Программа дополнительного образования"Корригирующая гимнастика".
методическая разработка по физкультуре на тему

Назарова Светлана Николаевна

  Наши дети…Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми. Весь вопрос в том, как этого добиться, не прибегая к лекарствам, а используя оздоровительную физкультуру, здоровый образ жизни. Ведь многие дети сейчас имеют отклонения в состоянии здоровья.

   Как правило, существующие программы физического воспитания, направлены на развитие определенных физических качеств, навыков, умений. Например, для формирования правильной осанки рекомендуются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, дыхательные мышцы. И, к сожалению, почти  не учитывается функциональная зрелость всех остальных систем и органов ребенка, уровень его развития на сегодняшний день, прежде всего его психомоторные возможности. Конечно, многократно повторяя и разучивая определенные движения, мы можем обучить им ребенка, и даже получить развитие так необходимых по программе физических качеств. Но какой  ценой? И так ли уж обязательно ребенку правильно выполнять замах рукой, бросая в цель мяч, если у него это не получается в силу того, что есть определенные трудности с координацией движений рук, глаз, тела?

   На наш взгляд, следует создать прежде всего условия для оптимального психофизиологического развития, для восстановления координации перечисленных систем, и затем, уже с меньшими моральными и физическими затратами, ребенок овладеет необходимой техникой метания мяча и т. д.

   Предлагаемая программа оздоровительно-коррекционной работы с детьми направлена на создание условий для сенсо- и психомоторного развития ребенка, на формирование оптимального двигательного стереотипа, на формирование правильной осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка227.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по физической культуре.

Корригирующая гимнастика

г.Нижний Новгород 2012 год

Пояснительная записка

  Наши дети…Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми. Весь вопрос в том, как этого добиться, не прибегая к лекарствам, а используя оздоровительную физкультуру, здоровый образ жизни. Ведь многие дети сейчас имеют отклонения в состоянии здоровья.

   Как правило, существующие программы физического воспитания, направлены на развитие определенных физических качеств, навыков, умений. Например, для формирования правильной осанки рекомендуются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, дыхательные мышцы. И, к сожалению, почти  не учитывается функциональная зрелость всех остальных систем и органов ребенка, уровень его развития на сегодняшний день, прежде всего его психомоторные возможности. Конечно, многократно повторяя и разучивая определенные движения, мы можем обучить им ребенка, и даже получить развитие так необходимых по программе физических качеств. Но какой  ценой? И так ли уж обязательно ребенку правильно выполнять замах рукой, бросая в цель мяч, если у него это не получается в силу того, что есть определенные трудности с координацией движений рук, глаз, тела?

   На наш взгляд, следует создать прежде всего условия для оптимального психофизиологического развития, для восстановления координации перечисленных систем, и затем, уже с меньшими моральными и физическими затратами, ребенок овладеет необходимой техникой метания мяча и т. д.

   Предлагаемая программа оздоровительно-коррекционной работы с детьми направлена на создание условий для сенсо- и психомоторного развития ребенка, на формирование оптимального двигательного стереотипа, на формирование правильной осанки.

Основной целью этой программы является- улучшение здоровья детей, улучшение защитных функций организма, воспитание привычки к здоровому образу жизни, сохранение и улучшение психического здоровья.

  • Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач
  • Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма
  • Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
  • Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.
  • Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; улучшение координацию движений; активизация обменных процессов;.
  • Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон.

Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность.

 На основе программного материала параллели отводится 1 час в неделю, всего 36 часов в год.

Занятия  по корригирующей гимнастике  включают следующие виды упражнений:

1-упражнения без предметов(это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме.);

2- игровые упражнения( Через игру ребенок общается с внешним миром, появляется воображение, творческий подход.

В процессе  игр решаются разнообразные задачи:  гигиенические, образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные);

3-упражнения с гимнастическими мячами( которые дают возможность развития основных биологических факторов: способность к точности движения, координации, зрительное и пространственное восприятие);

4- ортопедические мячи(комплекс упражнений на мячах способствует правильной осанки и мышечного корсета, формированию оптимального стереотипа статика);

5-с гимнастической палкой( дает возможность более эффективно включить в работу мышцы_разгибатели спины, укрепить мышцы боковых поверхностей тела);

6-со скакалкой(дает хорошую нагрузку на мышцы- разгибатели тела, а также на мышцы рук и ног.)

7- гимнастическая стенка( способствует укреплению мышц рук, ног, туловища. При выполнении  висов, перемещений, лазания различными способами у детей развивается пространственная  ориентация, они избавляются от чувства страха, становятся более уверенными в своих силах);

8 – гимнастические скамейки ( используется для укрепления мышц всего тела, а также для развития у детей равновесия, координации движений).

Формы и методы оздоровительно- коррекционной работы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Основная форма этой работы это занятия в группе. Структура занятия та же, что и на обычном занятии по физической культуре:

вводная часть - ( где особое внимание предлагается привлечь внимание детей к предстоящей деятельности, используются сюжетные занятия)

подготовительная часть –это уже начало коррекционной работы, здесь даются упражнения- тесты. Упражнения- тесты это статические растягивающие позы, мягко воздействующие на мышечно- связочный аппарат.

основная часть- решаются конкретные проблемы оздоровительно-коррекционной работы:

-укрепления мышц тела, рук и ног;

-развитие координации движений;

-обучение основным формам движения.

заключительная часть- решает задачу укрепления мышц стопы, поскольку и этот процесс нуждается в помощи. Релаксация.

Тематическое планирование

№ занятия

Содержание

1-2

сентябрь

Знание и представление правильной осанки. Пульсометрия. Чувство фитбольного мяча.

3-4

Разучивание упражнений на фитболах для укрепления мышц шеи. Дыхательная гимнастика.

5-6

октябрь

Разучивание упражнений на фитболах для укрепления мышц плечевого пояса и рук. Упражнения на снятия мышечного напряжения. Проверка осанки.

7-8

Разучивание упражнений на фитболах для укрепление мышц брюшного пресса. Комплекс упражнений на гимнастической стенке. Дыхательная гимнастика.

9-10

ноябрь

Разучивание упражнений для укрепления мышц тазового дна и спины. Упражнения формирующие рефлекс правильной осанки.

11-12

Комплекс упражнений на гимнастической стенке. Лазание и ползание. Упражнения на снятия мышечного напряжения.

13-14

декабрь

Разучивание упражнений для укрепления мышц сводов стопы и увеличения подвижности позвоночника и суставов. Упражнения со скакалкой. Релаксация.

15-16

Комплекс упражнений игрового характера. Комплекс упражнений на фитболах. Дыхательная гимнастика

17-18

январь

Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке. Релаксация.

19-20

Комплекс упражнений с мячом. Комплекс упражнений игрового характера. Дыхательная гимнастика.

21-22

февраль

Комплекс упражнений на фитболах. Упражнения со скакалкой. Проверка осанки. Лазание.Ползание.

23-24

Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке. Релаксация

25-26

март

Комплекс упражнений с мячом. Комплекс упражнений игрового характера. Дыхательная гимнастика.

27-28

Комплекс упражнений для формирование осанки. Упражнение на гимнастической скамейке.

29-30

апрель

Комплекс упражнений на фитболах. Упражнения со скакалкой. Проверка осанки. Лазание.Ползание.

31-32

Комплекс упражнений для формирование осанки.Упражнения на гимнастической скамейке.

33-34

май

Комплекс упражнений на фитболах. Упражнения снятие зон мышечного напряжения.Дыхательная гимнастика.

35-36

Комплекс упражнений с мячом. Комплекс упражнений игрового характера. Релаксация.

Требования к освоению программного материала

Выпускники начальной школы, занимающиеся корригирующей гимнастикой должны знать/понимать:

  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья;
  • правила и последовательность выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхательной гимнастики;
  • гигиенические правила и правила безопасности при выполнении физических упражнений, правила закаливания и его значение;

уметь:

  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
  • выполнять упражнения на формирование правильной осанки
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в оздоровительно-профилактических подвижных играх;
  • наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.

Литература:

  1. Как сформировать правильную осанку у ребенка. А.А. Потапчук, -СПб.:Речь;М.:Сфера, 2009.
  2. Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми школьного возраста с нарушениями в опорно-двигательного аппарата(осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры в образовательных учреждениях.Ф.И.Молостова, Ю.А. Лебедев, А.С.Большев.,г. Н.Новгород, 2009.
  3. Учебно-методическое пособие по методике применения мячей большого диаметра.И.В.Волкова, Ю.А Лебедев, А.С.Большев, Ю.Р.Силкин,г.Н.Новгород, 2009.
  4. Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/ Науч.ред. Г.А.Халемский. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

Приложение к  программе дополнительного образования по физической культуре "Корригирующая гимнастика"

Примерный комплекс упражнений без предметов

1. И. п. – о.с. 1 – 2 – поднять руки вперед-вверх, ладони повернуть внутрь, отвести правую ногу назад на носок и слегка прогнуться; 3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону.


2. И. п. – о.с. 1 – 2 – наклон головы назад до отказа; 3 – 4 – и.п.; 5 - 6 - наклон головы вперед; 7 – 8 – и. п.

3. И. п. – о.с. 1 – 2 – наклон головы вправо; 3 – 4 – и. п.; 5– 8 – то же в другую сторону.

4. И. п. – о.с. 1 – 2 – поворот головы вправо; 3 – 4 – и. п.; 5 –8 –то же в другую сторону.

5. И. п. – о.с. 1 – 4 – круговые движения головой в левую сторону; 5 – 8 – то же в другую сторону.

6. И. п. – руки к плечам. 1 – 2 – два круга согнутыми руками вперед; 3 – 4 – то же назад; 1 – 4 – поочередные круговые движения вперед; 5– 8 – то же назад.

7. И. п. – о.с. 1 – 2 – круг руками вправо; 3 – 4 – то же влево.

8. И. п. – стойка руки за головой. 1 – 3 – три пружинящих наклона, стараясь головой коснуться колена; 4 – и. п.

9. И. п. – широкая стойка ноги врозь. 1 – наклон к правой, хлопок у пятки; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же к другой ноге.

10. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – сгибая левую, наклон вправо, левую руку вверх, правую за спину; 2 – 3 – два пружинящих наклона вправо; 4 – и. п.; 5 – 8 – то же в другую сторону.

11. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – поворот туловища направо (пятки от пола не отрывать); 2 – и. п.; 3 – 4 – то же в другую сторону.

12. И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой, хлопок под ней; 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону.

13. Приседание в среднем темпе. 10 – 15 раз.

14. И. п. – о. с., руки на поясе. 1– наклонный выпад вправо; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же в другую сторону.

15. И. п. – о. с., руки на поясе. 1 – глубокий выпад правой; 2 – 3 два пружинящих покачивания; 4 – толчком правой вернуться в и. п. 5 – 8 – то же с другой ноги.

16. И. п. – упор присев. 1 – упор лежа; 2 – упор лежа ноги врозь; 3 - упор лежа; 4 – и. п.

17. И. п. – руки согнуты, кисти в кулак. На каждый счет прыжки вправо, влево, вперед, назад.

Примерный комплекс упражнений с набивным мячом

1. И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1 – 2. – Поднять мяч вперед – вверх. Прогнуться, отвести левую ногу назад на носок. 3 – 4. – и. п. Повторить 4 – 5 раз.

2. И. п. – стойка на коленях, наклон вперед, опереться ладонями прямых рук на мяч. 1 – 3. – Пружинистые наклоны вниз до касания грудью пола, не сгибая рук. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

3. И. п. – сидя ноги скрестно мяч у груди. 1. – Повернуть туловище налево с одновременным выпрямлением рук вперед. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.

4. И. п. – лежа на спине, мяч зажат между стопами прямых ног, руки в стороны. 1 – 2. Сесть, руками обхватить голени, мячом и стопами ног не касаться пола. 3 – 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

5. И. п. – лежа на спине, ноги сильно согнуты в коленях и разведены на ширину плеч, мяч в полусогнутых руках за головой на полу. 1 – 3. Сделать «мост», поднять левую ногу, согнутую в колене, вверх. 4. – И. п. Повторить 3 – 4 раза.

6. И. п. – ноги врозь, мяч в согнутых руках за головой. 1– 4. – Круговое вращение туловищем влево – вперед, вправо – назад, удерживая мяч за головой. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.

7. И. п. – основная стойка, мяч у груди. 1. – Толкнуть мяч вверх, встать на одно колено. 2. – Поймать мяч прямыми руками над головой. 3. – Сгибая руки, опустить мяч за голову. 4. – Бросить мяч вверх, встать, поймать мяч, вернуться в и. п. Повторить 3 – 4 раза.

8. И. п. – ноги врозь, мяч у груди. 1– 2. – Выпрямляя руки вперед, быстро наклониться, руки с мячом пронести между ногами назад до отказа и бросить мяч вверх. 3 – 4. – Во время полета мяча быстро выпрямиться, повернуться кругом и, поймав мяч двумя руками, вернуться в и. п. Повторить 3 – 4 раза.

9. И. п. – основная стойка, мяч лежит у носков стоп. 1. – Прыгнуть через мяч вперед. 2. – Прыгнуть через мяч назад. 3. – Прыгнуть через мяч влево. 4. – Прыгнуть через мяч вправо. Повторить 4 – 5 раз.

9. И. п. – ноги врозь, мяч зажат между стопами. 1. – Резко сгибая ноги вперед, подбросить мяч вверх. 2. – Поймать его руками. 3. – И. п. Повторить 7 – 8 раз.

10. Продвигаясь вперед, толкать правой и левой рукой мяч от плеча, ловя его на ходу, 30 – 40 сек. в среднем темпе.

Примерный комплекс упражнений с малым (теннисным) мячом



1.И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1. – Поднять руки вверх, прогнуться. 2. – Сгибая руки, коснуться мячом шеи. 3. – Выпрямить руки вверх, присесть. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

2. И. п. – ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз. 1 – 2. – Выпустить мяч из руки и после отскока, поворачивая туловище налево, поймать мяч правой рукой. То же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

3. И. п. – лежа на животе, мяч в обеих руках вверху. 1 – 2. – Прогнуться, руки с мячом за голову. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

4. И. п. – основная стойка, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять левую ногу вперед. 2. – Ударить мячом о пол под ногой так, чтобы мяч отскочил немного вправо. 3. – Опуская ногу, поймать мяч правой рукой. То же под другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

5. И. п. – сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой руки в правую. 2. – Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке). 3 – 4. – То же, перекладывая мяч из правой руки в левую. Повторить 6 – 8 раз.

6. И. п. – ноги шире плеч, руки вперед, мяч в левой руке. 1. – Разжать пальцы, выпустить мяч из левой руки и, быстро приседая, поймать его двумя руками у самого пола. 2. – Выпрямиться. То же правой рукой; то же, ловя мяч одной рукой. Повторить 6 – 8 раз.

7. И. п. – упор лежа, мяч на полу между руками. 1. – Взять мяч левой рукой и, поворачивая туловище налево, в упор лежа боком, поднять левую руку с мячом вверх. 2. – То же правой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

8. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1. – Поднять вперед левую ногу, правая рука вперед, мяч на ладони левой, отведенной в сторону. 2. – Присесть на правой ноге, удерживая мяч на ладони. 3. – Встать, удерживая мяч на ладони. 4. – И. п. То же другой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

9. И. п. – стоя, зажать мяч между ступнями. 1. – Прыгнуть, подбросив мяч ногами вверх – вперед, и поймать обеими руками. 2. – И. п. То же, поочередно ловя мяч каждой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

10. И. п. – основная стойка, мяч у груди в обеих руках. 1. – Руки вверх, подняться на носки, прогнуться. 2. – Руки на грудь. 3. – Наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

Примерный комплекс упражнений с гимнастической палкой


1.И. п. – основная стойка, палка за головой. 1. – Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться. 2. – Наклониться влево. 3. – Выпрямиться, палку вверх. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз.


2.И. п. – ноги врозь, палка внизу хватом за концы. 1 – 3. – Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз.


3.И. п. – основная стойка, палка внизу сзади. 1 – 2. – Наклониться вперед, положить палку на пол сзади. 3 – 4. – Выпрямиться. 5 – 6. Наклониться вперед, взять палку. 7 – 8. – И. п. Повторить 7 - 8 раз.


4.И. п. – ноги врозь, палка вверху. 1 – 3. – Наклониться назад, палку в левую руку, свободным концом коснуться пола. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


5.И. п. – лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца. 1 – 2. – Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх. 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


6.И. п. – лежа на спине, руки вперед, палка горизонтально. 1 – 2. – Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках). 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


7.И. п. – основная стойка, палка одним концом в левой руке, второй на полу у левой стопы. 1. – Опираясь на палку, присесть на левой ноге, правая нога прямая вперед («пистолет»). 2. – И. п. То же на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.


8.И. п. – основная стойка, палка стоит вертикально и придерживается руками. 1. – Отпустить палку, сделать перемах левой ногой через нее. 2. – Поймать палку – и. п. То же правой ноге. Повторить 4 - 6 раз.


9.И. п. – присед, палка под коленями. 1 – 3. – Сгибая руки в локтях, встать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


10.И. п. – основная стойка, палка спереди. 1. – Подбросить палку вверх. 2 – 3. – Присесть, поймать палку двумя руками. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

11.И. п. – основная стойка, палка внизу. 1. – Прыгнуть вперед через палку. 2. – Прыгнуть назад через палку в и. п. Повторить 4 - 6 раз.


Примерный комплекс упражнений с гимнастической палкой в парах

1.И. п. – стоя лицом друг к другу, палка внизу спереди. 1. – Одновременно мах левой ногой в сторону, палка вверх. 2. – И. п. То же на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.


2.И. п. – стоя спиной друг к другу, палка вверху над головой. 1. – Одновременно выпад вперед левой ногой. 2. – И. п. То же на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.


3.И. п. – А – ноги шире плеч, палка на лопатках. Б стоя сзади, ноги на ширине плеч, хват за палку согнутыми в локтях руками. 1 – 3. – А – наклоны влево; Б – легко нажимая на палку, помогает наклониться. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


4.И. п. – сед с прямыми ногами спиной друг к другу, палка вверху. 1. – А – наклон вперед; Б, сгибая ноги, упираясь стопами в пол, ложится на плечи А. 2. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


5.И. п. – А лежа на животе, палка на лопатках, прижата согнутыми за головой руками, пальцы переплетены; Б стоя ноги врозь, наклон вперед, взявшись за палку. 1 – 2 . – А медленно прогибается назад, Б легко тянет палку вверх. 3 – 4. – А медленно опускается в и. п.; Б слегка придерживает палку. Повторить 4 - 6 раз.


6.И. п. – А лежа на спине, палка на лопатках, прижата, пальцы переплетены; Б ноги врозь, в наклоне, хватом двумя руками за палку. 1 – 2. – Б тянет палку вверх и поднимает А на ноги (девушки – до положения сидя). 3 – 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз.


7.И. п. – стоя лицом друг к другу ноги врозь, правая рука вперед – кверху, левая вперед – книзу, хват за палку, расположенную вертикально между партнерами. 1. – Одновременно присесть. 2 – 3. – А выкручивает палку из рук партнера, Б умеренно сопротивляется. 4. – И. п. Повторить 4 - 6 раз.


8.И. п. – А лежа на спине, палка горизонтально впереди; Б со стороны головы упор лежа с опорой о палку руками. 1. – А – руки прямые, Б сгибает руки в локтях. 2. – А – руки прямые, Б разгибает руки. 3. – А сгибает руки, Б – руки прямые. 4. – И. п. Повторить 4 - 6 раз.


9.И. п. – стоя спиной друг к другу, палка горизонтально вверху. 1 – 2. – А, наклоняясь вперед, поднимает на спину Б. 3 – 4. – Б выполняет кувырок назад с опорой руками о палку в стойку на полу. Повторить 4 – 6 раз.


10.И. п. – А – ноги врозь, держит палку горизонтально перед собой на уровне пояса двумя руками справа за один конец; Б, стоя против палки, кладет левую руку на плечо А, правой захватывает палку, опираясь левой рукой на плечо А. 1 – 2. – Б выполняет прыжок, согнув ноги, через палку.


11.И. п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии трех – четырех шагов. Перебрасывание палки горизонтально двумя руками хватом снизу, сверху; то же другой рукой; то же – бросать палку так, чтобы она все время сохраняла вертикальное положение. Выполнять в течение 30 – 50 сек.


Под буквой А описываются действия одного студента, под буквой Б – другого.

Основные способы держания гимнастической палки:
 


1. Хват двумя руками: за концы; за середину; одной рукой за середину, другой за конец.

2. Хват одной рукой: за конец, за середину.

Хваты двумя и одной рукой могут быть в любой части палки.

Хваты различают исходя из положения кистей:


а) сверху (при положении палки внизу, тыльная сторона кисти направлена вперед);

б) снизу (при положении палки внизу, пальцы рук направлены вперед);

в) смешанный (одна рука сверху, другая снизу);

г) обратный (получается из хвата снизу в результате поворота руки внутрь, например при выкручивании).


Основные положения палки:


1. Палка к плечу. Палку держат за один конец правой кистью (указательным и большим пальцами) у правого плеча. Из этого исходного положения палка переводится в исходное положение вниз (захватом левой рукой за свободный конец). При передвижении бегом рекомендуется палку держать не к плечу, а в «руку» (хватом за середину).

2. С палкой «вольно». Гимнастическая стойка «вольно», левый конец палки касается пола около носка левой ноги.

3. Палка внизу. Руки опущены, палка прижата к бедрам и удерживается хватом за концы.

4. Палка спереди. Палку держат за концы на высоте плеч прямыми руками.

5. Палка на груди. Палку удерживают за концы согнутыми руками на высоте плеч.

6. Палка на лопатках. Палку удерживают за концы согнутыми руками за головой, касаясь лопаток.

7. Палку вверх (над головой). Палку держат за концы поднятыми вверх прямыми руками.

8. Палка на голове. Руки согнуты так, что палка касается головы сверху.

9. Палка за головой. Палку удерживают за концы согнутыми руками на уровне шеи.

10. Палка внизу сзади (за спиной). Палку удерживают за концы прямыми руками, касаясь бедер сзади.

11. Палка спереди смешанным хватом. Правая рука сверху, левая внизу, палка параллельна туловищу.


Промежуточные положения палки:


1.Палка вперед – книзу. Палку удерживают за концы впереди, руки согнуты под углом 45 градусов вперед вниз.


2.Палка впереди – кверху. То же, но руки под углом 45 градусов вперед – вверх.



Перемена высоты и положения палки:

Палку из одного в другое положение перемещают:

1) кратчайшим путем (обычно подниманием и опусканием, сгибанием и разгибанием рук);

2) дугообразными и круговыми движениями (палка перемещается вместе с руками или поворачивается вокруг одного из концов – свободный конец описывает круг или дугу);

3) переворачиванием (положение палки изменяется одновременно с изменением хвата снизу в обратный хват) и выкручиванием (движение в обратном направлении, не выпуская палку из рук).

