«Дифференцированный подход в обучении школьников физической культуре»
материал по физкультуре

Манджиева Надежда Гоняевна

Из опыта работы учителя физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_uchitelya_fizicheskoy_kultury.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Из опыта работы учителя физической культуры

    Тема: «Дифференцированный  подход в обучении школьников физической культуре»

                     

     Мой опыт формировался в условиях МКОУ «Яшкульская СОШ». В   данной школе работаю с 1990 года. Общий педстаж работы 29 лет. Веду уроки физкультуры в младшем и среднем   звене.

    Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания - учет индивидуальных особенностей школьников.

  Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся. Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д.

Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих  упражнений. При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития и типы телосложения. Учащимся с большой массой и длинной тела  легче даются упражнения в метаниях на дальность. Поэтому активно вовлекаю их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показать высокие результаты на выносливость.

В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Наиболее внимательного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела и слабого типа телосложения. Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Что касается школьников подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются.

Так, для учащихся с заболеваниями сердца  больше внимания уделяю играм средней интенсивности: различные эстафеты с мячом, различные перебрасывания мяча через сетку и т.д. Для учащихся с заболеваниями бронхов и легких в заключительной части урока требуется больше игр на внимание и наблюдательность; при миопии полезно заниматься различными подвижными играми. Переключение глаз с одного расстояния на другое способствует уменьшению близорукости. Для этой цели больше подходят: волейбол, баскетбол, футбол. Среди учащихся подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Вот почему, наша администрация поставила вопрос об увеличении объема движений детей в школе. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, мною были подобраны новые виды упражнений и рекомендовано включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и др. сложных в физическом плане упражнениях.

        На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются  общеразвивающие  упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения: ходьба босиком по траве.

Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, учителю надо иметь сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных заданий. Но более перспективный путь решения этой проблемы - вооружение ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь ученику.  И по этим признакам выделяю в классе соответствующие группы школьников и осуществляю дифференцированный подход к ним, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребенка. Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков. Мой контингент учащихся –  младший и средний школьный возраст. Период среднего  школьного возраста (12-15 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

        В своей работе по темам « Гимнастика» и « Акробатика» я использую различные методы обучения. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на серии учебных заданий, при этом только овладение предыдущей серией дает право переходить к следующей. В этом случае, учебным материалом овладевают все учащиеся (только в разные сроки, в зависимости от индивидуальных способностей каждого).

        Как учителя физической культуры, меня заботит состояние здоровья учеников нашей школы. Поэтому я стараюсь помимо уроков привлекать учащихся нашей школы посещению секций, участвовать в школьных спортивных мероприятиях между классами, в днях здоровьях. Учителям нашей школы мною рекомендованы комплексы физкультурных минуток; упражнения и примерные спортивные часы (по временам года) для группы продленного дня.

     Как учитель я сумела добиться полного охвата внеурочными занятиями своих воспитанников. В результате учащиеся школы добиваются  высоких спортивных результатов в районных, республиканских соревнованиях. По итогам районных спартакиад между школами нашего района мои воспитанники постоянно занимают призовые места.  Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство. Слежу за новинками методической литературы. Прохожу курсовую переподготовку по предмету.  

Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Педагогическая общественность всё больше осознает, что учитель может сделать очень многое для здоровья школьников. Применение современных педагогических технологий на уроках физической культуры и  создание психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья жизненно необходимо.    

                        Место и задачи национально-регионального компонента

  1. Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных  играх присутствуют элементы народной игры.
        Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности. Такие, например, как альчики, «Хотон кочует», «Серебряный пояс», «Хорма хотон» и др.  
    По количественному составу играющих подвижные игры различаются на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных играх каждый игрок намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменяет их. В коллективных играх могут одновременно участвовать, как небольшие группы участников, так и целые школьные классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на команды и игры с разделением на команды.
    Благодаря разнообразию игр участник сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовыми, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.
    Особенно широко надо включать народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников, фестивалей в учебных заведениях. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Цаган Сар”. Возможно проведение театрализованных физкультурных праздников и фестивалей с различными видами художественной самодеятельности, привлечением фольклорных ансамблей.

        

 Игры и развлечения в народном быту

  Трудовой народ нашей многонациональной родины особенно ценил смелость и решительность, физическую силу, выносливость, ловкость и воспевал эти качества, хотя уровень физической культуры был низким. Игры, состязания, спортивные навыки отражали хозяйственную деятельность людей, военный, семейный уклад. Подрастающие поколение готовилось к жизни, приобретало соответствующие знания, умения и навыки в процессе нерегламентированного физического и трудового воспитания. Конные и пешие состязания, единоборства в кулачном бою и борьбе воспитывали благородные нравственные черты, развивали двигательные качества, формировали интеллект людей, импровизировали их бытовые и трудовые условия.
В трудах этнографов и историков описаны игры развивающие органы чувств: зрительные, слуховые и т.д. Высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство. Наиболее популярны были игры с мячами и палками разных размеров. Такие игры, как “Волки и овцы”,   “Коршун”,  “Альчики” и т.п., не требовали проявления двигательных качеств, но содействовали общему развитию и пользовались неизменной популярностью у детей.

Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получение внешней информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативное обучение по физической культуре.

В докладе изложен материал о видах вариативного обучения по физической культуре  воспитанников ДОУ и обучающихся начальной школы....

С.А. Диденко. Дифференцированный подход в обучении по физической культуре

В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии и...

Реализация дифференцированного подхода в обучении школьников физической культуре.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания – учет индивид...

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников Физическая культура, 9-11 класс на 2016-2017 уч. год

Школьный этап всероссийской олимпиады школьниковФизическая культура, 9-11 класс на 2016-2017 уч. год...

Модель организации профильного обучения по физической культуре

на данной презентации отображена модель организации профильного обучения по физической культуре...

Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения предмета физическая культура

Задача современной школы - физическая культура "без освобождения", что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.В данной статье...