программа по корригирующей гимнастике
рабочая программа по физкультуре на тему

программа по корригирующей гимнастике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korrigiruyushchey_gimnastike.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

утверждаю                        согласовано                      рассмотрено

Директор школы                       Заместитель директора                       на заседании м/о

Комчадалов В.В.                       школы по НМР  

____________________            ____________________                         протокол

                                                                                                        №____от__________20__г.

«___»__________20__г.           «___»__________20___г.            Руководитель М/О

                                                                                                        _______________________

Программа внеурочной

Спортивно – оздоровительной

деятельности

(корригирующая гимнастика

Для учащихся 1-4 классов)

Турковой Эльвиры Фанисовны

МБОУ СОШ №1

Г.Алдан

Пояснительная записка

   В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно – двигательного аппарата. В связи с этим укрепление здоровья детей является одной из важнейших для задач учителей и родителей, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

   При традиционной организации учебного процесса, сидячая рабочая поза учащегося, является основной и это требует специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушения опорно – двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, таких как подбор мебели, обуви и одежды, своевременный отдых, важная роль относится организации двигательного режима ребенка. Но немаловажную роль играют физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Эти занятия должны быть регулярными, только тогда они будут иметь результат.

   Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимися начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой сменой двигательного режима, ребенок длительное время пребывает в сидячей позе, в сниженной двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать это за счет корригирующих упражнений.

   Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводится среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для детей специальной медицинской группы. Особенность данной программы состоит в том, что предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий, а значит повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступны упражнения художественной гимнастики, они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию мускулатуры и требует поддержания правильной осанки. Чтобы повысить интерес и мотивацию к занятиям, нужно использовать контрольные испытания и участие в показательных выступлениях(на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и других мероприятиях)

   Кроме того, для повышения эмоциональности занятия в программе используется и психорегулирующие упражнения, самоконтроль и самооценка физического и эмоционального состояния. Освоение приемов самоконтроля влияет на развитие внимания, что в свою очередь позволяет эффективней выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности.

   Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает задачи и духовно – нравственного воспитания. Нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, но и с точки зрения нравственности, неодаптированно к трудностям реальной жизни. В жизненные ориентиры современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремленность, упорство, без которых невозможно двигаться дальше. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей, таких как любовь и уважение ко всему живому – к природе, людям и к самому себе. Это в свою очередь влияет на чистоту помыслов и поступков, формирует чувство ответственности.

   Таким образом, целями реализации программы внеурочной – оздоровительной деятельности являются:

1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.

2. Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

3. Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

4. Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.

5. Формирование правильной осанки и рационального дыхания.

6. Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры.

7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

   Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 102 часа.

   Наполняемость групп, занимающихся корригирующей гимнастикой 10 – 15 человек.

   Программа может быть реализована в работе учителя как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов

Количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы аудиторных активных занятий

1

Вводное занятие(правила техники безопасности)

1

1

        _

2

Теоретические сведения(основы знаний)

6

6

        _

2.1

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

2

2

        _

2.2

Влияние питание на здоровье

2

2

        _

2.3

Гигиенические и этические нормы

2

2

        _

3

Общая физическая подготовка

21

_

21

3.1

Упражнения в ходьбе и беге

4

_

4

3.2

Упражнения для плечевого пояса и рук

4

_

4

3.3

Упражнения для ног

4

_

4

3.4

Упражнения для туловища

5

_

5

3.5

Комплексы общеразвивающих упражнений

4

_

4

4

Специальная физическая подготовка

54

2

52

4.1

Формирование навыков правильной осанки

14

2

12

4.2

Укрепление мышечного корсета

12

_

12

4.3

Укрепление мышечно – связочного аппарата стопы и голеги

10

_

10

4.4

Упражнения на равновесие

6

_

6

4.5

Упражнения на гибкость

7

_

7

4.6

Акробатические упражнения

5

_

5

5

Дыхательные упражнения

4

1

3

6

Упражнения на расслабление

3

1

2

7

Самоконтроль и саморегуляция

4

1

3

8

Самомассаж и взаимомассаж

3

1

2

9

Контрольные испытания и показательные выступления

6

_

6

9.1

Физкультурный праздник

3

_

3

9.2

Праздник здоровья

3

_

3

Всего

102

13

89

   

Содержание  

Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности 1 час)

  Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний 16ч)

2.1 Здоровье человека и влияние на него физических упражнений(2ч). Здоровье физическое. Психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли. Потребность в движении тела как выражение потребности души.

