Физическое воспитания и физическая подготовка обучающихся в курсе ОБЖ
статья по физкультуре (10, 11 класс) на тему

Болдырева Татьяна Владимировна

Физическая подготовка в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах является одним из основных направлений боевой подготовки, важной частью воинского обучения и воспитания личного состава, основы которой закладываются в процессе физического воспитания молодежи. Уровень физической подготовленности современной молодежи и юношей допризывного возраста не отвечает требованиям, предъявляемым к ним современной службой в Вооруженных Силах РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fizicheskaya_podgotovka_v_obzh.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное

 профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Доклад

на тему:

«Физическое воспитания и физическая подготовка обучающихся в курсе ОБЖ»

Подготовила:

преподаватель

физической культуры

Болдырева Т.В.

Мичуринск, 2016

Физическое воспитания и физическая подготовка обучающихся

в курсе ОБЖ

Актуальность

Физическая подготовка в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах является одним из основных направлений боевой подготовки, важной частью воинского обучения и воспитания личного состава, основы которой закладываются в процессе физического воспитания молодежи. Уровень физической подготовленности современной молодежи и юношей допризывного возраста не отвечает требованиям, предъявляемым к ним современной службой в Вооруженных Силах РФ.

В связи с этим проблема военно-прикладной физической подготовки допризывной молодежи в настоящее время является весьма актуальной.

Цель исследования: изучение уровня физической подготовленности юношей ТОГАПОУ «Промышленно-технологических колледж» г. Мичуринска.

Задачи:

  • раскрыть значение физической подготовки обучающихся старших классов;
  • изучить методику проектирования занятий по физической подготовке в рамках раздела «Основы военной службы»;
  • оценить уровень физической подготовленности юношей          ТОГАПОУ «Промышленно-технологических колледж» г. Мичуринска.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты работы позволят эффективно организовать физическую подготовку учащихся к службе в Вооруженных силах РФ, к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Военно-прикладная физическая подготовка - важная

составляющая при воспитании молодого бойца

Важным критерием качественной подготовки юношей в армии, на производстве, в семье является воспитание морально-волевых качеств.

  На опыте Великой Отечественной войны и боевых условий действий в Афганистане мы убеждаемся, что молодежь необходимо готовить к перенесению больших нагрузок, как физических, так и психологических с тем, чтобы выжить и победить. В этих условиях необходимы: развитый ум, глубокие военные знания и сильная воля, верность воинскому долгу, присяге, дисциплинированность, ответственность, физическая выносливость и воинское мастерство.

Хорошая физическая подготовка позволяет военнослужащим успешнее преодолевать трудности службы, предупреждать переутомление и в определенной степени делает боевую учебу интересней, привлекательней. Особенно необходима высокая физическая и психологическая подготовка в борьбе с терроризмом, в боевых операциях по уничтожению незаконных вооруженных формирований в горно-лесистой местности северного Кавказа.

В общеобразовательных учреждениях при изучении курса БЖД большое внимание следует уделять военно-прикладной физической  подготовке. 

Военно-прикладная физическая подготовка  способствует:

- развитию физических способностей (быстрота, сила, скоростно-силовые, координация, выносливость) и прикладных специальных качеств, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности (устойчивость к гипоксии, укачиванию, перегрузкам, вибрации, вестибулярная устойчивость);

- воспитанию психических качеств (волевых, быстроты восприятия и переработки информации, чувства времени, оперативного мышления);

- формированию и совершенствованию военно-прикладных умений и навыков (элементы строевой подготовки, надевание противогаза, разборка и сборка автомата, метание учебной гранаты в различные цели, передвижение по пересеченной местности, преодоление препятствий, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему и т.д.);

  • формированию специальных знаний по основам военной подготовки и их применению в соревновательных и игровых ситуациях, викторинах, конкурсах;

- военно-патриотическому воспитанию учащихся.

      В зависимости от подготовленности занимающихся, их желания служить в определенных войсках и других факторов, вся прикладная подготовка разделяется на общую физическую подготовку и специальную с учетом специфики военной службы в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах, Военно-морском флоте.

Физические способности, наиболее важные в военно-профессиональной деятельности

     Воспитание физических качеств – это целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью. К основным физическим качествам человека силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость и непосредственно связанные с ними морфофункциональные свойства организма.

     Силой в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных усилий.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения точно, целесообразно и находчиво, т.е. наиболее совершенно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля) называется общей выносливостью.

 Специальные (прикладные) качества и методика их развития

Специальные (прикладные) качества – это способность организма противостоять специфическим (неблагоприятным воздействиям внешней среды (например, укачиванию в автомобиле, на море, в воздухе). К прикладным специальным качества относятся: устойчивость к гипоксии, укачиванию, перегрузкам и вестибулярная устойчивость.

Устойчивость к гипоксии (кислородному голоданию) – это способность организма противостоять условиям пониженного содержания кислорода в воздухе.

Способность сохранять хорошую работоспособность при раздражении вестибулярного аппарата (анализатора) называется вестибулярной устойчивостью.

Способность организма стойко переносить раздражения в результате воздействия ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности, называется устойчивостью к укачиванию.

Устойчивость к перегрузкам – это свойство организма противостоять действующим на него инерционным силам ускорения. Перегрузка как следствие ускорения представляет собой величину, характеризующую отношение значения инерционных сил ускорения, действующих на тело человека, к его массе.

Методика воспитания решительности и смелости при проведении занятий по физической подготовке в рамках раздела «Основы военной службы

На занятиях по физической подготовке с юношами следует включать специальные упражнения для развития не только физических способностей, но и волевых качеств, обеспечивающих психологическую готовность к деятельности в неблагоприятных и опасных условиях. К ним относятся, прежде всего, решительность и смелость.

Решительность и смелость – проявления воли, характеризующиеся способностью быстро, продуманно и без колебаний принимать обоснованные решения в ответственные моменты деятельности, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели. При этом важно правильно оценивать степень опасности или риска, безотказно (не передумывая) выполнять осознанно принятые решения, предупреждая и подавляя в нужный момент сомнения, робость, страх.

В процессе воспитания решительности и смелости для повышения эмоциональности занятия и активизации двигательной деятельности занимающихся применяются различные военизированные, военно-спортивные игры (т.е. игры с военным сюжетом), а также комбинированные эстафеты (прил. 13), требующие от занимающихся преодоления чувства боязни и колебания.

С целью проверки практических навыков учащихся образовательных учреждений по разделу «Основы военной службы» (физическая подготовка) курса ОБЖ, стимулирования интереса и максимального проявления двигательных и волевых качеств юношей проводятся различные спортивно-массовые мероприятия военно-прикладной направленности. Например, «Школа безопасности», «Зарница», «Спасатель», «А, ну-ка, парни!», военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Сыны Отечества», «Один день в Армии», учебные сборы на базе воинских частей и др.  Такие мероприятия способствуют формированию прикладных умений и навыков в передвижении на местности, метании гранаты, преодолении полосы препятствий, в туристской подготовке, транспортировке пострадавшего и др.

Основной задачей учебных сборов на базе воинских частей является формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения. Такие мероприятия проводят с целью пропаганды и проверки уровня и качества знаний и практической подготовки учащихся по программе курса ОБЖ; совершенствование и выработки новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, по оказанию первой медицинской само- и взаимопомощи; развития заинтересованности школьников в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

Спортивно-массовые мероприятия военно-прикладной направленности мероприятия способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, патриотическому воспитанию; закрепляются теоретические знания и практические навыки, которые позволяют им применять их в жизни.

Объекты и методы исследований

Объектом нашего исследования послужил процесс организации физической подготовки обучающихся ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» при проведении занятий по ОБЖ и физической культуре.

Предмет исследований – методика организации физической подготовки при проведении занятий по ОБЖ и физическое культуре.

Для изучения уровня физической подготовки обучающихся совместно с руководителем БЖД были проведены следующие этапы исследовательской  работы: проведение тестов для оценки уровня физической подготовки (уровня развития силовых способностей юношей, уровня развития общей выносливости); обработка результатов тестов по изучению уровня физической подготовки старшеклассников; сравнительный анализ результатов контрольного тестирования и результатов соревнований.

Изучение оценки физической подготовки юношей осуществлялась на 1 курсе (36 человек) и 2 курсе (32 человека) в ТОГАОУ СПО Промышленно-технологический колледж в течение 2014–2016 уч. гг. В результате исследования выяснилось, что большая часть обучающихся имеет низкий уровень физической подготовленности. Это обуславливается малоподвижным образом жизни: учебные занятия в аудитории, выполнение домашнего задания после учебы, проведение свободного времени в сети Интернет, просмотр телепередач и т.д.

Высокий уровень физической подготовленности показали те обучающиеся, которые активно занимаются в спортивном клубе «Дмитрий Донской», военно-патриотическом клубе «Ратибор», являются членами молодежного казачьего центра «Застава».  Обучающиеся участвуют в различных соревнованиях городского и областного уровня. Они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, устойчивостью умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью, добиваются хорошей успеваемости на занятиях в колледже.

Одним из приоритетных направлений  воспитания молодежи в колледже является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе.

   

  Студенты Промышленно-технологического колледжа принимали активное участие в различных военно-спортивных соревнованиях:

  • областная открытая военно-спортивная игра «Звезда» (г. Козельск) (2015 г.);
  • областной фестиваль «Казачья удаль» (г. Котовск) - I место,  (2015 г.); областная открытая военно-спортивная игра «Одинокая подготовка воина-разведчика» (г. Мичуринск) - I место,  (2016 г.);
  • сборы по основам военной подготовки обучающихся,  (2016 г.);
  • окружной этап Всероссийской спартакиады казачьей молодежи между командами окружных (отдельских) казачьих обществ войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» ,  (2016 г.);
  • областные военно-спортивные соревнования (г. Котовск) ,  (2016 г.).

Юноши и девушки соревновались в военной и спортивной подготовке:

- строевая подготовка, разборка и сборка автомата, снаряжение магазина, стрельба;

- бег 100м, бег 1000м, подтягивание на перекладине, метание гранаты, перетягивание каната, отжимание и подъём туловища лежа на время, приемы рукопашного боя.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья, гармоническому физическому развитию учащихся; развитию физических способностей и специальных (прикладных) качеств; совершенствованию двигательных умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и военной службе; повышению функциональной устойчивости организма к необычным и экстремальным условиям. Поэтому занятия по физической подготовке должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса по ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением...

Презентация системы физического воспитания учителя физической культуры начальной школы

Презентация обобщения опыта работы учителя физической культуры в начальной школе....

Актуальные проблемы физического воспитания -"Уровень физической подготовленности городских и сельских школьников мужского пола липецкой области"

Авторы исследования:Т.С.Гнусов (к.п.н), В.А.Кашкаров (к.п.н., профессор), Головина Т.И.(преподаватель МБОУ СОШ №2 г.Задонска). Цель исследования: проанализировать состояние физической подготовленности...

Программа физического воспитания «Обшей физической подготовки на основе игры в баскетбол».

Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в фор...

Физическое воспитания и физическая подготовка обучающихся в курсе ОБЖ

Физическая подготовка в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах является одним из основных направлений боевой подготовки, важной частью воинского обучения и воспитания личн...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...