Круговая тренировка.
план-конспект урока по физкультуре на тему

Методическая разработка

занятий физической культуры

 

 

Тема: Круговая тренировка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнеякинская СОШ»

Мамадышского муниципального района

Методическая разработка

занятий физической культуры

 

Тема: Круговая тренировка.

                                           

  Выполнил: учитель высшей квалификационной

                                               категории  Юнусов Р.М.

2016 год

Введение.

В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы иприемы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективендля решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств обучающихся.

Жизнь требует улучшения физической подготовленности обучающихся. В этих целях используют метод круговойтренировки, который имеет большую популярность. Значительному числу учащихся она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляетсяреальная возможность использования максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования.Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом уроков, способствуют общему физическому развитию. Исследования подтвердили эффективность круговой тренировки даже прииспользовании ее в 50% уроков. Там, где она внедрена, значительно повышается уровень развития силы, возрастает динамометрия правой и левой кисти, увеличивается становая сила. Анализ изменений физическойподготовленности позволяет отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статическойсиловой выносливости и быстроты движений.

Метод круговой тренировки.

Метод круговой тренировки, включающий последовательное выполнение на «станциях» определённогокомплексахорошоизученных и технически простых упражнений разного характера значительно повышаетплотность   занятий и позволяет воспитывать у спортсменов не только все физические качества, но и,комплексные формы их проявления.

Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий,  движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает методстрого регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны, лишь, приблизительное регулирование и, лишь, приблизительная программа действий.

Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетомкомплектования тренировочной группы. Натренировках используются снаряды, которыми оснащены спортивные залы, чтобы приготовить места длязанятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация занятия.

Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности обучающихся. Каждыйвозрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которыеизменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Основная задача использования метода круговой тренировки на занятии  эффективное развитие двигательныхкачеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальнойдозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано сосвоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения,близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это будетспособствовать совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Обязательное условие -предварительное изучение этих упражнений всеми обучающимися. Использование же их в комплексах круговойтренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных кжизненным, что имеет очень важное значение.

Особенности применение круговой тренировки в учебном процессе.

На уроках одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств обучающихся иобучению определенным умениям и навыкам. Эти процессы во многом взаимосвязаны. Ведь обучая какому-либо техническому элементу, мы одновременно оказываем воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для болеелучшего освоения двигательных умений и навыков.

Эффективность такой организации заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так какупражняются все обучающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностями усилиям.

Круговая тренировка, может проводиться через занятие, в конце вводного

- в подготовительной части на 10-20 минут или может быть использована в основной части урока 20 - 25 минут.

В учебном процессе на уроках физического воспитания круговая форма организации занятий приобретаетособое значение, так как позволяет большому числу обучающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количествоинвентаря и оборудования.

Применение круговой тренировки в начале основной части урока связано с развитием физических качеств вусловиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме. Комплексы, входящие восновную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью, органически связаны спрофессионально-прикладной и специальной подготовкой. В них должно быть достаточное количество силовых искоростно- силовых упражнений.

Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом полегкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока,но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет вкратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Круговая тренировка занимает 15 - 20 минут, в зависимости от общих задач занятия. Основной задачей является придание занятиям специальной направленности: повышение уровня различных физических качеств исовершенствование функциональных возможностей организма.

В зависимости от физической подготовленности, студенты объединяются в подгруппы по 5 - 7 человек, получают задания, равномерно распределяясь по всем «станциям» и, по сигналу преподавателя одновременно, начинаютвыполнять упражнения, соответствующие данному «месту».

При помощи круговой тренировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами:

  • увеличение количества повторений за то же время;
  • сокращение времени на выполнение того же количества повторений;
  • повторение кругов (2 - 3);
  • сокращение пауз отдыха;
  • введение новых, более эффективных упражнений.

При проведении круговой тренировки определённые требования предъявляются к степени изученности икоординационной сложности упражнений. Они вытекают из особенностей образования двигательных навыков -закреплённых до автоматизма движений. Хорошо выученное, закреплённое упражнение можно выполнять всложных условиях, без риска.

Содержание круговой тренировки на игровых уроках составляют игровые станции. В течение урока обучающиесяв определенной последовательности

переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевымиупражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.

