Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская лапта"
рабочая программа по физкультуре на тему

Приводится  программа  внеурочной  деятельности для 5-11  классов  "Русская  лапта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_lapta_5-11_kl.docx47.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №27  с углубленным изучением отдельных предметов»

городского округа Самара

Утверждаю

Директор МБОУ Школы №27 г.о. Самара

К.Е.Ловичко

Приказ №         от  01.09.2015 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Русская лапта»

Направление: Спортивно-оздоровительное.

Возраст школьников: 5-11 классы.

Разработчик: Гурьев К.А.

2015год

Предисловие

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.  Русская лапта  народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Игра проводится на естественной площадке.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, рост наркомании, алкоголизма, деградации личности, рост заболеваемости. К окончанию обучения в школе, по данным организации здравоохранения России, остается от 3 до 6% здоровых школьников. Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Однако с каждым годом объем двигательной активности человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами.

Русская лапта  прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки к трудовой и общественной жизни. Специальные исследования показали высокую эффективность занятий Русской лаптой для разностороннего развития детского и юношеского организма. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Бег и прыжки,  например, активизируют рост тела; метание в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки; передача мяча на дальнее расстояние, удары битой,  развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и  соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.

Игровая деятельность хороша не только для физического,  но и для  развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, сплочения коллектива. Игровой процесс обеспечивает развитие общеобразовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.

Школьники, занимающиеся Русской лаптой, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют,  лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе,  в соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Ребята всех возрастов приняли спортивную игру в Русскую лапту, как свою любимую игру и она привилась в их среде настолько, что мы педагоги дополнительного образования не могли остаться в стороне от столь массового увлечения.

Данная образовательная программа разработана на основе УМК: Внеурочная деятельность учащихся « Баскетбол». Г.А Колодницкий. М- «Просвещение» 2011год.

Программа позволяет развивать физические способности обучающихся. Педагог, проанализировав возможности, заинтересованность детей и родителей,  может выбрать подходящий вариант реализации программы.

На первый год обучения отводится – 1 часа в неделю, 34 часа - в год.

Занятия должны быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на изучение основ техники и тактики игры в Русскую лапту.

Программой предусматриваются группы, состоящие из 20 человек

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, – 11-13 лет.

В секцию  Русской лапты принимаются девочки и мальчики, допущенные врачом к занятиям по физической культуре.

Цель: формирование личностных качеств, способствующих всестороннему развитию ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни посредством игры в баскетбол.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить технике и тактике игры в Русскую лапту;
  • научить свободно и правильно применять правила в игре.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,    

     дисциплинированности;

  • оказывать помощь воспитанникам в самопознании,

     в самореализации;

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему  миру;
  • способствовать сплочению коллектива.

Развивающие:

  • способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, ловкости;
  • содействовать правильному физическому развитию;
  • прививать детям любовь к спорту и здоровому образу жизни;

способствовать развитию трудолюбия, воли к победе. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

Формы проведения занятий

Занятия  в секции проводятся в форме тренировок, соревнований, сдачи контрольных нормативов, теоретических занятий (сюда также входит чтение рефератов, написанных самими воспитанниками), товарищеских игр, просмотра и анализа учебных фильмов и т.д.

Прогнозируемые результаты  

Учащиеся после 1-го года обучения

должны знать:

  • технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
  • составляющие самоконтроля спортсмена;
  • основные правила игры в Русскую лапту;
  • историю возникновения и развития Русской лапты;
  • гигиену повседневного быта. Режим дня.

   Должны:

  • владеть основными элементами игры Русская лапта;
  • владеть основами тактики игры в Русской лапте;
  • освоить силовую подготовку.

Краткая характеристика Русской лапты.

Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и другие. 
Игроки одной команды выбивают битой-лаптой (палка длиной 80-120 см) мяч (диаметром 6-7 см, весом 50-70 г) как можно дальше и во время полёта бегут через поле игры и обратно, игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников. 
Игра проводится на площадке 50-60 м длиной и 20-30 м шириной с травяным или искусственным покрытием. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, дает команде 1 очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле. Выигрывает команда, набравшая больше очков за 60 минут игры, разделенные на 2 половины. 
Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи. 

Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В лапте спортсменов различают по амплуа: в нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий, в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники. 

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено. 11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, так же в спортивных залах и манежах. Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактичес-кой, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми. 

Примерное распределение учебного материала по Русской лапте по классам представлено ниже в таблице.

п/п

Учебный материал

Классы

5

6

7

8

9

10

11

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий)

1

Правила безопасности и профилактика травматизма  на занятиях по Русской лапте

2

Терминология в Русской лапте. Техника выполнения игровых приемов

3

Тактические действия в Русской лапте

4

Правила соревнований по Русской лапте. Жесты судей

Передвижения

5

Техника передвижений.

Р

З

З

С

С

С

С

6

Бег: лицом вперед, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений.

Р

З

З

С

С

С

С

7

Техника перебежек.

Р

З

С

+

+

+

+

8

Техника обманных элементов в движении.

Р

З

С

+

+

+

+

9

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки,  рывки).

+

+

+

+

+

+

+

Ловля мяча

10

Ловля мяча:

  • двумя руками на уровне

груди; одной рукой

  • двумя руками «высокого»

 мяча (в прыжке)

Р

З

З

С

Р

+

З

+

С

+

С

Передача мяча

11

Передача мяча на месте и в движении.

Р

З

З

С

С

С

С

12

Передача мяча одной рукой от плеча

Р

З

С

С

С

13

Передача мяча  в парах.

Р

З

С

С

14

Передача мяча в противостоящих колоннах в движении.

Р

З

С

15

Передача мяча одной рукой снизу вперед

Р, З

С

16

Передача мяча одной рукой снизу назад

Р, З

С

17

Передача мяча в противостоящих колоннах на месте: справа с лева.

Р, З

С

Подачи и удары по мячу

18

Техника подачи  мяча.

Р

З

З

З

С

С

С

19

Техника ударов битой по мячу.

Р

З

З

З

С

С

С

20

Техника короткого удара

Р

З

З

С

С

С

21

Техника длинного удара

Р

З

С

22

Техника подачи крученого мяча

Р

Р

З

С

С

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

23

Сочетание приемов пробежек и осаливаний.

+

+

+

+

+

+

+

Тактика игры

24

Индивидуальные действия владения мячом

Р

Р

З

З

С

С

25

Групповые действия владения мячом:

  • взаимодействие двух игроков;
  • взаимодействие в нападении с

участием двух игроков («передай мяч и вернуться на исходное  место»);

  • взаимодействие в нападении с

участием трех игроков («тройка»);

Р

Р

З

Р

З

С

З

С

С

С

С

С

С

С

26

Командные действия в нападении и защите:

  • позиционное нападение

Р

 З

С

27

Двусторонняя учебная игра

+

+

+

+

+

+

+

Подвижные игры и эстафеты

28

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

+

+

+

+

+

+

+

29

О.Р.У, с мячом для большого тенниса

+

+

+

+

+

+

+

30

Эстафеты с метанием и ловлей теннисного мяча

+

+

+

+

+

+

+

31

Эстафеты с метанием  теннисного мяча в подвижную цель

+

+

+

+

+

+

+

32

Игры, развивающие физические способности

+

+

+

+

+

+

+

Физическая подготовка

33

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

+

+

+

+

+

+

+

Судейская практика

34

Судейство игры  «Русская лапта»

+

+

+

+

Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З- закрепление двигательного действия; С- совершенствование двигательного действия; (+)- указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии

 Содержание и организация занятий по Русской лапте.

Во внеурочной деятельности учащиеся общеобразовательных организаций занимаются Русской лаптой в спортивной секции общеобразовательной организации, участвуют во внутри школьных и внешкольных соревнованиях по Русской лапте.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по  Русской лапте являются:

  • пропаганда здорового образа жизни, укреплению здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
  • популяризация Русской лапты  как вид спорта и активного отдыха (физической реакции);
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям Русской лаптой;
  • обучение технике и тактике игры в Русскую лапту;
  • развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • формирование необходимых теоретических знаний;
  • воспитание моральных и волевых качеств.

Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения, а затем защиты). Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.

Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:

  1. Ознакомление с приемами.
  2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
  3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке.
  4. Применение приема в игре.

В основе успешного выполнения всех технических приемов в Русской лапте лежит умение хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в подготовительную часть занятия целесообразно включать различные упражнения с битой, не содержащие непосредственно игровых приемов.

 Упражнения с  мячом:

  • и. п. – метание меча в цель левой правой рукой ;
  • и. п. –  ловля мяча правой левой рукой;
  • и. п. – бросок мяча правой  левой рукой в паре;
  • и. п. – бросок правой левой рукой в тройке;
  • и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч двумя руками (рис. 1,в);
  • и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;

При проведении двусторонних учебных игр необходимо распределять занимающихся по командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся должны использовать весь свой арсенал технико-тактических приемов и действий. Целесообразно поощрять успешной применение тактического группового взаимодействия «передай мяч и выходи на свободное место».

Предполагаемые результаты реализации программы.

Учащиеся после 1-го года обучения

должны знать:

  • технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
  • составляющие самоконтроля спортсмена;
  • основные правила игры в Русскую лапту;
  • историю возникновения и развития Русской лапты;
  • гигиену повседневного быта. Режим дня.

   Должны:

  • владеть основными элементами игры в Русскую лапту;
  • владеть основами тактики игры в Русскую лапту;
  • освоить силовую подготовку.

  Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская лапта» школьной программы.

В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:

Знать

  • Значение Русской лапты  в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;
  • Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники
  • Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
  • Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • Контрольные упражнения (двигательные тесты)  для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;
  • Жесты судьи;
  • Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами Русской лапты;

Уметь

  • Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по русской лапте;
  • Выполнять технические приемы и тактические действия;
  • Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по Русской лапте;
  • Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;
  • Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;

Причины и предупреждение травматизма на занятиях по Русской лапте

Русская лапта – командная высоко динамичная игра. Она связана с множеством разнообразных двигательных действий (бег, остановки, повороты, прыжки, ловля мяча), которые выполняются в различных направлениях и темпе, при поддержке игроков своей команды и активном сопротивлении команды противника на небольшой по размеру спортивной площадке.

Наиболее типичные травмы:  повреждение кисти и пальцев руки (при неудачной ловле сильной передачи мяча от партнера, ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении);  растяжение связок коленного и голеностопного суставов; повреждения менисков коленного сустава; разрыва ахиллова сухожилия; повреждения поясничного отдела позвоночника; травмы лица (подбитый глаз, кровоточащий нос, повреждение челюсти) и др.

Библиография.

1. Физическая  культура. 5-9, 10-11 классы. Под редакцией М.Я. Виленского . Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2014 г.