Примерный комплекс упражнений со скакалкой


1.И. п. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, держать в прямых опущенных руках. 1 – 2. – Натягивая скакалку, поднять руки вверх, прогнуться, отставляя левую ногу в сторону на носок. 3 – 4. – Вернуться в и. п., натягивая скакалку. Повторить 4 – 6 раз.


2.И. п. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо сзади. 1 – 3. – Наклоняясь вперед, опустить скакалку до середины голени, три пружинящих наклона; сгибая руки, каждый раз притягивать туловище к ногам. 4. – И. п. Повторить 6 - 8 раз.


3.И. п. – стойка на коленях, скакалку сложенную вдвое, держать внизу. 1. – Натягивая скакалку, поднять руки вверх, левую ногу в сторону на носок. 2 – 3. – Пружинящие наклоны влево. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.


4.И. п. – ноги врозь, скакалка под стопой левой ноги. Руки согнуты в локтях, скакалка натянута. 1. – Стоя на правой ноге, поднять левую, согнутую в колене. 2 – 3. – Выпрямить левую ногу вперед, натягивая скакалку ногой, держать равновесие. 4. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.


5.И. п. – основная стойка, стоя на скакалке, концы ее в руках. 1. – Выпад левой вперед, руки в стороны, натягивая скакалку. 2 – 3. – Пружинящие сгибания левой ноги. 4. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.


6.И. п. – упор сидя сзади, ноги врозь; скакалка сложена вдвое в руках, натянута. 1. – Наклониться вперед, делая круг руками вперед, опуская скакалку за стопу. 2. – И. п. Повторить 6 - 8 раз.


7.И. п. – лежа на животе, руки прямые за спиной. Держать скакалку, сложенную вдвое. 1. – Отвести прямые ноги назад, одновременно поднять руки назад, растягивая скакалку, прогнуться. 2 – 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 6 - 8 раз.


8.И. п. – лежа на спине, ноги вместе прямые вверх, скакалка сложена вдвое, натянута руками на ступнях ног. 1. – Перекат назад, касаясь носками пола, скакалка натянута, ноги не сгибать. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.


9.И. п. – основная стойка, скакалка в прямых руках сзади. 1- 4. – Прыжки на обеих ногах, вращая скакалку назад. 5 – 8. – Шаги на месте. Повторить 5 – 6 раз.


10. И. п. – полуприсед, скакалка сложена вдвое в левой руке. 1 – 4. – Прыжки на обеих ногах через скакалку, вращая ее вперед. 5 – 8. – Ходьба на месте, вращая скакалку назад сбоку в левой руке. Повторить 5 – 6 раз.

11.И. п. – основная стойка, скакалка сзади в опущенных руках. 1 – 4. – Круг руками вперед скрестно, четыре прыжка на обеих ногах, вращая скакалку вперед. Повторить 5 – 6 раз.

Примерный комплекс упражнений в парах


1.И. п. – стоя спиной друг к другу, руки внизу; Б держит А за кисти рук. 1. – Отставить левую ногу на носок, поднимая правую руку, наклон влево. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.


2.И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги врозь, наклонившись вперед, руки на плечи. 1. – Пружинящий наклон вперед. 2. – Поворот налево. То же с поворотом в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.


3.И. п. – стоя спиной друг к другу, руки вверху. 1. – Выпад левой вперед, наклониться назад. 2. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.


4.И. п. – стоя спиной друг к другу, зацепив руки под локти. 1. – Присесть. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.


5.И. п. – стоя спиной друг к другу; руки на плечи партнера. 1. – Мах левой ногой вправо – вперед. 2. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.


6.И. п. – сидя на полу лицом друг к другу, держась за руки, ноги согнуты в коленях, упираются ступнями. 1. – Выпрямить левую ногу вверх. 2. – и. п. 3 – 4. – То же правой ногой. 5 – 6. – Выпрямить обе ноги вверх. 7 – 8. – и. п. Повторить 5 –6 раз.


7.И. п. – сидя лицом друг к другу, ноги врозь, упираясь ступнями; хват правыми руками. 1. – Один партнер наклоняется вперед (другой назад). 2. – И.п. 3. – Наклониться в другую сторону. 4. – И. п. То же, хват левыми руками. Повторить 5 – 6 раз.


8.И. п. – упор лежа, ноги врозь; Б удерживает ноги А у пояса. 1. – А согнуть руки, Б – присесть. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.


9.И. п. – А стоя на коленях, левую руку вперед, правую вверх; Б стоя к нему лицом, левая нога впереди, правая держит левую руку А. 1 – 2. – Наклониться назад. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.


10. И.п. Передвижение вперед с партнером на плечах 20 – 25 м.

11. И. п. – стоя лицом друг к другу; Б удерживает левую ногу А у пояса. 1 – 3. – Прыжки на правой ноге; смена положения ног. 4. – и. п. То же на другой ноге. Повторить 6 – 8 раз.

А – один партнер, Б – другой.

Примерный комплекс упражнений с использованием

гимнастических скамеек


1.И. п. – основная стойка. Ходьба по рейке скамейки на носках, руки в стороны, вверху. Ходьба на пятках. Ходьба левым (правым) боком. Выполнять 1 – 2 мин.


2.И. п. – основная стойка на полу продольно лицом к скамейке. 1. – Поставить прямую левую ногу на скамейку, руки вперед ладонями вниз. 2. – Согнуть левую ногу в колене и перенести на нее тяжесть тела, руки поставить на пояс. 3. – Встать на скамейку с поворотом направо и опустить руки вниз. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


3.И. п. – основная стойка, стоя на скамейке. 1. – Наклониться вперед, захватив руками края скамейки. 2 – 3. – Пружинящие наклоны с помощью рук. . 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


4.И. п. – стоя левым боком к скамейке, руки внизу. 1. – Поставить левую ногу на скамейку, поднять руки. 2. – Наклониться влево, руки за голову. 3. – Выпрямиться. 4. – Приставить ногу в и. п. То же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.


5.И. п. – сидя продольно на скамейке, взяться руками за передний край, ноги прямые. 1. – Поднять правую ногу вверх. 2. – И. п. 3. – Поднять левую ногу вверх. 4. – И. п–. 5. – Поднять обе ногу вверх. 6 – 7. – Держать. 8. – и. п. Повторить 4 6 раз.


6.И. п. – то же. Партнер держит за голеностопные суставы сидящего, руки которого или на поясе, или за головой, или подняты вверх. 1 – 2. – Прогнуться назад, касаясь затылком пола. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 - 8раз.


7.И. п. – стоя продольно лицом к скамейке, ноги врозь, руки на пояс. 1 – 2. – Упор лежа, согнув руки на скамейке, поднять левую ногу вверх. 3. – Выпрямить руки, опустив ноги. 4. – Сильно оттолкнувшись руками, и. п. То же другой ногой. Повторить 4 - 6 раз.


8.И. п. – стоя продольно лицом к скамейке. 1 – 2. – Встать на правое колено на скамейке, поднять левую ногу и правую руку вверх. 3 – 4. – Опустить ногу и руку, встать на четвереньки, сильно согнув спину (сгруппироваться). То же поднимая правую ногу и левую руку. Повторить 6 - 8 раз.


9.И. п. – лежа на животе поперек скамейки, руки в упоре на полу. 1. – Оттолкнувшись руками от пола, руки в стороны ладонями вниз, прогнуться. 2– 3. – Держать. 4. И. п. – Повторить 4 – 6 раз.


10.И. п. – стоя продольно лицом к скамейке. 1. – Шаг левой на скамейку, руки в стороны (равновесие). 2 – 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


11.И. п. – стоя ноги врозь, скамейка между ногами. 1. – Прыгнуть на скамейку, руки развести в стороны. 2. – Прыгнуть на пол, руки опустить вниз. Повторить 6 – 8 раз.