В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемовигры. Применение различных вариантов будет диктоваться такими условиями, как физическая и техническая подготовленность группы и год ее обучения. В специализированные комплексы с игровой направленностью необходимо включать упражнения из основной, атлетической, прикладной и снарядной гимнастики сиспользованием различного инвентаря. Из легкой атлетики - упражнения по прыжкам, метанию и бегу. Изтяжелой атлетики - упражнения с различными отягощениями.

Предлагаемые упражнения должны подбираться так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группымышц и, было рассчитано на развитие отдельных физических качеств. Для совершенствования технических приемов спортивных игр используют комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученныхигровых элементов.

Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными насовершенствование умений и навыков технических элементов или их сочетаний, составляет 3:1. При этомнеобходимо избегать чрезмерного увлечения техническими элементами, характерными для спортивнойтренировки, при подборе специализированных комплексов в игровых уроках.

Разновидности круговой тренировки.

Круговая тренировка является методом комплексного воздействия раз¬ личных тренировочных средств,направленных на укрепление органов, систем и функциональных возможностей организма. Круговая тренировкаосу¬ ществляется на уроках физического воспитания, представляет собой целостную форму занятий и в то жевремя не сводится к какому-либо одному методу. Для круговой тренировки подбираются строгорегламентированные упражнения с избирательным и с общим воздействием на организм занимающихся. Различаются следующие основные разновидности круговой тренировки:

  • по методу непрерывного упражнения (преимущественная направлен ность навыносливость);
  • по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха(преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);

  • по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха(преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированнуювыносливость).

Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе.

В зависимости от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств обучающихся планируется соотношение общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки.Применительно к требованиям избранного вида спорта она направлена на укрепление органов и систем,повышение функциональных возможностей, а также целевое развитие двигательных качеств. Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, в каждомиз них циклически повторяется программа, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особоеместо в нем занимает планирование общей специальной и профессионально-прикладной физическойподготовки, осуществляемой по методукруговой тренировки.  Для циклического планирования круговойтренировки следует использоватькомплексы упражнений, направленные в первую очередь на общефизическуюподготовку курсантов с учетом профиля избранной профессии и программного материала, который изучается науроках физического воспитания. Избранный комплекс применяется на четырех - шести смежных занятиях, послечего проводится его коррекция, предусматривающая замену одного, нескольких или всех упражнений комплексас тем, чтобы повысить его направленность на решение конкретных задач физической подготовки обучающихся.

Материал по общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовке планируется на всеуроки в течениеучебного года в соот¬ ветствии с программой физического воспитания. По усмотрениюпреподавателя, этот материал может быть объединен в комплексы круговой тренировки или пройден раздельнов любой из частей урока. Целевая направленность комплексов круговой тренировки имеет то преимущество, чтопозволяетрешать три важные задачи общего,специального и профессиональноприкладного характераодновременно и взаимосвязано в относительнокороткий промежуток времени, а главное, с большойэффективностью. На первом году обучения применение круговой тренировки можноиспытать по упрощенномуварианту, когда учет в карточкахдостижения не ведется и предлагается дифференцированный подход кобучающимся с использованием стандартной нагрузки и разных вариантов упражнений.

Круговую тренировку целесообразно планировать, используя на первом году обучения 30 - 50 %, на втором - 50 %, на третьем году - 50 - 70 % времени, запланированного по всем разделам программы физическойподготовки. Какой раздел программы проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит отпреподавателя. При наличии определенных условий и соответствующей подготовки круговую тренировку можно включать во все разделы учебной программы. Контрольные нормативы (тесты) по ППФП планируются иопределяются с учетом характерных особенностей изучаемых профессий. Такими нормативами могут бытьучебные нормативы, предлагаемые программой для оценки физической подготовленностиобучающихся. Наконтрольных уроках, как правило, планируется проведение зачетов по одному, максимум двум видам физическихупражнений.

Примерные комплексы упражнений.

Комплекс упражнений для уроков по баскетболу.

1. Переходить через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в основную стойку.

2.Ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем за мячом и без него.

