Методическая разработка: "Лыжный спорт, как средство физического воспитания"
методическая разработка по физкультуре на тему

Нестерова Елена Юрьевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyzhnyy_sport_kak_sredstvo_fizichseskogo_vospitaniya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Заслушано на заседании

Педагогического совета ДЮСШ

Протокол №___ от «_______»_____г

Директор ДЮСШ_________С.Я. Новиков

Методическая разработка

Тема:

 «ЛЫЖНЫЙ СПОРТ, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Подготовил:

тренер-преподаватель

Нестерова Елена Юрьевна

г. Суворов

2013г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………….

Предисловие……………………………………………………………...

Развитие лыж как вида спорта ………….………………………….......

Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств…………..

Развитие специальных физических качеств, при занятиях лыжным спортом…………………………………………………………………...

О пользе и вреде занятий лыжным спортом…………………………...

Вывод…………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………….......

Введение

В физическом воспитании лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для детей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм детей. При передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию школьников, особенно положительно влияя на развитие таких  качеств, как выносливость, сила, ловкость.

В процессе занятий и соревнований по лыжному спорту воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера.

Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма детей и подростков, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям.

Лыжный спорт включает в себя лыжные гонки, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт.

Лыжные гонки представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами (ходами, подъемами, спусками, поворотами). Лыжные гонки включены в программу зимних олимпийских игр и первенств мира по лыжному спорту.

Лыжные гонки как вид спорта длительное время не имели установившегося названия. На протяжении более тридцати лет не только в спортивной прессе, но и в официальных документах они назывались по- разному: «плоскостные соревнования на лыжах», «горно-плоскостные» (т.е. на пересеченной местности), «лыжебежные соревнования», «соревнования по ходьбе или бегу на лыжах», «соревнования по лыжному спорту» и т.п.

Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях.

При одних и тех же условиях трения техника передвижения у лыжника изменяется в зависимости от его скорости. Естественно, что скорость увеличивается благодаря более сильным отталкиваниям лыжами и палками. Вариативность техники зависит и от телосложения спортсменов, их функциональных возможностей, связанных с телосложением, от подготовленности лыжников.

Лыжный спорт - это радость, здоровье, долголетие. Это не гонка за призами, хотя получать награды за победы на лыжне очень приятно.

Лыжный спорт – один из самых массовых видов  спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

          Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.

         За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

         Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.  

         Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.

Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств

Лыжные гонки предъявляют высокое требование к выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовке лыжника. Для эффективного преодоления современной трассы лыжнику-гонщику требуется высокоразвитая спецификация силы мышц нижних и верхних конечностей. У лыжника-гонщика такими мышцами являются разгибатели бедра (четырехглавая мышца бедра), голени, разгибатели плеча (трехглавая мышца плеча) и мышцы туловища (широчайшие мышцы спины и большая круглая мышца).Абсолютные показатели и темпы роста специальной силы у 17-18-летних юношей, не занимающихся спортом, и у юных спортсменов существенно отличаются – у первых они ниже. Так, у не занимающихся спортом при одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при попеременном отталкивании руками – на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой – на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13-14 до 17-18 лет наблюдается резкий скачок, в развитии показатели мощности отталкивания. У лиц, не занимающихся спортом, в этот период темпы ее прироста не значительны. Становление отдельных физических качеств, а также параметров, характеризующих физическое развитие юных лыжниц 10-16 лет, происходит гетерохронно. Скачек увеличения силы мышц отмечается с 11-13 лет, ежегодный прирост достигает 49%. В последующем темпы роста силы снижаются. Наибольшие изменения скоростных и скоростно-силовых качеств отмечено в возрасте 11-14 лет. Показатели быстроты увеличиваются на 15%, а прыгучесть на 24%. С 14 до 16 лет данные показатели изменяются незначительно. С 10 до 16 лет длина тела юных лыжниц увеличивается на 28,1%, вес тела – на 30,1%, ЖЕЛ – на 47,6%, окружность груди – на 15,9%, выносливость – на 79,9%, мышечная сила – на 92,4%, быстрота – на 22,9%, скоростно-силовые качества – на 46,4%, гибкость – на 27,6%.

Развитие специальных физических качеств, при занятиях лыжным спортом

Выносливость. В спортивной практике различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную. Выносливость характеризует способность спортсмена в течение максимального длительного времени выполнять динамическую работу заданного характера и интенсивности.

Понятие выносливости в физиологии связано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять в течение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступление утомления. Улучшение или ухудшение выносливости неразрывно связано с изменением состояния нервных центров. При совершенствовании выносливости образуются определенные условные рефлексы, способствующие улучшению кровообращения и дыхания, регуляции функций организма, обмена веществ и теплорегуляции.Другие исследователи пришли к выводу, что при выступлениях лыжников на длинных дистанциях скорость их передвижения зависит от количества поступающего в кровь кислорода. Выносливость развивается и совершенствуется в течение многих лет жизни человека. По данным некоторых ученных, в тридцатилетнем возрасте человек достигает наивысшего уровня развития выносливости.

У новичков выносливость изменяется довольно быстро. Так, установлено, что после 34 тренировок за 45 дней работоспособность мышечных групп увеличивается примерно в 6 раз. Мерой выносливости служит предельное время, в течение которого совершается упражнение определенной интенсивности.Хорошо развивается общая выносливость, если усилия во время выполнения упражнений достигают 40-60% максимальной мощности. При незначительных или умеренных усилиях (от 40 до 60% максимальной мощности) иногда не требуется даже коротких пауз отдыха.

Скоростная выносливость определяется способностью совершать упражнения заданного характера и высокой интенсивности на определенной дистанции. Границы интенсивности меняются в зависимости от длины дистанции. При систематической тренировке уровень развития скоростной выносливости повышается, однако значительно медленнее, чем уровень развития общей выносливости. Скоростная выносливость совершенствуется при нагрузках около 60-80% максимальной мощности (т.е. при нагрузках умеренной и большой мощности).

Силовая выносливость (или выносливость при силовой работе) характеризуется способностью человека выполнять упражнение, связанное с определенными физическими усилиями, длительное время. Если спортсмен тренируется в медленном темпе, то его организм приспосабливается к работе в медленном темпе. Для прохождения дистанции с высокой скоростью необходимо подготовить организм к этой скорости. Длительный бег и ходьба на лыжах в умеренном темпе должны иметь место и применяться целенаправленно в подготовке юных лыжников. Это фон, на который постепенно накладывается работа повышенной интенсивности. Повышение интенсивности упражнений в работе с юными спортсменами необходимо проводить постепенно. Все это позволяет говорить о необходимости развития в юношеском возрасте различных видов выносливости.

Опыт показал, что на этом пути юный лыжник должен переходить от одного этапа развития выносливости к другому:

а) развитие общей выносливости средствами ОФП (игры, эстафеты, различные виды спорта);

б) развитие общей выносливости длительными упражнениями;

в) совершенствование мышечной выносливости;

г) постепенное повышение скорости передвижения по дистанции;

д) усложнение рельефа дистанции;

е) совершенствование выносливости на фоне утомления, предварительно создаваемого соответствующими упражнениями.

Изучение опыта многолетней подготовки юных лыжников показало, что общий километраж в ходьбе на лыжах целесообразно увеличивать постепенно, из года в год.

О пользе и вреде занятий лыжным спортом

Лыжные прогулки оказывают оздоровительное воздействие и очень полезны для здоровья. Они улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательных систем, благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат.

  Во время прогулки активируются обменные процессы, увеличивается количество кислорода, которое поглощает организм. А живописный лес и чистый воздух помогают расслабиться, получить заряд бодрости и отдохнуть после тяжелой трудовой недели.

   Также, лыжная прогулка поможет избавиться от лишнего веса. Длительность прогулки нужно увеличивать постепенно, чтобы не беспокоила мышечная боль и усталость. Тренировки необходимо проводить регулярно. Если наступили сильные морозы, то прогулку лучше отложить, потому что лыжная прогулка должна доставлять удовольствие, а не дискомфорт.  При достижении подростком 18-20 лет определяется его дальнейший путь – либо продолжение занятий спортом в составе сборных (города, области, России) – либо переход в разряд любителей.

  Если ребенок не посещал лыжных или биатлонных секций в период с 6 до 20 лет – скорее всего профессиональным спортсменом-лыжником он уже не станет. Может, оно и к лучшему, так как профессиональный спорт, к сожалению, иногда не приносит здоровье, а отбирает его.

   Далее заниматься лыжами можно без ограничений. Я встречал (и сейчас встречаю) людей, ветеранов спорта и любителей, которым более 80-ти лет! И они в прекрасной форме, с удовольствием катаются на лыжах.

  Я составил свою классификацию спортсменов-лыжников:

1. «Пешеходы» - лыжники без подготовки, дети до 10 лет, люди в возрасте более 50 лет. Как правило, такие лыжники любят спокойные прогулки классическим стилем. Подготовка, класс инвентаря, состояние трассы, смазка лыж как правило для них не имеют значения.

2. «Чайники» - лыжники в возрасте от 20 до 45 лет, не имеющие лыжной подготовки. Могут применять оба стиля катания, но как правило не владеют техникой.

 3. «Спортсмены-любители» - лыжники в возрасте от 20 до 50 лет, имеющие лыжную подготовку, не состоящие в сборных. Как правило, владеют техникой конькового хода. Уделяют внимание подготовке лыж, инвентарю. Для них важно состояние трассы. Принимают участие в соревнованиях среди любителей, реже – среди профессионалов.

4. «Спортсмены-профессионалы» или «Быки» - спортсмены в возрасте от 20 до 35 лет, имеющие лыжную подготовку, активно тренирующиеся, состоящие в сборных разного уровня. Участвуют в соревнованиях разного уровня. Отлично владеют техникой и теорией. Повышенные требования к инвентарю, смазке, трассе.

5. «Ветераны» - бывшие спортсмены-профессионалы или спортсмены-любители. Возраст – свыше 50 лет. Активно катаются. Владеют техникой, теорией, опытом. Участвуют в соревнованиях среди ветеранов. Требования к инвентарю наравне с любителями. Ветераны в возрасте свыше 70-ти лет как правило применяют только классический стиль катания.

Осторожность не повредит

Нужно ли бояться простуды, когда идете на лыжах? Фигурально выражаясь, так дело обстоит: когда идете туда — можно не бояться, обратно — опасайтесь простыть. Идеальный случай, если где-то в лесу у вас есть место, где бы вы могли полностью переодеться, скажем, лыжная база. Если нет — неплохо после хорошей многочасовой прогулки утеплить как-то себя, хотя бы шапку переодеть и свитер. А опаснее всего — не переодевшись, долго ожидать электричку или автобус. Верное средство простудиться. (Кстати, если вы ненароком перенесли простудное заболевание, то на лыжи вставайте не раньше, чем дней через 10—12 после выздоровления).

 Ахиллесова пята неопытных лыжников — потертости ног. Бывают они зачастую из-за того, что многие следуют распространенному, но ошибочному мнению: мол, лучше ботинок иметь на размер побольше и носков надеть несколько. Ботинок нужно иметь почти «размер в размер», а носки нужно надевать одни. (Гонщики обычно надевают тонкий шерстяной носок). Если же потертость получилась и вы ее обнаружили в лесу, надо разуться и устранить причину потертости. Прогулку лучше на этом прекратить — снять лыжи и добираться домой пешком. Незначительную потертость можно лечить дома самостоятельно: накладывается мазевая повязка (из гепариновой мази или мази Вишневского). Через 3—5 дней нога заживает, и можно становиться на лыжи.

Лыжный спорт принадлежит к числу физических упражнений, способствующих общему физическому развитию и физической выносливости. Вместе с тем скоростной лыжный спорт  в условиях сильно пересеченной местности, а особенно горнолыжный спорт и прыжки с трамплина, развивают координацию движений, быстроту двигательной реакции, чувство равновесия, смелость и решительность. К соревновательному лыжному спорту, требующему специальной тренировки, относятся скоростной Л.с., горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина. Широко распространены также прогулки на лыжах, катанье с гор, экскурсии и туристские походы, дальние пробеги, катанье на лыжах с парусом, за лошадью, мотоциклом и др. При ходьбе на лыжах (рис.) в работу вовлекается большое число мышечных групп всего тела. Поэтому лица, в течение ряда лет регулярно занимавшиеся Л. с., обладают крепким телосложением, пропорционально развитой мускулатурой; наряду с хорошо развитым нижним поясом у них хорошо развита мускулатура туловища (особенно спины и живота) и плечевого пояса.

 Систематические занятия лыжным спортом способствуют укреплению нервной системы, органов дыхания и кровообращения, улучшению обмена веществ. Гигиеническая обстановка занятий в лесу, поле и закаливающее воздействие морозного воздуха увеличивают оздоровительное значение лыжного спорта.

 В соответствующих формах  лыжный спорт широко применяется в физическом воспитании детей и учащейся молодежи, в спортивной работе организованных коллективов и при индивидуальных занятиях спортом людей самых различных возрастов. При медицинских показаниях прогулки на лыжах используются как средство лечебной физической культуры . Во всех случаях общий режим и нагрузка в занятиях лыжным спортом должны соразмеряться с возрастом, полом, состоянием здоровья и подготовленностью занимающихся. Лицам старше 30 лет, а также страдающим какими-либо заболеваниями о режиме занятий необходимо советоваться с врачом. При проведении специальной тренировки по  лыжному спорту обязателен врачебный контроль . Обучение детей ходьбе на лыжах можно начинать с 5-летнего возраста (в зависимости - от физического развития). Тренировка в скоростном лыжном спорте и участие в соревнованиях подростков моложе 13—14 лет нецелесообразны.

 Начальное обучение горнолыжной технике и прыжкам с трамплина возможно с 10—12-летнего возраста.

 Одежда для занятий лыжным спортом должна быть свободной и легкой, хорошо защищать от холода, но не быть излишне теплой. Обувь (лучше всего специальные лыжные ботинки) не должна быть тесной; следует надевать толстые шерстяные носки. В связи со значительной тратой энергии при занятиях лыжным спортом особенно важно достаточное питание — достаточный по калорийности легкоусвояемый завтрак за 1—1,5 часа до выхода на занятия, а при длительной прогулке — питание в пути. Обязательно соблюдение питьевого режима. Предупреждению возможных при занятиях лыжным спортом потертостей и отморожений способствуют уход за ногами, хорошая подгонка и содержание в исправном состоянии обуви и одежды; занятия и соревнования детей при температуре воздуха ниже —15° в безветренную погоду и —10°, —12° при ветре отменяются.

Для предупреждения травм при занятиях горнолыжным спортом и прыжках с трамплина важнейшее значение имеют строгая последовательность в обучении лыжной технике, исправное состояние инвентаря, хорошая подготовка трассы для соревнований, правильное устройство трамплина для прыжков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста,  состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.

Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость.

   Поэтому, сколько бы Вам ни было лет – сейчас самое время начать заниматься лыжами! Если Вы еще не начали, конечно. Но здесь важно знать как. Ведь от незнания можно и навредить здоровью.  Но все, как говорится, хорошо в меру.

Лыжный спорт - это здоровье

Спорт - это здоровье, и об этом рассказывают различные книги, журналы, и, конечно же, Интернет-страницы, посвященные теме здорового образа жизни. Создатели, после того как проходит оптимизация сайтов на первоначальном этапе создания, на втором этапе начинают наполнять полезной информацией о том, как можно с помощью спорта и комплекса упражнений быть всегда в отличной форме.

 И на каждом сайте размещена информация о том, насколько движение, в частности бег на лыжах, благотворно влияет на организм человека. Создатели спортивных страниц знают, что раскрутка сайтов зачастую связана именно поисковыми запросами на тему пользы бега на лыжах. И тот факт, что после даже небольшой пробежки самочувствие значительно улучшается, доказан неоднократно.

 При занятии данным видом спорта испытывают нагрузку и развиваются группы мышц - ног, плечевого пояса, пресса и всего туловища в целом. Также ЦНС получает сигнал от глазных нервов, суставов, вестибулярного аппарата, координирует их групповую работу. При регулярных занятиях налаживается "совместная" фазовая работа дыхательной и мышечной систем, а легочная вентиляция и жизненная емкость легких заметно увеличиваются.

 При передвижении огромную нагрузку и укрепляющий эффект получает позвоночник. Лыжники практически не знают травм спины - растяжек, смещения межпозвоночных дисков, вывихов и прочих видов. А также они защищены от развития остеохондроза, и поэтому лыжный спорт является одним их лучших способов укрепления позвоночника и мышечного корсета.

 Ходьба на лыжах оказывает благотворное влияние на сердечнососудистую и кровеносную системы. Венозная кровь к сердцу поступает больше, следовательно, минутный объем его увеличен, и сердце работает в "экономном" режиме. При занятии лыжным спортом сердце испытывает меньшие нагрузки, чем при других видах спорта (даже по сравнению с обычным бегом).

 Расход энергии также немалый: 500-900 ккал в час в зависимости от местности (рельефа), подготовленности организма, снежного покрова, погодных условий. Также подсчитано, что на дистанции 10 км лыжник совершает каждой ногой и рукой от 2 до 2,5 тысяч отталкиваний.

 И создание сайтов на спортивную тематику - очень востребованное явление за счет информации о пользе данного вида циклических нагрузок, помогающих также укрепить иммунитет и закаливать организм. Постоянное движение и легкая встряска не позволяют оседать камням во внутренних органах. Об уникальности такого метода поддержки молодости и тонуса можно говорить бесконечно, но стоит помнить одно правило для всех желающих заниматься любым видом спорта: нагрузки должны быть в меру, чтобы из желаемого эффекта не сделать обратный процесс.

Лыжный спорт – это радость, здоровье, долголетие

Список литературы:

1). И.М. Бутин. «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000 г.

2). А.В. Жеребцов «Физкультура и спорт», Москва, 1986 г.

3). Электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия физической культурой и спортом как средство эстетического воспитания

Статья.Материал может быть полезен молодым учителям физической культуры, а также при подготовке выступления на заседании МО, педсовете.....

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания.

Характеристика волейбола как игрового вида спорта....

Методическая разработка "Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника"

Предмет исследования: подвижная игра на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся начальной школы.Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств ...

Воспитание 21 века средствами физического воспитания

Краткое описание работы учителя физической культуры для  создания благоприятных условий в раскрытии и развитии не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения....

Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"

С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к...

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...