Главные вкладки

    Повышение двигательной активности, как благоприятный фактор, влияющий на улучшение здоровья учащихся (развитие гибкости)
    статья по физкультуре на тему

    Шабалина Надежда Юрьевна

    Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и спортивной  деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, бег, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

    Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.

    Матвеев Л.П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.

    Проявление гибкости зависит от ряда факторов.

    Факторы, определяющие развитие гибкости:

    - анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;

    - способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, то есть степень совершенствования межмышечной координации;

    - Эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают их менее изящными;

    - общее функциональное состояние организма, под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции ее увеличивают, а противоположные личностно – психические факторы ухудшают;

    - внешние условия: время суток, температура воздуха, наличие разминки;

    - пол, возраст человека, у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.

     Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

    С точки зрения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: (Холодов Ж.К., 2002 г.):

    - активную, пассивную, смешанную;

    - общую и специальную;

    - динамическую и статическую.

    Активная гибкость – движение с большой амплитудой выполняется за счет собственных мышечных усилий, т.е. проявление гибкости происходит без посторонней помощи, самостоятельно.

    Пассивная гибкость – выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называется «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счет снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А, 1990).

    Общая гибкость – высокая подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата.

    Специальная гибкость – амплитуда движений проявляется при выполнении конкретного двигательного действия.

    Статическая гибкость – подвижность, проявляемая в позах – неподвижном  положении тела.

    Динамическая гибкость – подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении.

    Наиболее интенсивно гибкость развивается у детей до 15 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.

    Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на следующие основные группы:

    Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилия других групп мышц (например - наклоны).

    Растягивающие движения с помощью партнера.

    Маховые или пружинные движения.

    Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению.

    Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи).  

    Для воспитания активной подвижности можно использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой.

    Для воспитания активной подвижности применяют также упражнения с внешним сопротивлением:

    вес предметов;

    противодействие партера;

    сопротивление упругих предметов.

    В качестве средств развития пассивной подвижности в суставах используют упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим требованиям:

    быть такими, чтобы можно было выполнять их с предельной амплитудой.

    К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся:

    пассивные движения, выполняемые с помощью партнера; с отягощением; с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой);

    активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой без предметов и с предметами.

    Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы.

    Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата.

    Нагрузку в упражнениях на гибкость следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.

    При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

    Развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование этих упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движении, но и их растяжимости и эластичности.

     

     

     

     

     

     
      

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Физическое воспитание как фактор улучшение здоровья учащихся»

    Физическое воспитание детей и подростков направлено на общее оздоровление....

    Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»

    Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...

    Повышение двигательной активности, как благоприятный фактор, влияющий на улучшение здоровья учащихся (развитие гибкости)

    Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и спортивной  деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах для овлад...

    Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся

    В  проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся»  описывается организация и проведение урока по физической культуре в...

    Мастер-класс по волейболу "ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

    Цели:1.    Совершенствование техники приема и передачи мяча.2.    Дальнейшее обучение технике нападающего удара.Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальн...

    Физкультминутка как фактор повышения двигательной активности школьника.

     Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин...

    Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."

    Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...