2.2 Влияние питания на здоровье(2ч). 

Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Формирование ценностного отношения к еде и воде как  связи человека и природы.

2.3 Гигиенические и этические нормы(2ч).

Гигиенические нормы(гигиенические процедуры до и после занятий, в повседневной жизни, уход за спортивной формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы(нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, бесконфликтное поведение на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).

Раздел 3. Общая физическая подготовка (21ч)

3.1 Упражнения в ходьбе и беге (4ч). 

Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, на пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

3.2 Упражнения для плечевого пояса и рук (4ч).

 На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.

3.3 Упражнения для ног (4ч).

 На месте в различных и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.4 Упражнения для туловища (5ч).

На месте в различных и.п. (стоя, сидя, лежа, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.5 Комплексы общеразвивающих упражнений (4ч).

На месте в различных и.п.; с чередованием и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (54ч).

4.1 Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (14ч).

Упражнения в различных и.п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка. Походка и имидж.

4.2 Укрепление мышечного корсета (12ч). 

Упражнения на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лежа на спине, на животе. На боку); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.

4.3 Укрепление мышечно – связочного аппарата стопы и голени (10ч).

Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).

4.4 Упражнения на равновесие (6ч).

На месте в различных и.п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами. Обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.

4.5 Упражнения на гибкость (7ч).

Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью упражнений на растягивание: на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).

4.6 Акробатические упражнения (5ч).

Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: преодоление чувства страха.

Раздел 5. Дыхательные упражнения (4ч).

Упражнения стоя, сидя. В передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания4 упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.

Раздел 6. Упражнения на расслабление (3ч).

Упражнения в различных и.п. (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; упражнения с партнером.

Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция(4ч).

Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения. Мобилизация). Способы психорегуляции (двигательнве, дыхательные, комбинированные).

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (3ч).

Назначение массажа (снятие усталости, эмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных и.п. массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.

Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (6ч).

9.1 Физкультурный праздник (3ч).

1 вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания.

2 вариант (мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность:

- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;

- гибкость (выворотность) – силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45градусов;

- сила мышц ног: прыжок в длину с места;

-  силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45 градусов в тазобедренных суставах;

- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;

- комплексное тестирование координации движений, скоросной выносливости, силы мышц ног6 прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.

9.2 Праздник здоровья (3ч).

1 вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здорового образа жизни, на которых выполняются задания, связанные как с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями ( рисунки, стихи, рассказы и т.д), выражающими отношения к занятиям ЗОЖ. Постановки сценок на тему ЗОЖ. Возможны семейные конкурсы.

2 вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности ребенка (корригирующая гимнастика) распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение ребенком социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) : приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки. Слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности) : развитие ценностного отношения ребенка к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, животным, растениям, деревьям, воде и т.д.

3. Результаты третьего уровня (приобретение ребенком опыта самостоятельного действия) : приобретение школьником опыта спортивно – оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Программа по внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика»

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опор...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Программа дополнительного образования"Корригирующая гимнастика".

Наши дети…Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми. Весь вопрос в том, как этого добиться, не прибегая к лекарства...

Программа по корригирующей гимнастики

Программа по корригирующей гимнастики...

ПРОГРАММА «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ»

  Здоровый позвоночник, правильная осанка, хоро­шо сформированная грудная клетка, а также сим­метрично и достаточно развитые мышцы являют­ся не только основой красивой и стройн...

Программа по корригирующей гимнастике для обучающихся 5 - 10 классов

Программа по корригирующей гимнастике для обучающихся 5 - 10 классов с заболеванием опорно - двигательного аппарата ...