Главные вкладки

    Физкультминутка как фактор повышения двигательной активности школьника.
    статья по физкультуре на тему

    Скогорева Лариса Леонидовна

       Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит двигательной активности, обусловливающий появление гиподинамии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.  Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом  умственном труде – активизировать двигательную деятельность в системе учебных занятий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Содержание

    1. Введение……………………………………………..стр. 2
    2.  Основная часть……………………………………...стр. 3
    3. Выводы………………………………………………стр. 12
    4. Список литературы …………………………………стр. 13
    5. Приложение……….…………………………………стр. 14

    Введение

       Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит двигательной активности, обусловливающий появление гиподинамии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.  Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Школьникам приходится не только ограничивать себя в движениях, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Согласно статистике, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, детей в возрасте 15-17 лет - на 65%. Хронические патологии нарушения здоровья обнаружены у 30% школьников средних и старших классов.

           На колоссальные школьные нагрузки, на снижение двигательной активности накладывается внедрение в жизнь детей компьютеров и других цифровых устройств, приводящих к увеличению сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств - за последние годы их число увеличилось в 2 раза. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как 20% ребят не добирают до нормы.

     Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является гиподинамия. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

    Эти негативные явления современной социальной действительности и определили выбор темы, объекта и предмета исследования.

    Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

    Предметом исследования является выявление эффективности физкультминуток на повышение двигательной активности школьников в учебно-воспитательном процессе.

    Целью исследования является определение необходимости применения физкультурных пауз для оптимизации двигательной деятельности школьников.

    Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

    1. Провести анализ литературы по проблеме исследования;

    2. Провести анкетирование и выявить уровень двигательной активности школьников;

    3. Разработать комплексы физкультминуток с применением нетрадиционных форм для учащихся среднего школьного возраста.

    Для достижения цели и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования:

    1.Теоретические – анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме;

    2. Эмпирические – анкетирование, проводимое для учащихся 5 – 7 классов;

    3.Метод статистической обработки данных, их систематизирование и качественный анализ.

    Основная часть.

    Наиболее агрессивными факторами на современном этапе, значимо влияющими на формирование здоровья школьников, являются:

    1. Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации, которые являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на развивающийся организм.

    2. Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35–40%, а среди старшеклассников – 75–85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10–18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

    3. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность современной системы здоровьесберегающего обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

    По определению А. Г. Сухарева, состояние здоровья, развитие основных двигательных качеств и физическая работоспособность  зависят от двигательной активности.  А. Г. Сухарев считает, что гигиенической нормой среднесуточной двигательной активности являются такие величины двигательного компонента и энергетических затрат, которые оптимально оказывают благоприятное влияние на процесс роста, а также развитие и состояние детей и подростков. Рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности оказывает положительное влияние на учащихся, способствуя укреплению здоровья.

    На растущем организме дефицит движения, сказывается  в большей степени, чем на организме взрослого человека. У детей ограничение двигательной активности уменьшает силу выносливости  мышц, сокращает объем мышечной массы, снижает тонус мышц; ухудшается также координация движений, снижаются показатели физической работоспособности. Гиподинамия изменяет костную ткань, уменьшаются ее масса и плотность, отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ и прежде всего кальция. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании различных систем организма школьника. Особенно это ярко выражено:

    • на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем: дыхание становится менее глубоким, понижается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций;
    • слабое развитие мышечной системы не позволяет поддерживать тело в правильном положении. У школьников формируется неправильная осанка, образуется сутулость.

     Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.

    Примерный объем ежедневной двигательной активности

    Возраст

    (лет)

    Ежедневное время занятий на воздухе (час.)

    Гимнастика до занятий (мин.)

    Физкульт-

    минутки

    на уроках

    (мин.)

    Подвижные перемены (мин.        )

    ДА во вторую половину дня

    ( час.)

