СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья (6 класс) на тему

Лях Татьяна Александровна

Воспитание - это «притяжение» ребёнка к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа.  

В коррекционной работе духовно-нравственное воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе.  

Духовно–нравственное поведение детей с ОВЗ определяется качеством воспитательной работы.

Уроки добролюбия стали традиционными. 

Проводятся циклы классных часов и бесед по правилам поведения.  

Класс является активным участником всех социальных акций.

Положительная  динамика активности и качества деятельности моих учеников подтверждает эффективность реализации  данной программы, воспитательной работы в целом.    

 Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Поможем ему в этом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

 действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уорд

Воспитание - это не возвышение над ребенком и не подстраивание его под   природу, а действие «притяжения» его к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа.             

 Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  является первостепенной задачей современной школы. Духовно-нравственное воспитание личности является сложным процессом, определяющим личностное развитие в целом.

          В процессе воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы создаём условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Организуется осмысленная жизнь в культуре, реализуются условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора «лучшего себя» как субъекта собственной жизни. Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности.    

      В современном мире погоня за материальными благами, за престижным статусом сократили время и качество общения родителей с ребенком, нарастает дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными и это не могут не чувствовать дети.  Учитывая эти факты и специфику работы с детьми с ОВЗ,  разработана программа  воспитания специальных (коррекционных) классов VIII вида под названием «Земля – наш общий дом».  Девиз программы: «Худо тому, у кого зло в дому»

Задачи, решаемые программой:

- Формировать навыки духовно–нравственного поведения. Научить видеть себя со стороны.

- Формировать любовь к родине, чувства патриотизма и др.

Замечу, в наше время невозможно «привитие ценностей». Любовь к родине, патриотизм и др. именно формируются, а не прививаются.

       Одним из основных аспектов воспитательной работы, является нравственно-этическое, духовное воспитание. Оно направлено на приобщение детей к опыту общественного сознания и поведения. Этот опыт включает сложный мир отношений отдельного человека к таким явлениям, как государство, народы, нации, нравственность, как категория поведения в сфере личной жизни и другое. Интеллектуальное развитие умственно отсталых детей ограничивает возможности формирования у них всего спектра представлений, связанных со сложными нравственными категориями, так как в целом они обращены к духовному миру человека, его интеллектуальному опыту. Вместе с тем эти дети, несмотря на дефицит психического развития, являются полноправными членами общества, в котором им предстоит жить самостоятельно.

          В коррекционной работе духовно-нравственное воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе.

Духовно–нравственное поведение детей с ОВЗ определяется качеством воспитательной работы.

Необходимо:  обеспечить занятость детей полезными и интересными делами; формировать полезные привычки;  

обеспечить успех  учащихся и понимание  общественной полезности их деятельности.

          Главное - видеть положительные черты воспитанников и опираться на них: стимулировать и поддерживать положительные поступки, чтобы они «вытеснили недостатки»; научить ребят видеть свои успехи.

          И, конечно же, первое направление программы  – это духовно-нравственное воспитание «Я - человек» Цель: Формировать становление личностной позиции, основ социального поведения. Третье направление - нравственно-этическое воспитание «Семь Я» Цель: Воспитывать любовь и верность, уважение к родителям, заботу о старших и младших.

Четвёртое направление – патриотическое воспитание   «Я - гражданин России» Цель: Формировать основы гражданского самосознания, патриотизма к Родине.                                                                                     

Мероприятия, которые мы проводим с ребятами,  разнообразны по своему содержанию: Классный час. Праздник. Спортивное соревнование. Конкурс. Собрание. Экскурсия. Прогулка, поход. Игры. Чтение. Просмотр и обсуждение кинофильма. Участие в общешкольных мероприятиях: линейка, митинг, эстафета и др. Посещение кружков, секций, студий. Занятие в спортивной школе. Творческая мастерская. Психологический тренинг. Беседа. Олимпиада. Выставка. Творческий проект. Дискуссия. Диспут.

Уроки добролюбия, посвящённые Дню пожилого человека стали традиционными в нашем классе. Ребята уже сами проявляют инициативу по их проведению. Для учащихся других классов подготовили и провели «Урок мужества», посвящённый легендарному разведчику Алексею Ивановичу Скурлатову, ставшему прототипом памятника "Алеша". На фестивале патриотической песни исполнили песню «Алёша».  

Для формирования нравственных ценностей в системе моей воспитательной работы запланированы и проводятся циклы классных часов и бесед по правилам поведения.  

На общешкольных праздниках: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» - мы активные участники.

 Ребята посетили районный краеведческий музей. Выставка была посвящена Иркутской области. Нам рассказали о крупных битвах Великой Отечественной войны, о жизни в годы войны в тылу, а именно в Куйтунском районе. В этом году довелось лицезреть экзотических бабочек.

    Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа страны, нашего села. Так, на общешкольной поисково-краеведческой конференции  по теме «Нации села Каразей» ученики представили результаты исследования по теме «Немцы». Через год  школа работала по теме «Быт села Каразей».  Мы предположили, что изучение истории развития печного дела, приведёт к более рациональному применению данного вида ремесла в ХХI веке. В связи с этим провели исследования по теме «От печи до камина». Прикоснулись к культурному наследию нашего села, к историческому опыту. Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, изучение развития печного дела помогает принять решение, какая печь или камин более подходит для конкретного дома, семьи. Этот проект был представлен на II Всероссийском конкурсе «В мире прекрасного»  Номинация: Детские исследовательские работы и проекты. Мы стали победителями!

      Ученики имеют возможность проявить себя, участвуя в мероприятиях, творческих конкурсах, выставках прикладного искусства, смотрах художественной самодеятельности. Их участие в общешкольных,  сельских и даже районных концертах, праздниках, играх  помогает им самоутвердиться, поверить в свои возможности. 

      Класс является активным участником всех социальных акций, проводимых в школе, поселении:

  • «Очистим планету от мусора» (участие в благоустройстве и уборке школьного двора);
  • «Украсим кусочек планеты» («разбили» новые цветочные клумбы);
  •  «Охранять природу – значит охранять родину» («Спасём птиц от холода», Акция «Спасём птиц от голода»  «Каждому скворцу по дворцу» изготовление кормушек, скворечников для птиц);
  • «Чистый родник»;
  • «Дети-детям» (сбор игрушек, школьных принадлежностей для детей из детского приюта «Надежда» п. Куйтун);
  • «Солдатский платок»;
  • «Давайте делать добрые дела»;
  • «Осторожно, тонкий лёд!» и др.

             

         Администрация Каразейского сельского поселения выразила благодарность:

  • Мальчикам за подготовку и участие в выставке «Мужских рук творенье».
  • Поисковой группе нашего класса за вклад в сохранение культурных традиций села, сбор, систематизацию и успешное представление исторического материала на краеведческих конференциях.  
  • За организацию выставки к творческому отчёту «Лишь одного желаю я, цвети Куйтунская земля»
  • За участие в выставке декоративно-прикладного искусства.
  • За помощь в проведении акции «Чистый родник».
  • Грамоты участникам конкурса патриотической песни «Любимая песня, звучи!» и т д.

                                                               

              Работы девочек, посещающих кружок «Узелок», занимают достойное место на муниципальных, региональных выставках.

Положительная  динамика активности и качества деятельности моих учеников подтверждает эффективность реализации  данной программы, воспитательной работы в целом.  

  Уровень развития социальной компетентности обучающихся также имеет положительную динамику.

          В среднем, такие наиболее важные социальные компетентности как культура поведения,  выполнение правил внутреннего распорядка школы, трудовая деятельность,  творческая работа (досуг), а также самообслуживание (самостоятельность) сформированы (навыки стали устойчивыми).

С прошлого года наш класс включен в школьный парламент, принимает участие  в   школьном   самоуправлении. Нам доверили  дежурство по школе, и мы не подвели.

     Конечным результатом системно-деятельностного подхода в формировании духовно-нравственного развития и воспитания детей с ОВЗ видится  успешная социализация и полноценная жизнь в современном мире. («Как рыбы в воде»)

Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Поможем ему в этом.

Литература:

  1. Молчанов, С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для классного руководителя/С.Г. Молчанов. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. - 36с.
  2. Перевертайло, В. (игумен) Методологические основания духовно-нравственного воспитания в православной педагогике // ПЕДАГОГИКА: науч. -теорет. журн. - 2007. - № 5. - C. 76-84.
  3. Стефановская Т.А. и др. «Концепция воспитания Иркутской области»
  4. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».- М.,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)».

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (а...

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики....

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...

Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья...