курсовая работа по баскетболу
материал по физкультуре (7 класс) на тему

Балабанова Татьяна Юрьевна

курсовая работа на тему Баскетбол 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая по баскетболу 97.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Психолого-педагогические основы обучения младших школьников игре в баскетбол

Содержание

Введение        

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников игре в баскетбол        

1.1 Психологическая готовность младших школьников к обучению игре в баскетбол        

1.2 Взаимодействие педагогов и родителей младших школьников в обучении игре в баскетбол        

1.3 Профессионализм учителя в обучении игре в баскетбол        

1.4 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол        

Заключение        

Список литературы        

Приложение 1        

Приложение 2        


Введение

Баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, убедительно показали его большое значение как здоровьеформирующей функции, обеспечивающей эффективное развитие основных двигательных и координационных способностей.

Баскетбол является действенным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста, так как предоставляет широкие возможности для разностороннего воздействия на растущий организм.

Баскетбол способствует развитию и совершенствованию многих двигательных качеств и, прежде всего скоростно-силовых, быстроты, выносливости, координации движений. Составляющие его естественные движения человека: прыжки, бег, ловля, метание, помогают формировать жизненно необходимые умения и навыки.

Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.

На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола. Поэтому следует уделять большее внимание методике обучения элементам игры в баскетбол. Это и является актуальностью моей работы.

Гипотеза исследования: качество овладения игрой в баскетбол у младших школьников будет высоким, если учитель:

  1. Использует различные приемы при обучении игре в баскетбол;

2. Осуществляет организацию внеурочной деятельности;

  1. Организует работу по взаимодействию с родителями.

Объект курсовой работы: обучение младших школьников игре в баскетбол.

Предмет курсовой работы: психолого- педагогические условия обучения младших школьников игре в баскетбол.

Цель курсовой работы: рассмотреть  психолого-педагогические условия способствующие обучению младших школьников игре в баскетбол.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности психологической готовности младших школьников к обучению игре в баскетбол.
  2. Определить роль взаимодействия педагогов и родителей младших школьников в обучении игре в баскетбол.
  3. Определить роль профессионализма учителя в обучении игре в баскетбол
  4. Рассмотреть методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

         - методы теоретического исследования: анализ литературы по направлению исследования;

         -  анализ и обобщение передового педагогического опыта.

Курсовая работа состоит из: введения, одной главы, заключения, списка литературы и двух приложений.


Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников игре в баскетбол

1.1 Психологическая готовность младших школьников к обучению игре в баскетбол

Анатомические и физиологические изменения вызывают значительные перемены в психической жизни ребенка. Основным типом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность; основные новообразования ‒ основы теоретического мышления, рефлексия. В норме  начиная с младшего школьного возраста у школьника, формируется ориентация на школьное обучение и обуславливает готовность к нему. Подростковый кризис  является конечной точкой данного периода. [1, 59]

Для выше обозначенного возрастного периода свойствены:

  • преобладающая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных нужд школьника;
  • преобладающая роль школы в организации и формировании общественно-познавательных интересов;
  • увеличение возможности ребенка сопротивляться негативным воздействиям среды при сохранении за семьей и школой основных защитных функций.

Младшие школьники быстро поддаются внушению. Для них предопределяющим смыслом обладает авторитет учителя, родителей и старших друзей. Привязанности к друзьям просто появляются и так же свободно исчезают. Предпосылки дружбы в данном возрасте бывают чаще всего чисто внешними (сидят за одной партой, совместно играют и т.д.).

Для младших школьников свойственна огромная потребность в активной двигательной деятельности. Они желают пользоваться любой возможностью бегать, прыгать. Движение бессознательно приносит им очень большую радость. Вследствие движения идет гармоничное формирование органов и систем.

Объем внимания младших школьников узкий. Они сразу могут усваивать одно-два движения или же элемента движения. Исследование произвольного внимания в младшем школьном возрасте продемонстрировало, что оно ориентировано на «мир вещей» и на действие с ними. При этом формирование произвольного внимания идет от рефлексии как памяти - от случайного припоминания личного прошедшего опыта к его целеустремленному структурированию.

В младшем школьном возрасте у детей значительно закрепляются учебно-познавательные мотивы, прежде всего интерес к способам получения знаний. Им нравится анализировать и обсуждать способы познания, вариантов академического поиска, что значительно обогащает их мнения о приемах самостоятельного пополнения знаний. Продолжают формироваться и мотивы самообразования. [2, 129]

Таким образом, во время игры в баскетбол (в силу ее высокой эмоциональности) вероятны очень существенные сдвиги в функциональном состоянии организма младших школьников, не восстанавливающийся долгое время. Вследствие этого при установлении нагрузки в баскетболе нужно принимать во внимание не только функциональное состояние организма, но и степень эмоционального влияния.

1.2 Взаимодействие педагогов и родителей младших школьников в обучении игре в баскетбол

Результативность воспитания ребенка находится в зависимости от того, как тесно взаимодействуют школа и семья. Основную роль в организации совместной работы школы и семьи играют учителя. Собственно от их деятельности находится в зависимости то, как семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, учебе детей, и принимают участие в ее осуществлении.

При этом семья обязана рассматриваться как основной потребитель и единомышленник в воспитании детей, а комплекс усилий родителей и учителя сформирует подходящие условия для развития ребенка.

В основании сотрудничества семьи и учителя обязаны находиться принципы обоюдного доверия и почтения, помощи и поддержки, терпения и терпимости касательно друг к друга. [3, 17]

Существенное место в системе работы учителя с родителями ученика младших классов отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей обязано быть тесно сопряжено с формированием их педагогического мышления, фактических умений и навыков в сфере обучения.

Нужно, чтобы информация носила предупреждающий характер, базировалась на практической необходимости, показывала опыт, определенные факты. Это объясняет отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Положение взаимодействия школы и семьи выросло из классической педагогической идеи, показанной  в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями». Но с ходом времени и с исходом истории изменяется мир, а совместно с ним и отношение всех общественных институтов. [4, 109]

Новая образовательная модель объявила, что родители являются субъектами образовательного процесса. Следовательно, и на родителей возложена ответственность за уровень качества образования их детей.

Взаимодействие с родителями младших школьников считается главным моментом в построении работы в начальной школе. Семья – та естественная среда жизни и формирования ребенка, в которой закладываются основания личности. [5, 47]

Семья играет главную роль на любом возрастном этапе развития ребенка, исполняя следующие главнейшие функции:

  • регулировка физического и эмоционального развития;
  • воздействие на формирование психологического пола;
  • воздействие на интеллектуальное развитие;
  • знакомство ребенка с общественными нормами;
  • создание ценностных ориентаций;
  • общественная поддержка.

Исполнению данных функций содействуют атмосфера семейных отношений, распорядок семейной жизни, суть деятельности, свойственное разным поколениям семьи.

Современные семьи формируются в условиях качественно новой и двойственной общественной ситуации. С одной стороны, отмечается переворот общества к вопросам и делам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и увеличению ее роли в воспитании детей. [6, 20]

С другой стороны, замечаются процессы, приводящие к обострению семейных трудностей. Это, прежде всего, снижение материального уровня основной массы семей, увеличение числа разводов, негативно воздействующих на нервную систему детей, повышение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

Основной цели в педагогическом общении с родителями – доверия – учитель возможно добиться с помощью некоторых педагогических приемов. Необходимо принимать во внимание, что аудитория в данном случае считается взрослой, методы следует выбирать, нацеленные на усиление грамотности родителей в касательстве обучения ребенка, но принимать во внимание, что каждый родитель имеет собственный, сформированный взгляд на данный процесс. [7, 187]

Вероятно, учитель сумеет «представить» родителям их ребенка с новой, до настоящего времени неизвестной стороны, которая не раскрывалась в ходе обыденной жизни.

Сведения о школьной жизни ребенка необходимо давать в положительном свете. Собрания родителей не обязаны проходить в форме порицания «отстающих» учеников. Учитель обязан сорганизовать диалог с родителями, чтобы получить наибольший отклик на собственную работу.

Процесс взаимодействия семьи и школы обязан быть ориентирован на активное введение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внешкольную досуговую деятельность, совместную работу с детьми и учителями. [8, 114]

К основным функциям взаимодействия школы и семьи иметь отношение:

- информационная – учитель дает предельно достоверные сведения об этапах развития ребенка-школьника.