Примерный комплекс упражнений сидя и лежа на полу



1. И. п. – сесть, ноги врозь, руки к плечам. 1 – разгибая руки вверх - в стороны, прогнуться; 2 – и. п.

2. И. п. – сесть, опереться руками сзади. 1 – 2 – прогнуться вперед; 3 – 4 – и. п.

3. И. п. – сесть, ноги врозь, руки в стороны – наклониться вперед, левой рукой коснуться ступни правой ноги; 2 – и. п.

4. И. п. – сесть, руки на поясе. 1 – 3 – 3 пружинящих наклона вперед, стараясь коснуться руками ступней; 4 – и. п.

5. И. п. – сесть, ноги врозь, руки к плечам. 1 – 2 – разгибая руки в стороны, ладонями кверху, прогнуться; 3 – 4 – и. п.

6. И. п. – сесть, ноги врозь, левую руку на пояс, правую руку за голову. 1 – 3 пружинящих наклона, старясь коснуться локтем колена левой ноги; 4 – и. п.

7. И. п. – сесть, опереться руками сзади. 1 – прогибаясь вперед, согнуть левую ногу вперед; 2 – и. п. То же, сгибая правую ногу.

8. И. п. – сесть, руки вперед. 1 – поднять левую ногу и сделать хлопок под ногой; 2 – и. п. То же правой ногой.

9. И. п. – сесть, руки вперед. 1 – поднять обе ноги и сделать хлопок под ногами; 2 – и. п.

10. И. п. – сесть, ноги врозь, опереться руками сзади. 1 – 2 – опираясь на правую руку, прогнуться поворотом туловища направо, левую руку вверх; 3 – 4 – и. п. То же с поворотом влево.

11. И. п. – сесть и опереться сзади на предплечья. 1 – поднять ноги вперед; 2 – ноги врозь; 3 – соединить ноги; 4 – и. п.

12. И. п. – встать на колени, руки впереди. 1 – 2 – без помощи рук сесть на коврик слева; 3 – 4 – без помощи рук в и. п. То же вправо.

13. И. п. – сесть на пятки (стоя на коленях), руки на коврик подальше вперед. 1 – 2 – разгибая ноги, лечь, пригибая голову к коврику; 3 – 4 – разгибая руки, прогнуться и сесть в и. п. Кисти рук не отрывать и не скользить ими по коврику («волна»).

14. И. п. – встать на четвереньки. 1 – опуская голову, сделать круглую спину; 2 – прогибаясь в пояснице, голову вверх («кошка»).

15. И. п. - встать на четвереньки. 1 – 3 – 3 маховых движения левой ногой назад - вверх; 4 – и. п. То же правой ногой.

16. И. п. - упор лежа лицом вниз, левая нога согнута, правую ногу назад на носок. 1 – прыжком переменить положение ног (правую вперед, левую назад); 2 – прыжком в и. п.

17. И. п. – то же, но лицом вверх. Прыжком менять положение ног.

18. И. п. – упор присев. 1 – прыжком упор лежа; 2 – прыжком и. п.

19. И. п. – лечь на спину. 1 – поднять ноги вперед; 2 – и. п.

20. И. п. – лечь на спину, руки вверху. 1 – 3 – мах руками вперед, сесть и 3 пружинистых наклона вперед, стараясь коснуться руками носков ног; 4 – и. п.

21. И. п. – лечь на спину, руки в стороны ладонями книзу, ноги вперед. 1 – опустить ноги влево; 2 – и. п. («маятник»). То же опуская ноги вправо.

22. И. п. – лечь на спину. 1 – 3 – поднимая левую ногу вперед, обхватить её руками за голень и, слегка приподнимаясь, коснуться 3 раза головой колена; 4 – и. п. То же другой ногой.

23 . И. п. – лечь на спину, руки в стороны ладонями книзу. 1 – 4 – движением влево сделать круг ногами в лицевой плоскости. То же с кругом вправо.

24. И. п. – лечь на спину, руки вверху. 1 – 3 – махом рук и сгибая ноги, обхватить руками голени прижать голову к коленям («группировка»); 4 – и. п.

25. И. п. – лечь на спину, руки вниз в стороны ладонями книзу. 1 – ноги вперед; 2 – ноги врозь; 3 – соединить ноги; 4 – опустить в и. п.

26. И. п. – лечь на левый бок, опираясь на левое предплечье, правую руку на пояс. 1 – опираясь на предплечье и ступни, прогнуться вправо; 2 – и. п.

27. И.п. – то же. 1 – 3 – 3 маховых движения правой ногой в стороны вверх. 4. – и. п.

28. И. п. – стойка, ноги врозь. 1 – 4 – не сгибая ног, перебирая по полу руками вперед, лечь, 5 – 8 – не сгибая ног, перебирая руками, встать в и. п.

Примерный комплекс упражнений со стулом



1. И. п. – сесть на стул, руки к плечам. 1 – 2 – руки вверх, потянуться - вдох; 3 – 4 – и. п. выдох.

2. И. п. – сесть на стул, руки и ноги вперед, кисти сжаты в кулак. 1 – 8 – 8 кругов кистями и ступнями внутрь; 1 – 8 – 8 кругов кистями и ступнями наружу.

3. И. п. – сесть на стул, руки на коленях. 1 – 8 – 8 кругов головой в одну сторону.

4. И. п. – сесть на стул. 1 – 2 – сгибая, поставить левую ногу на сиденье, голени обхватить руками; 3 – касания головой колена; 4 – и. п.

5. И. п. – сесть на стул, руки на поясе, ноги врозь. 1 – 3 – 3 пружинистых наклона вперед, касаясь руками ступней; 4 – и. п.

6. И. п. – сесть на стул левым боком к спинке, левая рука на спинке, правая на сиденье. 1 – 2 – поднять ноги вперед под углом 45 градусов; 3 – 4 – и. п.

7. И. п. – сесть на край стула, опереться руками о сиденье, ноги под углом впереди. 1 – развести ноги в стороны; 2 – скрестить ноги, левая нога сверху; 3 – развести ноги в стороны; 4 – скрестить ноги, правая нога сверху.

8. И. п. – то же. 1 – левую ногу вверх, правую вниз; 2 – правую ногу вверх, левую вниз («кроль»).

9. И. п. – сесть, левая рука на спинке стула, правая рука на сиденье, ноги вперед. 1 – 8 – 8 кругов ногами наружу; 1 – 8 – 8 кругов ногами внутрь.

10. И. п. – то же, ноги вперед. Круги ногами, имитируя езду на велосипеде.

11. И. п. – то же, прямые ноги на полу. 1 – согнуть ноги вперед; 2 – разогнуть ноги вперед; 3 – согнуть ноги вперед; 4 – и. п.

12. И. п. – сесть на стул. 1 – 8 – 8 кругов ступнями внутрь; 1 – 8 – 8 кругов ступнями наружу.

13. И. п. – сесть на стул, руками держаться за спинку стула. 1 – наклониться влево, левая рука скользит вдоль ножки стула вниз, правая вверх («насос»); 2 – и. п.

14. И. п. – встать за стулом, руки на поясе или в стороны. 1– 2 – перенести левую ногу через спинку стула; 3 – 4 – перенести правую ногу через спинку стула.

15. И. п. – встать за стулом, руки на его спинке. 1 – мах левой ногой в сторону; 2 – мах левой вправо перед правой ногой.

16. И. п. – стоя левым боком к спинке стула, левая рука на спинке стула, правая на поясе. 1 – мах левой ногой вперед; 2 – мах левой ногой назад. То же другой ногой.

17. И. п. – опереться руками о сиденье стула, ноги назад (упор лежа). 1 – согнуть руки; 2 – отжимаясь, разогнуть руки.

18. И. п. – сесть на пол перед стулом, руки на сиденье стула. 1 – опираясь руками, прогнуться вперед; 2 – и. п.

