Главные вкладки

    Индивидуальная образовательная программа по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы
    рабочая программа по физкультуре (11 класс) на тему

    Болдырева Татьяна Владимировна

        В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объёмом и структурой физической нагрузки, а также учебными программами. Уроки должны иметь оздоровительную направленность, носить тренирующий характер, чтобы обеспечить постоянный рост адаптации организма к нагрузкам. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individ._marshrut_spetsgruppa.docx41.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тамбовское областное государственное автономное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Промышленно – технологический колледж»

    Утверждаю:

    Зав. отделением ПССЗ

    ТОГАПОУ

    «Промышленно-технологический колледж»

    _________________ А.И. Панфилова

    «____» ______________ 2016г.

    Индивидуальная образовательная программа

    по физической культуре для обучающихся

    специальной медицинской группы

    г. Мичуринск

    Введение

        В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объёмом и структурой физической нагрузки, а также учебными программами. Уроки должны иметь оздоровительную направленность, носить тренирующий характер, чтобы обеспечить постоянный рост адаптации организма к нагрузкам. Организация и проведение занятий в СМГ всегда представляет сложность, так как необходимо объединить разрозненные группы обучающихся, отличающихся по возрасту, полу, характеру заболевания, функциональным параметрам занимающихся.

        Для обучающихся СМГ более сложны и методика, и организация занятий. Такие обучающиеся занимаются по специально разработанным программам.         

        «Программа по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы» предназначена для проведения специально организованных занятий с обучающимися, по состоянию здоровья отнесённых к специальной медицинской группе.

        Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу, и подгруппу «Б» - обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями.

       Настоящая программа, разработана исходя из условий и возможностей данного образовательного учреждения, где группы комплектуются по полу и возрасту и рассчитано на преподавателей физической культуры, не имеющих специальную подготовку.

    Комплектование специальных медицинских групп

        Основным критерием включения обучающегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма. Однако, при комплектовании специальных медицинских групп медицинский работник образовательного учреждения и преподаватель должны знать   уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

      Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно, в соответствии с его самочувствием. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

      Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трёх попыток.

      Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лёжа. Засчитывается количество выполненных упражнений.

      Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

      Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

       Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

          Основной формой физического воспитания обучающихся СМГ являются учебные занятия, посещение их обучающимися обязательно.

     Учебные занятия дополняются системой домашних занятий, проведением спортивно - массовых мероприятий, физкультминуток на уроках.

    Основные задачи физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы

    1. Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок;
    2. Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на   состояние организма учащегося, с учётом имеющегося у него заболевания;
    3. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
    4. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
    5. Улучшение показателей физического развития;
    6. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
    7. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
    8. Воспитание волевых качеств, а также воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой.

    Методические рекомендации

    по организации специальных медицинских групп

    Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях.

    № п/п

    Интенсивность упражнений

    Заболевания

    1.

    С максимальным усилием

    Сердечно – сосудистая система

    2.

    С максимальной задержкой дыхания

    Сердечно – сосудистая система

    3.

    С резким ускорением темпа

    Органы дыхания

    4.

    С максимальным статическим напряжением

    Сердечно – сосудистая система

    5.

    Толчковые прыжки, прыжки в глубину

    Заболевания почек

    Органы зрения

    Искривление позвоночника

    Органы пищеварения

    6.

    Упражнения в равновесии на повышенной опоре

    Нарушения нервной системы

    7.

    Упражнения на мышцы брюшного пресса

    Органы пищеварения

    8.

    Акробатические упражнения с повышенной сложностью

    Органы зрения

    Искривление позвоночника

    9.

    Ограниченное время игр

    Нарушения нервной системы

    Обучающиеся, по состоянию здоровья, отнесённые к СМГ, освобождаются от занятий физическими упражнениями по программе образовательного учреждения, от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов.

       С начала занятий в СМГ необходимо обучать самих обучающихся подсчёту частоты сердечных сокращений перед уроком, после каждой части занятия и после урока.

       В соответствии с частотой сердечных сокращений и внешних признаков утомляемости у обучающихся индивидуально дозировать физическую нагрузку различными приёмами.

       На занятиях должна быть небольшая степень утомления, это вызывает тренирующий эффект. При появлении средних признаков утомления у одного или нескольких обучающихся необходимо дать им отдохнуть.

