный. У эт...

Настольный теннис рабочая программа

Настольный теннис рабочая программа...

проект "Теннис - это модно и полезно"

материал содержит проект, который занял 1 место в окружном конкурсе социально-значимых проектов...

протокол по настольному теннису

протокол по настольному теннису...

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...