19. И. п. – встать лицом к стулу, левая рука на спинке стула, правую ногу на стул, спинка стула слева. 1– 2 – вставая на стул, перенести левую ногу через стул и отпустить её вперед на пол; 3 – 4 – то же назад в и. п.

20. И. п. – опереться руками о сиденье стула (упор лежа). 1 – прыжком ноги в стороны; 2 – прыжком ноги вместе.

21. И. п. – опереться руками о сиденье стула, левую ногу назад, правую согнуть. 1 – прыжком левую ногу согнуть вперед, правую ногу назад; 2 – прыжком в и. п.

22. И. п. – сесть на стул лицом к спинке, ноги закрепить, руки на поясе. 1 – 2 – наклонить туловище назад; 3 – 4 – и. п.

23. И. п. – стоя за стулом. Стул держать за сиденье над головой в вытянутых вверх руках, ноги врозь. 1 – 2 –2 небольших пружинящих движения туловища влево; 3 – 4 – то же вправо.

24. И. п. – стоя спиной к спинке стула в шаг – от стула. 1 – 3 – поворачивая туловище налево, взять руками стул за спинку и, поворачивая туловище направо, поставить его; 4 – и. п.

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  НА  ФИТНЕС  МЯЧАХ

Обратное скручивание на мяче

Исходная позиция: лягте на спину, согните ноги в коленях так, чтобы бедра оказались под углом в 90 градусов по отношению к телу, лодыжками зажмите фитбол. Руки положите за спину ладонями вниз. Потянитесь пятками к потолку, поднимая вверх бедра и корпус. Вернитесь в исходную позицию. Помните, следует стараться не раскачивать ногами, чтобы не повредить мышцы во время выполнения упражнения.

Обратное скручивание на мячеОбратное скручивание на мяче

Целевая область: нижние брюшные мышцы.

Нижняя часть пресса

Сядьте на пол и зафиксируйте фитбол между ног. Выпрямите ноги, а затем поднимите мяч с пола ногами. Вернитесь в исходную позицию.

Нижняя часть прессаНижняя часть пресса

Целевая область: нижние брюшные мышцы.

Скручивание позвоночника

Исходная позиция: лягте на спину и положите фитбол под колени. Опустите одну ногу в сторону, а вторую держите на мяче. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой стороны.

Скручивание позвоночникаСкручивание позвоночника

Целевая область: косые мышцы живота.

Скручивания и изгибы на мяче

Исходная позиция: лягте на пол или скамейку, зажмите ногами мяч и зафиксируйте для устойчивости тела руки за головой. Держите локти направленными назад, голова не должна быть прижата к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс и оторвите плечи от пола. Правым локтем тянитесь к полу в сторону левого плеча. Вернитесь в начальную позицию и повторите с другим плечом.

Скручивания и изгибы на мячеСкручивания и изгибы на мяче

Целевая область: нижние и косые мышцы брюшного пресса.

Прокатывание мяча

Исходная позиция: опуститесь на колени, положите одну руку на фитбол. Напрягите пресс и рукой прокатите мяч вперед, позволив телу продвинуться за ним. Когда вы достигните точки, в которой станет трудно сохранять устойчивое положение, вернитесь в исходную позицию, подтянув мяч к телу и при этом стараясь опираться только на руки. Это отличное упражнение для пресса, но помните, что при его выполнении очень важно держать бедра постоянно параллельно телу и прокручивать мяч вперед и назад только с помощью рук.

Прокатывание мячаПрокатывание мяча

Целевая область: мышцы брюшного пресса.

Скручивание на неподвижном мяче

Сядьте сверху на фитбол, опустив ноги на пол. Перемещайте ноги вперед, прокручивая мяч под плечи и как бы «ложась» на него. Бедра и туловище должны быть параллельны полу. Держите руки на груди. Голова должна находиться прямо, подбородок не стоит притягивать к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс и аккуратно поднимите плечи. Вернитесь в исходное положение. Помните, что очень важно держать голову прямо, в ином случае, это упражнение может привести к травмам.

Скручивание на неподвижном мячеСкручивание на неподвижном мяче

Целевая область: мыщцы брюшного пресса.

Прямое скручивание в стороны

Сядьте сверху на фитбол, опустив ноги на пол. Перемещайте ноги вперед, прокручивая мяч под плечи и как бы «ложась» на него. Бедра и туловище должны быть параллельны полу. Держите руки на груди. Голова должна находиться прямо, подбородок не стоит притягивать к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс, аккуратно поднимите плечи и потянитесь правым плечом влево. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой стороны. Помните, что очень важно держать голову прямо, в ином случае, это упражнение может привести к травмам.

Прямое скручивание в стороныПрямое скручивание в стороны

Боковые изгибы

Для начала, зафиксируйте фитбол, обопритесь на него боком, чтобы он оказался под вашими бедрами. Напрягите боковые мышцы и потяните верхнюю часть туловища вверх, чтобы мяч «скатился» от бедер к груди. Держите тело все время прямо, не сгибайтесь. Вернитесь в исходное положение, а затем повторите с другой стороны.

Боковые изгибыБоковые изгибы

Целевая область: косые мышцы, боковые мышцы живота.

Прямое скручивание в стороны с мячом

Сядьте на фитбол сверху, опустив ноги на пол. Двигайте ноги вперед, передвигая мяч под плечи, как бы «ложась» на него. Бедра и туловище должны быть параллельны полу. Держите руки на груди, напрягая их и удерживая второй маленький мяч. Голова должна находиться прямо, подбородок не стоит притягивать к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс, аккуратно поднимите плечи и потянитесь правым плечом влево. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой стороны. Помните, что очень важно держать голову прямо, в ином случае, это упражнение может привести к травмам.

Прямое скручивание в стороны с мячомПрямое скручивание в стороны с мячом

Целевая область: прямые и косые мышцы пресса.

Отжимания на мяче

Исходное положение: положите голени на мяч, повернитесь лицом к полу. Верхняя часть корпуса должна держаться на вытянутых руках. Сгибайте локти, опуская корпус к полу, ногами можно немного подкатить мяч по направлению к груди. Вернитесь в исходное положение.

Отжимания на мячеОтжимания на мяче

Целевая область: трицепсы, грудь, пресс.

Попеременный подъем рук (вар. 1)

Для начала опустите ноги на верхнюю часть фитбола, повернитесь лицом к полу и выполните позицию «бревно», упираясь обеими руками в пол. Как только ваше тело стабилизируется в этой позиции, медленно оторвите одну руку от пола. Вытяните руку вперед, а затем опуститесь в исходное положение. Повторите упражнение с другой рукой.

Попеременный подъем рук (вар. 1)Попеременный подъем рук (вар. 1)

Целевая область: пресс, спина, плечи.

Мостик на локтях

Исходное положение: опуститесь на колени и упритесь локтями в мяч, ложась на него. Колени не должны касаться пола. Тело должно образовывать «мостик» между полом и мячом. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Вы должны почувствовать работу мышц брюшного пресса в течение этого упражнения.

Мостик на локтях

Целевая область: пресс.

Мостик с чередованием ног

Сделайте «мостик», опустив ноги на фитбол и упираясь руками в пол. Поднимите одну ногу от мяча и задержитесь в этом положении на 1-2 секунды. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение с другой ногой.

Мостик с чередованием ногМостик с чередованием ног

Целевая область: пресс, спина, ноги

Балансирование на коленях

Исходная позиция: поставьте ноги на верхнюю часть шара, вытяните руки в стороны и сбалансируйте свое тело, чтобы встать на шаре на колени. Контролируйте движение мяча стопами. Задержитесь в позиции на несколько секунд. Это трудное упражнение. Для начала, можно опираться на скамейку или стол.

Балансирование на коленях

Целевая область: пресс, спина, плечи.

Мостик на спине

Исходная позиция: лягте спиной на неподвижный мяч, упор на плечи. Вытяните туловище в прямую линию, руки разведите в стороны. Колени должны быть согнуты под углом в 90 градусов, а туловище параллельно полу. Зафиксируйте это положение, почувствовав напряжение в мышцах живота и ягодиц. Приподнимите одну ногу от пола, сохраняя прямое положение, и распрямите ее в колене. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой ногой.

Мостик на спинеМостик на спине

Целевая область: пресс, спина, ноги.

Растяжка брюшных мышц

Лягте спиной на мяч, опираясь на лопатки. Вытяните руки за голову и попытайтесь дотянуться до пола. Почувствуйте, как растянулся ваш пресс, и зафиксируйте позицию. Повторите несколько раз.

Растяжка брюшных мышцРастяжка брюшных мышц

Целевая область: Это хорошее упражнение для растяжки и расслабления после тренировки мышц живота

Растяжка нижней части спины

Лягте животом на фитбол, опираясь на колени и пальцы ног. Мяч должен быть расположен сразу под грудной клеткой. Держа руки на груди, поднимите туловище на 10 – 20 см. Опуститесь в исходную позицию. Чтобы усложнить упражнение, переместите мяч ближе к бедрам, а колени оторвите от пола. Руки при этом можно убрать за голову. Для повышения устойчивости, ногами стоит упереться в стену или в какой-нибудь неподвижный объект.

Растяжка нижней части спиныРастяжка нижней части спины

Целевая область: Это упражнение поможет укрепить нижнюю часть спины. Напряжение сбалансированно распределяется между поясницей и прессом, поэтому многократное выполнение дает ощутимый результат.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ШВЕДСКОЙ СТЕНКЕ С ПЕРЕКЛАДИНОЙ

Упражнения этого комплекса окажут положительное воздействие на здоровье всех категорий занимающихся. Эти упражнения желательно, также, использовать в качестве разминочных, перед упражнениями других комплексов. В то же время они имеют важное самостоятельное значение для больных с искривлением позвоночника (в том числе и детей) и будут особенно полезны людям среднего и старшего возраста (после 40 - 50 лет), поскольку препятствуют тем возрастным изменениям организма, что ведут к уменьшению роста человека.

  •  Упражнение 1. Исходное положение (и.п.): Повиснув на турнике (желательно с деревянной перекладиной), лицом к залу, руки на ширине плеч, пятки ног тянуть к полу, носки вверх, при этом одновременно подбородок притягивается к груди. Висеть до 4 мин. Если вы делаете этот комплекс на шведской стенке с турником-карнизом, то по мере усталости отдыхайте, ставя ноги на удобную ступеньку и прогибаясь, продолжая вытягивать позвоночник, так, чтобы растяжка его не прерывалась. Эффект от этого упражнения подобен эффекту от растяжения пружины; даже от многих кратких растяжений он будет не велик, тогда как если тело удерживать в растянутом положении более четырех минут, то растяжка "зафиксируется" и будет достигнут желаемый результат. Для детей страдающих искривлением позвоночника полезно между пятками ног и опорой (пол, табуретка) оставлять пространство 3-5 см, чтобы ребенок стремился достать пятками до опоры. По достижении цели, увеличьте расстояние еще на 3-5 см и т.д. Так вы наглядно увидите изменения, успехи в растяжке позвоночника.
  •  Упражнение 2. И.п. упражнения 1. На счёт 1 махом развести ноги в стороны,

на 2, скрещивая, свести ноги, что приведет к развороту таза, и повернуть голову в противоположную сторону,

на 3 махом развести ноги в стороны, на 4 тоже, что на 2, но в другую сторону.

  •  Упражнение 3. И.п. упражнения 1. Пружинящие парные повороты тазом влево - вправо с одновременным разворотом головы в противоположную сторону; 4-8 пар движений в каждую сторону.

Если руки устали, поставьте ноги на опору - ступеньку и выгибайтесь, не прерывая растяжку позвоночника. Отдохнув, продолжайте выполнять упражнение.

  • Упражнение 4 - "Маятник". И.п. упражнения 1. Раскачивание ног в стороны строго параллельно стенке при фиксированном положении рук и корпуса; выполнить упражнение 8-16 раз.

  •  Упражнение 5 - "Русалочка". И.п. упражнения 1. Круги ногами 8-12 раз в каждую сторону. Можно с отдыхом при смене направления. Закончив это упражнение плавно (не прыгая! – касается всех упражнений) слезть с турника или стенки.
  •  Упражнение 6. И.п.: захват шведской стенки руками на уровне груди и упор ногами во вторую от пола ступеньку.

Плавные парные покачивания вперёд-назад с постепенным сближением рук и ног до минимально возможного расстояния.

  •  Упражнение 7. И.п.: вис лицом к шведской стенке, руки на ширине плеч, ноги вместе, носки вытянуты вниз. На счет 1 прогибаясь, одновременно отвести ноги и затылок назад,

на 2 вернуться в и.п. На 3 повторить, разводя ноги в стороны,

на 4 – и.п. Следите, чтобы ноги при прогибе, были продолжением спины. Упражнение желательно выполнить 8-12 раз. При избытке массы тела упражнение достаточно повторить трижды, в интервалах ставить ноги на опору и приседать (фото 2 из упражнения 6); при выпрямлении ног лоб тянуть к коленям.

После 3-5 минут отдыха, предпоследнее упражнение комплекса.

  •  Упражнение 8. И.п.: Встать спиной к шведской стенке, наклонится вниз и взяться руками за нижнюю перекладину.

На счет 1, сгибая руки в локтях, притягивая грудь к коленям одновременно тянуть затылок назад, на 2 и. п., голова опускается вниз. Повторить от 8 до 12 раз.

  •  Упражнение 9. И.п. упражнения 1. На счет 1 подтягивание коленей к груди, округляя - растягивая позвоночник, одновременно голова опускается вниз, пытаясь соединить лоб с коленями.

На 2 - и.п. На 3 подъем прямых ног до горизонтали. На 4 - и.п. При большом животе выполнять только счет 1 и 2, до 16-18 раз, в 3 подхода.

Упражнения 1 - 9: каждое движение должно завершаться резким выдохом.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1.«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.

 2. «Обхвачу себя руками,

  Очень крепко, очень сильно,

  И потопаю ногами,

  Согревайся, Чипполино»

   И.п.- руки в стороны, ладони вперед – вдох,

       Обхватить себя руками за плечи – выдох, при   выдохе сказать «Ух»     3.Упражнение «Трубач»

    И.п. – о.с. Глубокий вдох, на выдохе произнести:

«Ту-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу!»

5.  Упражнение «Жук»

И.п. – сед, скрестив руки на груди, опусти голову. На 1 – руки в сторону, расправив плечи, голову держать прямо – вдох, произнося «жжж» - выдох.

«ЖЖ-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу».

6.  И.п. – о.с. Голова прямо – вдох, поворот головы – выдох.

«Подуем на плечо, подуем на другое.

Нас солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот.

Ну, а теперь на облака и остановимся пока.

Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.»

 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ КОРРЕГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ 

Игра "Кто устойчивее".

 На расстоянии 50 см друг от друга на полу рисуют два круга

диаметром 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола.

 

Игра "Пройди - не ошибись".

Дети сидят на скамье, на полу начерчена линия. Игра имеет несколько вариантов:

1.Каждый ив играющих должен пройти вперед по линии, ставя пятку к носку, впереди стоящей ноги. И обратно пройти по черте спиной назад, ставя носок к пятке.

2.Играющий должен пройти по гимнастической доске, перешагивая через положенные на пути предметы (большой мяч, коробка).

Все упражнения проводятся сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Выигрывает тот, кто четко проделал все упражнения с закрытыми глазами. При этом детей поддерживает преподаватель.

