Исследовательская работа "Скоростно-силовая подготовка баскетболистов в учебно – тренировочных группах УТГ-2 и УТГ-3 ДЮСШ"
опыты и эксперименты по физкультуре на тему
По результатам проведённого педагогического эксперимента мы рекомендуем использовать в тренировке баскетболистов 13-15 лет разработанную нами методику развития скоростно-силовых качеств. Основой данной методики является применение отягощений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»
Скоростно-силовая подготовка
баскетболистов
в учебно – тренировочных группах
УТГ-2 и УТГ-3 ДЮСШ
Исследовательская работа
Автор: тренер – преподаватель
Сергеев Михаил Викторович
Республика Саха (Якутия)
г.Алдан
Скоростно-силовая подготовка
баскетболистов
в учебно – тренировочных группах УТГ-2 и УТГ-3 ДЮСШ
Содержание
Введение__________________________________________________________________________3
1. Обзор литературы________________________________________________________________4
1.1.Возрастные особенности развития двигательных способностей детей 13-15 лет_________4 1.2. Физиологические основы методики развития скоростно-силовых качеств у детей среднего и старшего школьного возраста_____________________________________________8
2.Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 13-15 лет ___________________________________________________________11
2.1. Методы исследования___________________________________________________________11
2.2. Организация исследования______________________________________________________12
2.3.Результаты эксперимента________________________________________________________12
3.Методические рекомендации по применению скоростно-силовых упражнений в тренировке баскетболистов в группах УТГ-2 и УТГ-3 ДЮСШ__________________________13
3.1.Выводы________________________________________________________________________14
4.Список использованной литературы________________________________________________14
Введение.
Скоростно - силовая подготовка баскетболистов является важнейшей составляющей общей физической и специальной физической подготовки. Под скоростно-силовыми качествами
понимают способность выполнять движения максимальной интенсивности в минимальный
отрезок времени.
Средствами развития скоростно – силовых качеств являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Силовые средства условно подразделяются на основные и дополнительные.
Основные средства:
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела: упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе); упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (специальные пояса, манжеты); упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры; ударные упражнения, например, спрыгивания с возвышения 25 - 70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх.
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.
Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по песку, и т.п.)
2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры и т.п.)
3. Упражнения с противодействием партнера.
Актуальность. Современный баскетбол характеризуется атлетичностью игры, быстрой сменой игровых ситуаций, причем, все это происходит при постоянном единоборстве соперников в условиях ограниченного времени владения мячом.
Современные правила игры в баскетбол заставляют тренеров подбирать в команды игроков высокого роста с развитой скоростью реакции и техникой выполнения игровых приемов, обусловливающих стабильность проведения тактических действий.
Массовый баскетбол развивается по пути, по которому идет спорт высших достижений, а он характеризуется повышением требовательности к скоростно-силовой подготовленности. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность поднятой нами проблемы.
Цель исследования. Определить средства развития скоростно-силовых качеств и величину нагрузки при развитии скоростно-силовых качеств.
Объект исследования: физическая подготовка юношей 13-15 лет, занимающихся в ДЮСШ баскетболом.
Предмет исследования: процесс скоростно-силовой подготовки баскетболистов в ДЮСШ.
Задачи исследования.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить динамику физического развития, физической подготовленности и уровень спортивных результатов контрольной и экспериментальной групп учащихся отделения баскетбола ДЮСШ 13-15 лет.
2. Провести сравнительный анализ полученных результатов, проанализировать методики планирования тренировочной нагрузки.
3. Экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых качеств баскетболистов групп УТГ-2 и УТГ-3 ДЮСШ в зависимости от объёма и содержания тренировочных средств.
4. Разработать практические рекомендации по применению упражнений скоростно – силовой подготовки в тренировке баскетболистов.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что разработанный нами комплекс специальных
упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств, эффективнее традиционного, используемого на тренировках в ДЮСШ.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при
подборе средств и методов тренировки, юных баскетболистов, что позволит повысить уровень их специальной физической подготовленности и эффективность учебно-тренировочного процесса.
Новизна исследования. Новизна исследования заключается в разработке методики развития скоростно-силовых качеств баскетболистов с учётом различий в тренировочных методиках, используемых в баскетболе и в силовых (скоростно-силовых) видах спорта (лёгкая атлетика, тяжёлая атлетика, пауэрлифтинг), а также в используемых средствах тренировки, в объёмах нагрузки, во времени отдыха, в количестве тренировок в тренировочных циклах.
1.Обзор литературы.
1.1.Возрастные особенности развития двигательных способностей детей 13-15 лет.
Развитие человека от момента рождения и до смерти (онтогенез) представляет непрерывный единый процесс (индивидуальное развитие). Формирование органов и систем развивающегося организма происходит гетерохронно: одни из них развиваются раньше, другие — позднее. Дети 13-15 лет входят в группу подростков. В этом возрасте происходит интенсивный рост, развитие организма. Совершенствуется мышечный аппарат, идет процесс
окостенения скелета. Подростки выглядят нескладными, угловатыми. Это объясняется неравномерным физическим развитием: в то время как кости позвоночника и костей интенсивно растут в длину, грудная клетка в развитии отстает. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, длина тела прибавляется за год на 7-9 см. Быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб очень подвижен в этом возрасте. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлить рост трубчатых костей в длину. Быстрыми темпами развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-15 лет.
Подростковый возраст совпадает с пубертатным скачком роста и физического развития. Начало этого процесса приходится у мальчиков на13-15лет. Происходит интенсивный процесс полового
созревания, увеличивается мышечная сила, которая ещё не означает роста выносливости. Но
ребята, испытывая прилив сил и энергии, берутся за тяжелую, часто непосильную физическую работу, в результате которой может нарушиться структура костей позвоночника, таза и конечностей. Это обязывает относиться к занятиям с детьми очень внимательно, дозировать упражнения в соответствии с особенностями их возраста.
У подростков преобладают процессы возбуждения, ухудшается дифференцированное
торможение, условно-рефлекторные реакции становятся менее адекватными раздражению и
носят более выраженный, «бурный» характер. Отчасти этим объясняется тот факт, что двигательные действия подростка нередко отличаются большим числом дополнительных
движений, сокращением ненужных мышц, излишней закрепощенностью. У детей этого возраста могут наблюдаться временные трудности в образовании условных рефлексов и дифференцировок. Подростков отличает резко повышенная эмоциональность поведения, сопровождающаяся подчас психической неустойчивостью - быстрым переходом от угнетения к радости и наоборот. Подобные изменения носят временный характер и являются следствием нейрогормональных сдвигов, присущих данному возрастному периоду. Как период полового созревания, этот возраст примечателен активизацией гормональной функции половых желез. На фоне включения половых желез во взаимодействие с гипофизом и щитовидной железой изменяются нейроэндокринные и нейрогуморальные соотношения в организме, характерные для предшествующего периода детства.
Обмен веществ.
Особенность обмена веществ у детей школьного возраста состоит том, что значительная доля образующейся энергии (больше, чем у взрослых) идет на процессы роста, развития организма, т.е. на пластические процессы. Следовательно, во время спортивной деятельности расход энергии связан не только с необходимостью восполнить её источники, но и с процессами роста, развития. У детей потребность в белках выше, чем у взрослых. Юношам в 13-15 лет на 1 кг. массы тела требуется 2-2,5 г белка, а взрослым — 1-1,5 г. Так как у детей синтез белков преобладает над распадом, для растущего организма характерен положительный азотистый баланс, когда количество азота, вводимого с белковой пищей, превышает количество азота, выводимого с мочой. У детей, занимающихся спортом, особенно при значительном увеличении мышечной массы, потребность в белках повышена в 1,5-2 раза. Жиры, жироподобные вещества играют существенную роль в процессах роста. Они важны для морфологического и функционального созревания нервной системы. Жиры необходимы для образования клеточных мембран. Суточная норма жиров на 1 кг. веса тела составляет в 13-15 лет 1,5 г. Обмен углеводов
у детей происходит с высокой интенсивностью. Это связано с тем, что углеводы у них выполняют не только роль основных источников энергии, но и важную пластическую функцию, обеспечивая формирование оболочек клеток, а также соединительной ткани. За сутки дети 13-15 лет должны получать с пищей 350-370 г углеводов.
Вода составляет около 80% массы тела ребенка. По мере развития организма количество воды уменьшается до нормы (67-72% массы тела). В возрасте 13-15 лет суточная потребность в воде составляет 70-85 г на 1 кг. массы тела (к примеру, в 18 лет — 40-50 г).
Минеральные вещества имеют большое значение для формирования костной ткани,
главным образом кальций и фосфор. Потребность в них увеличивается, особенно в период
полового созревания подростков, в период усиленного роста. У старших школьников потребность в кальции составляет примерно 1,0 г.Растущий организм нуждается в калии, натрии, хлоре, железе, а также таких микроэлементах, как медь, цинк, кобальт, марганец.
Кровеносная система.
Объем циркуляции крови (по отношению к весу тела) зависит от возраста: в 13-15 лет — 70 мл, у взрослых — 50-65 мл. Мышечная деятельность сопровождается существенными изменениями в системе крови. Для подростков характерны более значительные, чем для взрослых, изменения ряда показателей крови после мышечной работы: повышение лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов, свертывания крови и более длительный период их восстановления. Кроме того, у подростков 13-15 лет отмечена разнонаправленность сдвигов отдельных показателей крови, что связано с перестройкой в этот период нейроэндокринной регуляции функций.
Сердечно-сосудистая система.
Для мышцы сердца детей характерен высокий уровень расхода энергии. Это находит отражение в большом потреблении кислорода мышцей. В процессе роста и развития ребенка увеличивается масса сердца. Частота сердечных сокращений с возрастом понижается. У подростков она уже приближается к данным взрослых и составляет примерно 80 уд/мин.При одинаковой нагрузке ЧСС с возрастом уменьшается. Мальчики 13-15 лет при ЧСС 130 уд/мин могут выполнять работу, не превышающую 70 ватт, а 18-ти летние — 122 ватт. Т.е. у подростков больше интенсификация сердечной деятельности и работа осуществляется менее экономно. У детей при напряженных физических упражнениях максимальная ЧСС находится в обратной зависимости от возраста: чем младше ребенок, тем она выше. Например, у 14-ти летних ребят максимальная ЧСС составляет 206 уд/мин, у 15-ти летних — 205 уд/мин. (Формула вычисления: 220 – возраст (год)).Таким образом, как ЧСС покоя, так и любая рабочая ЧСС при одинаковых нагрузках и максимальная ЧСС у детей выше, чем у взрослых. После непродолжительных упражнений максимальной мощности у детей 13-15 лет восстановление ЧСС происходит быстрее, чем у взрослых. После напряженных и продолжительных упражнений период восстановления ЧСС с возрастом укорачивается. Это связано с повышением работоспособности.
Систолический объем крови в возрасте 13-15 лет составляет 40-50 мл. Прирост его определяет увеличение сердечного выброса. В покое в возрасте 13-15 лет сердечный выброс равен 3,2-3,4 л/мин. При мышечной работе систолический объем и сердечный выброс увеличивается.
Систолический объем достигает 80-90 мл, а сердечный выброс при напряженной мышечной деятельности по сравнению с покоем увеличивается в 4-5 раз. Существенная особенность адаптации детского сердца состоит в том, что прирост сердечного выброса происходит преимущественно за счет увеличения ЧСС при относительно невысоком повышении систолического объема крови. Особенность кровообращения детей как в покое, так и при мышечной работе тесно связаны с обменом веществ. Более высокая интенсивность энергетического обмена, относительно большее потребление кислорода (на1 кг массы тела)
предъявляют к сердцу детей значительные требования. Поэтому сердце у подростка как в условиях покоя, так и при мышечной деятельности работает несколько напряженнее, чем у взрослых.
По мере развития детей увеличивается просвет кровеносных сосудов. В результате повышается объем циркуляции крови и создается условия для лучшего кровоснабжения тканей, работающих органов кислородом и удаления продуктов распада.
Наряду с расширением просвета сосудов образуются новые кровеносные сосуды. Это
особенно характерно для детей, активно занимающихся физической культурой и спортом. Формирование новых сосудов в результате регулярной мышечной деятельности приводит к усилению периферического кровообращения. С возрастом артериальное давление (АД) повышается. Минимальное АД в 13-14 лет равно 83 мм рт. ст.
У подростков в таком возрасте иногда отмечается временное повышение систолического давления до 130-140 мм рт. ст. (юношеская гипертония). Это связывают с тем, что развитие сердца и кровеносных сосудов происходит нередко не синхронно. Так, в период полового созревания рост сердца может опережать рост кровеносных сосудов. В результате сердцу приходится преодолевать большое сопротивление со стороны относительно узких кровеносных сосудов. Это следует учитывать при занятиях: тщательно дозировать и индивидуализировать физические нагрузки.
У детей систолическое давление во время физических упражнений увеличивается
значительно меньше, чем у взрослых. Так, у 14-тилетних школьников при выполнении
упражнений максимальной мощности систолическое давление увеличивается в среднем на 32 мм рт. ст., а у 20-тилетнего человека — на 50 мм рт. ст. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигнет лишь к 20-ти годам.
Дыхательная система.
С ростом и развитием организма увеличивается объем лёгких. Очень интенсивный рост лёгких происходит в 13-15-ти летнем возрасте. С 11 до 15 лет объем лёгких увеличивается почти в два раза. Рост лёгких происходит в основном не за счет увеличения числа, а за счет объема альвеол.
У детей, занимающихся спортом, отмечено более значительное увеличение с возрастом общей емкости лёгких — как в абсолютных, так и в относительных величинах. Показатель жизненной емкости лёгких растет в подростковом возрасте: у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых.
За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом, а дыхание после задержки возобновляется при ещё высоком содержании кислорода в крови. У подростков 1 литр кислорода извлекается из 29-30 л воздуха, вентилирующего лёгкие, у взрослых из 24-25 л. Таким образом, дети потребляют относительно больше кислорода за счет более напряженной деятельности дыхательного аппарата, они уступают взрослым в способности преодолевать недостаток кислорода.
Дети характеризуются меньшими возможностями усиления внешнего дыхания и потребления О2 при работе. Лёгочная вентиляция у них увеличивается преимущественно за счет учащения дыхания, а не увеличения его глубины.
Меньшая способность детей снабжать организм кислородом при работе определяется также меньшей кислородной емкостью крови. Другая причина меньшего усиления потребления кислорода у детей при выполнении физических упражнений заключается в возрастных особенностях сердечно-сосудистой системы: обеспечение организма кислородом осуществляется за счет более напряженной и менее эффективной деятельности сердца. Например, даже в условиях относительного покоя потреблению 1 л кислорода у подростков соответствует
сердечный выброс 21-22 л, а у взрослых — 15-16 л.
Развитие двигательных качеств.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются
отдельные координационные способности (в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности
и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
У юных спортсменов предстартовые условно-рефлекторные изменения различных функций могут быть более выражены, чем у взрослых.
Период врабатывания у детей несколько короче, чем у взрослых.
После периода врабатывания наступает устойчивое состояние. Способность удерживать устойчивое состояние зависит от возраста. Дети меньше, чем взрослые, способны сохранять его. Они быстрее достигают максимального уровня потребления О2, но в способности удерживать этот уровень уступают взрослым. Более короткий период устойчивого состояния сочетается у подростков с более стремительным, чем у взрослых, развитием гипоксемии, что является результатом большего рассогласования функций у подростков при напряженной мышечной деятельности.
От возраста зависит также характер процессов утомления. У детей в период утомления
работоспособность, скорость движений снижаются в большей мере, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать работу при меньших изменениях внутренней среды организма, в условиях значительно меньшей кислородной задолженности. При умеренной аэробной работе в период
развивающегося утомления у подростков больше выражены дискоординация вегетативных функций (дыхания и кровообращения), в большей мере повышается энергетическая стоимость упражнений.
Если рассматривать физические качества в отдельности, то отметим характерные моменты их развития.
Развитие силы до 11 лет - рост силы мышц незначителен, но с 12 до 14 лет рост заметно увеличивается, наиболее интенсивное развитие силы - 14 - 17 лет.
Развитие быстроты: - с 10 до 11 - интенсивное развитие, - с 12 до 14 лет менее интенсивное развитие быстроты. И если сравнить прирост скорости, то с 10 до 14 лет он примерно составляет 17 - 20%, а после 15 лет - 8%. Достаточно точно выявлено, что скоростные способности детей весьма консервативны и с трудом поддаются развитию.
Развитие ловкости - с 10 - 12 лет - наибольший тренировочный эффект. Развитие скоростно-силовых качеств - с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет - наибольшее.
Развитие выносливости: - с 10 до 13 лет увеличивается за счет роста и за счет совершенствования бега, - в 13 - 14 лет - дальнейшее увеличение, и с 15 до 16 лет - наибольшая интенсивность прироста. Эта информация приводится для понимания последовательности решения определенных общефизических и педагогических задач.
Таблица1. Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего и старшего
школьного возраста (%)
Физические качества | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Скоростные | 3,9 | 2,9 | 15,4 | 11,5 |
Силовые | 15,8 | 18,4 | 79,0 | 92,0 |
Общая выносливость | 3,3 | 2,1 | 13,0 | 8,4 |
Скоростная выносливость | 4,1 | 1,0 | 16,4 | 4,0 |
Силовая выносливость | 9,4 | 3,3 | 37,5 | 13,1 |
Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки.
После непродолжительных, преимущественно анаэробных упражнений, восстановление работоспособности, вегетативных функций, ликвидации кислородной задолженности у детей происходит в более короткие, чем у взрослых, сроки. Правда, как в абсолютных, так и в относительных единицах, величина кислородной задолженности у детей меньше. При работе максимальной мощности у детей 13-15 лет восстановление потребления кислорода происходит на 12-14-й мин, а у взрослых — на 16-18-й мин.
Восстановительные процессы после интенсивных упражнений носят неравномерный характер. Сначала они протекают быстро, а затем медленно. В быструю фазу восстановления ликвидируется большая, чем у взрослых, часть кислородного долга. С возрастом (от 11 до 20 лет) наряду с повышением выносливости и возможности производить большую работу увеличивается время восстановления.
Быстроту и скоростно-силовые качества относят к числу консервативных проявлений двигательных способностей человека, т.е. слабо изменяющихся под влиянием спортивной тренировки. Важно, что развитие двигательных качеств у спортсменов 13-15 лет находится в зависимости не столько от паспортного, сколько от биологического возраста.
Таким образом, дети 13-15 лет характеризуются максимальным темпом роста, нарастанием функциональных резервов их организма. Для этого возраста характерно: усиление
окислительных процессов, резко выраженные эндокринные сдвиги, процессы
морфологической и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов. Важность этого возрастного периода определяется тем, что именно в это время происходит переход от характерного для раннего детства типа отношения взрослого и ребенка к качественно новому специфическому типу общения взрослых и детей. Высокого уровня достигает
способность управлять своим вниманием: увеличивается объем внимания, вырабатывается умение концентрировать и распределять его. Все это позволяет выполнять сложные виды
деятельности. Создаются предпосылки для овладения практически любым видом движений.
В период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном
подходе при определении величин физической нагрузки от степени половой зрелости. Половое созревание – это комплекс процессов, результатом которого является половая зрелость. В этом
возрасте продолжается формирование позвоночника, происходит интенсивный рост всех его отделов, сохраняется опасность нарушения осанки и прогрессирования сколиозов.
Биологические перестройки организма, связанные с периодом полового созревания,
требуют от педагога исключительного внимания при дозировании физических нагрузок. Переоценка возможностей детей 13-15 лет может вызвать нарушения роста, развития и
здоровья, задержку полового созревания. К подростковому возрасту вследствие относительно высокой морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата создаются благоприятные условия для воспитания физической силы.
1.2.Физиологические основы методики развития скоростно-силовых качеств у детей среднего и старшего школьного возраста.
В теории физического воспитания принято выделять следующие основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Большинство из этих качеств взаимосвязаны и взаимозависимы, о чем свидетельствует, например, сочетание быстроты и силы, получившие термин «скоростно-силовые качества». Перечисленные качества названы по ведущим признакам, однако, каждое из них включает элементы других качеств, что дает основание назвать их «комбинированными».
Для баскетболистов наиболее значимыми проявлениями скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения и броски мяча.
Если рассматривать прыжковые упражнения, то следует отметить, что в этих, часто в очень сложных умениях и навыках проявляются все основные физические качества человека. Но в самой главной фазе любого прыжка - толчке, наибольшее значение имеет сочетание силы и быстроты, которое нередко выделяется в отдельное двигательное действие - прыгучесть. По способу измерения прыгучесть представляет собой спортивный результат в наиболее простых прыжковых упражнениях, обычно выполняемых с места. Контрольные упражнения для измерения прыгучести являются моделью прыжка, как вида локомоции человека. На этой модели удобно изучать основные закономерности биомеханики отталкивания и педагогические основы развития и совершенствования скоростно-силовых качеств, обеспечивающих эффективность отталкивания. Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе, а также в практической работе тренеров, учителей физической культуры и спортсменов.
Впервые попытка раскрыть содержание прыгучести была сделана В.С. Клименко, который охарактеризовал прыгучесть, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании. Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно.
Революционное рассмотрение этой способности как проявления согласованной деятельности всего опорно-двигательного аппарата человека и центральной нервной системы принадлежит Ю.В. Верхошанскому, который понимал под прыгучестью способность спортсмена путем отталкивания подбросить общий центр тяжести своего тела на наибольшую высоту.
По мнению Г.И.Ковальчука прыгучесть, является комплексным качеством двигательной деятельности, в основе которого лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различия в формулировках, авторы сходятся в следующем: прыгучесть является совокупностью качеств - силы, быстроты и координации, проявляющихся при отталкивании. Изучая и описывая движения человека в прыжковых упражнениях, многие авторы отмечают фазовый характер отталкивания. Но в обосновании фаз отсутствует единое мнение.
Так, Г.И. Ковальчук при изучении углов сгибания опорной ноги различает следующие фазы отталкивания: постановка, сгибание ноги и разгибание ноги. При определении опорных фаз А.А.Тер-Ованесян, И.А.Тер-Ованесян различают фазу амортизации (время, в течение которого происходит сближение общего центра тяжести тела с точкой опоры) и фазу отдачи - отталкивание (время, в течение которого общий центр тяжести удаляется от опоры).
В.Б.Попов разработал целую систему прыжковых упражнений, при которых занимающимся ставится задача определенной трудности: достать предмет, поднятый на определенную высоту, или запрыгнуть на снаряд определенной высоты.
Ряд специалистов рекомендует для совершенствования скоростно-силовых способностей прыжки с отягощением. По их мнению, такие упражнения оказывают положительное воздействие на прыгучесть. В литературе имеется ряд рекомендаций по использованию таких упражнений. Спортивная практика и многолетние исследования показывают, что высокого уровня развития скоростно-силовых качеств можно добиться лишь при использовании всех основных средств в их рациональном сочетании. При этом выбор упражнений, их объем и интенсивность зависят от уровня физической подготовленности занимающихся, их возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, а так же задач, решаемых на данном этапе педагогического процесса. По данным литературных источников организм юных баскетболистов готов к целенаправленным скоростно-силовым нагрузкам. Для этого имеются необходимые
биохимические и физиологические предпосылки. Однако, целенаправленную скоростно-силовую подготовку в этом возрасте следует осуществлять после предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата к интенсивным физическим нагрузкам. На первых этапах такая
подготовка осуществляется за счет упражнений без дополнительных отягощений и без предельного напряжения, а также в сочетании с силовыми упражнениями.
Оптимальный вес отягощения необходимо увеличивать по мере нарастания максимальной силы занимающегося.
Поднимание штанги малого и среднего веса дает положительные результаты в повышении скоростно-силовой подготовленности баскетболистов. Тренировочная нагрузка регулируется путем изменения величины поднимаемого веса, количества подходов и подъемов в одном подходе, длительности тренировки и интервалов отдыха. Кроме того, учитывается и темп исполнения. В частности, если штанга поднимается с максимальной быстротой и силой, то такая нагрузка утомляет спортсмена быстрее. Известно, что наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств дает комбинированная нагрузка при различных сочетаниях режимов работ мышц: преодолевающего, удерживающего и уступающего.
Наиболее эффективно, по мнению В.Б.Попова, развитие скоростно-силовых качеств происходит при комбинированной нагрузке с преобладанием в ней преодолевающего режима - 50% и по 25% удерживающего и уступающего. Статический режим работы мышц с акцентом на уступающий характер движения, сменяется динамическим режимом мышц с акцентом на преодолевающий характер работы или заменяется сочетанием уступающего и преодолевающего характера работы мышц в процессе тренировки. Физиологическая основа метода комбинированной нагрузки заключается в механизме, связанном с использованием свежих следов от реакции на предыдущие мышечные усилия. Применение метода вариативного воздействия для развития скоростно-силовых качеств позволяет резко увеличивать объем средств, усиливающих скоростно-силовой потенциал. Кроме того, применение данного метода, исключает образование «скоростного барьера» - одной из главных причин, тормозящих рост мастерства спортсменов.
В итоге следует отметить, что в основе прыгучести лежат физиологические механизмы развития основных физических качеств. Являясь комплексным качеством, прыгучесть характеризуется высокой концентрацией возбуждения и усилий, необходимых для достижения максимального эффекта при отталкивании. Ведущее место при воспитании прыгучести должен занять метод интенсивного повторного применения упражнений на сочетание быстроты и силы.
На основании предпосылок естественного роста и анализа многолетней подготовки игроков можно предложить методические рекомендации по структуре скоростно – силовой подготовки. Тренер должен знать специфику возраста, не делать поспешных выводов о перспективности своих юных баскетболистов и правильно расставить акценты, не забывая о том, что ребенок может опережать в развитии или запаздывать, то есть отличаться от средних показателей созревания.
Все упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств, можно классифицировать по следующим группам:
-упражнения, в которых динамическая сила создается за счет прыжков (в высоту, в длину, в стороны, прыжки через барьеры, через скакалку, запрыгивание и спрыгивание с разновысоких тумб). При этом мышцы совершают как уступающую, так и преодолевающую работу. Это наиболее распространенная группа упражнений;
-упражнения, в которых создается взрывная сила либо в момент старта, либо при мгновенной смене направления движения во время рывков;
-упражнения с сопротивлением партнера; прыжковые, бросковые, беговые упражнения с использованием отягощений;
-динамические упражнения с отягощениями, силовые упражнения.
Упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств, в большинстве случаев решают дополнительную задачу по совершенствованию какого-либо другого физического качества: скорости, скоростной выносливости. Особенно это относится к упражнениям первой группы. Совершенствование скоростно-силовых качеств игрока проявляется в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. Таким образом, для развития и совершенствования этого качества необходимы два типа нагрузок. Первый - повторные упражнения длительностью 3 - 8 сек, предельной интенсивности, выполняемые через относительно короткие интервалы отдыха. Например, 8 по 30 - 50 м с отдыхом 10 - 20 сек между повторениями. Всего необходимо сделать
2 - 3 серии с интервалом отдыха 4 - 6 мин. При выполнении этого задания совершенствуются механизмы быстрого энергообеспечения и ресинтез внутримышечных анаэробных источников энергии.
Второй тип нагрузок - более разнообразные упражнения:
- повторный бег на отрезках в 30-50 м с интервалами 5-7 с, наиболее эффективны повторный и интервальный методы тренировки,
- прыжки с отягощением (в том числе – выпрыгивания из приседа с гирей),
- различные прыжковые упражнения, упражнения с набивными мячами и т. д.
Скоростно-силовые упражнения выполняются в довольно непродолжительное время.
Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их на каждом занятии серийно и по нескольку серий. Длительный перерыв между выполнением скоростно-силовых упражнений приводит к тому, что организм выходит на фазу стабилизации, и эффект от занятия снижается. Поэтому многие
Авторы специальной спортивной и методической литературы рекомендуют развивать
скоростно-силовые качества на каждом занятии.
2. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 13-15 лет.
2.1. Методы исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
1. Анализ научной и методической литературы;
2. Хронометрирование;
3. Педагогические наблюдения;
4. Педагогический эксперимент;
5. Педагогическое тестирование;
6. Методы математической статистики.
1. Анализ научной и методической литературы проводился с целью морфофункциональной характеристики мальчиков 13-15-ти летнего возраста, определения средств скоростно-силовой подготовки юных спортсменов и методики использования скоростно-силовых упражнений.
2. Хронометрирование проводилось с целью определения временных параметров скоростно-силовых нагрузок. Хронометрирование осуществлялось в рамках педагогических наблюдений.
3.Педагогические наблюдения проводились для изучения состояния скоростно-силовой
подготовки в тренировочном процессе юных баскетболистов, определения средств и методов тренировки, определения соотношения и структуры скоростно-силовых нагрузок в тренировочном процессе юных баскетболистов.
4. В ходе работы проводился педагогический эксперимент.
Из учащихся групп УТГ-2 и УТГ-3 были созданы контрольная и экспериментальная группы, состоящие из десяти человек каждая, с равным количеством учащихся УТГ-2 и УТГ-3 в каждой.
Контрольная группа тренировалась по плану, включающему в себя упражнения на развитие скоростно-силовых качеств без использования отягощений (разнообразные прыжковые упражнения) и с использованием отягощений не более 3 кг (метание набивного мяча, утяжелители –пояса и манжеты весом 1-3 кг).
Экспериментальная группа включала в тренировочное занятие скоростно-силовые упражнения со штангой (присед, жим лёжа, тяга и др.), вес отягощений - 20 – 100 % от максимального, выпрыгивания с гирей 16 кг, также выполняла разнообразные прыжковые упражнения, запрыгивания – спрыгивания с тумб 50 см, многократные прыжки через л/а барьеры, выпрыгивания с касанием б/б корзины, метание набивного мяча 3-5 кг.
Разница в тренировочной нагрузке контрольной и экспериментальной групп состояла в весе отягощений при выполнении скоростно-силовых упражнений. Эксперимент проводился с целью определения эффективности методики скоростно-силовой подготовки, при которой акцент в скоростно-силовой подготовке делался на развитие силы. В тренировочный процесс экспериментальной группы были включены скоростно – силовые упражнения из арсенала легкой атлетики и пауэрлифтинга. Дополнительные отягощения использовались таким образом, чтобы они не искажали структуры движения.
5. Педагогическое тестирование осуществлялось в начале эксперимента – в январе 2013 г., а затем в мае 2013, в мае 2014 и в мае 2015 г. во время приёма контрольно – переводных нормативов при помощи следующих тестов:
- Прыжок в длину с места (см).
- Прыжок вверх (см).
- Бросок набивного мяча (2 кг) сидя, двумя руками из-за головы.
- Бег 20 м.
- Челночный бег «Шаттл» 5-10-5 м.
- Тест «Иллинойс».
- Тест «Денвер» (без дриблинга).
- Тест «Денвер-дриблинг».
Прыжок в длину с места толчком двух ног: упражнение выполнялось в трех попытках,
фиксировался результат, показанный в лучшей попытке.
Прыжок вверх: планка с сантиметровыми делениями закреплялась на баскетбольном щите таким образом, чтобы нижнее деление находилось на уровне 2-х метров, а верхнее — 3-х. Спортсмен поднимал вытянутую руку вверх, фиксировалась высота касания планки. Затем спортсмен выполнял максимальный прыжок вверх, фиксировался максимальный уровень касания пальцами планки. Высчитывалась разница между вторым и первым показателями, что и являлось высотой прыжка. Упражнение выполнялось в трех попытках, фиксировался лучший результат.
Бросок набивного мяча (2 кг) осуществлялся двумя руками из-за головы сидя. Упражнение проводилось в спортивном зале. Спортсмен садился на линию и выполнял максимальный бросок мяча. Упражнение выполнялось в трех попытках, фиксировался лучший результат.
6. Для статистической обработки результатов основного педагогического эксперимента применялся метод Стьюдента - Фишера, который позволил получить следующие показатели:
X — средняя арифметическая величина;
α- среднее квадратическое отклонение;
d — разность между каждой вариантной и средней арифметической;
Р — частота встречающихся вариант;
m — ошибка среднего арифметического;
t — критерий;
с — оценка различий двух сравниваемых выборочных совокупностей.
При определении значения t — вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы считалось, что если Р не превышало 0,05, то наблюдаемые различия не случайны. Коэффициент достоверности различий вычислялся по таблице вероятности распределения Стьюдента.
С целью выявления темпов прироста результатов в контрольной и экспериментальной группе нами вычислялось среднее арифметическое значения полученных измерений по формуле:С целью выявления разброса данных относительно среднего значения вычислялось среднее квадратичное отклонение:
Конец формы
Выполненная статистическая обработка позволила интерпретировать данные, полученные в ходе исследования, проверить степень и порядок связей между показателями.
2.2. Организация исследования.
Организация работы и решение основных задач исследования проводилось в три этапа:На первом этапе (октябрь 2012 — декабрь 2012) проводился анализ специальной и научной литературы.
На втором этапе (январь 2013 — май 2015) на базе Томмотского филиала ДЮСШ г. Алдан проводился педагогический эксперимент. Занятия проводились 3 раза в неделю. На специальную скоростно - силовую подготовку отводилось по 20 минут в конце основной части тренировочного занятия.
На третьем этапе (май 2015 - май 2016) систематизировались полученные данные.
Оформлялась и описывалась исследовательская работа.
2.3.Результаты эксперимента.
Объем скоростно-силовой подготовки в экспериментальной и контрольной группе был одинаковым. При прочих равных условиях тренировок контрольной и экспериментальной групп, спортсмены из экспериментальной группы в ходе скоростно-силовой подготовки использовали дополнительные отягощения. Параметры всех скоростно-силовых упражнений соответствовали экспериментально обоснованным.
Таблица №2. Результаты тестирования скоростно-силовой подготовленности в
экспериментальной и контрольной группе, статистический анализ прироста результатов в экспериментальной и контрольной группе в ходе эксперимента.
№ | Упражнение (средний рез-т) | Январь 2013 | Май 2013 | Май 2014 | Май 2015 | Статистический результат (стартовый и финальный рез-т) | |||||
/Группа | Контр. | Экспер. | Контр. | Экспер. | Контр. | Экспер. | Контр. | Экспер. | |||
Контр. | Экспер. | ||||||||||
1 | Прыжок в длину с места (см) | 196 | 198 | 201 | 205 | 215 | 225 | 224 | 242 | < 0,05 | <0,01 |
2 | Прыжок вверх (см) | 37 | 37 | 37 | 38 | 38 | 40 | 40 | 43 | < 0,05 | <0,01 |
3 | Бросок набивного мяча (2 кг.) сидя, двумя руками из-за головы | 410 | 425 | 425 | 460 | 510 | 590 | 635 | 730 | < 0,05 | <0,01 |
4 | Бег 20 м | 4,02 | 4,00 | 3,97 | 3,95 | 3,89 | 3,77 | 3,73 | 3,62 | < 0,05 | <0,01 |
5 | Челночный бег «Шаттл» 5-10-5 м | 6,22 | 6,25 | 6,13 | 6,07 | 6,01 | 5,90 | 5,89 | 5,75 | < 0,05 | <0,01 |
6 | Тест «Иллинойс» | 21,82 | 21,90 | 21,75 | 21,77 | 20,98 | 20,92 | 20,05 | 19,88 | < 0,05 | <0,01 |
7 | Тест «Денвер» (без дриблинга) | 10,06 | 10,08 | 10,00 | 9,95 | 9,94 | 9,83 | 9,81 | 9,71 | < 0,05 | <0,01 |
8 | Тест «Денвер-дриблинг» | 10,33 | 10,37 | 10,26 | 10,25 | 10,13 | 10,00 | 9,98 | 9,86 | < 0,05 | <0,01 |
Для определения эффективности разработанной нами методики развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов был проведен сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе. Сравнивались результаты в группах в январе 2013 г., мае 2013 года, мае 2014 года и мае 2015 года.
Анализ результатов в январе 2013 г. показал, что обе группы однородные, ни по одному тесту
не выявлено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группой. Тестирование, проведенное в мае 2013 г., показало, что результаты в экспериментальной группе стали лучше, чем в контрольной.
Анализ результатов в финале эксперимента показал, что разница между экспериментальной и контрольной группами ещё больше увеличилась. По всем тестам выявлены достоверные различия между результатами скоростно-силовой подготовленности.
И в экспериментальной, и в контрольной группе отмечены достоверные приросты
результатов за исследуемый период по всем скоростно-силовым тестам. В экспериментальной
группе прирост результатов больше, чем в контрольной. В экспериментальной группе критерий достоверности составил 0,01, а в контрольной — 0,05.
Увеличение показателей скоростно-силовой подготовленности в экспериментальной группе доказывает эффективность предложенной методики.
3.Методические рекомендации по применению скоростно-силовых упражнений в тренировке баскетболистов в группах УТГ-3 ДЮСШ.
По результатам проведённого педагогического эксперимента мы рекомендуем использовать в тренировке баскетболистов 13-15 лет разработанную нами методику развития скоростно-силовых качеств. Основой данной методики является применение отягощений, вес которых составляет от 20 до 100 % от максимального веса, с которым может работать данный спортсмен в каждом конкретном скоростно-силовом упражнении. Базовыми упражнениями могут служить основные упражнения силового троеборья – пауэрлифтинга: тяга, жим лёжа и присед. Эти упражнения развивают все необходимые группы мышц и создают условия для роста результатов в выполнении прыжковых упражнений, а также упражнений в метании набивного мяча или других спортивных снарядов. Эти упражнения оказывают большое влияние на скоростные качества спортсмена, в связи с развитием силы мышц. Можно также применять упражнения, использующиеся в тяжёлой атлетике: рывок и толчок. Они так же полезны для развития скоростно-силовых качеств. Множество скоростно – силовых упражнений можно использовать из арсенала лёгкой атлетики, под их применение давно подведена солидная научная база. В технике выше указанных упражнений, в целенаправленности их применения, в методике обучения, а также в дозированности нагрузок тренеру по баскетболу не требуется изобретать велосипед. В упражнениях с отягощениями, используемыми в пауэрлифтинге, тяжелой и лёгкой атлетике тренировка строится на основательно разработанной методике, базирующейся на многолетних научных исследованиях.
3.1.Выводы
1. Наибольший эффект целенаправленного развития скоростно-силовых способностей достигается при использовании в тренировке упражнений с отягощениями, выполняющимися с найбольшей возможной скоростью.
2. Разработанная и экспериментально обоснованная на базе методики целенаправленного
развития скоростно-силовых способностей технология построения учебно-тренировочного процесса создает благоприятные условия для адаптации организма юных баскетболистов 13-15 лет к специфическим тренировочным нагрузкам. Эффективность предложенной методики доказана достоверными различиями в результатах контрольных упражнений между экспериментальной и контрольной группами по итогам эксперимента.
4. Литература
1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М., 1984. - 154 с.
2. Белл, Д. Пауэрлифтинг: программа для приседа/Д.Белл.- М., 2004.- 87с.
3. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: ФиС, 1987. -144с.
4. Бондаренко, А.А. Особенности отбора и занятий пауэрлифтингом с подростками 12-14 лет/ А.А.Бондаренко// Пауэрлифтинг.- 2008.- №4.- С. 6-8.
5. Верхошанский, Ю.В. Общие и специальные принципы тренировки в атлетической гимнастике/ Ю.В. Верхошанский, П.С. Новиков. -М., 1991
6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -331 с.
7. Воробьев, А.Н. Сравнительная эффективность применения различных отягощений в тренировках тяжелоатлетов/ А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов// Теория и практика физической культуры. 1985.- №4.-С. 1014.
8. Вуден Д.Р. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
9. Ганиева Ф.В., Исматуллаев Х.А. Методы и средства воспитания физических качеств в баскетболе. Метод.рекомендации. Т., 1996.
10. Ге, Н.Д. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений: Автореф. дис. .канд. пед. наук/Н.Д. Ге.- М., 1998.- 24 с.
11. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок/ М.А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 136 с.
12.Гомельский А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений – М.: Эксмо, 2016 – 256 с.
13. Горбов, A.M. Гиревой спорт/ A.M. Горбов. М., 2005.- 145с.
13. Гузеев, П. Пауэрлифтинг: Методическое пособие/ П. Гузеев, Ю.Пименов.- М.: Терра-Спорт, 2003.- 225с.
14. Давиденко, Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебное пособие/Д.Н.Давиденко.- СПб.: СПбГУ, 1996.
15. Дворкин, JI.C. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств/ JI.C. Дворкин, А.С. Медведев// Тяжелая атлетика.- 1993.-№4,- С.31-37.
16. Дворкин, JI.C. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт: Учебное пособие/ JI.C. Дворкин.- М., 1998.-125с.
17. Дембо, Г.В. Врачебный контроль в спорте: Монография/Г.В.Дембо. -М.: Медицина, 1988. 288 с.
18. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
19. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена/ В.М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1966. 199 с.
20. Зимкин, Н.В. О значении величин нагрузки, темпа, длительности упражнений и интервалов между занятиями для эффективности мышечной тренировки/ Н.В. Зимкин// Физиологический журнал СССР. 1979. - № 7. - С. 46-48.
21. Касатов Д. Теория? Практика! Методические основы силового тренинга. //Мир силы.-№1.- 2010.
22. Кожевникова З.Я. Баскетбол // Спортивные игры /Под ред. Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 149-218.
23. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по спец. 022300 -Физ. культура и спорт / В.Н. Курысь. М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.
24. Лапутин, Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета/ Н.П. Лапутин.-М: Физкультура и спорт, 1993.- С.25, 80-81, 108.
25. Леонов А.Д., Малый А.А. Баскетбол. - К.: Рад. шк., 1989. - 104 с.
26. Лукьянов, М.Т. Тяжелая атлетика для юношей/ М.Т.Лукъянов, А.И.Фаломеев.- М: Физкультура и спорт, 1989.- 125с.
27. Магиаларди, С. Силовой план для приседания/ С. Магиаларди //Muscle and Fitness.- февраль, 1984.- С. 25-27.
28. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1977. — 297 с.
29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры/ Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
30. Медведев, А.С. Классификация упражнений, применяемых в тренировочном процессе в силовом троеборье/ А.С. Медведев, Я.А.Якубенко// Олимп.- №2.-1997.- С. 26-27.
31. Островский Г.Л., Бутвиловский А.П. Структура двигательных способностей баскетболистов 14-15 лет и обоснование комплекса тестов для их измерения. // Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх: Сб. науч. трудов. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1981. - С. 70.
32.Официальные правила игры в баскетбол. Т., 2001.
33. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М.:Физкультура и спорт, 1973.-85 с.
34. Портнов Ю.М. Спортивные игры и методика преподавания. - М.,ФиС,1986.
35.Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлетов: Учебник/Р.А.Роман. - М.:Физкультура и спорт, 1986.-132 с.
36. Семашко Н.В. Баскетбол. Учебник для ИФК. - М.:ФиС,1976
37. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.
38. Смолов С.Ю. Тяга как одно из основных упражнений силового троеборья; краткий анализ и методика тренировки/С.Ю.Смолов//Атлетизм.-№12.-1990.-С.3-13.
39. Соколова Н.Д. Упражнения, применяемые при обучении передаче мяча в баскетболе. Метод. Рекомендации. Т.,1993.
40. Сологуб Е.Б. Физиология спорта/Е.Б.Сологуб. – М.:Терра-спорт, 1999.-250 с.
41. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник/ А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.:Терра-спорт, 2001.-519 с.
42. Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике. – М.:Физкультура и спорт, 1976.
43. Филип Л. Некоторые принципы тренинга в силовом троеборье/ Л.Филип// Тренер. – Братислава, 1974,-№10,-С.67-69.
44. Хабаров А.А. Основы общесиловой подготовки в пауэрлифтинге: учебное пособие/А.А. Хабаров. – Краснодар, 1997. – 125 с.
45. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – 2-е изд.., - М.: «Академия», 2002. – 480 с.
46. Юный баскетболист: Пособие для тренеров/ Под ред. Е.Р.Яхонтова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 122 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа по гребле на байдарках и каноэ для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
Учебная программа по гребле на байдарках и каноэ для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.Автор: тренер – преподаватель "КДЮСШ им. А.В.Паушкина" Гавриленко А.Н., 2014г....
Упражнения с отягощениями как средство развития силовых качеств легкоатлетов в учебно-тренировочных группах УТГ - 3 и УТГ - 4 ДЮСШ. Автореферат
Силовая подготовка – важная составляющая часть тренировки легкоатлетов, особенно в таких видах легкой атлетики, как спринт, прыжки и метания. Средства силовой подготовки - упражнения со штангой и друг...
Силовая подготовка боксеров в учебно-тренировочных группах ДЮСШ
Силовая подготовка – важная составляющая часть тренировки боксёров. Упражнения со штангой и другими отягощениями являются атрибутом силовых видов спорт...
Открытое учебно-тренировочное занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения
В данном материале план-конспект открытого учебно-тренировочного занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения...
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу для учебно-тренировочных групп второго года обучения
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу...
План-конспект учебно-тренировочного занятия по мас-рестлингу МБУ ДО ДЮСШ Чурапчинского улуса Республика Саха (Якутия)
Цель и задачи:1.Силовая подготовка.2. Совершенствование техники тактического качества.3.Привить чувство коллективизма и единства....
Упражнения с отягощениями как средство развития силовых качеств легкоатлетов в учебно-тренировочных группах УТГ-3 и УТГ-4 ДЮСШ
Силовая подготовка легкоатлетов является важнейшей составляющей общей физической и специальной физической подготовки. Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (...