«Общая физическая подготовка в спортивной акробатике»
методическая разработка по теме

Дменова Юлия Вакилевна

Понятие о физических качествах: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости. Развитие и методы воспитания этих качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_ofp_yu.v.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Федерация спортивной акробатики ХМАО-Югры

МБУ ДОД «ДЮСШ №1»

спортивный комплекс «Вымпел»

Методическая разработка на тему:

«Общая физическая подготовка в спортивной акробатике»

                                                                                               Разработала:

                                                                            тренер-преподаватель

                                                                                       по спортивной акробатике

                                                                                  Дменова Юлия Вакилевна

Мегион,2015 г.

Содержание:

1. Понятие о физических качествах………………………………..        …………………3

2. Методы воспитания силовых качеств……………………..……………………....4

3. Методы воспитания гибкости………………………………………………………7

4. Развитие быстроты…………………………………………………………………..9

5. Развитие ловкости………………………………………………………………….10

6. Воспитание выносливости…………………………………………………………11

.

Понятие о физических качествах.

Термины «физические качества» и «двигательные качества» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Применительно к динамике физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.

Во-первых, в школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств.

Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют критические (сенситивные) периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. Для двигательной функции в целом, под которой понимается совокупность физических качеств, двигательных умений и навыков, этот период находится в диапазоне 7-12 лет.

В-третьих, в процессе воспитания физических качеств у детей необходимо строго соблюдать дидактические принципы. Особенно это относится к таким принципам как постепенность роста нагрузок, учет их индивидуальных особенностей. Положительные эмоции позволяют с большим интересом относится к занятиям, и что способствуют максимальному проявлению физических качеств у детей.

Методы воспитания силовых качеств.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Ф.П. начинается с силовой по 2-м причинам. Во-первых, наличие  определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения.

Во-вторых, сила лежит в основе проявления других ф.к.

В процессе учебно-тренировочных занятий по силовой подготовке детей тренер должен решить следующие задачи:

1. Гармонически развить все мышечные группы.

2. Научить детей осуществлять основные виды силовых усилий (динамические, статические, преодолевающие, уступающие).

3.Развить способность детей рационально пользоваться своей силой в различных условиях.

Средствами силовой подготовки являются силовые упражнения.

В зависимости от природы сопротивления они могут быть отягощенные весом собственного тела или внешним сопротивлением.

Внешним сопротивлением выступает вес различных предметов (мячи, гантели, гири т.д.), противодействие партнера (упражнения в парах) противодействие других предметов и внешней среды.

Для повышения силовых возможностей, детям должны быть предъявлены высокие требования. В ходе выполнения силовых упражнения следует создавать максимальные силовые напряжения, которые можно достичь путем работы с предельным весом, длительной работой («до отказа») с небольшим весом или использованием изометрических напряжений.

Для определения величины отягощения используют вес, который ребенок может поднять известное количество раз. Этот вес называют повторным максимумом (ПМ).

Например: 2ПМ означает тот тренировочный вес, с которым юный спортсмен может выполнить упражнение не более 2-х раз.

В зависимости от избранного способа создания максимальных напряжений различают 3 метода силовой подготовки.

Метод максимальной усилий заключается в том, что ребенок, преодолевая или пытаясь преодолеть максимальное сопротивление, проявляет предельное мышечное усилие. Это можно делать, поднимая предельный вес отягощений, подтягиваясь, приседая, наклоняясь или отжимаясь с дополнительным отягощением. Величина сопротивления при этом методе равна 1-4 ПМ, темп движения оптимальный, скорость умеренная, 3-4 серии, длительность отдыха между сериями 3-5 мин.

Этот метод используется в занятиях с хорошо подготовленными детьми для воспитания максимальной силы, скоростной силы.

Метод повторных усилий (стандартного интервального упражнения) имеет 3 зоны величины отягощения. В каждой из них упражнения выполняются многократно до полного утомления или «до отказа».

Первая зона: в занятиях используются величины сопротивления от 4 до 7 ПМ и выполняется 4-6 серий в удобном для ребенка режиме, содействует развитию абсолютной силы.

Вторая зона: величины сопротивления равны 8-12 ПМ, выполняется 8-10 серий в удобном режиме работы и отдыха и используется для развития силы и силовой выносливости. Если упражнения с такими отягощениями выполнять с предельной скоростью, то будут развиваться скоростно-силовые возможности.

Третья зона: величины сопротивления равны 15-50 ПМ, выполняется более 15 серий, способствует развитию силовой выносливости.

Метод содействует улучшению обмена веществ, росту мышечной массы. При его использовании можно избирательно влиять на развитие мышечных групп, избегать напряжения и травм. Данный метод дает хороший оздоровительный эффект.

Метод изометрических напряжений дает хороший прирост силы (там где требуется сила большой величины).

Длительность изометрических напряжений должна составлять 5-6 в течении 10-15 мин занятий. Степень усилия 60: и выше, но последние 3 с  следует проявлять максимальное усилие Наибольшие темпы прироста мышечной силы проявляются в 13-15 лет.

Метод изометрических напряжений рассчитан на развитие максимальных силовых возможностей. Этим он отличается от метода статической тренировки.

Метод статических упражнений издавна используется гимнастами и акробатами тами в специальной силовой подготовке, поскольку статические силовые элементы являются составной частью квалификационных, да и произвольных программ.

Статические усилия весьма эффективны для развития статической выносливости и статической силы.

Для развития статической силы упражнения используются в начале тренировки. Вес отягощений не должен превышать 80 % от веса тела. Количество подходов 5-6 с 2-3 повторениями. Паузы отдыха между подходами до 3 мин повторениями 5-10 с.

После такой тренировки рекомендуется давать упражнения на растягивание. Особенно эффективны упражнения с резиновыми амортизатором.

Дыхание во время статической тренировки должно быть свободным, следует избегать общего напряжения.

Для развития статической выносливости рекомендуется следующий режим работы. Нагрузка или отягощение 80-85 % от максимального возможных. Продолжительность выполнения до 20 с., количество подходов не более 3-х, отдых между ними 3-4 мин.

Метод электростимуляции. Это напряжение мышц под воздействие электрического раздражения (импульсами специальной формы). Для применения электростимуляции необходимо специальное оборудование.

Электростимуляция имеет ряд преимуществ:

1- обеспечивает избирательное воздействие на отдельные мышечные группы

2 – приводит к увеличению силы лишь за счет роста мышечной массы, без воздействия на координацию навыков

3 – удается активизировать весь сократительный аппарат мышц и удерживать максимальное напряжение сколько необходимо.

Методы воспитания гибкости.

Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой.

Гибкость зависит от подвижности суставов и может быть активной или пассивной.

Пассивная гибкость соответствует анатомическому строению сустава. Она зависит от эластичности и длины окружающих суставов мышц, связок и суставных сумок и проявляется за счет воздействия сил, находящихся вне тела (с помощью партнера).

Активная гибкость зависит от тех же факторов, что и пассивная, а также от силы мышц, окружающих сустав и осуществляющих движений.

Пассивная гибкость всегда больше активной и является резервом для увеличения последней.

У детей школьного возраста значительно изменяется эластичность мышц; связок и суставных сумок. После 14 лет подвижность в суставах резко ухудшается, что приводит к уменьшению разницы между активной и пассивной гибкостью.

В 9-13 лет подвижность в суставах развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем возрасте.

Виды гибкости взаимосвязаны: улучшение пассивной подвижности создает условия для совершенствования подвижности активной.

Работа по развитию гибкости должна предшествовать силовой тренировке.

В работе на гибкость важно правильно дозировать выполнение упражнений, помня, что предельная амплитуда движений достигается не сразу.

Выполнять упражнения на гибкость следует ежедневно после хорошей разминки до появления пота.

При выполнении упражнения всегда необходимо детям ставить конкретные задания: достать до определенного предмета, коснуться чего-то. После каждой серии следуют упражнения на расслабление работавших мышц. Процесс развития гибкости целесообразно разделить на 2 этапа. На первом наиболее эффективны упражнения с пассивным растягиванием:

1) с помощью партнера

2) маховые или пружинные

3) то же с отягощением

4) с помощью резинового жгута

5) расслабленные простые и с отягощением висы

6) удержание с помощью партнера

Все пассивные движения целесообразно выполнять в 3-4 подходах каждые с 10-40 повторениями. Статические пассивные положения удерживать в 3-4 подходах по 6-10 с в каждом.

На втором этапе развитие гибкости (активной) содержание и методика упражнений иные. Здесь упражнения выполняются не только за счет активных действий гимнаста, но и при дополнительном усложнении условий для проявления двигательной активности.

Применение упражнений для 2 этапа развития гибкости основывается на тех же методах, что и развитие силы. Основным из принципов при этом является принцип повторных усилий с максимальным напряжением во всех режимах работы: медленном, скоростном и статическом.

Все упражнения для 2 этапа можно свести к 4 группам:

1. Маховые или пружинные движения с отягощением, т.е. противодействия движению. Упражнения выполняются в 2-3 подходах с 6-8 повторениями. Отягощения до 2% от массы спортсмена.

2. Статические удержания положений с небольшим растяжением мышц. Выполнять в 2-3 подхода, удержание в каждом – 5-6 с.

3. Статические удержания положений с растягиванием, близким к максимальному, и последующее маховое движение с небольшим растяжением мышц. Упражнения выполняются в 2 подхода с 2-3 повторениями.

4. 2 последних указанных выше вида упражнения с отягощениями. Эти упражнения выполняются по одному разу 1-2 подхода с отягощениями в 2-3% от массы спортсменов, удержание длится 2-3 с. Между подходами отдых до 3 мин.

В настоящее время появилась еще одна методика развития гибкости. Она разработана Назаровым В.Т. и группой его учеников. Это так называемая виброметодика основанная на теории волновых колебаний и биопотенциальной энергии, т.е. энергии упругих напряжений активных мышц. Методика очень эффективна, но требует специальной аппаратуры.

Развитие быстроты.

В ходе тренировок быстрота проявляется в форме быстроты реакции  скорости движения. Различают простую и сложную реакции.

Простая реакция – это ответ известным движениям на известный сигнал.

Сложная реакция может быть на движущийся объект или реакцией выбора, когда действия занимающегося зависят от поведения его противника.

Улучшение быстроты простой реакции можно достичь путем многократного реагирования на разнообразные сигналы (свисток, хлопок, голос и т.д.).

Реакция выбора улучшается путем занимающихся в играх, где создаются наиболее благоприятные условия для постоянного реагирования на меняющиеся условия деятельности, в зависимости от поведения партнера.

В связи с этим в методике воспитания быстроты различают 2 направления:

- целостное совершенствование быстроты и,

- аналитическое совершенствование тех факторов, от которых она зависит.

Целостное совершенствование быстроты осуществляется благодаря использованию повторного выполнения упражнений на скорость (бег и т.д.). Длительность упражнения определяется возможностью поддерживать максимальную скорость не более 20 с. Как только наметилось падение скорости, выполнение упражнений следует прекратить. На фоне утомления быстрота не воспитывается. Объем беговой нагрузки не должен в тренировке превышать 200-270 м.

Наиболее благоприятный возраст для воспитания быстроты 8-11 лет.

Воспитание ловкости.

Ловкость – это способность учащегося быстро усваивать сложно-координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий.

Основным условиям воспитания ловкости является новизна изучаемых упражнений. Длительные перерывы в упражнениях приводят к способности обучаться.

На каждой тренировке надо воспитывать ловкость путем использования непривычных и путем выполнения известных упражнений в другую сторону, другой рукой, изменяя скорость и темп выполнения упражнений, выполняя изученные упражнения в комбинациях с другими и т.д.

Наиболее благоприятный период воспитания ловкости это дошкольный и младший школьный возраст.

Воспитание выносливости.

Выносливость – это способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности. Различают общую и специальную выносливость.

Общую выносливость развивают в процессе применения средств, вовлекающих в работу многие группы мышц и все системы, обеспечивающие их деятельность. К таким средствам относятся:

- бег на длинные дистанции

- кросс

бег на лыжах и коньках

- езда на велосипеде

- игра с мячом

- продолжительные прыжки со скакалкой.

Для общей выносливости целесообразна работа средней или малой интенсивности, но большой продолжительности.

Работа разной интенсивности осуществляется разными «внутренними» механизмами.

В тренировке на выносливость основной фактор, определяющий момент повторной работы – восстановление дыхательных процессов. Это происходит лишь через 3-4 мин.

Под специальной выносливостью понимается способность спортсмена выполнять длительное время работу определенного характера (силовую, скоростную и т.д.).

Для спортсменов очень важна специальная выносливость или будем называть ее локальной.

Локальная выносливость в большей мере проявляет свою специфичность, отражая практически все силовые качеств. Она может быть собственно силовой, скоростно-силовой, статической и т.д. Поэтому применяемые упражнения должны соответствовать специфике развиваемого качества.

В связи с тем, что в локальных упражнениях нагрузка действует более концентрированно, утомление наступает быстрее. Поэтому при развитии любого вида локальной выносливости количество подходов не превышает 3-4.

Для развития специальной выносливости наиболее целесообразно применять следующие виды упражнений:

1. Продолжительные – прыжки на батуте.

2. Акробатические прыжки без продолжительных пауз.

3. Вольные упражнения целиком и по половинкам.

4. Упражнения по методу круговой тренировки.

Упражнения выполняются с условием обязательного преодоления чувства усталости.

Литература

1. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М., ФиС, 1989, с.27-80.

2. Смоленский В.М., Менхин Ю.В., Силин В.И. Гимнастика в трех измерениях. М., ФиС, 1979. с. 74-127.