 

Игра "Удержись".

Двое детей в положении приседа. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие -сесть. Кто первым сядет, выбывает из игры, а в игру включается другое и снова играют на "победителя".

Игра " Тачки".

Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги -вторая - лицом в затылок первой. Дети из первой - становятся на четвереньки (руки выпрямлены, кистями опираются об пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй - захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу учителя каждая пара начинает передвигаться вперед, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроте выполнения задания.

 

ЭСТАФЕТА

Группа делится на две команды, стоящих колоннами на расстоянии: 3-4 шага друг от друга. Напротив каждой команды ставится гимнастическая скамейка, кладется два гимнастических мата, расположенных в длину и далее ставятся на пол два обруча. По центру ближних матов той и другой команды устанавливается гимнастическая скамейка. По сигналу учителя первые в колоннах ложатся животом на скамейку и подтягивая себя при помощи рук преодолевают ее, ложатся на мат, перелезают через скамейку, далее мальчики - ползут на животе при помощи рук и ног по матам, девочки на четвереньках. Пролезают в обручи, касаются рукой стены и бегом возвращаются в свои команды. И так повторяют каждый участник. Выигрывает команда, чей игрок пришел раньше к финишной черте.

В рамках школы количество занятий обычно не превышает более трех раз в неделю. Этого, конечно, недостаточно, поэтому с учащимися нужно проводить разъяснительную работу, стараться убедить их в необходимости ежедневных занятий корригирующими упражнениями. Посильную помощь для этого могут оказать родители, создавая необходимые условия дома, наблюдая за своими детьми, проводя воспитательную работу. Только в тесном контакте родителей, учителей физкультуры и классных руководителей можно добиться эффекта в работе над исправлением дефектов осанки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

по профилактике дефектов осанки, сколиозов и плоскостопия

Отрицательное влияние  на формирование осанки оказывает неправильное положение тела во время сна.

Постель не должна быть чрезмерно мягкой,  а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25 см., чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища Для детей с искривлением позвоночника матрац  (волосяной,  травяной,  ватный)  кладется на щит из досок или фанеры. Перина, мягкие подушки,  пуховики подкладывать вместо жестокого матраца не рекомендуется.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. Во время занятия за столом или партой надо сидеть так,  чтобы иметь опору для ног,   спины, рук при симметричном положении головы,  плечевого пояса, туловища,  рук и ног. В положении сидя дети также нередко принимают неправильную позу. Когда парта,  стол или стул не соответствует росту, они вынуждены сидеть согнувшись. Если стол высок,  то голова и левое плечо наклонены сильно влево,  а если низок, то наоборот,  левое плечо поднято, правое опущено.Иногда дети сидят, значительно переместив плечи и все туловище по отношению к тазу в сторону. В этом случае позвоночник наклонен как к тазу,  так и к линии плеч.

Многие дети сидят в кресле, поджав под себя ноги, сильно наклонившись в сторону. Это положение также может привести к искривлению позвоночника. А как же нужно сидеть?

Обратите внимание на основные ориентиры правильности посадки.  Спина должна касаться спинки стула,  предплечья до локтевого сустава лежат на столе, ноги - на перекладине или подставке, должны быть согнуты в коленном суставе под тупым или прямым углом. Стол удобен для занятий,  если он на 2-3 см  выше локтя ребенка,  сидящего за этим столом.

Правильное расстояние от глаз ребенке до книги (тетради) проверить нетрудно: поставив руку на локоть,  ребенок кончиками пальцев должен коснуться виска„Между грудью и столом должна  свободно проходить ладонь. Книга при чтении должна быть наклонена  под углом 45° и расположена на расстоянии не менее 30-40 см от ребенка.

Настольная лампа должна быть достаточной мощности (40-50 ватт), но не слишком яркой и находиться слева от ребенка и лишь в крайнем случае перед ним. Целесообразно также оставить включенным общий источник света  комнаты.

Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге. Очень часто можно видеть,  как подружки долго стоят,  разговаривая,  отставив ногу в сторону. Если отставляется постоянно одна и та же нога и позвоночник соответственно  часто принимает изогнутую форму,  появляется привычка  стоять неправильно и может образоваться сколиоз. Поэтому стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги или же, если хочется отставить ногу,  поочередно делать это левой и правой ногой.

Мальчики нередко стоят,  опустив грудную клетку. В этом положении таз выдвинут вперед, живот выпячен. Эта поза  очень некрасива и способствует нарушению осанки. Постоянно надо следить за тем,  чтобы мышцы спины были несколько напряжены,  грудная клетка  поднята, живот уплощен.

К сожалению многие дети ходят опустив голову. Такая походка не только некрасива,  но и способствует увеличению грудного кифоза - появлению сутулости.

Одежда и обувь школьника долины быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными  и хорошо проницаемыми для тепла.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей,  в частности  плоскостопие. Для предупреждения развития плоскостопия надо своевременно выявить и принять следующие меры:

1. Не носить слишком тесную обувь и обувь на высоком каблуке.

  1. Необходимо ограничить нагрузку на нижние конечности Для уменьшения де формации свода стопы полезно пользоваться супинаторами,   постоянно делать корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени,

3.Выполнять общеразвивающие упражнения,  упражнения для нижних конечностей ( дозированная ходьба, бег,  приседания, упражнения для укрепления мышц,   сохраняющих свод стопы,  дополнительно - специальные упражнения:  ходьба босиком по скошенному лугу,  галечнику).

Для ношения книг рекомендуется как для мальчиков,  так и для девочек школьный ранец с широким ремнем.

Старшие школьники могут пользоваться портфелем,  но носить его попеременно в правой и левом руке.

Важнейшее условие нормального физического развития детей - питание. Пищевой рацион ребенка должен быть разнообразен и включать продукты содержащие соли кальция, железа, магния(мясо, молоко,   сливочное масло,  каши, горох,  фасоль).Ежедневно и в достаточном количестве дети должны получать фрукты,  овощи, а если врач сочтет нужным  ,  то и поливитамины.

Главным и действенны средством профилактики дефектов осанки является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание(гимнастика, массаж, закаливание, игры) должно войти составным компонентом  в его воспитание.

Родителям необходимо освоить технику рекомендованных упражнений следить за правильностью их выполнения ребенком.

Неправильный выбор упражнений, неправильное их исполнение не способствуют выздоровлению и могут даже нанести серьезный ущерб здоровью ребенка.

Заниматься надо регулярно, так как физические упражнения и другие двигательные навыки могут быть хорошо усвоены ребенком и окажут благоприятное влияние на его физическое развитие и состояние здоровья только тогда,  когда повторяется изо дня в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей 9-14 лет "Оздоровительная гимнастика с элементами хореографии

Цель обучения по данному курсу: Создать условия направленные на сохранение и укрепление здоровья, подержание высокой работоспособности и улучшение физических возможностей учащихся с учетом конституцио...

Программа дополнительного образования по гимнастике 4-6 лет итоговая

Программа дополнительного образования по гимнастике...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Гимнастика"

Образовательная программа “ГИМНАСТИКА” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных фи...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ

Рабочая программа составлена для детей первого года обучения в возрасте с 8 лет на основе авторской программы «Спортивная гимнастика» (составитель Ширманова С.И., МБДОУ д/с «Ласточка» 2009г.).Цель про...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Гимнастика ума» математика.(3год обучения)

Программа позволит систематизировать и обобщить ключевые темы   курса математики, приобрести опыт   в решении   более    сложных задач. Поможет учащим...

Программа дополнительного образования "Спортивная гимнастика".

Программа дополнительного образования "Спортивная гимнастика". Срок реализации программы 1 год, обучающиеся в возрасте 10-15 лет. 2 Занятия в неделю по 1,5 часа. Количество часов в год - 111...