Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
материал (7 класс) по теме

Баширова (Тиньгаева) Раиса Викторовна

Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре : «Организация воспитательной работы в коррекционной школе».

Воспитатель Тиньгаева Р.В.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (слайд 1).

        В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход».

        Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда ориентирована на природосообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ведь “решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития” (А.П. Краковский).(слайд 2)

При организации коррекционного процесса воспитаниядетей  мы выдвинули следующие задачи :

  1. Создание комфортных ощущений у ребенка в процессе  

коррекционно-развивающей работы.

  1. Социально-бытовая адаптация детей с ограниченными

возможностями здоровья.

  1. Формирование вербальных и невербальных навыков элементарной

коммуникации.

4.     Коррекция эмоциональной сферы и поведения детей.

5.     Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого

         ребенка.

.

В индивидуальной работе с детьми, по Щурковой Н.Е., педагоги-воспитатели  руководствуются следующими принципами:

(Слайд 3)

  1. Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитуемый - группа».
  2. Уважение самооценки личности ученика.
  3. Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера.
  4. Постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности.
  5. Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Основной целью личностно-ориентированного подхода в воспитании является содействие становлению и развитию личности ребенка.В общении с детьми педагог придерживается принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия для того, чтобы ребенок захотел это делать). Основная линия поведения: не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка.  Подчинение своей педагогической деятельности цели максимального создания условий для развития самобытной, творческой личности ребенка, раскрытия его потенциала. Взгляд на ребенка как на полноценного сотрудничающего партнера. Способы общения: понимание, принятие, признание ребенка, сочувствие и сопереживание ребенку (эмпатия). Эмпатия - это профессионально значимое качество личности  педагога. Если эмпатии у педагога нет, то личностно-ориентированного подхода быть не может. Детей нужно любить.

Деятельность воспитателя сложна и многообразна, поэтому при моделировании мы выделяем основные функции, отражающие эту многогранность, выполнение которых на оптимальном уровне способно обеспечить решение основных задач по воспитанию детей, подготовке их к дальнейшей жизни :(слайд 4)

  1. Изучение индивидуальных особенностей воспитанников, интерпретация полученных данных в соответствии с известными сведениями о жизни ребенка до поступления в школу.
  2. Планирование работы с группой и индивидуальной работы с каждым ребенком на основе дифференцированного подхода.
  3. Помощь детям в адаптации при поступлении в школу.

Например, в начале этого года в нашу группу поступила Бикешева Ажар. Девочка ранее жила в семье опекуна и ей сложно было адаптироваться в условиях школы и самой группы. Мы обратились за помощью к психологу школы, которая провела ряд занятий с группой и индивидуально с девочкой. Наряду с этим воспитатели группы и классный руководитель также не оставляли без внимания все, что происходило в группе. Вовлекли ее в работу класса, а также теперь девочка с удовольствием посещает кружки «Бисероплетение» и «Спортивный», где смогла проявить свои способности в полной мере. В результате Ажар чувствует себя «своей», а ребята относятся к ней положительно.

  1. Создание необходимых условий  для обучения в школе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).
  2. Стимулирование усилий ребенка, подростка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.
  3. Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности воспитанника.

  1. Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в группе и с детьми школы в целом (межгрупповое, межличностное общение). Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.

Очень часто мы проводим классные часы, вечера в группе, а также организовываем экскурсии, игры вместе с детьми других групп, что способствует сплочению коллектива детей, развитию теплых, дружеских отношений.

  1. Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми  в  школе и вне школы.
  2. Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.( 5,6,7)

Двое наших ребят Никитин Александр и Бочкарев Алексей вместе с ребятами других групп посещают гостевую семью Низкодубовых Галины и Владимира. Это очень добрые и гостеприимные люди. Мы сами не раз бывали у них дома. Здесь ребята знакомятся с семейными традициями, учатся вести домашнее хозяйство, готовить, принимают участие во всех семейных праздниках. Галина научила мальчиков вязать крючком и спицами. Саша сам вяжет себе носки и варежки, может даже вязать красивые шали. Именно здесь ребята понимают, что такое настоящая семья.

  1. Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений, навыков.

        

11. Вести работу с детьми по профилактике вредных привычек.  Воспитателями группы были проведены классные часы по темам : «Быть здоровым – жить в радости», «Мое будущее без сигарет», «О вреде алкоголя», «Мы за здоровый образ жизни» и т.д. А так же были проведены индивидуальные беседы с Балабиным Валерием и Саполгиным Александром о вреде курения. К разговору с Сашей мы привлекли его тетю и дядю, с которыми он очень плотно общается. Результат положительный, мальчики больше не были замечены в курении.

                

12. Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).

В своей работе мы опираемся на желания и  творческие способности детей. Стараемся вовлекать их в общешкольные и классные мероприятия, где ребята могут полностью раскрыться, творчески развиваться. Возможность примерить маску и костюм, сыграть того или иного персонажа сказки или побыть в роли ведущего, благотворно влияет на развитие положительных эмоций, формирует у детей более точные представления о характерных особенностях персонажей.

Участие в театрализованных постановках дает детям возможность преодолеть тревожность, робость и страх перед социальным окружением,способствует формированию интегративных качеств личности, таких как активность, навыки общения и способы взаимодействия с детьми и взрослыми, самоконтроль с учетом общепринятых норм и правил поведения, первичные представления об обществе. Поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в последующих постановках.

(слайды 8,9,10,11,12,13)

Многим детям очень трудно преодолеть барьер стеснения. Они не могут выступать в большой аудитории. Таким ребенком в нашей группе был Бочкарев Алексей. Он прибыл в нашу школу два года назад. Очень сложный по характеру, манере общения и поведения мальчик. Испытывал трудности на уроках чтения, плохо запоминал текст, с трудом заучивал наизусть. Понадобилось долгих два года, пока Алеша смог реализовать свои мечты. Сначала мы постарались вовлечь его в участие в классных мероприятиях, потом ему захотелось вместе с одноклассниками участвовать в соревнованиях. Для этого он стал посещать «Спортивно - оздоровительную секцию».

( слайд 14).

В этом году он сам изъявил желание выступать на линейке, посвященной Дню учителя. Он рассказывал стихотворение и даже пел с ребятами песню. Хорошим примером для него оказался одноклассник Никитин Александр. Он является неформальным лидером в классе. Ребята стараются быть похожими на него. Мы поддерживаем желание детей, так как положительный лидер – это хороший ориентир и пример. Саша стал заниматься самбо и увлек этим занятием других ребят. Теперь этот вид спорта знаком уже троим ребятам из группы

( слайд 15 )

Посещая секцию самбо, ребята имеют возможность общаться с детьми ,которые живут в обычных семьях. Именно там ребята смогли понять, что они такие же дети, как и те, которые живут не в интернате, а со своими родителями. В прошлом году Никитин Александр занял почетное третье место в первенстве Кувандыкского  района среди юношей 1996-1998 г.р. и привез грамоту. Еще одна грамота в копилке нашей группы была получена Саполгиным Александром за участие в районном фестивале детской эстрадной песни.( слайд 16)

Кроме спортивных секций  ребята посещают и другие кружки. Например, на кружке « Бисероплетения» ребята имеют возможность проявить свою творческую фантазию. Вместе с тем развиваются мелкая моторика пальцев, воображение, формируется эмоционально – волевая сфера. Дети испытывают радость от полученного результата.( слайд 17, 18, 19, 20)

 Очень нравится детям  посещать кружок «Компьютерный», где ребята имеют возможность самостоятельно и под руководством руководителя кружка создавать различные программы, проекты, играть в игры, осуществлять выход в сеть интернет. Все это способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень знаний и умений, позволяет идти в ногу со временем.(слайд 21)

Таким образом, личностно-ориентированный подход - важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.  

( слайд 22)

Самое главное в работе воспитателя – это ребенок, учет его интересов, возможностей и способностей, его эмоциональное и физическое состояние, его духовный мир. Его будущее во многом зависит от нас. Дети не выбирают себе педагога, это мы приходим к ним и каждому отдаем частичку себя, своей любви, своего сердца. Это значит, что все, что мы делаем для детей, нужно делать с любовью к детям.

Литература:

1.Е.В. Бондаревская

«Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания». Педагогика, №1, 2001, с. 17-24.

2. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника
М., 1998




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи....

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация к докладу "Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воспитание - это «притяжение» ребёнка к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа.  В коррекционной работе духовно-нравственное воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволя...

Сообщение на тему «Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПТО».

·        Сообщение на тему «Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПТО»....