Дифференцированный подход в теории и практике физического воспитания
методическая разработка по физкультуре на тему

Петрушин Алексей Николаевич

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podhod.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в теории

и практике физического воспитания

                                                                            Петрушин Алексей Николаевич,

                                                                           учитель физической культуры

        МКОУ «Краснобогатырский ЦО»

       Новомосковского района

       Тульской обл.

Осуществляемая реформа общеобразовательной школы имеет целью поднять работу современной школы на новый качественный уровень, соответствующий  условиям и потребностям нашего общества. В ряду важнейших задач, которые предстоит решить в процессе реформы, поставлена задача – повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук улучшение физического развития. Для этого нужно расширить возможности учителей в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, смелее внедрять в практику достижения педагогической науки.

Огромное методическое значение для определения содержания образования, характера обучения и сущности дифференцированного подхода к учащимся в физическом воспитании имеет историческое наследие практике и теории педагогической мысли по совершенствованию процесса обучения в воспитании  детей. Так, например, всё лучшее, что было сделано в практике и теории педагогики по проблеме дифференцированного  подхода, можно утверждать, что многие учёные и педагоги того времени творчески подходили к решению этого вопроса. В их высказываниях и положениях выдвигаются такие мысли: весь процесс воспитания и обучения детей необходимо строить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей; выводы об особенностях и индивидуальных качествах детей делать на основе систематических наблюдений; исправление недостатков начинать с самого раннего возраста; разрабатывать классификацию индивидуальных особенностей и отношению к учению, совершенствовать методы и приёмы обучения, в соответствии с выше изложенными положениями. Однако в капиталистическом обществе из идей, имеющих непосредственное отношение к проблеме повышения качества обучения, на первый план выступают мысли о дифференциации образования, реализуемой, как установление различных типов школ или введение различных отделений в одной школе.

При отсутствии единства школьного образования такая его дифференциация являлась орудием классового и сословного угнетения трудящихся. Поэтому, несмотря на значительный вклад, внесённый в эту проблему педагогами на Западе и дореволюционной России, вопросы дифференцированного подхода были недостаточно полно изучены.

Анализ исследования советских педагогов непосредственно по проблеме дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания показывает, что решение его имеет свои проблемы и особенности, обусловленные задачами, стоящими перед обществом и школой в каждый конкретный период. Были выявлены многообразные признаки, которые влияют на эффективность процесса обучения, намечены несколько подходов к распределению учеников на группы в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей, исследованы отдельные дидактические воспитательные педагогические формы и методы работы по совершенствованию учебного процесса. Для подавляющей части педагогов характерен фактический уход от разрешения сложных проблем  повышения эффективности процесса обучения, так как они исходят из необходимости дать каждому ученику единый минимум знаний, который открыл бы равные возможности для продолжения образования. Многие педагоги буржуазных стран пытаются обосновать социальную обречённость детей трудящихся на более низкий уровень образования, опираясь при этом на  односторонне используемую тестовую диагностику. Вместе с тем в исследованиях прогрессивных педагогов зарубежных стран всё шире проявляется критика несостоятельности подобного подхода к проблеме повышения успешности учения школьников.

Проблема повышения эффективности уроков физической культуры, как одной из основных организаций физического воспитания в школе требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из таких актуальных вопросов является исследование особенностей организации дифференцированного подхода, как важное условие учебного процесса на уроках физической культуры в школе.

В настоящее время в теории и методике физического воспитания существует несколько подходов к вопросу об изучении индивидуальных особенностей школьников.

В настоящее время в теории и методах физического обучения существует несколько подходов к вопросу об изучении индивидуальных особенностей школьников. В одном из них указывается, что при организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры необходимо учитывать состояние здоровья и уровень физического развития учащихся. Так З.И. Кузнецова, разрабатывая практические вопросы дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям, считает, что в первую очередь необходимо опираться на данные врачебного контроля за состоянием здоровья школьников. По состоянию здоровья она распределяет школьников на четыре группы:

  1. Здоровые дети (соответствующие возрасту физического и психического развития и низкий уровень заболеваемости).
  2. Здоровые, но имеющие функциональные отклонения.
  3. Учащиеся, страдающие хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии.
  4. Учащиеся, страдающие хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии.

Такая линия исследования отражает центральные позиции. Вопросы физического воспитания должны разрабатываться дифференцированно, в зависимости от состояния здоровья детей и морфофункциональных  особенностей их организма.

Другие исследователи считают, что в целях более качественного обучения при дифференцированном подходе существует необходимость учитывать показатели физической подготовки, так как в отдельных случаях дети с хорошим физическим развитием при проверке уровня физической подготовленности показывают низкие результаты.

Ряд авторов рекомендует при осуществлении дифференцированного подхода в процессе обучения  физическим упражнениям  в первую очередь учитывать степень биологического развития школьников. Ими обнаружена высокая зависимость результатов выполнения физических упражнений от биологического развития, особенно от степени полового созревания.

Аналогичная картина наблюдается и по результатам двигательной деятельности. Подростки с ускоренным развитием в определённой возрастной группе имеют не только высокие показатели длины тела, массы тела и т.п., но и более высокие результаты в физических упражнениях по сравнению с остальными школьниками. Так, например, в возрастной группе 15 лет школьники, имеющие длину тела 143 см, прыгают в длину с места 170 см, а имеющие длину тела 171 см прыгают 220 см. Отсюда предлагается объединить подростков с одинаковыми показателями биологической зрелости независимо от их  паспортного возраста, на занятиях физическими упражнениями в одну группу. Так Б.А. Вяткин в своей работе пришёл к выводу, что у школьников и классов с сильной нервной системой в условиях игры физические качества развиваются лучше, а у школьников со слабой нервной системой – хуже.

А.А. Менг определил, что метод разучивания по частям более эффективен для обучения упражнениям учащихся со слабой нервной системой, а метод разучивания в целом – для формирования навыков у учащихся с сильной нервной системой. В.В. Маркелов при изучении влияния обучения методов педагогического воздействия (похвала, оценка) на обучаемость физическим упражнениям обнаружил, что они неодинаково влияют на успешность формирования навыка у школьников с различными психологическими свойствами. Так на учащихся со слабой нервной системой наиболее положительное влияние оказывали обычная учебная мотивация и похвала, а наихудшее – порицание и оценка. На успешность обучения школьников с сильной нервной системой значительнее всего действует порицание и оценка. Таким образом, анализ научных данных свидетельствует о том, что учёт различных показателей имеет важное значение для совершенствования процесса физического воспитания школьников. Так ак осуществление дифференцированного подхода позволяет строить обучение и воспитание научно обоснованно, а значит и наиболее эффективно.

Однако методика организации дифференцированного подхода  к учащимся  в процессе физического воспитания ещё недостаточно разработана. Это подтверждается и незначительным количеством публикаций по данному вопросу. В пособиях по методике физического воспитания детей дифференцированный подход излагается в общедидактическом плане, только как необходимость учёта индивидуальных особенностей физического развития и здоровья детей. В учебниках для факультативов и институтов физической культуры не раскрыты вопросы методики дифференцированного подхода. В официальных материалах, в частности в организационно-методических указаниях к программе по физической культуре, с одной стороны говорится о необходимости осуществлять дифференцированный подход, с другой предлагается общий материал физических упражнений и даются лишь некоторые указания в очень общей форме.

Известно, что успешное осуществление дифференцированного подхода, направленного на формирование всесторонне развитой личности, возможно при наличии системы пробно-воспитательной работы, взаимосвязи всех сторон деятельности.

Важнейшим исходным методическим положением дифференцированного подхода является комплексный подход.Для выяснения истинного состояния дифференцированного подхода в обучении было проведено анкетирование учителей физической культуры школ городов Перми и Ростова-на-Дону. Из 250 опрошенных учителей 113 человек не заполняли анкету, сославшись на слабую ориентировку по данному вопросу. Отсюда можно предполагать, что  большое количество учителей недостаточно информировано в вопросах дифференцированного подхода и не использует его в своей работе.

Остальные учителя применяют дифференцированный подход на уроках физической культуры следующим образом: постоянно – 1,8 %, эпизодически – 36,8 %, Следует признать недостаточный уровень подготовки учителей по вопросу о причинах, обуславливающих необходимость дифференцированного подхода в процессе физического воспитания детей.

Анкетный вопрос о характере применения дифференцированного подхода в физическом воспитании показывает, что с одной стороны этот подход ещё не нашёл широкого применения в условиях общеобразовательной школы, с другой – существует ряд причин, затрудняющих его применение. Сюда можно отнести недостаточность сведений об особенностях физического развития и физической подготовленности учащихся, отсутствие специальных критериев для распределения учащихся на группы. Активизацию этих групп на выполнение  поставленных задач обучения и воспитания, созданной деятельности школьников на уроке и во внеурочное время.  Существует система работы по организации дифференцированного подхода к учащимся на уроках физической культуры (Приложение 1). Работа по данной системе позволяет оптимизировать процесс обучения и воспитания на уроках физической культуры в школе: улучшаются показатели физического развития и физической подготовленности, функциональное состояние организма. Наблюдается наиболее качественное усвоение программного материала: повышается плотность занятий, происходит более эффективный процесс к выполнению контрольных нормативов. Содержание проведённого исследования позволяет дать определение дифференцированного подхода на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Под дифференцированным подходом  мы понимаем процесс обучения и воспитания, который предлагает комплексное изучение и учёт индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности учащихся, на этой основе распределения их по психологическим группам и организацию работы этих групп над выполнением специфических учебных заданий, которые способствуют их всестороннему и гармоничному развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы /

 СБ документов, 1984.

  1. Ю.М. Арестов К проблеме дифференцированного физического воспитания в школе.
  2. Ю.К. Бабанский Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Педагогика, 1990.
  3. В.П. Жур О дифференцированной системе подхода.
  4. В.А. Вяткин Обучая, помните о нервной системе.  
  5. З.И. Кузнецова Об основных проблемах физического воспитания в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительное плавание в практике физического воспитания кадет, отнесенных к специальной медицинской группе

Программа занятий в бассейне с детьми, отнесеными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

С.А. Диденко. Дифференцированный подход в обучении по физической культуре

В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии и...

Реализация дифференцированного подхода в обучении школьников физической культуре.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания – учет индивид...

Статья «Дифференцированный подход к организации уроков физической культуры с учащимися отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам»

Цель работы: Охарактеризовать основные медицинские группы. Определить условия распределения учащихся по соответствующим медицинским группам. Определить основные задачи физического воспитания учащихся,...

Выступление на методическом совещании "Дифференцированный подход к обучающимся в процессе воспитания"

Выступление на методическом совещании "Дифференцированный подход к обучающимся в процессе воспитания"...