Планирование нагрузок и отдыха футболиста
статья по физкультуре на тему

Пономаренко Егор Валерьевич

Неоценимое значение физических нагрузок при правильном составлении комплекса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_nagruzok_i_otdyha.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование нагрузок и отдыха

Основным средством тренировки являются физические упражнения. Составляя из них комплекс физически упражнений, тренер с их помощью оказывает различного рода воздействия на организм спортсмена для того, чтобы добиться более высокого уровня тренированности.
Вопрос о правильном планировании тренировочных нагрузок является одним из главных методически вопросов
при подготовке футболистов. Воздействия на организм спортсмена осуществляются путем специально подобранных комплексов физических упражнений и обоснованных интервалов отдыха между ними. Если нагрузки и отдых будут чередоваться без учета специфики решаемых задач и реальных возможностей футболистов, то вряд ли удастся повысить их тренированность. Кроме того, может быть и перетренировка.
        Тренировочная нагрузка имеет две взаимосвязанных стороны - объем и интенсивность. Под объемом понимается суммарное количество проделанной работы. Объем тренировочной
нагрузки в футболе— это количество выполненных игровых приемов, километраж пробегаемых дистанций (в процессе физической подготовки) и т. д. Однако указанная работа может выполняться с различной степенью напряженности — интенсивности.
         В футболе интенсивность тренировочной работы определяется главным образом быстротой игровых приемов, скоростью пробега дистанции (с ведением и без ведения мяча), количеством учебных и календарных игр, повышением моторной плотности учебно-тренировочных занятий, сокращением интервалов отдыха и т. д.
       Объем и интенсивность нагрузки можно наращивать параллельно лишь до известного предела, после которого неизбежно придется уменьшать либо одно, либо другое. Поскольку любой объем тренировочной работы немыслим без определенной степени интенсивности, постольку можно говорить лишь о преимуществе одного из них на том или ином этапе тренировки. Это зависит от решаемых задач. Если речь идет о закладке «фундамента» спортивной формы в смысле повышения общих функциональных возможностей спортсменов, то тренировка проводится преимущественно за счет наращивания объема нагрузки при возможном увеличении интенсивности. Наоборот, когда приближаются календарные игры и футболисты должны приобрести спортивную форму, объем постепенно уменьшается (иногда больше чем на половину), а интенсивность продолжает нарастать.
       Тренировочная нагрузка определяется не только ее объёмом, и интенсивностью. Не меньшее значение имеет и то, какова общая величина нагрузки на данном занятии и какова величина ответной реакции на нее
организма футболиста.
       В восстановительном периоде после тренировки различают три этапа.
В результате выполненной тренировочной работы наступает утомление, в силу чего работоспособность снижается, а затем постепенно приходит в дорабочее состояние. Это первый этап восстановительного периода. Затем работоспособность продолжает повышаться до величин, превышающих дорабочий уровень работоспособности. Наступает эффект сверхвосстановления (суперкомпенсации) — второй этап восстановительного: периода. Через некоторое время достигнутый уровень сверхисходного состояния тренированности возвращается к исходному до тренировки, что характеризует третий, этап восстановительного периода.
         Для того чтобы
тренированность футболистов нарастала от занятия к занятию, желательно каждую последующую тренировку проводить во втором этапе восстановительного периода в сверхисходном состояние тренированности. Добиться этого можно, используя нагрузки, разной величины и направленности. Дело в том, что величина нагрузки обусловливает величину и длительность эффекта сверхвосстановления.

Целесообразно использовать следующую классификацию нагрузок.

  1. Запредельные, превышающие функциональные способности спортсмена. Эффект восстановления после таких нагрузок длительный. Эти нагрузки не должны применяться на тренировках, но могут быть на ответственных соревнованиях.
  2. Околопредельные, стоящие на грани возможностей организма спортсмена. Сопровождаются значительными сдвигами в организме. Эффект восстановления наблюдается на 6-7 день. Такие нагрузки изредка применяются на тренировках, но часто бывают на соревнованиях.
  3. Большие. После таких нагрузок наблюдается наибольший эффект сверхвосстановления, который наступает через 32-36 ч. Эти нагрузки наиболее эффетивны, поэтому они часто применяются на тренировках.
  4. Средние нагрузки. Эффект сверхвосстановления после них меньший, однако наступает он значительно раньше – через 18-24 ч.
  5. Малые нагрузки. После них наблюдается наименьший эффект сверхвосстановления – через 4-6 ч.

        Тренер в зависимости от решаемых задач должен умело чередовать нагрузки разной величины и направленности. Он должен учитывать, что процесс восстановления после больших нагрузок проходит быстрее, если в интервалах между ними вместо пассивного отдыха проводят тренировки со средними и малыми нагрузками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в услов...

открытый урок "Влияние физических нагрузок на организм человека"

Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для...

«Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок»

Методические рекомендации для тренеров-преподавательный по вольной борьбе....

Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016

Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам  Всероссийского заочного конкурса допо...

Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...

Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...

Педагогический образовательный проект «Учимся - отдыхая» (Активизация каникулярного отдыха детей)

В настоящее время молодое поколение все активнее осваивают Интернет, так как в жизни современного человека информация играет огромную роль. Закономерным является возникновение у него желания заявить о...