        При признаках переутомления срочно проводить к медицинскому работнику.  При появлении средних признаков утомления у всей учебной группы преподавателю необходимо перестроить план занятия, следует ограничить нагрузку, уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, увеличить паузы между выполнением упражнений. Важное значение при проведении медико-биологических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления.

    Внешние признаки утомления

    Наблюдаемые признаки и состояние ребёнка

    Степень выраженности утомления

    Низкая

    (небольшое утомление)

    Средняя

    (среднее утомление)

    Сильная

    (выраженное утомление)

    Цвет лица, шеи, выражение лица

    Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное

    Значительное покраснение лица, выражение его напряженное

    Резкое покраснение или побледнение кожи, страдальческое выражение лица

    Потливость

    Незначительная

    Выраженная потливость лица

    Общая сильная потливость (выделение соли на коже, майке)

    Характер дыхания

    Несколько учащенное, ровное

    Резко учащенное

    Резко учащенное, поверхностное, аритмичное (вплоть до одышки)

    Движение, внимание

    Бодрые, задания выполняются чётко

    Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. Моторное возбуждение или заторможенность

    Глубокое нарушение координации движений, дрожание конечностей

    Самочувствие, жалобы

    Хорошее, жалоб нет

    Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

    Жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту

    Организация учебного процесса

        Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения. Важен индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий. Обучающиеся СМГ, как правило, малоподвижны, стеснительны, не координированы, легко ранимы, боятся насмешек. Поэтому недопустимо проведение занятий СМГ совместно с основной и подготовительной группами. Занятие состоит из четырёх частей.

            Вводная часть (3-4 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.

           Подготовительная часть (10-15 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления обучающихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.

            Основная часть (15-20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.

          Заключительная часть (5 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм обучающихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.

         В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на такие группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги урока, обратить внимание обучающихся на их успех и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.

       Обучающихся СМГ освобождены от выполнения практических нормативов. Но к числу обязательных требований по отдельным видам спорта относятся:

       лёгкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, прыжки в высоту и длину;

       гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнения на осанку, ОРУ, акробатические элементы, упражнения на равновесия, упражнения на гимнастических снарядах (если они не противопоказаны). 

        В начале учебного года все занимающиеся в СМГ проходят этап первичной адаптации. Значительное место отводится ОРУ. Нагрузка регулируется за счёт темпа выполнения упражнений, амплитуды движений, за счёт использования гимнастических снарядов и выбора исходного положения.

       Уровень функциональных возможностей организма в значительной степени зависит от осанки. Поэтому основой комплекса являются физические упражнения, способствующие созданию мышечного корсета, который будет надёжной защитой для позвоночника. Эти упражнения одновременно окажут тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Дыхание должно быть полным, чтобы в нём участвовали все отделы грудной клетки, мышца передней стенки живота и диафрагмы.

       На первом этапе занятий следует ограничить упражнения со сложной координацией, с длительным напряжением. На следующих этапах занятий следует вводить упражнения с гимнастическими палками, мячами, на гимнастической стенке, танцевальные и игровые элементы. Интенсивность занятий должна регулироваться дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Одновременно развиваются такие качества как выносливость, координированность, ловкость, быстрота и гибкость.

       Средствами для развития этих качеств являются: циклические виды спорта - ходьба на лыжах, плавание; подвижные игры – волейбол, баскетбол, настольный теннис. К урокам лыжной подготовки допускаются обучающиеся, не отстраненные по состоянию здоровья от занятий зимними видами спорта.

       С начала занятий следует учить занимающихся правилам самоконтроля и рекомендовать им вести дневник самоконтроля. Занятия в СМГ проводить под регулярным медицинским наблюдением.

          Контроль и оценка стимулируют стремление обучающихся к совершенствованию, повышает их активность на занятиях. При этом, оценивая достижения обучающихся, следует учитывать индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей. Контроль за физической подготовленностью занимающихся следует проводить два раза в год: в сентябре-октябре и в апреле-мае. Кроме оценок за физическую подготовленность, ставится оценка за «освоение знаний и двигательных умений».

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    I-II КУРС

    I.Теоретический раздел: основы знаний о физической культуре.

       Понятие физической культуры личности и её связь с культурой общества. Возникновение занятий физическими упражнениями. Физическая культура в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Первые Олимпийские Игры.

       Способы самостоятельного измерения ЧСС. Спортивные сооружения, оборудование, инвентарь для занятий физическими упражнениями. Правила подготовки мест для занятий физическими упражнениями. Выбор спортивной одежды, инвентаря и гигиенические требования к ним. Безопасность при занятиях физическими упражнениями, бытовой и уличный травматизм.

    II. Практический раздел: развитие двигательных способностей.

    Лёгкая атлетика

    Бег по прямой. Равномерный бег 4 мин. Беговые упражнения (с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, многоскоки, семенящий бег). Низкий старт. Высокий старт. Челночный бег 3х10 м. Прыжок в высоту с прямого разбега. Прыжок в длину, способом согнув ноги. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча с места способом из-за спины через плечо на дальность, в цель.

    Гимнастика

    1.Строевые упражнения. Повороты на месте и в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и обратно. Размыкание приставными шагами влево, вправо.

    2.Общеразвивающие упражнения. Комплексы упражнений с предметами и без предметов. Упражнения для осанки, упражнения для укрепления брюшного пресса и мышц спины. Упражнения для развития гибкости и координации движений. Упражнения на дыхание и расслабление мышц.

    3.Висы и упоры. Вис присев, вис лёжа, вис на нижней жерди, подтягивание из виса лёжа, вис прогнувшись (используя перекладину, брусья, бревно, скамейку, гимнастическую стенку).

    4.Упражнения в равновесии. Ходьба на носках, приставными шагами, выпадами. Повороты на носках на 180. Приседания. Равновесие на одной ноге. Соскок и   мягкое приземление (перевёрнутая скамейка, низкое бревно).

     5. Акробатика. Кувырок вперёд, назад, «мост» из положения лёжа, стойка на лопатках.

    6.Лазание и перелезание по гимнастической стенке, через препятствие, по канату.

    Комбинации из ранее изученных упражнений.

    Лыжная подготовка

    Повороты переступанием. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в основной стойке, высокой стойке. Подъём наискось «полуёлочкой». Торможение «плугом». Передвижение на лыжах до 1,5 км.

    Спортивные игры

    Баскетбол. Стойка игрока. Перемещения приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановки двумя шагами и прыжком. Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте. Ведение мяча правой, левой рукой. Броски в кольцо.

    Волейбол. Упражнения без мяча. Стойка волейболиста. Передвижения и перемещения по площадке.

    Упражнения с мячом. Передача мяча сверху двумя руками на месте. Передача мяча в парах на месте и после перемещения.

    III – V КУРС

    1. Теоретический раздел: основы знаний о физической культуре

       Двигательный режим как условие формирования физической культуры личности. Составные элементы двигательного режима. Роль физических упражнений в формировании осанки и скелетной мускулатуры. Режим нагрузок и отдыха: контроль и самоконтроль за физической нагрузкой.

       Деление физических упражнений на развитие физических способностей: выносливости, скоростно-силовых, координации движений, быстроты реакции, ловкости, гибкости. Рациональное питание.

       Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями, на соревнованиях и спортивных играх.

    1. Практический раздел: развитие двигательных способностей

    Лёгкая атлетика

    Медленный бег до 5 минут. Преодоление полосы препятствий. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжок в длину, способом согнув ноги. Отталкивание. Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 8 м, на дальность с 4-5 шагов разбега.

    Гимнастика

    1.Строевые упражнения. Перестроение из одной шеренги в две, три. Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. Изменение скорости движения по команде «Шире шаг!», «Короче шаг!». Соблюдение дистанции.

    2.Общеразвивающие упражнения. Комплексы упражнений с предметами, без предметов. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для предупреждения плоскостопия. Упражнения в различных исходных положениях – сидя, лёжа, стоя. Специальные упражнения в зависимости от заболевания. Упражнения в парах.

    3.Висы и упоры. Юноши: махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад соскок. Девушки: наскок прыжком на нижнюю жердь; размахивание изгибами; вис лёжа; вис присев. Передвижение в висе.

    4.Упражнения в равновесии. Ходьба с грузом на голове по линии, канату, гимнастической скамейке, низкому бревну. Разновидности ходьбы. Повороты на носках в полу приседе. Пробежка. Соскок прогнувшись и мягкое приземление со страховкой.

    5.Акробатика. Кувырок вперёд, стойка на лопатках. Кувырок назад в «полушпагат». Два кувырка вперёд слитно. «Мост» из положения стоя с помощью.

    6. Лазание по канату в два приёма.

    7. Ходьба, в чередовании с лёгким бегом. Ходьба с выполнением упражнений в движении.  Ходьба с изменением направления и скорости движения по сигналу. Ходьба с преодолением препятствий (скамейки, мячи, гимнастические палки).

     

    Лыжная подготовка

    Одновременный одношажный, двухшажный ход. Подъём в гору скользящим шагом. Поворот на месте махом. Торможение и поворот упором. Передвижение на лыжах до 2 км.

    Спортивные игры

    Баскетбол. Ведение мяча правой, левой рукой с изменением направления и скорости. Передача и ловля мяча двумя руками от груди в шаге, со сменой мест. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок мяча после ведения. Учебная игра.

    Волейбол. Перемещения приставными шагами вправо, влево. Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Приём мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача с расстояния 3-4 м через сетку.

    Приложение № 1

    Примерные комплексы упражнений для обучающихся,

    отнесенных к специальной медицинской группе

    Комплекс упражнений

    для обучающихся СМГ с нарушением осанки

       Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.

       К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.

    При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.

    При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.

    При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.

     Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:

    1. Упражнения в вертикальной плоскости:

    а). Обучающиеся, приняв под контролем преподавателя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;

    б). приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;

    в). принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.

    2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.

       Для исправления осанки от занимающихся требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.

    Комплекс корригирующей гимнастики при сколиозах 1-3 степени неуравновешенной формы

    Исходное положение

    Выполнение упражнения

    Дозировка

    Методические указания

    1. Лёжа на спине. Руки под головой.

    Отдых.

    2 мин.

    Лежать прямо, расслабленно.

    2. Лёжа на спине, руки вверху чуть шире плеч.

    Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковременными расслаблениями.

    6-8 раз

    Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать.

    3. Лёжа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч, ладонями вперед.

    1 –кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, поднять левую ногу вперёд, согнутую в коленном и тазобедренном суставах. 2-и.п..3-4-то же с правой ногой.

    6-8 раз

    В и. п. – вдох,

     1-2- выдох, дыхание не глубокое, обычное.

    4. То же

    1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом и руки вперед. 2 – и. п..3-4 – то же с правой ногой.

    6-8 раз

    В и. п. – вдох.

     1-2 – выдох.

    5. Лёжа на спине, руки на поясе.

    1-2 – скользя по полу, развести ноги врозь шире плеч. 3-4 – скользя по полу, соединить ноги.

    6-8 раз

    Дыхание произвольное.

    6. Лёжа на спине, руки под головой.

    1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом. 2 – поднять правую ногу, согнутую под углом 90 в коленном и т/б суставах. 3-4–и. п. Сч.5-8 то же с правой

    6-8 раз

    Строго соблюдать симметричность. Вдох в и. п. и на счёт 1-2-3-4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу.

    7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища.

    Поднимая руки вверх, потянуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская руки, сделать медленный выдох.

    6-8 раз

    Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой.

    8. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах.

    1 – выпрямить левую ногу под углом 45-50 над полом. 2-выпрямить правую ногу под углом 45-50 над полом.  .3-поставить левую ногу в и. п.   4-поставить правую ногу в и. п.. 5-8 – тоже с правой.

    6-8 раз

    Дыхание произвольное, не задерживать.

    9. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. Руки на животе.

    Диафрагмальное дыхание.

    3-4 раза

    Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индивидуальный.

    Приложение № 2

    Примерный комплекс упражнений для обучающихся СМГ с заболеваниями органов дыхания

       При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.

      Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.

     

    Комплекс № 1

    1.На счёт 1-4 медленный глубокий вдох; 5-8 медленный полный выдох.

    2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;4 быстрый выдох ртом.

    3. На счёт 1 быстрый вдох ртом; 2-6   медленный полный выдох. Повторить 4 раза.

    4. На счёт 1 вдох небольшой порцией; 2 пауза на выдохе; 3 вдох небольшой порцией; 4 пауза; 5 вдох небольшой порцией; 6 пауза; 7-8 полный выдох.

    На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.

    5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох; 3 пауза; 4 выдох небольшой порцией; 5 пауза на выдохе; 6 выдох небольшой порцией; 7 пауза на выдохе; 8 полный выдох. На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.

    6. На счёт 1-2 полный вдох; 3-6 задержка дыхания; 7-8 полный выдох. На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.

    Комплекс № 2

    Обучающимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.

    1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

    2. И. п. –стойка ноги врозь.  1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.

    3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Сч.1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

    4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом. 3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.

    5. И. п. – о. с., руки на поясе. 1- подняться на носки – вдох. 2 – присед – выдох. 3 – встать – вдох. 4 - и. п. – выдох.

    6. И. п. – о. с.. 1 – мах левой, руки в стороны - вдох2 – и. п. – выдох. 3 – мах правой, руки в стороны – вдох. 4 – и. п. – выдох.

    7. И. п. –о. с., руки вверх. 1 – наклон, руки назад. 2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.

    8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

    9. И. п. –стойка ноги врозь. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.

    Дыхание не задерживать

    Приложение № 3

    Примерный комплекс упражнений для обучающихся СМГ с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

         При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

    Комплекс № 1

    1.  И. п. – о. с., руки перед грудью. 1 – руки в стороны – вдох. 2 – и. п. – выдох. 3-4 – то же.

    2.  И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.

    3.  И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.

    4.  И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.

    5.  И. п. – то же. Пружинистые приседания.

    6.  И. п.–стойка ноги врозь.Сч.1-3–наклон вперёд, руками достать пола.Сч.4-и.п.

    7.  И. п. – сед ноги врозь. 1-3 – наклон вперёд, руками достать носков ног. 4 – и. п.

    8.  И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.

    9.  И. п. – лёжа на спине. Сч.1–левая к груди. Сч.2 – и. п. 3-4 – то же правой.

    10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.

    11. И. п. – лёжа на боку. 1 – левая к груди. 2 – и. п.. 3-4 – то же правой. Помогать руками.

    12. И. п. – упор стоя на коленях. 1 – мах левой назад. 2 – и. п.. 3-4 – то же правой.

    13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе. Повторить 5-6 р.

    14. И. п. – о. с., руки перед грудью. 1 – руки в стороны – вдох. 2 – и. п. – выдох. 3-4 – то же.

    Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление.

    Библиографический список

    1.  Э. Г. Булич. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Москва, 1996.
    2.  В. С. Рыжкова. Физическая  культура девушки. 1991.
    3. Т. С. Одноралова. Профилактика близорукости школьников. 2004.
    4. Р. К. Шагиахметова. Организация и проведение занятий с учащимися с сердечно-сосудистой патологией. 2007.
    5.  В. Н. Касаткина, Л. А. Шеплягина. Здоровье. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007.
    6. Методические рекомендации по анализу и учёту эффективности лечения в практической работе по ЛФК. Казань, 2002.
    7. В. К. Велитченко. Физкультура для ослабленных детей. 2010.
    8. П. К. Петров. Гимнастика в школе.2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа физической культуры в специальной медицинской группе. Автор А.П. Матвеев.

    Программа Физическая культура в специальной медицинской группе...

    Программа физической культуры в специальной медицинской группе 1-4 кл. Автор Л.Н. Каданёва

    Программа физической культуры в специальной медицинской группе...

    Рабочая программа по физической культуре для специальной медицинской группы для обучающихся 1-11классов.

    Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями из-за состояния здоровья (как правило обратимого временного характера) Охватывает все разделы программы по физической к...

    Индивидуальная образовательная программа по физической культуре для 5-6 классов

    Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественно...

    Рабочая программа для учащихся 1-11 классов. Физическая культура в специальной медицинской группе

    Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни...

    Рабочая программа по физической культуре для специальной медицинской группы

    Данная рабочая программа предназначена для учителей физической культуры,ведущих занятия со школьниками специальной медицинской группы.Создана на основе программ М.Ю.Ушаковой и Матвеева....

    Рабочая программа по физической культуре в специальной медицинской группе

    Организация работы  с детьми, отнесенными по состоянию здоровья,к специальной медицинской группеНужно, чтобы к физическим упражнениямприобщался каждый человек.Без этого немыслимы никакие разговор...