«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)».
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Малахова Алевтина Александровна

 

 

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)».

Малахова Алевтина Александровна. Учитель английского языка МАОУ ООШ д. Верёхново

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОАОУ «Новгородский институт развития образования»

Кафедра теории и методики общего образования

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)».

Выпускную работу

выполнила:

Малахова Алевтина Александровна. Учитель английского языка

МАОУ ООШ д. Верёхново

Руководитель:

Попова Надежда Павловна

п. Волот

2011

Введение.

Новое время, новые условия профессиональной деятельности потребовали пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения  английскому языку.

Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам.

Естественно все это не может не отразиться на методике обучения  английскому языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания английского языка. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития.

Отсюда возрастающая значимость обучения английскому языку. Проблема обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья также приобретает особую актуальность в современной методике.

Необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить детей эффективно общаться на английском языке.

Научить детей общаться (устно и письменно) на английском языке, научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника - это трудная задача, осложненная еще и тем, что общение — не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания английского языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и многого другого.

 Овладение английским  языком  происходит эффективнее в активном поиске, в решении проблемных познавательных задач и достижении целей через преодоление препятствий.

В основе обучения английскому языку детей с ОВЗ должен лежать деятельностный подход.

 От технологии обучения в значительной мере зависит полноценное усвоение учениками с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, в сочетании с компенсаторным развитием их психической деятельности.

Согласно деятельностному подходу учащиеся овладевают умением «видеть» и формулировать проблему; анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять проверку правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении, как в процессе учебной деятельности, так и через дополнительное образование, связанное с формированием духовно-нравственных качеств личности.

                           Теоретическая часть.

                      Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход формирует предметные, метапредметные и личностные действия детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемого предмета английского языка. Этот подход ведет к изменениям в личностной сфере ученика, формирует универсальные и предметные учебные действия.

Реализуя системно - деятельностный подход, учитель должен помнить о принципе целостности (человеке как социально-психологическом феномене и целостности его сущности, педагогическом процессе как явлении целостном).

В основе системного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом, его основной признак: - разработка диагностично поставленных целей (конкретизация целей обучения). Стандарты предполагают и дают примеры учебных заданий и ситуаций, характеризующих достижение планируемых результатов. В строении деятельности выделяют 4 уровня: особые формы (высший уровень), уровень действий (целевых процессов достижения простых целей), уровень операций и психофизиологический уровень. Для диагностики планируемых результатов необходимо выстроить цепочку действий, входящих в содержание результата, в чем и состоит задача учителя.

Включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе.

Основные этапы этого метода являются:

1/постановка учебной задачи;

2/учебные действия;

3/действия самоконтроля и самооценки.

 Технологии обучения, которая, с одной стороны, реализует деятельностный подход, а с другой – обеспечивает прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий, установлена в работах П.Я. Гальперина:

Мотивация

ООД

Материальное или материализаваное действие

Внешняя речь

Внутренняя речь

Умственное

действие

Указанным требованиям удовлетворяет деятельностный метод разработанный Л.Г. Петерсон. Основные этапы этого метода представлены на следующей схеме:

Постановка

учебной задачи

Открытие» детьми нового знания

Первичное

закрепление

(комменнтиров-анние)

Самостоятельная

работа с  проверкой в классе

Решение

тренировочных

упражнений

Контроль

(принцип

минимакса)

Решение задач на

повторение

Постановка учебной задачи.

Любой процесс познания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве. Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос или проблемная ситуация, личностно значимая для ученика и формирующая у него потребность освоения того или иного понятия Четко формулируется  цель урока.

Открытие детьми новых знаний.

Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельностного метода.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия.

На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя», как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.

Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля: положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

Таким образом, уроки введения нового знания в деятельностном подходе имеют следующую структуру:

Постановка учебной задачи.

«Открытие» детьми нового знания.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Принцип творчества определяет характер закрепления нового материала в домашних заданиях. Не репродуктивная, а продуктивная деятельность являются залогом прочного усвоения. Поэтому возможно чаще на дом следует предлагать задания, в которых требуется' соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и закономерности. Только в этом случае знание становится мышлением, обретает последовательность и динамику.

Тренировочные упражнения.

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение — его освоение, действие — саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы).

Деятельностный метод, как правило, не предусматривает уроков «чистого» закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

Более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки привлекательными для всех детей и сильных, и слабых.

Отсроченный контроль знаний.

Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходит - от уверенности учеников в свои силы, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.

Деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. . «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами — действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия (ООД). Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из кризисных, конфликтных ситуаций, к которым относятся и ситуации поиска знаний. Ученик в школе учится не только решать математические задачи, но через них и жизненные задачи, не только правилам орфографии, но и правилам социального общежития, не только восприятию культуры, но и ее созиданию.

Освоение форм и методов обучения, активизирующих деятельность школьников  с ограниченными возможностями здоровья  и успешно формирующих его личностные качества, поиск и апробация новых форм и методов, реализующих деятельностный подход, - перспективная задача школы на современном этапе.

 Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компентенций учащегося, но и как процесс развития личности обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности  во внутреннюю психологическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация учебных действий.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Основанные результаты обучения и воспитания в отношении достижений

личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивает широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками компетентностями личности способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

                                      Практическая часть.

Разработка  урока  английского языка для 5-го класса по теме "Моя квартира" на основе  технологии деятельностного метода.

Цели урока:

Расширить запас новой лексики по теме урока,

Получить представление о правилах образования вопросительных предложениях,

Научить использовать полученные знания и умения в речевой деятельности.

Оснащение урока:

тематические картинки (квартира, мебель);

папки на каждого ученика с подстановочными упражнениями для отработки нового грамматического материала;

разрезные карточки с предложениями;

ТСО (аудиокассета).

I.Мотивация к учебной деятельности.

Т: Good morning, children! I’m glad to see you! Sit down, please.

Как дела?—Хорошо, спасибо.

Как мы говорили о квартире?---Мы составляли диалоги, рассказы, делали упражнения.

Сегодня мы продолжим. Вы видите картинки на доске. Что на них изображено?-----Квартира, мебель.

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить сегодня?----О квартире, о мебели.

Чему надо сегодня научиться?--------Новым знаниям, новым словам, научиться отвечать на вопросы, читать по теме, понимать тексты.

Правильно, ребята. Мы пополним запас новых слов по теме "Моя квартира", научимся задавать вопросы по теме «Моя квартира».

Как вы будете узнавать новое?---Повторим, что знаем, выясним, что не знаем, почему, откроем новое знание.  

T: Today at the lesson we are going to revise everything we know about the flat. We’ll also study the grammatical rule with the word ‘How many’, read the words, listen to the text, make a small project “My Flat” and tell about it. Let’s start!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Что мы можем сделать, чтобы узнать о вашей квартире?---Рассказать о своей квартире, описать мебель в квартире.

Давайте попробуем это сделать.----Ученики рассказывают о своей квартире, используя пройденную лексику, конструкцию.

Что вы не смогли сделать?—Задать  вопросы по теме.

3.Выявление места и причины затруднения.

Уточним, каких конкретных знаний вам не хватает.

Почему вы не смогли?----- Не хватает запаса слов, не знаем правила образования вопросительных предложений, начинающихся со слов what, how many

Верно. Давайте научимся.

        

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какова цель урока? ----Научиться задавать вопросы по теме, расширить запас слов по теме.

Какими способами вы предполагаете получить знания?----Узнаванием, догадками, построением вопросительных предложений с опорой на правило, по образцам.

Каков план нашей работы?-------Знакомство с новой лексикой, получение представления о построении вопросительных предложений, получение правила, использование знаний и умений в речевой деятельности.

5.Реализация построенного проекта.

Давайте начнём познавать новое.

а) Учитель: Мистер Grammar утверждает, что можно задавать вопросы, которые начинаются с вопросительных слов. Посмотрите, вот на доске вопросительные слова: what, которое переводится «что» и how many, которое переводится «сколько». Попробуйте составить на русском языке предложения, используя эти слова.

P1: Что на столе? P2: Сколько картин на стене?

Учитель: А теперь задайте эти же вопросы на англ. языке, пользуясь правилом в учебнике,

Учащиеся самостоятельно читают правило и отвечают на вопрос учителя – как построить вопросы со словами What? How many?

б) Устная работа по учебнику Режим работы: Т -> P1 P2 P3 еtc.

в) Отработка нового материала (диалоги в смещающихся парах).

У каждого ученика карточка – опора для составления специальных вопросов .

Режим работы: P1<- -> P2, P1<- -> P3, P1<- -> P4…

Образец диалога:

-How many rooms are there in your flat?

- There are two rooms in my flat.

- How many sofas are there in your living room?

- There is one sofa in my living room.

- What is there on your table?

- There is a computer on my table. etc.

г) Работа в группах. Составление специальных вопросов с How many, what.

Учащимся предлагаются слова, написанные на отдельных карточках. Из них нужно составить вопросительные предложения по новой теме. Задание дифференцированно: для более слабых учащихся конструкция Is there/Are there не разрезается

Физминутка

Учитель называет по-английски предметы мебели, а дети должны показать рукой, ногой, или головой на этот предмет.

Чему вы научились? – Работали с новой лексикой, научились образовывать вопросительные предложения.

Сможете ли вы рассказать о своей квартире?---------Да.

Легко ли пользовались новой лексикой?— Нет.

Какой наш следующий шаг?---Закрепить новую лексику, образование вопросительных предложений.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

 Обучение устной речи по теме «Моя квартира» с использованием элементов проектной деятельности.

На партах у учащихся находятся карточки с изображением предметов мебели и лист с планом квартиры. Дети, работая в группах, применяя свои творческие способности, «расставляют» мебель в квартире. Тем самым они создают мини-проект квартиры. Сильные учащиеся (выбранные учителем на месте) в каждой группе задают вопросы, а другие на них отвечают.

 P1 P2 P3: Where is the sofa? How many pictures are there on the wall? Are there books on the bookshelves? etc. (The sofa is in the living room. There are no pictures on the wall. Yes, there are many books on the bookshelves.)

Затем учитель просит рассказать о выполненном проекте квартиры одного - двух учеников.

 

Вы уверены в своих знаниях? - Да.

Как это доказать? - Выполнить самостоятельную работу.

7Самостоятельная  работа с самопроверкой по образцу.

Работа с карточками-3 минуты.

Проверьте себя по заполненным карточкам.

Прочитайте, где допустили ошибки.

Объясните правило.

8. Включение в систему знаний и повторение.        

Составьте правило образования вопросительных предложений.

Задайте вопросы в парах, по цепочке.

По группам выполните ситуации по теме.1) Твой друг хочет узнать всё о твоей квартире. 2) Твоя семья получила новую квартиру, одноклассники хотят узнать о ней.

 Молодцы, ребята.

Прослушайте текст, поймите и выполните задание.

Текст, предъявленный на аудирование, прослушивается 2 раза. Учащиеся должны помочь  Питэру найти спрятанный предмет, следуя за описаниями (аудиокассета к учебнику).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Какую учебную задачу мы решали и достигли ли мы цели? ----Расширили словарный запас по теме, научились составлять вопросительные предложения по теме.

Вы её выполнили? - Да.

Какие способы вы использовали?---Узнавание, догадка, образцы, картинки.

Какие были трудности?— Не до   конца освоили слова.

Оцените результат своей деятельности по карточкам по всем видам речевой деятельности ( говорение, чтение, аудирование)

Большинство из вас считает, что у вас получилась работа на уроке, но остались вопросы.

Чтобы ответить на эти вопросы, выполните следующее домашнее задания.  Объяснение и запись домашнего задания.

Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. На следующем уроке наша работа по этой теме будет продолжена.

                                                   

Библиография.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3 Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. 2002.3. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. М., 2001

4. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону, 2002.

5. Леонтьев А.Н. Избр. Псих. Произведения: в 2 т., М.,1983. Т.1.

6. Леонтьев А.Н. Избр. Псих. Произведения: в 2 т., М.,1983. Т.2.

7. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

 8.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика, Питер 2002

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.

11. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

12. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

Оглавление.

Введение……………………………………………………….стр.

Теоретическая часть…………………………………………………..…….стр.

 Практическая часть……………………………………………….……..стр.

Заключение…………………………………………………….…………..стр..

Библиографиия………………………………………………………………стр..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воспитание - это «притяжение» ребёнка к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа.  В коррекционной работе духовно-нравственное воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволя...

Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХУ ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."

Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье раскрыто понятие «инклюзивное образование», а также отражены взгляды российских ученых на сущность инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления для сближе...

Формирование мотивации к речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика работы с неговорящими детьми исключает стандартный подход или методику. Каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельно...

Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...