  1. Из высокого старта челночный бег с ведением мяча.
  2. Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.
  3. Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двухпрыжковых шагов.
  4. Передача двумя руками баскетбольного мяча от груди в стенку и ловля послеотскока.
  5. Прыжки через гимнастическую скамейку «змейкой» с последующим повторением задания.
  6. Стоя на месте, вращать гимнастический обруч на поясе.
  7. Прыжки на месте через скакалку, вращая ее вперед.

  1. Комплекс упражнений для уроков по волейболу.
  1. Из низкого приседа прыжки с продвижением вперед.
  2. Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте.
  3. Из основной стойки, не отрывая ног и не сгибая коленей, через упор согнувшисьпереходить в упор лежа с последующим возвращением в исходное положение.
  4. Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку на высоте 2-3м.

  1. Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180* и повторением упражнения.
  2. Нижняя передача волейбольного мяча двумя руками от стенки на уровне головы.
  3. Стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующимотталкиванием и переходом в исходное положение.
  4. Партнеры лежат на спине (первый держит за ноги второго). Одновременныенаклоны и выпрямление туловища первым партнером, сгибание и разгибаниеног вторым.
  5. Прыжки «змейкой» через гимнастическую скамейку с повторением задания.

Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться болеевысоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятымиметодами при одинаковых затратах времени.

Комплекс упражнений для уроков по легкой атлетике.

  1. Из упора стоя, согнувшись, опираясь на барьер, покачиваясь, растягивание плечевых суставов.
  2. Из основной стойки бег на месте с высоким подниманием бедра.
  3. С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением упражнения.
  4. Из упора лежа на скамейке сгибание и разгибание рук.
  5. Из упора стоя у стенки бег с высоким подниманием бедра.
  6. Из упора сидя (руки сзади, ноги в группировке) выпрямлять ноги в угол споследующим возвращением в исходное положение.
  7. Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8 - 10 м, метание теннисногомяча (на дальность отскока).
  8. Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы.
  9. Из высокого старта бег на скорость по замкнутому кругу.
  10. Прыжки с двух шагов разбега с доставанием баскетбольного щита.
  11. Подтягивания на перекладине.
  12. Прыжки через гимнастическую скамейку.
  13. Прыжки в шаге с ноги на ногу.
  14. Из низкого приседа передвижение «гусиным шагом» вперед по пря¬ мой или покругу.
  15. Из высокого старта челночный бег с ускорениями на отрезках 20 - З0

м.

Комплекс упражнений для урока по гимнастике.

  1. Стоя, ноги врозь, малый мяч внизу, подбрасывать и ловить мяч, одно¬ временноприседая.
  2. Из упора стоя между параллельными брусьями прыжком принять упор ипередвигаться вперед с последующим повторением задания.
  3. Стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с отведением локтей встороны и прогибанием спины.
  4. Из виса на высокой перекладине сгибать и разгибать ноги в группировку.
  5. Из упора присев кувырки вперед и назад в группировке.
  6. Из виса на гимнастической стенке прыжки в доскок.
  7. Лазание с помощью рук и ног по наклонной гимнастической скамейке и стенке.
  8. Стоя лицом к гимнастической стенке, через наклоны вперед с захватом рук сзади за рейку переход в вис прогнувшись.
  9. Прыжки через скакалку.
  10. Балансирование на ограниченной площадке, лежащей на набивном мяче.
  11. Из упора сидя руки сзади прогибать и опускать туловище с отведением головыназад.
  12. Стоя ноги вместе, руками вверху захватить концы эластичного бинта,переброшенного через кольца, с силой разводить руки в стороны.
  13. Передвижение по узкой части гимнастической скамейки на носках.
  14. Лазание по наклонному канату с помощью рук и ног.
  15. Из упора присев переходить в горизонтальное равновесие («ласточка») поочередно на правой и левой ноге.

Комплекс упражнений по общей физической подготовке.

  1. Из положения лежа на спине руки за головой - в сед.
  2. Подтягивания на перекладине.
  3. Приседания, руки на поясе.
  4. Из положения упор присев - в упор лежа.
  5. Из стойки руки за головой - наклоны вперед.
  6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
  7. Из упора присев - кувырок вперед - кувырок назад.
  8. Из стойки руки на поясе - горизонтальное равновесие («ласточка»).
  9. Поворот туловища в наклоне вперед, руки в стороны.
  10. Бег на месте с высоким подниманием бедра.

Упражнения в комплексах подбираются из технически несложных движений. Обучающимся рекомендуется предварительно изучить их в подготовительной части урока в виде отдельных общеразвивающих упражнений.Группировка упражнений в комплексе должна эффективно воздействовать на человека: не толькоинтенсифицировать физическую подготовку, но и способствовать благотворномувлиянию упражнений наорганизм в целом. Упражнения должны вовлекать в работу мышцы всего тела, оказывать общее воздействие наорганизм и являться универсальными общеразвивающими упражнениями в широком смысле слова. Особоезначение для разностороннего развития верхних конечностей приобретают упражнения с различными предметами, отягощениями и снарядами. Движения бросания и ловли, передачи и приема, размахивания, вращения и т. п. развиваютловкость, сноровку в обращении с предметами разной формы и веса, вырабатываютбыстроту двигательной реакции. Обучающиеся приобретают важные для практической и трудовой деятельностиумения и навыки. В комплексы круговой тренировки могут вводиться упражнения на снарядах и тренажерах.Некоторые вспомогательные гимнастические снаряды: скамейки, лестницы и другое оборудование используютсякак средства, дополняющие и усложняющие выполнение самих упражнений на станциях круговой тренировки. Объединенные в специализированные комплексы, эти упражнения могут использоваться как дляобщефизической, так и для профессиональной физической подготовки (ППФП) на уроках физическоговоспитания.

Заключение.

Используя метод круговой тренировки, происходит комплексное воспитаниефизических качеств, упражнения направлены на развитие

различных двигательных действий. Применяя метод круговой тренировки во время уроков, необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся и их подготовленность. Увеличивая физическую нагрузку, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности, физическую подготовленность.

Уроки по методу круговой тренировки являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию обучающегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к уроку физической культуры изанятиям спортом.

На уроках по методу круговой тренировке решаются вопросы оздоровительной направленности.

В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации, где двигательная активность невелика, именно такие урокипомогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни.

Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей приактивном самостоятельном выполнении упражнений обучающимися и контролем за ее воздействием на системуорганизма.

Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так какупражняются все обучающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностями усилиям.

Список использованной литературы:

  1. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, -М.: Физкультура и спорт, 1987 г.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: Физкультура и спорт; 1988 г.
  3. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическомвоспитании студентов: Дис. канд. пед. наук. -М., 1987г.
  4. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основыразвития физических качеств. - М.: Ленос, 1994.
  5. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1996 г.
  6. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. //Вильчковский Э.С. Физкультура в школе 1971, №7
  7. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / ГуревичИ.А. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.
  8. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / Деркач А.А., Исаев А.А. - М.:Физкультура и спорт, 1981.-375 с
  9. Дихтярев В.Я Круговая тренировка//Дихтярев В.Я Физическая культура в школе- 2005г. № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод круговой тренировки

материалы выступления на районном семинаре учителей физической культуры: доклад + презентация...

Конспект урока "Метод круговой тренировке"

Представлен конспект урока в 7 классе "Метод круговой тренировке"...

"Круговая тренировка на уроках физической культуре."

В работе приводятся примерные комплексы круговой тренировки  для развития: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Круговую тренировку провожу во 2-3 четверти, по 8 уроков, с интервалом...

Домашние задания по методу круговой тренировки

Трех уроков физической культуры в неделю явно не­достаточно для удовлетворения двигательных потреб­ностей школьников. Значит, необходимы до­машние задания по физической культуре....

Круговая тренировка для совершенствования физической подготовленности учащихся ГБОУ

Круговая тренировка в старшем школьном возрасте.В старшем возрасте происходит замедление темпов биологического развития – это его особенность. Кости утолщаются, мышечные волокна по своим биохимич...

Круговая тренировка в комплексном уроке физической культуры

Большое внимание уделяется повышение физической подготовлености учеников, развитию силы, выносливости, ловкости,быстроты. Для повышения моторной плотности урока, разнообразия занятий легкой атлетикой,...

Методические рекомендации по развитию ОФП методом круговой тренировки

Программа по «Физическая культура»  предусматривается прохождение раздела «Общефизическая подготовка». Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс, направленный на вс...