- воспитательно-развивающая – взаимодействие учителя и родителей обладает целью воспитать и развить справедливое отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к увеличению успеваемости и улучшению эмоционального развития школьника.

- формирующая – учитель с помощью педагогических приемов сформировывает у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности.

- охранно-оздоровительная – правильное представление родителей о ребенке школьнике приводит к сохранению здоровья ученика.

- контролирующая – с помощью взаимодействия родителей и учителя учитель может проверять уровень становления осознанности родителей по отношению к детям.

- бытовая – верное понимание родителями собственных функций по отношению к школьникам ведет к улучшению и бытовых взаимоотношений в семье, росту понимания между родителями и детьми. [9, 115]

Вопросы взаимодействия:

- создание активной педагогической позиции родителей;

- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

- активная роль родителей в воспитании детей

Но взаимодействие с семьями воспитанников формируются по-разному. Обнаружить воспитательный потенциал семьи может помочь педагогическая диагностика.

Суть педагогической диагностики – исследование результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основании перемен в уровне воспитанности учеников и повышении педагогического профессионализма учителей. Исходя из определения, учитель обязан обладать возможностью разрабатывать и использовать диагностические методики, в данном случае применимые к родителям учащихся.

Таким образом, взаимодействие семьи и учителя играет главную роль в жизни школьника, несет в себе главные задачи и функции:

  • воспитывать в родителях основные принципы воспитания детей в семье,
  • гарантировать помощь семье в воспитательном и учебном процессе. [10, 88]

Для обеспечения правильности педагогического влияния учитель может применять педагогическую диагностику. Она содержит в себя разные формы исследований. Исследования необходимо делать непременно, т.к. влияние учителя обязано иметь конкретную цель.

Содержание взаимодействия тесно сопряжено с формой взаимодействия. Формы взаимодействия учителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. От успешного выбора формы взаимодействия порой находится в зависимости плодотворность самого влияния. [11, 47]

Важно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Аспектом классификации считается численность родителей, введенных во взаимодействие с учителем или педагогическим коллективом. В случае если форма работы – элемент организации, то метод – это средство влияния.

Между собой они неотделимо связаны, порождают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что часто между ними бывает тяжело провести линию.

Содержание всех форм работы школы с семьей содержится в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на многостороннее развитие школьников. [12, 66]

В основании данного взаимодействия – постоянный интерес школы к воспитанию ребенка, своевременные и педагогически советы учителей, исследование специфик и способностей любой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.

Перечислим более известные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – главная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Родительское собрание обязано создавать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в действительность успехов собственных детей, носить характер размышлений о воспитательном процессе развития и формирования личности человека. [13, 50]

Особенно важной формой считается взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Совместно они вырабатывают способы осуществления тех идей и решений, которые приняты собранием. Учитель и родительский комитет стараются выработать советы дел для организации работы с учетом способностей и круга интересов родителей. Учитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей.

Главным содержанием работы учителя является работа с родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к совместной работе по проведению праздников, дежурству по школе вместе с учащимися, по организации соревнований и т.д.

Собственно в ходе взаимодействия с родителями учителя понимают собственную роль в воспитании детей. В случае если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой обучается их ребенок, то он будет принимать во внимание их мнение при построении учебно-воспитательного процесса.

Умения, получаемые в работе с родителями, могут передаваться и на взаимодействие с учащимися, содействуя демократизации и гуманизации школьной жизни. [14, 11]

Родители, в свою очередь, имеют необходимость в такой помощи, которая могла бы гарантировать им грамотное представление интересов, образовательных потребностей и заказов. В случае если учителя смогут найти успешные формы отношений на основании образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет содействовать хорошему развитию детей.

Позитивным итогом совместной работы для педагогов становится усиление уважения со стороны родителей и общества в целом, развитие межличностных взаимоотношений с ними, рост авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, огромная удовлетворение от собственной работы, наиболее креативный подход к ней. [15, 241]

Для родителей итогом взаимодействия становится наилучшее знание детей и школьных программ, убежденность в том, что при обучении предусматриваются их мнения и просьбы, чувство собственной важности в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей итогом взаимодействия становится лучшее отношение к школе, к обучению, формирование учебных знаний и умений, удачное общественное положение.

Таким образом, содержание педагогического взаимодействия учителей и родителей имеет форму и метод. Порой они так близки, что нереально провести точную границу между ними.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно осуществить с помощью следующих форм работы с семьей:

  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

Индивидуальные и тематические консультации учитель может давать в любое время по желанию, или может установить часы приема для родителей на неделе. В ходе консультации родители могут получить ответы на любые вопросы, связанные с ходом воспитания и учебы собственных детей. Такая форма гарантирует конфиденциальность и, как результат, огромную открытость и доверие между родителем и учителем. [16, 19]

Родительское собрание исполняет разные функции:

- знакомство родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

- психолого-педагогическое образование родителей, объяснение специфик определенного возраста, разъяснение условий эффективного взаимодействия с детьми и т.д.;

- вовлечение родителей в общую с детьми деятельность;

- общее решение координационных вопросов. [17, 200]

Тема родительских собраний определяется учителем на основании исследования целей и задач работы школы с родителями и отталкиваясь от запросов родителей класса.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Главной целью общешкольного родительского собрания считается знакомство с целями и задачами работы школы, планированием учебно-воспитательного процесса, результатами работы за установленный промежуток времени, задачами и возможностями становления школьного обучения в условиях реформирования школы.

Формы взаимодействия учителей и родителей многообразны, но имеют общую цель – усовершенствовать развитие ребенка в целом, сформировать единообразие между взглядами родителя и учителя на образование, сформировать здоровое отношение родителя к воспитанию ребенка. Формы различаются друг от друга по особенностям организации процесса. [18, 119]

Таким образом, работа с родителями – необходимая часть системы работы учителя. Эта работа дает успех, в случае если она, будучи регулярной и научно аргументированной, органично вводится в общую педагогическую деятельность учителя.


1.3 Профессионализм учителя в обучении игре в баскетбол

На работу учителя распространяются общие и специфические требования к специалисту начального школьного образования, которые обусловливаются характером учебного и воспитательного процесса, обстоятельством работы.

Учитель трудится в непростых условиях: обстановка на занятиях по физической культуре время от времени изменяется (зал, спортивная площадка и т.д.), высочайшая двигательная активность детей требует строжайшей организации, в обратном случае она сможет привести к конфликтам и травмам. [19, 19]

Учитель обязан расходовать много физических сил, показывать двигательные действия, совершать страховку при работе. Не считая того, ведя урок, учитель обязан вести себя, таким образом, как требует от учеников.

Воспитательная сила собственного примера педагога определена психологическими свойствами детей младшего школьного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Учитель постоянно вынужден помнить, что он, прежде всего педагог.

При обучении младших школьников игре в баскетбол учитель обязан хорошо понимать в проблемах физического воспитания детей, не перегружать двигательную деятельность детей, при показе упражнений делать 60-80 движений. [20, 27]

Учитель обязан знать как быстро переключить внимание, распределять его по залу, так чтобы не один ребенок не остался без внимания. Это нужно при обучении ловле мяча, передаче, так как вероятны травмы, выработка неправильных умений. Также важно чувство времени, двигательная реакция, ориентация в пространстве и т.д.

Учитель обязан сам демонстрировать детям правильный образец изучаемого движения при обучении баскетболу, вероятные способы поведения в игровых ситуациях, а также в соревновательных условиях. [21, 59]

Движение педагога – образец для ребенка, и ребенок пытается копировать педагога, повторяет движения. Вследствие этого для педагога очень важно всегда быть в превосходной спортивной форме. В случае если из-за возраста, состояния здоровья или же иных каких-либо объективных обстоятельств педагог не может эталонно исполнить упражнение, предпочтительно заблаговременно приготовить ребенка и поручить ему демонстрацию.

Необходимо любить собственное дело, стремиться выстроить обучающую работу с детьми так, чтобы они не только упражнялись игре в баскетбол, но и активно отдыхали, любили физическую культуру и игру в баскетбол. Побуждая детей к совершенствованию в игре баскетбол, учитель обязан сам стремиться к совершенной игре, безошибочным движениям. Для этого учитель сам обязан регулярно заниматься спортом, играть в баскетбол.[22, 11]

Учитель обязан действовать свободно, твердо, раскованно, но вместе с тем всегда по отлично продуманному плану. Это благосклонно отразится на обучении игре детей в баскетбол.

Не считая практического двигательного опыта, очень хорошо иметь особую теоретическую подготовку знать:

  • порядок педагогического медицинского контроля,
  • закономерности воспитания двигательных навыков,
  • специфики физического развития детей и его взаимозависимость с психическими,
  • анатомо-физиологическими, гигиеническими нормами и требования к проведению физических упражнений.

Преподаватель обязан обладать способностью:

  • учить детей упражнениям по игре в баскетбол с учетом физической подготовленности, возрастных особенностей детей;
  • подвергать анализу деятельность детей, гарантировать страховку и помощь детям при исполнении упражнений;
  • готовить место для проведения занятий.

Не считая того, очень хорошо уметь организовывать группу детей для исполнения упражнений, правильно отмерять физическую нагрузку на организм любого ребенка. [23, 40]

Успех при обучении игре в баскетбол находится в зависимости от того, в какой мере сформированы методические умения педагога:

  • разъяснить и вести упражнения в синтезе с правилами игры;
  • выбрать подходящие упражнения для улучшения движений;
  • применять подвижные игры как средство обучения; устроить и провести состязания.

Таким образом, правильные отношения между педагогом и учениками обязаны основываться на базе высокой требовательности педагога в комбинации с глубочайшим уважением к ребенку.

Дружественный тон, моральная помощь при поражении или же неудаче, поддержка уверенности в собственных силах способствует формированию атмосферы жизнерадостности, желания учиться игре в баскетбол.

Педагогу нужно умение организовывать правильные отношения между детьми в игровых ситуациях и соревнованиях. В случае если вся работа педагога по обучению игре в баскетбол станет выстраиваться на академической основе, отвечать научно-методическим требованиям, успех в работе будет обеспечен. [24, 110]

Таким образом, при организации всех требуемых условий: игрового метода, совместной деятельности родителей и педагогов, профессионализма учителя, обучение баскетболу будет проходить в наибольшей степени успешно. Не исключая ни один важный вид деятельности учеников, применяя их в правильном направлении, обучении игре в баскетбол, качественные показатели способностей детей будут в превосходстве. Игра в баскетбол будет здоровьеоберегающей, развивающей игрой для детей.

1.4 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол

Процесс обучения младших школьников  баскетболу ориентирован на вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками, систематическое их развитие и улучшение, создание системы знаний по задачам техники, стратегии, тактики, правил игры и т.п.

Решение задач обучения подразумевает вооружение учеников широким кругом знаний об игре.

Важное место в обучении имеет не только формирование физических и моральных качеств, но и выработка особых умений и навыков, которыми ученики обязаны владеть. Учащиеся обязаны учиться правильно пользоваться полученными навыками, делая упор на знания и умения. В этом сущность процесса обучения.

Проработка двигательных навыков подразумевает такую степень владения движениями, когда регулирование ими исполняется автоматизировано. В основании навыка находится система закрепленных связей, для воспитания которых нужно множественное повторение их в конкретных условиях. Но степень данных связей обязана гарантировать вероятность свободного варьирования элементами движения. [25, 49]

Обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям обязано идти синхронно. В начале технику учат отдельно по приемам. В будущем отделенные приемы соединяют в игровые действия, в которых могут быть два и более различных приемов.

Приемы техники нападения учат раньше, чем приемы защиты.

В ходе развития двигательного навыка выделяют независимые стадии, которым отвечает тот или же другой этап обучения.

Обычно выделяют три стадии:

1.        Выработка начального умения, когда школьник овладеет основами движения, его структурой;

2.        Детализация системы движений;

3.        Улучшение навыка.

В особенности важна на любой стадии очередность постановки педагогических задач, нужно чтобы, прежде всего:

  • изучили исходное положение, из которого производятся движения;
  • знали, какие части тела принимают участие в данных движениях, и какие их направления, отклонение, слаженность во времени и в пространстве;
  • делали движение по подходящим амплитудам в комфортном темпе;
  • хранили точную структуру движения и изучили его детали;
  • приступили к совершенствованию движений.

При усвоении соединений приемов основное внимание уделяют связкам, в случае если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке учат переход от одного приема к другому, где модифицируются конечные движения предшествующего приема и исходные следующего. [26, 37]

При овладении двигательными действиями, в которых приемы совместятся не методически, а сразу, когда один становится фоном второго (к примеру, передача мяча во время бега), учат слаженность разученных раньше по фазам движений, нередко для данной цели применяют подводящие упражнения.

При изучении тактики игры устанавливают цели:

- обучить подходящему применению выученных приемов и взаимодействию с иными игроками в зависимости от обстановки;

- обучить умению организовывать более выгодные ситуации для второго игрока, позволяющие ему поступать наиболее продуктивно.

Уча любой прием техники или же тактическое взаимодействие, нужно методично перешагивать от одних педагогических задач к другим, базируясь на физиологической природе развития двигательных навыков.

Знакомство с приемом  начинается с формирования представления о нем. Ученики обязаны иметь перед собой эталон, который надлежит воспроизвести.

Для этого им необходимо не только рассказать сведения о приеме, о его месте и смысле в игре, но и дать возможность получить первые двигательные ощущения, появляющиеся при исполнении движений. В задачу изучения на данном этапе входит:

-        обнаружение знаний учащегося об исследуемом предмете, а также чувств, существующих в его двигательном опыте;

-        сообщение предварительных сведений об проходимом приеме - его месте и роли в игре, главном направлении и более действенном использовании и т.п.

-        организация зрительного и двигательного представления о точных движениях и их очередности. [27, 26]

Данные задачи находят решение с помощью наглядного и словесного методов и самостоятельного исполнения упражнений.

В зависимости от проходимого материала и задач обучения можно применять, наглядные пособия, схемы, фото, видеомагнитофонные записи и т.п.

Основное внимание в обучении младших школьников игре в баскетбол ориентировано на воспитание осмысленного восприятия и исполнения двигательных действий, на выработку четкости при исполнении более значимых элементов движения.

При обучении игре в баскетбол для младшего школьного возраста наиболее эффективен игровой метод.  Игровой метод является способом организации изучения особыми знаниями, умениями и навыками, становления двигательных качеств, базирующийся на введении в ход обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).

Игровой метод может быть показан в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, обладая общими признаками, характерными для игровой деятельности, тем не менее, различаются друг от друга.

Физические упражнения в игровой форме считаются двигательными действиями, выбранными в соответствии с определенными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную либо ролевую окраску. Они имеют одну либо некоторое количество черт игровой деятельности, но остаются по своей сущности физическими упражнениями, так как характер их исполнения абсолютно подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при данном может быть точно дозирована, а внимание ученика сосредоточено на технике исполнения изучаемого действия. [28, 50]

Составляющие игровой деятельности, вступая во взаимодействие с обучением, делают его более привлекательным для детей. Значимость проявляет стимулирующее воздействие на исполнение действий, в которых данная роль обретает свое воплощение, а образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сопоставляет личное исполнение, осуществляет контроль его.

С раннего детства игра считается главным видом деятельности; и в младшем школьном возрасте, дети еще не выросли из игры; хотя главной их деятельностью становиться учение. Для них свойственна насыщенность и непринужденность восприятия, легкость вхождения в образы, дети свободно вовлекаются в любую деятельность, в особенности игровую, без помощи других организуют групповую игру, продолжают игры с объектами.

Игровая форма выполнения занятия считается главной методикой обучения младших школьников игре в баскетбол. Занятие обязано проходить как интересная игра. Не позволяется допускать монотонность и скуку. Сами движения обязаны приносить ребенку удовольствие; потому хорошо, чтобы занятие включало увлекательные для детей двигательные задания, игровые образы. [29, 25]

В педагогической практике более распространены виды занятий, в которых игры и упражнения совместятся. Занятия по обучению игре в баскетбол выделяются разнообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целенаправлено использовать свободные действия и любимые игры детей (с мячом), воспользовавшись наличествующим различным оборудованием на площадке. [30, 32]

Рекомендованные игры представлен в приложении 1 и 2.

Таким образом, игровой метод служит важным условием при обучении игре в баскетбол. Игра организовывает удобный эмоциональный настрой детей; дает выполнимость обучения игре в том числе и тех, кто не желает или же не способен (в силу своих плохо сформированных коммуникативных способностей) играть в баскетбол. Через игру педагог может объединить детский коллектив. В игровой ситуации дети скорее осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом. Насколько занимательной увлеченной будет игра, настолько сплоченнее, лучше будут играть в баскетбол.


Заключение

Для младших школьников свойственна огромная потребность в активной двигательной деятельности. Они стремятся пользоваться любой возможностью бегать, прыгать. Движение бессознательно приносит им очень большую радость. Вследствие движения идет гармоничное формирование органов и систем.

Во время игры в баскетбол (в силу ее высокой эмоциональности) вероятны очень существенные сдвиги в функциональном состоянии организма младших школьников, не восстанавливающийся долгое время. Вследствие этого при установлении нагрузки в баскетболе нужно принимать во внимание не только функциональное состояние организма, но и степень эмоционального влияния.

Результативность воспитания ребенка находится в зависимости от того, как тесно взаимодействуют школа и семья. Основную роль в организации совместной работы школы и семьи играют учителя. Собственно от их деятельности находится в зависимости то, как семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, учебе детей, и принимают участие в ее осуществлении.

Существенное место в системе работы учителя с родителями ученика младших классов отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей обязано быть тесно сопряжено с формированием их педагогического мышления, фактических умений и навыков в сфере обучения.

Взаимодействие с родителями младших школьников считается главным моментом в построении работы в начальной школе. Семья – та естественная среда жизни и формирования ребенка, в которой закладываются основания личности.

Взаимодействие семьи и учителя играет главную роль в жизни школьника, несет в себе главные задачи и функции:

  • воспитывать в родителях основные принципы воспитания детей в семье,
  • гарантировать помощь семье в воспитательном и учебном процессе.

Для обеспечения правильности педагогического влияния учитель может применять педагогическую диагностику.

Содержание педагогического взаимодействия учителей и родителей имеет форму и метод. Порой они так близки, что нереально провести точную границу между ними.

Работа с родителями – необходимая часть системы работы учителя. Эта работа дает успех, в случае если она, будучи регулярной и научно аргументированной, органично вводится в общую педагогическую деятельность учителя.

На работу учителя распространяются общие и специфические требования к специалисту начального школьного образования, которые обусловливаются характером учебного и воспитательного процесса, обстоятельством работы.

Учитель обязан сам демонстрировать детям правильный образец изучаемого движения при обучении баскетболу, вероятные способы поведения в игровых ситуациях, а также в соревновательных условиях.

Движение педагога – образец для ребенка, и ребенок пытается копировать педагога, повторяет движения. Вследствие этого для педагога очень важно всегда быть в превосходной спортивной форме.

Правильные отношения между педагогом и учениками обязаны основываться на базе высокой требовательности педагога в комбинации с глубочайшим уважением к ребенку.

 Дружественный тон, моральная помощь при поражении или же неудаче, поддержка уверенности в собственных силах способствует формированию атмосферы жизнерадостности, желания учиться игре в баскетбол.

При организации всех требуемых условий: игрового метода, совместной деятельности родителей и педагогов, профессионализма учителя, обучение баскетболу будет проходить в наибольшей степени успешно.

Не исключая ни один важный вид деятельности учеников, применяя их в правильном направлении, обучении игре в баскетбол, качественные показатели способностей детей будут в превосходстве. Игра в баскетбол будет здоровьеоберегающей, развивающей игрой для детей.

Процесс обучения младших школьников  баскетболу ориентирован на вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками, систематическое их развитие и улучшение, создание системы знаний по задачам техники, стратегии, тактики, правил игры и т.п.

Игровой метод служит важным условием при обучении игре в баскетбол. Игра организовывает удобный эмоциональный настрой детей; дает выполнимость обучения игре в том числе и тех, кто не желает или же не способен играть в баскетбол.

Через игру педагог может объединить детский коллектив. В игровой ситуации дети скорее осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом.


Список литературы

  1. Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008, 471 с.
  2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.:Физкультура и Спорт, 1997.-480с.
  3. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№6,7- с.17-18.
  4. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 1986. – 111с.
  5. Вальтин А.И. Баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.-111с.
  6. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол– М.: Физкультура и спорт, 1984.-24с.
  7. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с. с илл.
  8. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.
  9. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ», 1999г. - 224 с.: ил. - (серия «Спорт»)
  10. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт , 1969.-183с.
  11. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. – Волгоград, 1984.-35с.
  12. Кудряшов В.А., Рудакос В.И. Баскетбол в школе/ Учебное пособие для учителей школ. Л.,Учпедлит, 1960.-154с.
  13. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура испорт, 1999.-133с.
  14. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. – М.: Физкультура и спорт, 1971.-278с.
  15. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие.  Москва-Смоленск, 2011.
  16. Манасанян Ж.А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1986.-25с.
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,1991.-543с.
  18. Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.
  19. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград,1994.-35с.
  20. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол// Физическая культура в школе. –1991.-№2- с. 27-30.
  21. Нестеровский Д.И.. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание. Издательский центр «Академия», 2014, 100 с.
  22. Обучение технике игры в баскетбол/ Метод. рекомендаций для  студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. – Тула 1992.-25с.
  23. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое  пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.
  24. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.
  25. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное пособие. – Алма-Ата,1985-92с.
  26. Ульянов В.А. Баскетбол. Первые шаги. // Физкультура в школе.-1990.- №1- с 37-40.
  27. Федосеев В.В. На уроках баскетбола.// Физкультура в школе-1995.- №2-с.26-27.
  28. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. – М.: Физкультура и спорт, 1985.-70с.
  29. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие, - Омск, 1991.-60с.
  30. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1978.-45с.

Приложение 1

Классификация игр при обучении основам баскетбола младших школьников

Формируемые навыки

Названия игр

Передача и ловля мяча

«Ягоды, фрукты, овощи»,

«Мяч через круг с вызовом».

«Быстрая передача».

«Гонка мячей по кругу».

«Мяч - центру»,

«Передал - садись».

«Рывок за мячом»,

«Гонка мячей над головой»,

«Борьба за мяч».

«Пятнашки с мячом»

Ведение мяча

«Прокати мяч».

«Обведи мячом».

«Гонка мячей под ногами»,

«Пятнашки с мячом»,

«Пятнашки с ведением».

«Вытолкни за круг».

«Футбол-баскет»,

 «Дриблер».

 «Старт с мячом»


Перемещение

«Ручеек»,

«Защита кеглей»,

«Сумей догнать»,

«Бездомный заяц»,

«Пятнашки по линиям».

«Стой».

«Пятнашки с мячом»,

«Салки обезьян»,

«Караси и щука»,

«Невод».

 «Скакуны»,

«Воробьи и вороны».

«Охотники и лисицы».

«Светофор».

 «День и ночь»

Бросок мяча

«Подбрось-поймай»,

«Попади в мяч».

«Залетный мяч»,

«Кто быстрее»,

«Дуга». «Дуэт»,

«Старт с мячом».

«Снайпер».

«Круг»


Приложение 2

Подвижные игры для освоения основ баскетбола младшими школьниками

Название игры

Направленность двигательных действий

Бездомный заяц

  • телесная ловкость,
  • передвижение игрока в защитной стойке

Быстрая передача

  • предметная ловкость,
  • скоростно-силовые способности,
  • координационная выносливость,
  • передача и ловля мяча на месте и в движении (одной и двумя руками от груди и от плеча)

Борьба за мяч

  • скоростно-силовые способности,
  • передача одной и двумя руками от груди, передача мяча с сопротивлением защитника,
  • логическое мышление

Борцы

  • динамическая сила

Воробьи и вороны

  • быстрота простой двигательной реакции

Вьюны

  • телесная ловкость

Гол - бол

  • ориентация в пространстве,
  • передача одной и двумя руками от плеча (в определённое место)

Гонка мячей по кругу

  • предметная ловкость,
  • телесная ловкость,
  • передача мяча одной и двумя руками любым способом,
  • передача двумя мячами,
  • быстрое переключение с одного предмета на другой

Догони партнёра

  • общая выносливость,
  • передвижение приставным шагом

Догони мяч

  • скоростная выносливость,
  • передвижение приставным шагом и в стойке баскетболиста

Дриблёры

  • скоростная выносливость,
  • ведение мяча на месте и в движении,
  • попеременно левой и правой рукой,
  • объём внимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

Курсовая работа - "Подвижные игры на уроках баскетбола".

Подборка, основы и методы проведения подвижных игр....

Положение о курсовой работе (курсовом проекте) для студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование НСГК 2021-2022г.

Настоящее Положение о курсовой работе (курсовом проекте) разработано на основе ФЗ от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации ...