Программа объединения "Атлант"
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Цаплина Юлия Александровна

Рабочая программа обединения "Атлант (здоровьесберегающее направление)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_atlant_16-17.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей –

Лихославльский районный Дом детского творчества

Рекомендована                                                                                                        Утверждаю.

К утверждению на                                                                                                     _________________________

Педагогическом совете                                                                                            

МУДОД ЛР ДДТ                                                                                                       «____»_____________2016г.

Протокол № ____                                                                                                        директор МУДОД ЛР ДДТ

От «_____»_____________2016 года                                                                         Е.Г.Гусева

Рабочая программа

«Атлант»

Объединение

«Атлант»

Программа рассчитана на

 детей 9 – 16 лет

Срок реализации

программы 1 год (а)

Разработал педагог ДО:

 Цаплина Юлия Александровна

                                                                                                       

Лихославль 2016 г.


Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.

По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Вспоминается невеселая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Атлант» имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

- она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания;

- педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.

Актуальность и практическая значимость данной программы в  воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.  Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных  семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);

- честен, самокритичен (нравственное здоровье);

- коммуникабелен (социальное здоровье);

- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Цель программы:  создание условия для cохранения и укрепления здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи программы:

Обучающие:

- Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

- Расширение представления учащихся о дорожной среде;

- Систематизация знаний о правилах питания и личной гигиене;

- Обучение ориентированию в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

- Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;

- Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;

- Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).

Воспитательные:

- Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

- Формирование установки на здоровый образ жизни;

- Стимулирование открытости при разговоре о вредных привычках;

- Усиление связи между знаниями о своем здоровье, отношения к нему и поведением;

- Воспитание эстетического вкуса и аккуратности;

- Установление положительной психологической атмосферы в объединении.

Возраст детей-участников программы – учащиеся 11-16 лет.

Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год

Основная  форма  работы - групповая

Учебная нагрузка - 2 раза в неделю по 1,5 часа.

В итоге обучения учащиеся должны знать:

- Основные режимные моменты;

- Правила поведения учащихся в школе;

- Правила личной гигиены;

- Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;

- Что такое полезные и вредные привычки.

Уметь:

- Планировать свое время;

- Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;

- Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;

- Оказывать первую медицинскую помощь.

Владеть:

- Основными правилами сохранения здоровья;

- Навыками коммуникации;

- Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье.

Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

        В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Программа  предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по здоровьесберегающего направлению является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по здоровьесберегающему направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

    Утверждаю.

«___»___________20___г.

Директор МУДОД ЛР ДДТ

_____________________

Е.Г. Гусева

Календарно-тематический план  работы объединения «Атлант»  

__I___ год обучения  педагога Цаплиной Ю. А.

                2016-2017 учебный год.

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие.

1,5

01.09

2-3

Режим дня школьника.

1,5

1,5

06.09

08.09

4-5

Устав школы и здоровье учеников.

1,5

1,5

13.09

15.09

6

Необходим ли нам спорт?

1,5

20.09

7

Значение сна для школьника-подростка.

1,5

22.09

8-9

Соблюдай правила дорожного движения – будешь цел и невредим!

1,5

1,5

27.09

29.09

10

Мягкие и пушистые могут нам и навредить!

1,5

04.10

11-12

Опасность, подстерегающая нас дома.

1,5

1,5

06.10

11.10

13

Правила безопасности на воде.

1,5

13.10

14

Веселый светофор!

1,5

18.10

15

ЗОЖ, я и моя семья.

1,5

20.10

16

Осень и наш иммунитет.

1,5

25.10

17-18

Профилактика инфекционных заболеваний.

1,5

1,5

27.10

08.11

19-20

СПИД  и ВИЧ (статистика, профилактика).

1,5

1,5

10.11

15.11

21

Профилактика вредных привычек.

1,5

17.11

22-23

Здоровье – как важно это слово!  

1,5

1,5

22.11

24.11

24-25

Виды травм и их профилактика.

1,5

1,5

29.11

01.12

26-27

Польза и вред от растений.

1,5

1,5

06.12

08.12

28

ЧС природного характера и наше здоровье.

1,5

13.12

29

ЧС техногенного характера и наше здоровье.

1,5

15.12

30

Веселые старты.

3

20.12

31

Как организм помогает себе сам

1,5

22.12

32

Содержание в чистоте своего тела.

1,5

27.12

33

Содержание в чистоте своего тела.

1,5

29.12

34

Чистота и здоровье.

1,5

10.01

35

Как сохранить улыбку красивой.

1,5

12.01

36

Уход за волосами. Стиль современного школьника.

1,5

17.01

37

Скелет – наша опора. Гигиена позвоночника.

1,5

19.01

38

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

1,5

24.01

39

КВН «Наше здоровье».

1,5

26.01

40

Умеем ли мы правильно питаться?

1,5

31.01

41

Здоровая пища для всей семьи.

1,5

02.02

42

Осторожно! Терроризм!!!

1,5

07.02

43

Огонек здоровья.

1,5

09.02

44

Отравления и их профилактика

1,5

14.02

45

Если в глаз, ухо, нос или горло попал инородный предмет.

1,5

16.02

46

Сегодняшние заботы медицины.

1,5

21.02

47

Огонек здоровья.

1,5

24.02

48

Что такое эмоции?

1,5

28.02

49

Чихали мы на простуду!

1,5

02.03

50

Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться?

1,5

07.03

51

Интернет – наш друг и враг…

1,5

09.03

52

Мама, папа, я – спортивная семья.

3

14.03

53

Огонь - друг и враг человека.

1,5

16.03

54

Вместе веселей живется!

3

28.03

55

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

1,5

30.03

56

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

1,5

04.04

57

Злой волшебник алкоголь.

1,5

06.04

58

Что мы знаем о курении.

1,5

11.04

59

Антиреклама табака и алкоголя.

1,5

13.04

60

Антиреклама табака и алкоголя.

1,5

18.04

61

Я выбираю движение.

1,5

20.04

62

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1,5

25.04

63

Культура здорового образа жизни (Урок-соревнование).

1,5

27.04

64

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

1,5

04.05

65

Итоговое занятие.

1,5

11.05

ИТОГО:

102

Содержание программы

Введение.

С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется.  Что такое здоровый образ жизни?

Теоретическая часть: беседа.

Практическая часть: обзор книг о здоровье.

1. Режим дня, учёбы и отдыха.

Есть ли режим в природе. Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья школьника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа родного края как источник отдыха и восстановления сил.

Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины.

Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня

2. Здоровье и здоровый образ жизни.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли родного края. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.

Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки.

Практическая часть:  конкурс рисунков, игра-путешествие.

3. Личная гигиена.  

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.

Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы.

Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в городской музей.

4. Основы рационального питания.

Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.

Теоретическая часть: беседы, викторины, конкурс пословиц и загадок, театрализация.

Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.

5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья. 

Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование.

Практическая часть: соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.

6. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми.  Влияние вредных привычек  на внешний вид и самочувствие человека.

Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование, беседа.

Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.

7. Самопознание и саморегуляция.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.

Практическая часть: тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?»

Методическое обеспечение

Раздел

(наименование)

Используемые формы

организации процесса

Методическое

оснащение

Формы

подведения итогов

Введение

Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

Выставка книг о здоровье

Собеседование

Режим дня,

учёбы и отдыха

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины

Книги

Составление индивидуального режима дня

Здоровье и здоровый образ жизни

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт

Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон

Конкурс рисунков, игра-путешествие

Личная гигиена

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в городской музей.

Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды

Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов.

Основы рационального питания

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры,

конкурс пословиц и загадок, театрализация.

Книги, плакаты

Создание проекта, составление индивидуального меню

Значение физкультуры

и закаливания

для сохранения здоровья

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры,

конкурс пословиц и загадок, инсценирование

Книги

Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.

Антиалкогольное и

антитабачное воспитание

Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры,

Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон

Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.

Самопознание и саморегуляция

Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом

Книги

Тестирование

Расписание занятий:

Вторник: с 14:30 до 16:00

Четверг: с 14:30 до 16:00

Литература

Для учителя:

1. 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.

2. Дополнительная образовательная программа «Здоровье – образ жизни», Олейникова В.Н., Котовск, 2011.

3. Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.

4. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М.И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

5. Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.

6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002

7. Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007. 

8. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001.

10. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002.

Для обучающихся:

1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

2. Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

3. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.

4. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...