Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
материал

Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь к успеху". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_nov2.docx91.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Обобщенный опыт работы.

                                        

             Педагог дополнительного образования

                                                                  Филимонова Тамара Сергеевна

г.Щекино

2019 год

Тема опыта:    Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию.

Идея опыта:  Повышать двигательную активность детей с ОВЗ и их всестороннюю реабилитацию средствами физической культуры и спорта.

Задачи:  Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде. Проводить учебно-спортивные мероприятия, обучение плаванию и общефизической подготовки. Подготовить детей с ОВЗ к участию в соревнованиях.

         

Содержание

  1. Сведения об авторе.

  1. Условия становления опыта в Центре детского творчества.

  1. Теоретическая база опыта.

  1. Актуальность и перспектива опыта.

  1. Новизна опыта.

  1. Технология опыта.

  1. Результативность.

  1. Методическое обеспечение опыта

  1. Приложения.

Сведения об авторе

Ф. И. О.  Филимонова Тамара Сергеевна

Образование    высшее, 1978 год, Белорусский государственный институт физической культуры, специалист по физической культуре и спорту

Педагогический стаж работы 3 года  

Квалификационная категория отсутствует        

Место работы  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» .

Тема опыта: Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию.

Адресная направленность: педагогам, родителям воспитанников.

Принципы педагогической деятельности:

  • «Ребенок – субъект собственной жизни»
  • «Ситуация успеха – не самоцель, а лишь дополнительный стимул  к самосовершенствованию»
  • «Учитель не только воспитатель, но и друг»

Условия становления опыта в Центре детского творчества.

       Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Существуют разные классификации детей с ограниченными возможностями здоровья класс, в который определяется ребенок, может со временем меняться, в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние ребенка. По этому ребенок на протяжении своей физкультурно-оздоровительной, спортивной карьеры, проходит через процесс определения класса, не один раз.

Распределение детей по классам

В плавании комбинируются условия потери конечностей, церебрального паралича (координации и ограничения подвижности), травмы позвоночника.

Все обозначения классов начинаются с буквы S.

S1-S10  - спортсмены с физическими поражениями

S11-S13  - спортсмены с нарушением зрения (В1, В2, В3)

S14 - спортсмены с нарушением интеллекта

Классификация универсальная во всех имеющихся видах спорта.

 Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребенка. Строя демократическое общество, нужно учитывать тот фактор, что в таком обществе все люди, в том числе и с ОВЗ, должны чувствовать себя комфортно. Дети должны расти и развиваться полноценно, наравне со сверстниками, получать профессии, быть нужными обществу.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации, вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Я считаю, что для выполнения этой задачи, главное значение надо уделять работе с семьями, имеющих детей-инвалидов.

А для этого необходимо:

-проводить собрание с родителями, чтобы оценивать состояние развития ребенка, в связи с которым он имеет заболевание.

-приглашать родителей на процесс занятия в зале спортивном и бассейне, привлекая тем самым к участию и проведению занятий, а так же для самостоятельных домашних занятий.

-заполнение родителями опросников, анкет или схем развития способностей ребенка.

-выступление на встрече родителей и ответа на их вопросы.

-привлечение родителей к подготовке и проведению особых групповых мероприятий: поездки в театр, экскурсии в музей, поездки на соревнования.

Спортивная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья становится эффективнее и результативнее благодаря совместной и взаимодополняющей деятельности педагога и родителей. Они - первые ценители труда педагога и достижений своих детей. В первую очередь меняется отношение родителей к ребенку, они перестают видеть в нем инвалида.

Поэтому мне удается сохранять и даже увеличивать численный состав своего объединения "Путь к успеху", и они являются неоднократными победителями районных и областных соревнований среди детей с ограниченными возможностями здоровья по различным видам спорта.

Теоретическая основа опыта

Плавание это физическое действие, основу которого составляют удержание и перемещение человека в воде без поддерживающих средств в необходимом направлении. Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие) радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.

Во время первых занятий по плаванию ребята должны находиться по пояс в воде. Заниматься лучше всего с группой детей, так как в коллективе у ребят быстрее исчезает боязнь воды, занятия проходят оживленнее и упражнения осваиваются легче. На занятиях необходимо соблюдать меры безопасности: иметь готовые шесты для оказания первой помощи, иметь пловца-спасателя в воде.

Особое внимание во время урока следует уделять дисциплине: непрерывно держать в поле зрения всю группу, добиваться одновременного и правильного выполнения команды всеми учениками. При занятиях с группой целесообразно использовать свисток.

Занятие для группы начального обучения плаванию состоит из упражнений на суше и на воде. На суше ученики выполняют обще развивающие и подводящие упражнения, которые подбираются исходя из задач урока и с учетом возраста детей.

Занятия начинаются с построения группы. Объяснение темы занятия, постановки целей и задач. После окончания урока также построение, разбор характерных ошибок, выделение лучших, подведение итогов. Только после того, как каждое из предлагаемых занятий освоено полностью, можно переходить к последующему.

Широкое применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны:

  • Эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках игры;
  • Вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;
  • Комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки,  а также находчивости, смелости, воли к победе.

При использовании игровых методов  необходимо строго соблюдать правила игры, что дисциплинирует воспитанников, способствует выработке «спортивных», «твердых» качеств характера, учит выбору, реакции, самостоятельному принятию решений, ответственности, а так же и командной стратегии и тактике, существованию в социуме, коммуникативности.

При реализации принципа физкультурно-оздоровительной направленности следует придерживаться следующих рекомендаций:

1) индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений,

2) системность занятий,

3) регулярность,

4) длительность применения и упорное повторение.

5) нарастание физической нагрузки в течение учебного года,

6) умеренность воздействия,

7) цикличность (чередование выполнения упражнений с отдыхом),

8) всестороннее воздействие.

Актуальность опыта
  1. Адаптация лиц с ограниченными возможностями и детей- инвалидов к повседневной жизни.
  2. Коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья
  3. Развитие социально-бытовых навыков.

В настоящее время плавание – это вид спорта, который больше всего рекомендован медиками для формирования полноценного здорового организма. Плавание оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное  воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Занятия плаванием прививают стойкий гигиенический навык. Известно, что занятия спортом способствуют укреплению здоровья и формированию у детей с ограниченными возможностями разнообразные двигательные компенсации, скорейшему и более совершенному овладению двигательных навыков, навыков самообслуживания, повышающих их социальный статус.

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации детей-инвалидов. Среди многих видов спорта, применяемых в работе с детьми с ОВЗ, самым популярным и массовым является плавание. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях, а также соревнованиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношений к еще более слабым, приобретать навыки к самообслуживанию, вести свободный образ жизни, быть достаточно независимым и включаться в процесс самовоспитания. Так как занятие плаванием способствует развитию всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата, поэтому сохранение и укрепление численного состава занимающихся, а также их увеличение их численного состава является одной из основных задач моей работы.

 Систематические водные процедуры постепенно становятся потребностью и привычкой. Плавание и игры на воде помогают воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. «Он не умеет ни читать, ни плавать», - так древние греки говорили о необразованном человеке, считая, что плавание – не только оздоровительное, но и образовательное средство.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в:

 - индивидуальном подходе к каждому воспитаннику в зависимости от класса заболевания в соответствии с функциональными возможностями организма занимающегося;

-  особенности организации образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ в условиях физкультурно-оздоровительной направленности и коррекционно-развивающейся деятельности. Она направлена на:

  - развитие  уровня    социальной    адаптации    детей   к  изменяющимся  условиям жизни;

 -  успешную социализацию детей;

 -  формирование       готовности     к    самостоятельному      гражданскому,  нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации;

  - проявление    социальной    ответственности,     осознанного    жизненного  самоопределения и выбора профессии, укреплению здоровья.

В ходе занятий используется музыкальное сопровождение для положительного влияния на психофизиологическое состояние лиц с ограниченными возможностями.

Технология опыта

В построении учебно-тренировочного процесса с детьми с ОВЗ особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительному, физкультурно-коррекционному этапу, который может иметь одно из трех направлений:

- спортивно - оздоровительное,

- коррекционно - оздоровительное,

- реабилитационно - оздоровительное.

То или иное направление может быть рекомендовано врачом.

При планировании физкультурно-оздоровительных занятий необходимо учитывать тот факт, что занятия (проход через мед.контроль, переодевание, душ)  имеют продолжительность не менее 15 минут. Продолжительность одного занятия на воде составляет 20 минут  в первый год обучения.

Основные задачи физкультурно-коррекционного этапа составляют:

1) коррекция и развитие физических качеств,

2) коррекция соматического состояния (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление),

3) коррекция и развитие познавательных процессов (память на двигательные действия, внимание к своим движениям и действиям и т.п.),

4) коррекция эмоционально-волевой сферы.

В процессе занятий со слабовидящими детьми особое мести занимают такие методы обучения:

1) словесный метод,

2) метод показа или "контактный" метод - применяют в том случае, если ученик не понял действия со слов преподавателя или составил неправильное  представление,

3) метод мышечно-двигательного чувства,

4) метод звуковой демонстрации,

5) метод дистанционного управления "поверни направо", "поверни налево".,

6) метод стимулирования двигательной активности.

В процессе работы над темой были изучены многие методики по обучению плаванию и были выбраны определенные развивающие упражнения в определенной последовательности:

  • Ходьба по дну

Ходьба с помощью одновременных и попеременных гребковых движений руками. Ходьба назад и вперед.

  • Погружение в воду на задержке дыхания

Делается глубокий вдох через рот опускается лицо в воду на 3-5 секунд, воздух держится в себе не выпускается. Когда это упражнение освоено, можно усложнить, провести соревнование «кто дольше просидит под водой».

  • Выдох в воду

В начале упражнения можно опустить подбородок в воду и дуть на ее поверхность, стараясь образовать волны. Следующие выдохи делаются  уже в воду, причем каждый выдох в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. Выдох должен быть энергичный, равномерный и полный. Это упражнение повторяется 5-10 раз подряд. Во время вдоха лицо руками не вытирать.

  • Упражнение «поплавок»

Упражнение выполняется так: сделать глубокий вдох, задержать дыхание, присесть и погрузится с головой в воду; затем наклонится вперед, плотно прижать колени к груди, голову наклонить вниз и считать про себя до десяти. После этого тело непременно всплывет на поверхность. Упражнение дает почувствовать выталкивающую силу воды.

  • Упражнение «звездочка»

Ноги поставить врозь, руки поднять вверх, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, спокойно наклониться, опустить руки на воду и, слегка оттолкнувшись от дна ногами, лечь на воду так, чтобы лицо было в воде, руки лежали на поверхности, а пятки слегка покрывались водой. Пробыть в таком положении 3-5 секунд.

  • Упражнение «звездочка на спине»

Ноги поставить врозь, руки поднять вверх, присесть так, чтобы подбородок касался воды, прогнуться и опустить затылок в воду, а затем, слегка оттолкнувшись ногами от дна, лечь на спину и смотреть вверх. Вначале упражнение выполняется на задержке дыхания. Когда ученик научится лежать на воде на спине, можно выполнять упражнение с дыханием, чтобы дольше находиться на поверхности воды.

  • Поднять предмет со дна

Это упражнение помогает детям понять, что вода имеет свойство поднимать тело человека.

  • Скольжение на груди

Стоя спиной к стене, руки сложены впереди прямые ладонь на ладонь. Делается вдох, опускается голова в воду, прыжком ставим обе ноги на стену, и отталкиваясь от стены двумя ногами скользим до полной остановки.

  • Скольжение на спине

Это упражнение выполняется так же, как и предыдущее, но на спине. Перед его выполнением задержать дыхание.

  • «Торпеда» на груди

Стоя в воде, после вдоха задержать дыхание, наклониться, поднять руки вперед, соединить их вместе ладонь на ладонь, слегка согнуть ноги и, оттолкнувшись от дна, выполнить скольжение на груди. Во время скольжения, не дожидаясь, когда тело потеряет скорость, начать движения ногами (ноги прямые совершают движения вверх и вниз).

  • «Торпеда» на спине

То же самое, что и предыдущее упражнение только на спине. Выполнять на задержке дыхания.

  • Плавание с доской на груди

Руки лежат на доске, лицо в воде ноги сзади работают, когда воздух заканчивается,  не останавливая работу ног, поднять голову, сделать вдох и  опять опустить лицо в воду.

  • Плавание с доской на спине

То же самое, что и предыдущее упражнение только на спине, руки вытянуты вверх, лицо лежит сверху на воде, смотрим вверх.

  • «Мельница» на груди

На задержке дыхания, лицо опущено в воду, круговые движения руками вперед и работа ногами. Предварительно эти круговые движения отрабатываются на суше.

  • «Мельница» на спине

То же самое, что и предыдущее упражнение только на спине, руками делаем круговые движения назад. Предварительно эти круговые движения отрабатываются на суше.

После правильного выполнения на занятиях этого комплекса упражнений, можно приступать к изучению спортивных стиле плавания: кроль на груди, на спине, брасс и баттерфляй.

В результате использования данного комплекса мои воспитанники не только научились держаться на воде, но и освоили спортивные стили плавания.

Для создания полноценной картины усвоения воспитанниками дополнительной образовательной программы были разработаны специальные диагностические карты.

Занимающийся по данной программе должен знать:

   -     меры безопасности и правила поведения в бассейне, на тренировке и в зале;

  • технику плавания кроль на груди, спине
  • технику различных прыжков (тумбочка, бортик.), старт, поворот;
  • правила проведения соревнований;
  • нормативы выполнения зачетов;

Должен уметь выполнять нормативные требования:

Возраст - от 7 лет и старше


 

Мальчики

Девочки


 класс заболеваний

Общая физическая подготовка:

Контрольные упражнения

S5-S7, S11
 

1) подтягивание из положения лежа - 4 раза

1) подтягивание из положения лежа - 3 раза


 

2) отжимание от гимн. скамьи -10 раз

2) отжимание от гимн. скамьи - 8 раз


 

3) имитация техники спортивного способа плавания – оценка

3) имитация техники спортивного способа плавания - оценка


 

4) оценка гибкости - в баллах

4) оценка гибкости - в баллах


 

5) бег 5 мин

5) бег 5 мин

S8-S10, S12

1) подтягивание из положения лежа - 6 раз

1) подтягивание из положения лежа - 4 раза


 

2) отжимание от гимн. скамьи - 12 раз

2) отжимание от гимн. скамьи - 10 раз


 

3) имитация техники спортивного способа плавания – оценка

3) имитация техники спортивного способа плавания - оценка


 

4) оценка гибкости - в баллах

4) оценка гибкости - в баллах


 

5) бег 5 мин

5) бег 5 мин


 

Плавательная подготовка:

S5-S7, S11

Умение держаться на воде 30 сек

S8-S10, S12,

Умение проплыть 12,5 м

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

Оценка успеваемости обучающихся дополнительной образовательной программы «ПУТЬ К УСПЕХУ»

Оценка успеваемости обучающихся за 2017-2018 гг.

нормативные требования

Численный состав согласно алфавитной книги

Е ср нач.года

Е ср. конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Подтягивание из положения лежа

2

3

1

3

3

5

5

4

5

5

2,5

4,8

2

Отжимание от гимн. скамьи

3

2

3

2

1

4

4

4

4

4

2,2

4

3

Имитация техники спортивного способа плавания

3

3

3

3

3

5

5

5

5

5

3

5

4

Оценка гибкости

2

3

2

2

3

4

5

4

5

4

2,2

4,4

5

Бег 5 мин

1

2

2

1

1

3

3

2

2

3

1,4

2,6

6

Плавательная подготовка (Умение держаться на воде 30 сек)

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

1

5

7

Плавательная подготовка (Умение проплыть 12,5 м)

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

1

5

8

Плавательная подготовка (Умение проплыть 25 м)

1

1

1

1

1

5

4

4

3

5

1

4,3

9

Плавательная подготовка (Умение проплыть 50 м в ластах)

1

1

1

1

1

5

3

3

3

5

1

3,9

Выполнение нормативов оценивается по 5-бальной шкале.

Должен приобрести навыки:

  • плавания кролем на груди, на спине - 25 метров;
  • плавания (перечисленными способами) в ластах на груди, на спине – 50 м.;
  • прыжки с бортика и тумбочки (старта).

Оценка успеваемости обучающихся за 2017-2018 гг.

нормативные требования

Численный состав согласно алфавитной книги

Е ср нач.года

Е ср. конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

подтягивание из положения лежа

2

3

1

3

3

5

5

4

5

5

2,4

4,8

2

отжимание от гимн. скамьи

2

2

3

2

1

4

4

4

4

4

2

4

3

имитация техники спортивного способа плавания

3

3

3

3

3

5

5

5

5

5

3

5

4

оценка гибкости

2

2

2

2

2

4

5

4

5

4

2

4,4

5

бег 5 мин

1

2

2

1

1

3

3

3

3

3

1,2

3

6

Плавательная подготовка (Умение держаться на воде 30 сек)

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

1

5

7

Плавательная подготовка (Умение проплыть 12,5 м)

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

1

5

8

Плавательная подготовка (Умение проплыть 25 м)

1

1

1

1

1

5

4

4

3

5

1

4,3

9

Плавательная подготовка (Умение проплыть 50 м в ластах)

1

1

1

1

1

5

3

3

3

5

1

3,8

Выполнение нормативов оценивается по 5-бальной шкале.

Должен приобрести навыки:

  • плавания кролем на груди, на спине - 25 метров;
  • плавания (перечисленными способами) в ластах на груди, на спине – 50 м.;
  • прыжки с бортика и тумбочки (старта).

Оценка успеваемости обучающихся за 2018-2019гг.

нормативные требования

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Е ср нач.года

Е ср. конец года

Е ср нач.года

Е ср. конец года

Е ср нач.года

Е ср. конец года

1

подтягивание из положения лежа

2,5

4,8

2,4

4,8

1,6

4

2

отжимание от гимн. скамьи

2,2

4

2

4

2

3,6

3

имитация техники спортивного способа плавания

3

5

3

5

2,6

5

4

оценка гибкости

2,2

4,4

2

4,4

2

4,4

5

бег 5 мин

1,4

2,6

1,2

3

1,4

3

6

Плавательная подготовка (Умение держаться на воде 30 сек)

1

5

1

5

1

5

7

Плавательная подготовка (Умение проплыть 12,5 м)

1

5

1

5

1

5

8

Плавательная подготовка (Умение проплыть 25 м)

1

4,3

1

4,3

1

4,2

9

Плавательная подготовка (Умение проплыть 50 м в ластах)

1

3,9

1

3,8

1

4,8

Оценка успеваемости обучающихся за 2016-2017гг.

Оценка успеваемости обучающихся за 2017-2018гг.

Оценка успеваемости обучающихся за 2018-2019гг.

Выполнение нормативов оценивается по 5-бальной шкале.

Должен приобрести навыки:

  • плавания кролем на груди, на спине - 25 метров;
  • плавания (перечисленными способами) в ластах на груди, на спине – 50 м.;
  • прыжки с бортика и тумбочки (старта).

Оценка успеваемости обучающихся за 2018-2019 гг.

нормативные требования

Численный состав согласно алфавитной книги

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

подтягивание из положения лежа

1

2

1

2

2

2

отжимание от гимн. скамьи

2

2

3

2

1

3

имитация техники спортивного способа плавания

2

2

2

3

4

4

оценка гибкости

2

2

2

2

2

5

бег 5 мин

1

2

2

1

1

6

Плавательная подготовка (Умение держаться на воде 30 сек)

1

1

1

1

1

7

Плавательная подготовка (Умение проплыть 12,5 м)

1

1

1

1

1

8

Плавательная подготовка (Умение проплыть 25 м)

1

1

1

1

1

9

Плавательная подготовка (Умение проплыть 50 м в ластах)

1

1

1

1

1

Выполнение нормативов оценивается по 5-бальной шкале.

Должен приобрести навыки:

  • плавания кролем на груди, на спине - 25 метров;
  • плавания (перечисленными способами) в ластах на груди, на спине – 50 м.;
  • прыжки с бортика и тумбочки (старта).

В ходе формирования опыта работы, я получила ответы на свои вопросы:

  • Занятия водными видами спорта не имеют медицинских противопоказаний, а нагрузка – учитываются индивидуально;
  • Для формирования здорового организма занятия плаванием просто необходимы;
  • Выполнение нормативов воспитанниками доказано практически;
  • Рост показателей выполнения нормативов воспитанниками по усвоению дополнительной образовательной программы «Путь к успеху» доказан практически.
  • Члены объединения являются неоднократными победителями районных и областных соревнований среди детей с ограниченными возможностями здоровья по различным видам спорта.

В связи с приобретенным опытом работы с данным контингентом детей, успешным ходом реализации программы, потребностями моих воспитанников планирую расширить ДОП до 3 лет обучения.

Методическое обеспечение опыта

  1. Ю. В. Шапошников, Учись плавать. М, Просвещение;.2005г.
  2. Е. Н. Карпенко, Т. П. Коротнова, Е. Н. Кошкодан. Плавание: игровой метод. М;.2007г.
  3. В. С. Васильев. Обучение детей плаванию, С.П-б.; 1985г.
  4. Мишель Педролетти. Основы плавания Обучение и путь к совершенству;2008 г.
  5. Педагогическая сеть ПроШколу  proshcolu.ru 
  6. Фестиваль педагогических идей
  7. 1. Холостова Е.И. "Социальная реабилитация". Учебное пособие. Издательство: торговая корпорация "Дашков и К", 2009 год.
  8. 2. Холостова Е.И. "Социальная работа". Текст. Учебное пособие. 3-е издание. Издательство: торговая корпорация "Дашков и К", 2006 год.
  9. 3. Паначев В.Д. "Социально-педагогическая реабилитация детей в ОВЗ при помощи спорта". Дефектология 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)».

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (а...

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "

Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе физич...

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Физическое воспитание как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются вопросы физического воспитания как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными ограниченные возможности здоровья (интеллектуальное нарушение)....