Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»
методическая разработка на тему

Мунцова Оксана Сергеевна

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - стараюсь основывать свою деятельность на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентацией на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, гуманистических отношений и приобретение опыта общения между школьником и педагогом. Личностно ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Это педагогическая аксиома, не требующая, какого либо подтверждения. Для того, чтобы уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, было меньше простоев, нужно стремиться  активизировать познавательную деятельность учащихся, привлечь к своему предмету внимание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал

«Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания

 у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

                                                                                     Учитель физической культуры:

                                                                                                      Мунцова О.С.

г. Москва 2014г

«Развитие  познавательного процесса  учащихся 5-7 классов

на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

        Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у нее не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности и службе в армии. И, как следствие, у школьников наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в частности к уроку. Прослеживается тревожная тенденция ухудшения здоровья детей и учащихся. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4 – 5 раз. Только 10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми. В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - стараюсь основывать свою деятельность на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентацией на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, гуманистических отношений и приобретение опыта общения между школьником и педагогом. Личностно ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Это педагогическая аксиома, не требующая, какого либо подтверждения. Для того, чтобы уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, было меньше простоев, нужно стремиться  активизировать познавательную деятельность учащихся, привлечь к своему предмету внимание. Развитие учебно-познавательной деятельности и, особенно, достижение познавательной активности определяется содержанием обучения и организацией работы учащихся на уроке. Одним из важнейших компонентов образовательного процесса является его мотивация. Мотивация обучения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл обучения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы) Мотивация деятельности учащихся, протекает через постановку каких либо задач на каждом уроке. Направляя работу в определенном русле и добиваясь от учащихся выполнения поставленных задач, развиваем у наших учеников потребности в реализации поставленных целей. Чтобы учащиеся более успешно справлялись с учебными требованиями, нужно строить  учебный процесс с учетом возможностей и подготовленности учащихся. Так же необходимо на каждом уроке развивать познавательные потребности такие как: знать, уметь, понимать, исследовать. При решении поставленных задач учащиеся ориентируются на желаемый результат в соответствии с подбором упражнений и их последовательностью действий, обязательно обозначая реальный результат. В стремлении к достижению результатов нужно основываться на ориентировочно – исследовательскую деятельность. Ученики чаще всего остаются равнодушными к познавательным событиям, открывающимся на уроке. Да и учителю дать каждый урок на высоком уровне страстей и интереса не удается, было бы не плохо, если таких уроков в год наберется несколько штук. В силу разных обстоятельств многие ученики не только не слушают объяснение на уроке, мыслительно и чувственно отсутствуют на нем. Обычные методические ухищрения позволяют вывести учеников из пассивного состояния через фронтальный опрос всего на несколько секунд. В формальной организации урока, когда интересное хорошо пакуется в необходимое таким образом, что из этой сети не удается выпасть в сонное состояние никому; - В смене деятельностей и в выведении на орбиту ученического рассудка, все новых знаний, приемов, неожиданных поворотов, притягательных речей, достойных споров, волнующих проблем. Наблюдая за деятельностью учеников на уроках, нужно определить, кто из учащихся действительно выносит познавательную ношу с урока, а кто безнадежно отстал, кому не интересен предмет, а кто силится, но без поддержки, улыбки, одобрения не сможет подняться. Отсюда следует,  что недостаточно применять различные формы и методы организации учебной деятельности (разнообразные инновационные педагогические технологии). Необходим творческий подход. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни? Для достижения этой цели используются межпредметные связи и области взаимодействия. Это является востребованной необходимостью, так как предмет "физическая культура" имеет многоаспектные связи с другими предметами. Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия). Актуальность использования межпредметных связей объясняется необходимостью разносторонней оценки явлений, формирования целостного представления учащихся об окружающем мире; потребностью в специалистах широкого профиля, умеющих ориентироваться в разнообразных ситуациях; престижностью определенных учебных предметов и необходимостью формирования базового ядра знаний; перегруженностью существующих базовых программ. Итак, решение межпредметных заданий позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам. В связи с этим учитель физической культуры нуждается в конкретных разработках и рекомендациях по эффективности использования межпредметных связей в преподавании физической культуры. С целью развития познавательной деятельности учащихся посредством межпредметных связей на уроках физической культуры мною разработаны и применяются карточки задания с физикой, математикой. Использование приведенных выше форм, средств и методов организации и обучения на уроке позволяет достичь положительных результатов: Из всего выше сказанного, хотелось бы отметить важность соблюдения принципа индивидуального подхода к ученику. Нужно помнить, что успех, обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Ею можно пробудить, предоставив детям возможность творческого мышления на уроке. Затронутая тема трудна и многолика, требующая более глубокого изучения предмета. Специфика преподаваемого предмета требует особого подхода, сложно связать теорию с практикой в урочной деятельности.

Игры с дидактическим и сюжетным содержанием.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей. А подвижные игры с дидактическими элементами и сюжетным содержанием особенно желанны для школьников. Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности.

Очень важно также, подводя итоги игр, учитывать возрастную специфику играющих, не обижать «провинившихся», а, наоборот, стимулировать их к дальнейшим действиям.

Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать.

Приведенные игры рассчитаны на учащихся начальной школы. Доступны описанные игры и для физкультурных занятий групп продленного дня, их можно использовать как часть программы «спортивного часа», на подвижных переменах.

Местом проведения игр могут быть физкультурный зал, спортивная площадка, просторный коридор, школьная рекреация.

Живая цепочка. Учитель строит детей в колонну по одному и, все время меняя направление, водит ее за собой, имитируя движения животных и птиц. Например, «идем, как гуси» (ходьба на согнутых ногах), «прыгаем, как кенгуру» (прыжки на двух ногах), «идем, как медведи» (медвежья походка), «полетели, как журавли» (махи руками) и др.

Желательно игру проводить под музыку. По характеру музыки дети должны не только определить, кто идет, но и изобразить движения неуклюжих, медленно шагающих гусят, быстро прыгающих кенгуру, смешно переступающих медвежат и т.д.

Веселые тройки. Дети распределяются по четыре человека. Трое становятся в шеренгу с небольшим интервалом и соединяют руки. Четвертый располагается за ними и берет крайних партнеров за свободные руки. Первые три игрока - «лошадки», сзади стоящий - «наездник». Под музыку «лошадки» и «наездники» начинают ритмично двигаться (одна тройка за другой) то шагом, то бегом. «Наездники» управляют тройками. Внезапно учитель подает заранее обусловленный сигнал, после которого все играющие разъединяют руки («наездник» не имеет право удерживать «лошадок») и разбегаются по площадке. «Наездники» ловят (салят) своих «лошадок» и составляют тройки, как в начале игры. «Наездники», справившиеся за определенное время с заданием, объявляются победителями. Каждый раз меняются «наездники» из числа не пойманных «лошадок».

Вода, земля, воздух. Играющие располагаются в середине площадки в 2-3 круга, обозначающих «землю». На одной стороне площадки, за линией, обозначается «вода», на другой - «воздух». Выбираются двое водящих, которые становятся за пределами площадки, на длинных ее сторонах, друг перед другом. Учитель время от времени называет одно из живых существ, обитающих в воде, на земле или в воздухе. Услышав произнесенное учителем слово, дети быстро перебегают в нужное место. Например, при слове «Воробей!» дети бегут в ту часть площадки, которая обозначена «воздухом», «Кит!» - устремляются к «воде», «Волк!» - все играющие возвращаются в свои круги, «на землю». Водящие ловят перебегающих. Если названо животное, соответствующее в данный момент месту нахождения игроков, все приседают и ждут следующего сигнала. После ряда перебежек водящие сменяются. Затем отмечаются игроки, которые ни разу не были осалены и не путали сигналы.

Нарисуй солнышко. Играющие распределяются на 2-3 команды и выстраиваются в колонны по одному. У стартовой линии рядом с колоннами лежат гимнастические палки

 (по количеству игроков). Впереди в 8-10 м перед каждой командой кладут обруч. Задачи игроков всех команд - поочередно, по стартовому сигналу выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - «нарисовать солнышко». Побеждает команда, которая быстрее и лучше справится с заданием.

Не путай сигналы. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Учитель стоит перед строем, в руках у него три картонных кружка разного цвета - красный, зеленый, желтый, которые он внезапно показывает играющим. На зеленый цвет дети начинают маршировать на месте, на желтый - перестают маршировать и дружно хлопают в ладоши, на красный - быстро приседают и замолкают. Отмечаются игроки, которые реже путали сигналы.

Лесная прогулка. Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на разных сторонах площадки, лицом друг к другу. Команды поочередно выполняют задания под речевки учителя. Текст: «Миша шел, шел, шел - землянику нашел» - игроки одной команды идут навстречу другой, стоящей на месте; когда учитель произносит слова «землянику нашел», все приседают. Текст: «Миша шел, шел, шел - вдруг орехи нашел» - подпрыгивают. Текст: «Миша шел, шел, шел - и к дубкам пришел» - игроки подходят к своим соперникам и останавливаются перед ними в 1-1,5 м; игроки другой команды в это время выполняют поворот кругом. Текст: «Раз дубок, два дубок, ну, лови меня, дружок!» - после этих слов все играющие разворачиваются; игроки одной команды убегают на свою сторону площадки, а другой - устремляются за ними, стараясь осалить как можно больше соперников. За каждого осаленного игрока команда получает очко. Затем аналогичное задание выполняет другая команда. Выигрывает команда, которая наберет больше очков после нескольких перебежек.

Скульптуры. Играющие стоят в шеренге. Назначаются трое водящих. По сигналу учителя дети разбегаются врассыпную, продолжая ходить и бегать по площадке. Учитель подает команду: «Внимание!». Дети останавливаются. Затем учитель произносит: «Изобразим лыжника!» (футболиста, пловца, боксера и др.). Играющие принимают соответствующую позу. Водящие в течение 15-20 сек. осматривают придуманные ребятами позы, и каждый выбирает себе лучшую «скульптуру». Игроки, показавшие лучшие «скульптуры», меняются ролями с водящими. Снова подается команда, и игра продолжается. По ее окончании отмечаются игроки, выполнившие наиболее удачные «скульптуры».

Ягоды, фрукты, овощи. Дети становятся в круг лицом к центру. Трем игрокам вручается по большому резиновому мячу разного цвета. Каждый цвет соответствует названию ягод, фруктов, овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый - фрукты, синий - овощи. По сигналу учителя мячи передают по кругу из рук в руки. Внезапно учитель произносит одно из слов, например «Малина!». Передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, обозначающий ягоды, поднимает его над головой. Затем передача мячей продолжается, учитель называет другое слово. Каждый раз ученик, перепутавший ягоды, фрукты и овощи выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый «неудачник».

Почтальоны. В игре участвуют 2-3 команды по 9-12 человек. Играющие стоят в колоннах по одному или сидят на скамейках. Перед каждой командой в 8-10 м на полу лежит толстый лист бумаги, разделенный на клетки, в которых написаны окончания названия имен (-РЯ, -НА, -ТА и т.д.). Другой лист бумаги с первой половиной названия имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые складывают в заплечную сумку. Сумки надевают на плечо первые номера команд. По сигналу учителя они спешат к «адресату». Прибежав к бумажному листу, вынимают из сумки открытку с названием первой половины имени и приставляют ее к нужному окончанию на бумажном листе, например: БО-РЯ. Затем возвращаются назад и передают сумку вторым номерам, которые проделывают ту же операцию, и т.д. Побеждает команда, которая быстрее разнесет «почту».

Угадай, кто? Играющие строятся в одну шеренгу. Выбираются трое водящих, которые на короткое время должны покинуть площадку или зал. В это время игроки рассчитываются по три. Каждый из номеров получает имена сказочных героев. Например, первые номера получают названия «Мойдодыры», вторые - «Айболиты», третьи - «Буратино». Затем дети по сигналу учителя начинают выполнять движения, характерные для названных персонажей. Учитель возвращает в зал водящих, они становятся перед шеренгой и стараются по движениям играющих определить, кто из них Айболит, Мойдодыр, Буратино. Правильно названные водящими игроки выходят из строя, а поиск героев сказок продолжается. Далее происходит смена водящих, а также имен сказочных персонажей. После игры отмечаются внимательные водящие и игроки, показавшие лучшие образы.

Поезд. К началу игры готовится инвентарь: длинный шнур (10-12 м), гимнастическая скамейка, 3-4 обруча, 3-4 набивных мяча, 2 красных и 2 зеленых флажка. Учащиеся строятся в колонну и берутся правой рукой за шнур. Первый игрок - «тепловоз», остальные - «вагоны». По сигналу учителя поезд начинает двигаться то быстрее, то медленнее. В двух-трех местах отмечаются остановки - «станции», у которых дежурный регулирует движение красным и зеленым флажками. Поезд идет то по мосту (по гимнастической скамейке), то по тоннелю (ворота, образованные стойками), то змейкой (между набивными мячами).

Физической культуре как общеобразовательному предмету сама жизнь предоставила место в одном ряду с физикой, математикой, русским языком. А это значит, что учитель любой специальности не может ограничиваться рамками своей учебной дисциплины. Он обязан уделять серьезное внимание и умственному, и физическому, и нравственному, и эстетическому, и трудовому воспитанию детей. Педагогический процесс столь интегрален, что трудно сказать, где начинается одна его сторона и где кончается другая. В числе ведущих тенденций современного урока физической культуры можно отметить усиление его образовательной направленности. Это выражается в увеличении количества специальных знаний и их углублении, причем используются знания как по теории и методике физической культуры, так и из смежных с ней областей. Широко применяются межпредметные связи, позволяющие учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый программный материал. Каждый учебный предмет становится в современной школе всё более комплексным, межпредметным в своей основе, так как знания пограничных наук, общенаучные идеи всё шире включаются в учебные программы школьных дисциплин. Учитель физической культуры не может действовать в одиночку в предметной системе обучения, а должен работать в содружестве со своими коллегами. Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Проиллюстрируем это на примере из нашей педагогической практики.

Эстафета для 4 -5классов (составление ассоциаций к словам). Участники эстафеты делятся на несколько команд, по 6-8 человек (чем больше команд и меньше в них игроков, тем выше моторная плотность эстафеты). На карточках, равных по количеству числу команд столбиком написаны слова, к которым надо придумать и написать ассоциации.

Количество заданий на карточках должно превосходить число участников в каждой команде. За время эстафеты каждый участник должен выполнить задание по 2-3 раза, то есть до полного использования слов на карточках. Пример выполнения задания: солнце - небо, песок - пустыня, мяч - игра и т.д. Команды строятся в колонны на линии старта, карточку с заданиями вместе с авторучкой кладут на стул напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м.

По сигналу учителя первый участник от каждой команды бежит к своему стулу (или выполняет какое-либо двигательное действие: прыгает, ведет мяч, преодолевает препятствия и т.п.), где лежат карточки с заданиями, и пишет напротив первого слова его ассоциацию. После этого он возвращается к своей команде, передает эстафету следующему участнику, коснувшись его рукой, и встает в конец колонны и т.д.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Проводя эстафету по данной схеме, можно изменить задание (подбирать слова-синонимы или антонимы).

Игра «Паровозик» для 4-5 классов (определение ударных гласных). Ученики делятся на две команды, встают в колонны, взявшись руками за локти, и выполняют ходьбу на месте, изображая «паровозик».

Учитель громко произносит слова так, чтобы каждый слог приходился на шаг. Игроки внимательно слушают учителя и на слог в слове, на который падает ударение, выполняют более твердую постановку ноги. Команда, которая сделает ошибку, получает штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньше штрафных очков.

По мере освоения двигательного задания его можно усложнить: игроки идут в ногу в обход зала, выполняют фигурную маршировку и т.п.

Эстафета с мячом для 4-5 классов (правописание безударных гласных корня). Развивает быстроту и ловкость.

На карточках столбиком написаны слова. Участникам эстафеты необходимо к этим словам подобрать и написать проверочные слова, чтобы у них на безударные гласные в словах на карточках падало ударение. Сидеть - сидя, измерять - измерить и т.п.

Ученики делятся на две команды по 10-12 человек и встают в колонны на линии старта.

Напротив каждой команды на расстоянии 10-. 15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой. Каждой команде дают по мячу.

По команде учителя первый участник от каждой команды зажимает мяч между ног, прыгает с ним до своего стула, выполняет задание на карточке, затем возвращается бегом обратно и передает эстафету следующему участнику. В случае потери мяча участник бежит за ним и продолжает бег с того места, где был потерян мяч.

Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках.  Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Эстафета с гимнастическими палками (нахождение ошибок в словах). Развивает быстроту и ловкость.

Для проведения эстафеты необходимо иметь гимнастические палки, стулья, карточки с заданиями и авторучки. На карточках заранее написаны слова с ошибками (кортина, мидаль, вогзал и т.п.).

Участники делятся на две команды и строятся на линии старта в две колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 10-12 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой. Каждой команде дают по две гимнастические палки.

По команде учителя  первый участник от каждой команды кладет гимнастическую палку на пол по направлению к своему стулу, затем бежит к нему, исправляет ошибку в первом слово на карточке и возвращается обратно, передавая эстафету. Вторые участники кладут вторую палку в продолжение первой и выполняют те же действия. Третьи участники берут первую палку и кладут ее в продолжение второй и т.д.

Если есть возможность, то гимнастические палки дают всем участникам и каждый из них кладет свою палку на пол.

Эстафета продолжается до тех пор, когда участники одной из команд, перекладывая палки, не дойдут до стула.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

Игра на внимание (закрепление знания частей речи). Ученики встают в шеренгу. Учитель объясняет: «Я буду громко называть и выполнять различные упражнения. Если вы услышите слово, относящееся к имени существительному, то выполняете упражнение вместе со мной (поднимаете руки вверх, приседаете, наклоняетесь и т.п.). Если сказанное мною слово относится к другой части речи (прилагательному, числительному, наречию и др.), то вы стоите неподвижно».

За каждое нарушение правил игры участник должен сделать шаг вперед. Отмечают самых внимательных игроков.

Эту игру можно применять в заключительной части урока и для деления учеников на команды к следующим играм и эстафетам.

Игра «Догони - убеги» (закрепление знания частей речи). Развивает быстроту и ловкость.

Участники делятся на две команды и строятся у центральной линии спортивного зала на расстоянии 3 м друг от друга. На противоположных концах зала мелом чертят линии - «домики». Одну команду называют «именем существительным», другую - «именем прилагательным». Команды можно назвать и другими частями речи.

Учитель попеременно произносит слова, относящиеся к имени существительному или прилагательному. Команда, к названию которой относится произнесенное слово, старается догнать игроков противоположной команды, а те стремятся убежать в свой «домик». Игроки, которых догнали, встают в команду соперников.

Побеждает команда, в составе которой окажется больше игроков.

В процессе игры можно менять названия команд на другие части речи.

Эстафета с мячами для 4-5 классов (дописать названия сказок).  Развивает быстроту и ловкость.

Для проведения эстафеты необходимо иметь мячи, стулья, авторучки, карточки с заданиями, на которых написаны начала названий сказок, состоящих из двух и более слов («Маша и …», «Руслан и …», «Кот в …» и т.д.)

Команды строятся в колонны по 8-10 человек на линии старта, напротив каждой команды на расстоянии 10-12 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой.

По команде учителя первый участник от каждой команды бежит с мячом до своего стула, дописывает в карточке название сказки, а затем возвращается к своей команде, встает  впереди колонны и передает мяч между ног всех участников команды. Последний участник в колонне, получив мяч, выполняет те же действия. Когда будут выполнены все задания, последний участник в команде встает впереди колонны и поднимает мяч вверх. Мяч можно передавать над головами и справа или слева от туловищ участников.

Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках.

Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Эстафета «Веревочка под ногами» для 5-7 классов (дописать названия литературных произведений). Развивает быстроту и ловкость.

Для проведения эстафеты необходимо иметь скакалки, стулья, карточки с заданиями и авторучки. Задание заключается в том, что каждому участнику необходимо дописать название литературного произведения (романа, рассказа, басни, стихотворения), состоящего из двух и более слов («Война и ...», «Ромео и ...», «Мартышка и ...» «Евгений ...» и т.д.). Участники делятся на две или три команды, встают в колонны на линии старта и берут скакалки. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой.

По команде учителя первый участник каждой команды бежит со скакалкой к своему стулу, отвечает на один вопрос на карточке, затем возвращается обратно, передает один конец скакалки другому участнику  и вместе с ним проносит ее под ногами участников своей команды.

Первый участник встает в конец колонны, второй продолжает эстафету и т.д.

Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках.

Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Участники могут прыгать со скакалкой до стула и обратно или добегать до него, выполнять три прыжка со скакалкой и затем возвращаться.

Эстафета «Буксир» для 5-6 классов (дописать пословицы). Развивает быстроту и ловкость.

Для проведения эстафеты необходимо иметь стулья, карточки с заданиями и авторучки.

Задания готовят заранее. На карточках пишут начальную часть пословиц (тише едешь ..., без труда не вынешь... и т.п.). Участникам эстафеты необходимо дописать пословицы.

Участники делятся на две команды по 8-10 человек. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой.

По команде учителя первый участник от каждой команды бежит к своему стулу, дописывает пословицу на карточке, затем возвращается обратно к своей команде, берет за руку второго участника и вместе с ним опять бежит к стулу с карточкой заданий. Вернувшись обратно, первый участник встает в конец колонны, а второй бежит с третьим участником и т.д. Участники могут выполнять задание вдвоем.

Количество заданий на карточках должно быть больше числа участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках.

Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Эстафета с мячами (написание имен героев литературных произведений). Развивает быстроту, совершенствует технику ловли и передачи мяча.

Для проведения эстафеты необходимо иметь мячи, стулья, карточки с заданиями и авторучки. Каждому участнику надо написать имя героя сказки, басни, былины, сказания, пословицы, легенды, древнегреческого мифа по описанию его подвига или поступка в этих произведениях.

Материал для задания подбирают таким образом, чтобы он соответствовал изучаемому материалу в школе по литературе или истории (от волка, медведя, зайца ушел ..., соловья-разбойника победил ..., для людей добыл огонь ..., непобедимый воин с уязвимой пяткой ... и т.п.).

Участники делятся на две команды и строятся в колонны у линии старта. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой. В 2 м от линии старта мелом чертят линию, от которой надо передавать мяч.

По команде учителя первый участник от каждой команды бежит с мячом (ведет мяч) к своему стулу, выполняет задание на карточке и возвращается обратно, останавливаясь у линии передачи. После этого он передает мяч второму участнику, который, поймав мяч, быстро возвращает его обратно и садится. Аналогичные действия первый участник выполняет с другими участниками команды. Последний участник в

колонне ловит мяч и бежит выполнять задание, все остальные встают, а первый участник становится в начало колонны. Если мяч упадет на пол, то его поднимает тот участник, который его уронил.

Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках. Допускается выполнение игроком на выбор любого задания независимо от очередности.

Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Эстафета с обручами (задания по географии или истории). Развивает быстроту и ловкость.

Для проведения эстафеты необходимо иметь обручи, стулья, авторучки и карточки с заданиями, на которых написаны столицы разных стран. Участникам эстафеты необходимо указать названия этих стран (Осло - ..., Будапешт - ..., Мехико - ..., Дели - ..., Рабат- ..., Москва - ... и т.д.).

Участники делятся на две команды и строятся в колонны у линии старта. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой.

По команде учителя первый участник от каждой команды бежит с обручем до своего стула, перепрыгивает через обруч три раза, отвечает на любой вопрос на карточке и возвращается обратно. Второй участник берет обруч таким образом, чтобы все участники команды по очереди могли быстро пролезть через него. Первый участник остается в конце колонны, второй выполняет те же действия и т.д.

Количество заданий на карточках должно быть больше числа участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

Можно изменить задания и написать наименования государств, а участники должны будут указать названия их столиц.

Эстафета с баскетбольными мячами (задания по географии). Развивает быстроту, закрепляет умения ведения мяча и броска в корзину.

Для проведения эстафеты необходимо иметь баскетбольные мячи, стулья, карточки с заданиями и авторучки. На карточках написаны названия стран. Необходимо указать, на каком материке эти страны находятся (Индия - ..., Венгрия - ..., Мексика - ..., Бразилия - ... и т.п.).

Участники делятся на две команды по 8-12 человек и строятся в колонны в центре спортивного зала на расстоянии 4-5 м друг от друга. Каждой команде дают баскетбольный мяч и определяют корзину, в которую нужно бросать мяч.

По команде учителя первый участник от каждой команды ведет мяч, бросает его в корзину, ловит мяч, бежит к своему стулу, на котором лежит карточка с заданиями, и отвечает на любой вопрос. Затем он ведет мяч к своей команде, передает его следующему участнику и встает в конец колонны. Остальные участники выполняют те же действия. Стулья стоят около баскетбольных щитов.

Количество названий стран на карточках должно быть больше числа участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания и больше забросит мячей в корзину.

Игра «Посади картошку» (определение направления движения). Развивает быстроту, ловкость и умение ориентироваться по сторонам света.Для проведения игры необходимо иметь авторучки, кубики, ведра или мешки (можно полиэтиленовые) и кусочек мела.

На двух листах бумаги чертят карты с обозначением «розы ветров», на которых пунктирными линиями произвольно указывают маршрут путешествия какого-либо героя (путешественника) от одного пункта к другому. Каждый пункт маршрута условно называют географическим объектом (материком, морем, горами, истоком и устьем реки и т.п.). игрокам необходимо определить направление движения путешественника согласно сторонам света и написать на стрелке движении по пунктам маршрута направления: север, северо-восток, северо-запад, юг, юго-запад и т.д.

Листы с заданиями крепят на стене спортивного зала на расстоянии 4-5 м друг от друга. Игроки делятся на две команды по 8-10 человек и строятся в колонны у линии старта на расстоянии 10-15 м от листов с заданиями. Для каждой команды мелом на полу чертят 5 кругов (лунок для картошки) и выдают мешок (ведро) с кубиками по 5 штук в каждом.

По команде учителя первый игрок от каждой команды бежит к листу с заданиями, раскладывает кубики в лунки, выполняет задания, затем  бегом возвращается назад и предает мешок второму игроку. Тот бежит, выполняет задание и на обратном пути собирает кубики и т.д.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

Эстафета с заданием по географии (путешествие по странам). Развивает умения ориентироваться по географической карте.

Для проведении эстафеты, необходимо иметь географическую карту, скакалки и самоклеющиеся листки для каждой команды. Для удобства задания для каждой команды составляют на разных полушариях карты.

Географическую карту крепят на стене спортивного зала. Справа и слева вешают самоклеющиеся листки, на которых написаны названия стран. На расстоянии 10-15 м от карты располагаются две команды со скакалками.

По сигналу учители первый участник от каждой команды прыгает со скакалкой до приклеенных на стене листков, берет один из них, читает название страны и крепит листок крепит листок на то место карты, где эта страна находится. Если участник затрудняется правильно выполнить задание, то он имеет право взять второй листок, прикрепив первый обратно к стене. После выполнения задания первый участник передает эстафету второму участнику.

Количество заданий на листках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному этапу или пока не закончатся задания на листках.

Эстафета «Нарисуй маршрут своего путешествия».  Развивает умение ориентироваться по сторонам света.

Для проведения эстафеты необходимо иметь листы бумаги формата А6, карандаши и линейки.

Участникам необходимо на листе бумаги воспроизвести маршрут путешествия (похода, экспедиции). Маршрут планируют таким образом, что при поочередном соединении его точек должен получиться определенный рисунок или контуры какого-либо предмета (квадрата, звезды, шестигранника и др.).

Участники делятся на две команды и строятся в колонну у стартовой линии. Напротив каждой команды, на  расстоянии 10-15 м к стене крепят листы бумаги с нанесенными начальной точкой маршрута и направлениями сторон света. Рядом на стуле лежат линейка и карандаш. Участникам дают карточки с «легендой» путешествия, в которой указывают направление и протяженность этапов маршрута из одного пункта в другой. Например: 1-й - 30 см на юго-запад, 2-й - 60 см на восток, 3-й - 30 см на юго-восток, 4-й - 30 см на юго-восток, 5-й - 60 см на восток, 6-й - 30 см на северо-восток. В итоге должен получиться контур песочных часов.

По команде учителя первый участник от каждой команды подбегает к листу бумаги или выполняет какое-либо действие, наносит на лист согласно «легенде» маршрут первого этапа и передает, эстафету второму участнику. Тот выполняет задание второго этапа и т.д.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

Для усложнения эстафеты можно давать другие задания (ведение мяча, прыжки со скакалкой, преодоление препятствий и т.п.). В дальнейшем, по мере освоения учениками задания, для составления маршрута необходимо использовать карту местности и компас.

Большая комбинированная эстафета. Данную эстафету лучше проводить на спортивной площадке.

На спортивной площадке оборудованы 4-5 станций по кругу, на каждой из них стоят по два стула с карточками заданий и авторучками. На станциях участникам необходимо выполнить различные задания: 1-я станция - написать ассоциации к словам, 2-я станция - решить математические примеры, 3-я станция - ответить на вопросы по олимпийскому движению, 4-я станция - дописать названия литературных произведений, состоящих из двух и более слов, 5-я станция - указать названия столиц стран.        

Расстояние между станциями устанавливают произвольно (насколько позволяют размеры площадки).

Команды строятся в колонны по 10-12 человек и по команде учителя начинают эстафету. Первые участники бегут к 1-й станции, выполняют задание и, как только они покинут станцию, стартуют вторые участники и т.д. Если в процессе игры один участник догоняет другого, то он может помочь ему справиться с заданием или обогнать.

Количество заданий на каждой карточке должно быть больше числа участников. Каждый из них имеет право ответить на любой вопрос. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках.

После завершения эстафеты подводят итоги. Определяют время прохождения станций всеми членами команды и правильность ответов. За каждый неправильный ответ начисляют 5 сек. штрафного времени. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Математическая эстафета. В спортивном зале нашей школы, на стене под баскетбольными щитами крепятся клейкой лентой обручи внутри которых, проставляются цифры, которые я использую со своей коллегой Гончаровой О.П., учителем физической культуры, при проведении эстафет, индивидуальных заданий, где налицо связь физической культуры с математикой. Учащиеся, по сигналу добегая к обручам, зачеркивают четные или нечетные цифры и т.д.  Задания усложняются от эстафеты к эстафете.

Предлагаемые игры и эстафеты могут быть использованы не только на уроках физической культуры, но и при проведении «часа здоровья», во время физкультурно-оздоровительных занятий, при организации спортивных праздников и других внеклассных мероприятий.

Участие принимают все ученики, находящиеся на уроке: которые освобождены от уроков физической культуры или по какой-то причине не готовы к уроку. Они выступают в роли судьи, жюри или помощников.

Для старшеклассников, которые присутствуют на уроке без формы, я даю задания в форме карточек: рассказать правила одной из спортивных игр, изученных на уроках (волейбол, ручной мяч, пионербол). Или вопросы из раздела «Легкая  атлетика», «Гимнастика», а также вопросы из билетов к экзамену по физической культуре и т.д. Таким образом я им ставлю  оценку за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: «Физическая культура»

Пояснительная записка. Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьни...

Статья: Средства и методы развития силовых способностей учащихся 7-11 классов на уроках физической культуры.

Одним из основных для силовой подготовки спортсменов является метод максимальных усилий, который предусматривает выполнение заданий, связанных с преодолением максимального сопротивления (подниман...

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....