    6-7

    3,5

    5-6

    5

    30-35

    1-1,5

    8-9

    3

    5-7

    5

    30-35

    1-1,5

    10

    2,5

    7

    5

    25-30

    1-1,5

    11-14

    2

    6-8

    5

    20-30

    1

    15-18

    2

    6-8

    5

    15-20

    1

    Существует понятие биологической достаточности движений - это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. С изменением возраста меняется и это количество необходимых движений: чем старше ребенок, тем больше локомоций он должен совершать для нормального формирования.

    Существует  научно обоснованный  физиологическим и гигиеническим нормативам объём двигательной активности учащихся:

    Гигиеническая норма суточной двигательной активности детей

    (по данным академика РАМН  А.Г.Сухарева)

    Возраст

    Локомоции

    (тыс. шагов)

    Двигательный компонент

    (в часах)

    Энергозатраты

    (ккал/сутки)

    6 – 10 лет (оба пола)

    15-20

    4-5

    2500-3000

    11 – 14 лет (оба пола)

    20-25

    3,4-4,5

    3000-3500

    15 – 17 лет (юноши)

    25-30

    3-4

    3500-4300

    15-17  (девушки)

    20-25

    3,0-4,5

    3000-4000

    Зная гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников, мы решили проверить уровень двигательной активности учащихся МБОУ «СОШ № 55».

    Нами был разработан и проведен анкетный опрос среди учащихся 5 – 7 классов. Всего в анкетировании принимало 204 учащихся нашей школы. Было предложено два варианта ответов: «да», «нет». В таблицах  приведены результаты опроса детей (в таблице 1- положительные  ответы на вопросы анкеты,  в таблице 2 приведены результаты опроса учащихся, которые выбрали отрицательный ответ). На 6 и 8 ответ учащиеся указывали количество часов, затраченных на работу за компьютером и просмотр телепередач (приложение 1).

    Проанализировав результаты  анкетирования, мы получили следующие данные.  

    На вопрос:

    • «считаете ли Вы себя здоровым человеком» - ответ «да» - 84%, «нет» - 16%;
    • «хватает ли Вам времени для отдыха на переменах» – «да» - 24%, «нет» - 76%;
    • «хотели бы Вы, чтобы учителя использовали в течение урока физкультминутку» - «да» - 70%, «нет» -30%;
    • «занимаетесь ли Вы в спортивных секциях» - «да» - 42%, «нет» - 58%;
    • «ведете ли Вы активный образ жизни в выходные дни» - «да» - 50%, «нет» - 50% (приложение 2).

    На вопрос, как часто дети испытывают усталость на уроках, были получены следующие ответы.   Почти всегда испытывают чувство усталости на уроках 12,5%,  достаточно часто  - 17,1% учащихся средних классов.

    Итоговые результаты анкетирования подтвердили, что у учащихся очень низкий уровень двигательной активности, особенно у тех детей, которые не посещают дополнительные занятия физической культурой и спортом.

     Уровень двигательной активности учащихся 5 – 7 классов.

    На графике хорошо видно, что большая часть детей считает себя здоровыми людьми, но в то же время отмечается быстрая их утомляемость.                                                                                                                      

    Появляется потребность в движениях, психологической разгрузке. Из 204 учащихся только 86 посещают дополнительные занятия спортом, следовательно, 118 ребят не удовлетворяют свою биологическую потребность в движении.

    На основании анализа полученных данных, можно заключить, что у учащихся нашей школы действительно низкий уровень двигательной активности.

    Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что в учебно-воспитательном процессе у учащихся 5 – 7 классов отмечается снижение работоспособности к концу учебного дня. Многие учащиеся не успевают восстановиться на переменах, что приводит к снижению работоспособности в течение урока и, соответственно, к снижению уровня усвоения информации и качества успеваемости. Дети много времени проводят сидя, как  в школе, так и дома при выполнении домашних заданий, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья.

    Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом  умственном труде – активизировать двигательную деятельность в системе учебных занятий. Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения физкультминуток на уроках с целью повышения двигательной активности школьников.

    Основные задачи проведения малых форм активного отдыха в режиме дня школьников:

    • снизить утомление и снять отрицательные явления однообразного вынужденного положения за партой;
    • снять нервно-психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;
    • активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала;
    • повысить интерес школьников к занятиям физическими упражнениями;
    • расширить  представление о влиянии физических упражнений  на самочувствие;
    • формировать знания, умения и навыки по самостоятельному выполнению физических упражнений.

    Физкультурные минутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе, во время уроков, при появлении признаков утомления у учащихся. Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, двигательное беспокойство, потеря интереса, снижение активности,  нарушение внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.  

    Физкультминутки могут сопровождаться музыкой. Но в этом случае лучше их проводить на последних уроках, т.к. существует возможность отвлечения от темпа урока и переключение внимания. На последних уроках утомление выражено значительнее и поэтому требуется более продолжительные физкультминутки с элементами релаксации. Внимание акцентируется на моменте расслабления и активизации дыхания. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для ребенка, давать мышечную разрядку.

                По направленности и воздействию на организм учащихся упражнения малых форм активного отдыха можно классифицировать следующим образом:

    • комплексы упражнений общего воздействия для повышения двигательной активности на уроке;
    • упражнения локального воздействия  для снятия мышечного напряжения с мышц, ответственных за удержание «рабочей позы» (мышцы шеи, плечевого пояса, спины, ног);
    • упражнения, способствующие развитию мелкой  моторики и  улучшению работоспособности   кистей и пальцев рук;
    • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
    • упражнения  для предупреждения и снятия утомления зрительного и слухового анализаторов;
    • упражнения для предупреждения и снятия нервно - психического   напряжения;
    • упражнения для активизации деятельности познавательных функций на уроке (память, внимание, восприятие);
    • упражнения  для профилактики нарушений осанки.

    При  подборе средств для проведения  физкультминуток необходимо отдавать предпочтение  следующим  упражнениям:

    • охватывающим  крупные мышечные группы;
    • направленным на различные функциональные системы организма;
    • не требующим сложной координации движений;
    • не требующим большого пространства при выполнении;
    • которые можно выполнять  в положении “сидя” и “стоя”;
    • подобранным с учётом характера  и содержания предшествующей учебной   работы.

    Требования к проведению физкультминуток:

    • физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления;
    • комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
    • упражнения должны быть разнообразны, меняться каждые 2 недели;
    • необходимо варьировать формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения под музыку и т.д.);
    • применять наглядные методы;
    • обеспечивать позитивный эмоциональный настрой;
    • соблюдать режим проветривания.

    Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я - 20-я минута урока, особенно на 4, 5, 6 уроках.  Длительность физкультминуток обычно составляет от 1,5 до 3 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-5 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. Упражнения подбираются с учётом характера предшествующих занятий и содержания текущего урока.

    Рекомендации по выбору физкультминуток в зависимости от

    содержания и преобладающей на уроке деятельности.

    • Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Для устранения негативных влияний данного вида деятельности можно рекомендовать: упражнения для снятия  общего и локального утомления, упражнения для кистей рук, игровой массаж, самомассаж. F:\Фото\фото КЯ\малые формы\IMG_7686.JPG
    • Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

    Необходимо расширять  зрительно-пространственную  активность в режиме школьного урока, регулярно применяя  комплексы упражнений для снятия утомления с глаз. F:\Фото\фото КЯ\малые формы\IMG_7707.JPG

    • Преобладающий вид деятельности на уроке – работа с техническими средствами обучения (ТСО).

    Применение ТСО создаёт повышенную нагрузку на  ЦНС, особенно на слуховой и зрительный анализаторы.  Необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления  глаз.

    • Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

    Работа по профилактике  утомления зрительного анализатора во время уроков положительно сказывается на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения. Рекомендуется применять гимнастику для улучшения  слуха, комплексы общеразвивающих упражений с речитативами, самомассаж ушных раковин.

    • Преобладающий вид деятельности на уроке – мыслительные операции (решение задач, выполнение контрольных заданий). F:\Фото\фото КЯ\малые формы\IMG_7693.JPG

    Рекомендуется применять  дыхательную гимнастику, комплексы  упражнений для улучшения мозгового кровообращения, что позволяет повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать  нервно-психическое состояние  с одной стороны, и способствуют снятию  умственного напряжения, с другой стороны  (приложение 3).

    После практического внедрения физкультминуток на уроках в 5 – 7 классах было проведено повторное анкетирование.

    На вопрос «Как меняется Ваша работоспособность после выполнения физкультминуток?» получили следующие ответы:

    • 88% учащихся 5-х классов считают, что работоспособность улучшается, 8,7% считают, что она сохраняется на прежнем уровне и 3,3% считают, что работоспособность ухудшается;
    • среди учащихся 6-х классов 92,2% считают, что работоспособность увеличивается, 5% считают, что остается на прежнем уровне и 2,8% отмечают, что работоспособность снижается;
    •  85,4% учащихся 7-х классов считают, что работоспособность улучшается, у 14,6% работоспособность остается на прежнем уровне.

    Результат нашего исследования подтверждает, что устойчивость умственной работоспособности непосредственно зависит от уровня физической подготовленности и режима двигательной активности школьников, что дает основание полагать о необходимости применения физкультурных пауз на уроках, а также в режиме дня школьника.

    Выводы:

    По результатам проделанной работы нами подобраны комплексы упражнений для учащихся среднего школьного возраста, которые можно выполнять как в процессе учебного времени, так и во внеурочное время. Применение данной формы работы позволит повысить уровень двигательной активности и окажет положительное действие на повышение уровня работоспособности (приложение 4).

    Список литературы:

    1.Елисеева Л.А. Использование нетрадиционных средств оздоровления школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время: Методическое пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - 34с.

    2.Исаева С.А. Физкультурные минутки в школе: практ. пособие/ С.А. Исаева. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 48с.

    3.Крипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1996.

    4. http://vmede.org/sait

    5. http://xn--h1admk1b.xn--p1ai/main

    Приложение 1.

    Результаты анкетирования в 5 – 7 классах  (вариант ответа - да)

    класс

    Анкета

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    21

    6

    19

    11

    12

    98ч

    21

    34ч

    19

    5

    16

    7

    10

    76ч

    19

    39ч

    18

    5

    17

    9

    11

    64ч

    21

    27ч

    24

    7

    21

    12

    14

    89ч

    26

    69ч

    17

    6

    14

    8

    10

    57ч

    21

    61ч

    16

    4

    14

    8

    12

    48ч

    18

    52ч

    18

    5

    17

    8

    12

    94ч

    19

    59ч

    18

    5

    16

    11

    9

    103ч

    20

    45ч

    21

    6

    16

    11

    12

    76ч

    22

    66ч

    Результаты анкетирования в 5 – 7 классах  (вариант ответа – нет)

    класс        

    Анкета

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    2

    17

    4

    12

    11

    2

    5

    19

    8

    17

    14

    5

    4

    18

    6

    14

    12

    2

    4

    21

    7

    16

    13

    2

    3

    18

    10

    16

    14

    3

    4

    16

    6

    12

    8

    2

    2

    15

    3

    15

    8

    1

    5

    18

    7

    14

    16

    3

    3

    18

    8

    13

    12

    2

    Приложение 2.

    Результаты анкетирования в 5 – 7 классах

    Анкета

    Да

    Нет

    1

    Вы считаете себя здоровым человеком?

    172

    32

    2

    Хватает ли Вам времени для отдыха на переменах?

    49

    155

    3

    Хотели бы Вы, чтобы учителя использовали в течение урока физкультминутку?

    143

    59

    4

    Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?

    86

    118

    5

    Ведете ли Вы активный образ жизни в выходные дни?

    102

    102

    6

    Сколько времени в течение дня Вы смотрите телевизор?

    705

    7

    Есть ли у Вас компьютер?

    187

    17

    8

    Сколько времени в течение дня Вы проводите за компьютером?        

    452

    Приложение 3.

    № урока

    Рекомендации

    Виды  гимнастики

    1 урок

     Упражнения дыхательной гимнастики.

    Дыхательная  гимнастика

    Гимнастика для глаз

    2 урок

    Классический комплекс упражнений, включая упражнения для снятия утомления с мышц кистей рук и развития мелкой моторики.

    Гимнастика для глаз

    Пальчиковая гимнастика

    3 урок

    Упражнения для профилактики и снятия зрительного напряжения и утомления.

    Гимнастика для глаз

    Релаксация

    4 урок

    В комплекс классических упражнений можно включить точечный самомассаж рефлексогенных зон шеи, лица, ушей, кистей рук для повышения общего тонуса и умственной работоспособности, нормализации работы внутренних органов.

    Гимнастика для глаз

    Кинезиологические упражнения

    5-6 урок

    Упражнения, снимающие позостатическое утомление, развивающееся в опорно-мышечном аппарате в процессе длительного сидения за столом или партой.

    Гимнастика для глаз

    Физкультминутки

    Приложение 4.

    Физкультминутка общего воздействия

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    1.И.п.- стоя между партами, руки к плечам, кисти сжать в кулаки

    1-2-руки вверх, пальцы разжать, левая нога назад на носок, прогнуться, вдох

    3-4-и.п., выдох. То же с другой ноги.

    4-6раз

    Открыть форточки. Зеркальный показ. Прогнуться и посмотреть на руки. Следить за дыханием. Темп медленный.

    2.И.п.- основная стойка.

    1-2-присед, руки вперёд, вдох

    3-4- и.п., выдох

    4-6раз

    Полный присед, пятки не отрывать от пола. Следить за дыханием.

    3.И.п.- руки вверх, ноги на ширине плеч

    1-3-пружинистые наклоны влево,

    4-и.п.,

    5-7-наклоны вправо,8-и.п.

    6-8 раз

    Выполнять активно, под счёт.

    Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    1.И.п. - стоя, руки на поясе.

    1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положения рук;3 -4- наклон головы вперёд, руки вниз, потряхивания кистями.

    3 - 4 раза

    Выполнять фронтально. Зеркальный показ. Дыхание свободное. Потрясти расслабленными кистями. Темп средний.

    2.И.п. – руки к плечам.

    1-Наклон вправо, руки вверх;

    2- И.п. То же в другую сторону.

    4-6 раз

     Зеркальный показ. Темп средний.

    3.И.п. - сидя, руки вверх.

    1 - сжать кисти в кулак,

    2 - разжать кисти.

    6-8 раз

    Активные сжимания-разжимания кисти. Темп средний.

    4.  И.п.- руки  вниз,  потряхивания кистями.

    20сек

    Руки полностью расслаблены. Дыхание не задерживать.

    Физкультминутка для снятия утомления с  туловища

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.

    1 - резко повернуть таз направо.

    2 - резко повернуть таз налево.

    6 - 8 раз

    Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Зеркальный показ.  Темп средний

    2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.

    1 - 4 - круговые движения тазом в одну сторону,

    5 - 8 - то же в другую сторону,

    4 - 6 раз

    Выполнять по большой амплитуде. Темп средний

    3- И.п. руки вниз,

     потряхивания кистями

    10 счётов

    Расслабленно потрясти кистями. Дыхание не задерживать.

    4.И.п. - стойка ноги врозь.

    1 - 2 - наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая рука на пояс, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону.

    6 - 8 раз

    Наклон как можно ниже, чётко в сторону. Темп средний.

    Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    1. И. п. – сидя, руки на коленях.

    1 – наклонить голову вправо;

    2 – вперед;

    3 – влево;

    4 –и. п.

    4-6 раз

    Следить за осанкой, плечи расслаблены. Спина касается спинки стула. Медленный темп.

    2. И. п. – сидя, руки на поясе.

    1-2 – поворот головы влево;

    3-4 – вернуться в и. п.

    То же вправо.

    4-6 раз в каждую сторону

    Следить за осанкой. Спина касается спинки стула. Подбородок не опускать. Медленный темп.

    3. И. п. – сидя, руки за головой.

    1-2 – наклонить голову руками вперед;

    3-4 – вернуться в и.п.

    5-6 – наклон назад, прогнуться;

    7-8 – вернуться в и. п.

    4-6 раз

    Локти разведены в стороны. Лопатки сведены. Темп медленный.

    4. И. п. – сидя, руки на коленях.

    1 – наклонить голову влево;

    2-3 – перекатить голову назад – вправо;

    4 – вернуться в и. п.

    То же в другую сторону.

    4 - 6раз в каждую сторону

    Следить за осанкой, плечи расслаблены. Медленный, плавный темп.

    5. И. п. – сидя, руки на поясе.

    1 – наклонить голову влево;

    2-3 – перекатить голову вперед – вправо;

    4 – вернуться в и. п.

    То же в другую сторону.

    4-6 раз в каждую сторону

    Темп медленный. Выполнять с амплитудой, подбородок касается грудины .

    6. И. п. – сидя, правая рука на поясе, левая ладонь на голове слева.

    1-8 Нажимая ладонью на голову, стремиться ее наклонить.

    То же в другую сторону

    4-6 раз в каждую сторону

    С помощью мышц шеи оказывать сопротивление. Следить за осанкой.

    7. И. п. – сидя, подбородок положить на ладони.

    1-8 – напрягая мышцы шеи, нажать головой на ладони, стремясь наклонить голову вперед;

    9-16 – расслабиться

    4 раза

    Чередовать напряжение и расслабление

    8.  И. п. – сидя, руки на голове

     Самомассаж затылочной части головы и мышц шеи.

    15 - 20 секунд

    Лёгкие растирания выполнять сверху вниз в направлении к плечам. Движения выполнять вдоль позвоночника.

    Физкультминутка для снятия нервно-психического напряжения с акцентом   на дыхание

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    1.Стоя у парты, ходьба на месте вдох-выдох на счёт

    1 -шаг-вдох,2  - выдох;  

    -1-2шага-вдох,3-4-выдох

    20-30сек

    Спокойная ходьба, полный выдох

    2.И.п.- ноги на ширине плеч, руки вниз

    1-2—руки через стороны вверх, встать  на носки - вдох

    3-4-наклон вперёд - выдох

    6 раз

    Следить за дыханием, при наклоне руки расслаблены. Темп средний.

    3. И.п.- ноги на ширине плеч, руки вниз

    1-руки в стороны – вдох

    2- рывком обнять себя - выдох

    6 раз

    Вдох глубокий, выдох активный.

    4. И.п.- о.с. руки вперёд

    1-2 встать на носки – вдох

    3-4-5-6-присед - выдох

    6 раз

    Следить за дыханием, продолжительный выдох, сопровождаемый звуками шшшшшаааа, жжжжаааа, шшшшуууу,жжжжуууу.

    5. Ходьба, на счёт вдох-выдох(см.упр.1)

    20-30 сек

    Темп спокойный

    Физкультминутка для мобилизации внимания

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    И.п. – Основная стойка

     1 - правую руку на пояс,

    2 - левую руку на пояс,

    3 - правую руку на плечо,

    4 - левую руку на плечо,

    5 - правую руку вверх,

    6 - левую руку вверх,

    7 - 8 - хлопки руками над головой,

    9 - опустить левую руку на плечо,

    10 - правую руку на плечо,

    11 - левую руку на пояс,

    12 - правую руку на пояс,

    13 - 14 - хлопки руками по бедрам.

     4 - 6 раз

    Зеркальный показ. Темп варьируется от медленного к быстрому. Под счёт.

          Физкультминутка – офтальмотренаж ( гимнастика для глаз)

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    И.П. сидя , руки на парте

    На счет  1—4 закрыть глаза с напряжением, на счет  1—6 раскрыть глаза.

    6 раз

    Следить за осанкой.

    Глаза закрывать и открывать не быстро.

    на счет 1—4 – смотреть на предмет близко стоящий ;

    на счет 1—6 -  перевести

    взгляд на предмет  вдаль.

    6 раз

    Например, это может быть какая либо метка на окне, сфокусироваться на ней, после чего перевести взгляд за окно(на дерево, дом и т.д.).

    Круговые движения глазами

    вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону:

    вверх — влево — вниз — вправо.

    6 раз в каждую сторону.

    Голову не поворачивать. Темп средний.

    Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25—30 см, на счет 1—4  приблизить

    его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.

    10 раз

     Упражнение  выполнять медленно.

    Пальминг:

    И.п.- локти на стол, руки вверх, пальцы на лбу.

    - расслабление  мышц лица, шеи, плеч.

    1 мин.

    Глаза закрываются веками и прикрываются ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу.  Локти опираются на стол. Старайтесь полностью расслабиться, избавиться от напряжения мышц лица, шеи, плеч и других частей тела.

    Физкультминутка для профилактики утомления слухового анализатора

    Средства

    Дозировка

    Методические указания

    1.И.п. – сидя за партой

    -круговыми движениями ладоней по часовой стрелке растереть уши.

    10-15 растираний

     Объяснение и показ. Растирать медленно, до появления тепла.

    2. и.п.- ладонями закрыть ушные раковины.

    -упражнение «небесный барабан»,

     легкие постукивания пальцами по затылку.

    12 раз

    Шум, возникающий в ушах, будет отдаленно напоминать удары в барабан.

    3. и.п.- ладонями закрыть ушные раковины, зафиксировать  на 1 секунду, - резко отдернуть руки от головы, освободив ушные раковины.

    12 раз

    При выполнении не мешать соседу по парте.

    4.и.п.- Вставить указательные пальцы во внешние слуховые проходы.

     1-3 - легкие вращательные движения руками вперёд, поочередно по кругу надавливая  пальцами на боковые стенки слуховых проходов.

    4-6- то же назад

    4 раза

    Выполнять плавно, аккуратно.

    5.и.п.- вставить палец в наружный слуховой проход, выждать 1 секунду,

     -резко вынуть палец из уха. Выполняется одновременно для обеих ушей.

    12 раз

     Упражнение, выполняющее массаж  барабанной перепонки

    6.  и.п. - указательными и большими пальцами рук взять мочки ушей,

     -потянуть вниз мочки ушей.

    10 раз

    Выполнять медленно, не дёргать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс

    В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...

    Физическая рекреация как средство повышения двигательной активности школьников.

    Физическое воспитaние имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для челов...

    Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "

    ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 иг...

    Двигательная активность школьников, как один из факторов сохранения и укрепления здоровья.

    Двигательная активность школьников, как один из факторов сохранения и укрепления здоровья. Статья учителя физической культуры МКОУ СОШ №4 Е. В. Максимовой  Мудрые утверждают:«Физические упра...

    Повышение двигательной активности, как благоприятный фактор, влияющий на улучшение здоровья учащихся (развитие гибкости)

    Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и спортивной  деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах для овлад...

    Повышение двигательной активности, как благоприятный фактор, влияющий на улучшение здоровья учащихся (развитие гибкости)

    Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и спортивной  деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах для овлад...

    Статья «Прикладная направленность школьного курса математики как фактор повышения познавательной активности школьников»

    «Особенную важность имеют те методы   науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей в...