Главные вкладки

    Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
    рабочая программа

    Абрамова Лариса Борисовна

    Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_duhovno_-_nravstvennogo_vospitaniya_6_klass.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

     

                                                    

     

    Программа

    Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

     

     

                

                                                                                  Классный руководитель:

    Абрамова Л.Б.

     

     

     

    г. Демидов    

                                                                                                                                                                                                                 

     Оглавление:  

    1. Пояснительная записка
    2. Аналитическое обоснование
    3. Цель и задачи программы
    4. Содержание программы
    5. Библиография

     

     

     

     

    1. Пояснительная записка


             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ» оказывают негативное воздействие прежде всего на детей и подростков не обладающих определенной культурой.

             В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание учащихся. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.

            Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы»- это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Л.А.Григорович дал следующее объяснение: «нравственность- это личная характеристика человека, объясняющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

           Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Нравственное воспитание- процесс, направленный на формирование у личности нравственный отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка,  чтобы нормы нравственности стали привычной формой его поведения в повседневной жизни и деятельности.

           Работа в коррекционной школе имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности.

           Решение проблемы межличностных отношений и нравственного воспитания осложняется также отсутствием сотрудничества со стороны семьи, так как значительная  часть учащихся составляют дети из дисфункциональных  семей.

        А ведь именно в семье закладываются поведенческие основы ребенка: доброта, любовь, совесть, уважение к окружающим. Основная ответственность за судьбу ребенка ложится на плечи педагогов и воспитателей. А поскольку формирование правильного отношения к главным человеческим ценностям составляет суть нравственного воспитания, возникла необходимость разработки целевой программы  нравственного воспитания, которая направлена на привитие хороших манер и правил поведения в обществе.

    2. Аналитическое обоснование

                 Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

          Для многих воспитанников коррекционной школы характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении, или в повышенной заторможенности.

          Все это осложняет решение задачи нравственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью нравственного воспитания умственно отсталых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.

        Движущей силой воспитательного процесса являются внутренние противоречия: между социальными задачами, которые выдвигает педагог и их возможностями; между внешними влияниями и внутренними устремлениями школьников; между притязаниями учащихся  и их реальными возможностями; между потребностями ученика и способами их удовлетворения. Часть перечисленных противоречий относится противоречивым стремлениям самого школьника, а другая часть к деятельности педагога. В воспитании детей с ограниченными возможностями эти противоречия разрешаются в ходе целенаправленного воздействия на поведение, сознание ученика, расширение его опыта, в процессе формирования нравственности, правильной оценки своих возможностей.

         Помимо внутренних противоречий на воспитательный процесс оказывают влияния внешние противоречия- между целенаправленным воспитательным процессом и стихийными влияниями среды, которые не всегда бывают благоприятными. Эти противоречия не являются ведущими, но они в какой-то мере могут ослабить воспитательное воздействие педагога на учеников. Преодолевая то или иное противоречие, личность развивается, поднимается на новую ступень, приобретает новое качество.

    3. Цель и задачи программы

          Цель:

          Формирование нравственных качеств личности у воспитанников с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе.

    Реализация цели возможна при решении следующих задач: 

    1. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности;

    2. Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся;

    3. Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.

    4. Содержание программы

    Школьный этикет

      Данный раздел направлен на установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Подготовит школьника с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в социум, сформирует осознанное волевое поведение, пробудит самостоятельное логическое мышление, а также будет развивать общую культуру ребенка. Здесь используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно- ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем этого раздела является речевая деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Педагог только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • "Я примерный ученик"
    • "Поведение в школе"
    • "Вежливая просьба"
    • "Мой сосед по парте"
    • "Точность: береги своё время и время других"
    • "Кодекс школьной чести"
    • "Ты и твои одноклассники"
    • "Дорога в школу"
    • "В каждой школе, в каждом классе..."
    • "Учись слушать"

    Правила общения

    Это раздел показывает ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения. В общении ребенок получает разнообразную информацию, формируется его мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или различных жизненных ситуациях.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • “Приветствуем друг друга”
    • “Правила хорошего тона”
    • "Обращение к взрослому человеку"
    • "Что такое настоящая дружба?"
    • "Гостям всегда рады"
    • "Слово лечит, слово ранит"
    • "Нет друга ищи, а нашёл, береги"
    • "Об уступчивости"
    • "Как выбрать правильный тон речи"
    • «Вежливость – это уважение к окружающим».
    • «Как ты разговариваешь с товарищем».
    • "О прозвищах и кличках"
    • "Вместе тесно, а врозь скучно"

     Культура внешнего вида

     Данный раздел нацеливает детей содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников храниться одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • "Внешний вид"
    • "Пусть тебя не назовут неряхой"
    • "Друзья вода и мыло"
    • "Чистота- залог здоровья"
    • "Запах пота - это невежливо"
    • "Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен"
    • "Всё начинается с улыбки"

     Внешкольный этикет

     Данный раздел знакомит детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, в театре, музее и т.п.); объясняет детям о нравственных правилах поведения в гостях и различных ситуациях, в которых ребенок может оказаться; помогает детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Создавая ситуации написания писем детьми с ограниченными возможностями здоровья друзьям, родственникам, педагог способствует развитию связной письменной речи.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • “Ох уж эти пассажиры…” 
    • "Я и общество"
    • Путешествие в страну Этикета"
    • "Поведение в общественном транспорте"
    • "Как вести себя в библиотеке"
    • "Телефонный этикет"
    • "Дружная компания по улице идёт..."
    • "Здравствуйте, спасибо, пожалуйста..."

     Счастье семьи

     Материал раздела способствует формированию у ребят таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данный раздел предлагает учащимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у ребят новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • "Семья - это то, что с тобою всегда"
    • "Самый дорогой человек"
    • "Кто может быть дороже мамы"
    • "МОЯ семья"
    • "Семейная символика"
    • "Тепло родного очага"
    • "При солнышке тепло, при матери добро"
    • "Забота старших о младших"

    Моя малая Родина

    Материал раздела направлен на формирование и развитие личности детей, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности на основе интегрированно-дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • "Природа нашего края"
    • "Береги родную природу"
    • "Край, любимый край"
    • "Приведи в порядок свою планету"

     О трудолюбии

    Данный раздел способствует ознакомлению детей с правилами организации своего и коллективного труда, позволяющего получить результат и способствующего формированию межличностных и коллективистских отношений. Занятие начинается с анализа любого общего трудового дела, оценки его результатов. В ходе практических занятий, общественно-полезной деятельности дети осознают значение труда, а также учатся ценить и уважать свой труд и труд других людей.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • "Как я делаю уборку дома и в школе"
    • "Сильные, смелые, ловкие, умелые"
    • "Все профессии важны, все профессии нужны"
    • "Рабочий - это тот кто все на свете знает"
    • "Труд основа жизни"
    • "Содержи в порядке своё рабочее место"

     Духовные ценности

    Занятия по разделу «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце детей особой заботы светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия. Темы раздела рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.

    Тематика некоторых мероприятий:

    • “В мире вежливости” 
    • "Слово лечит, слово ранит"
    • "Мои достоинства и недостатки"
    • "Как стать лучше?"
    • "У вас плохой характер?"
    • "Слава тебе победитель - СОЛДАТ"
    • "Правдивость и честность"
    • "Доброта творит чудеса"
    • "Если добрый ты - это хорошо"
    • "От чего зависят поступки человека"
    • "Теплом души согрей и помоги"

    5.  Концептуальные основы

           Программа нацелена на развитие межличностных отношений нравственных качеств личности и опирается на следующей идеи:

     -    нравственное развитие личности в процессе воспитания;

     - формирование у обучающихся осознанного отношения к нравственности;

     - совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания.

           Работа педагога по реализации данной программы осуществляется на основе следующих принципов:

    1.  Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. 

    Только в процессе организованной деятельности, имеющей общественную направленность, осуществляется всестороннее развитие учащихся. Деятельность детей с ограниченными возможностями строиться с учетом их индивидуальных особенностей. Она строго дозируются педагогом, чтобы не вызвать переутомления детей. Разъяснение и контроль педагогом в процессе деятельности сочетаются с проявлением самостоятельности школьников. Сначала педагог оказывает максимальную помощь детям, постепенно сокращая её, в то время как самостоятельность и активность школьников увеличиваются.

    2. Принцип воспитания детей  в коллективе (выдвинут и разработан А.С.Макаренко).

    Суть принципа в том, что коллектив, организованный в соответствии с требованиями морали, оказывает огромное воспитывающее влияние на каждого его члена. Подчинение требованиям коллектива, совместная деятельность, единая цель, интересы объединяют детей. В коллективной деятельности у учащихся развиваются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, формируется дисциплинированность, умение считаться с интересами и желаниями остальных членов коллектива. Без этих нравственных качеств немыслима жизнь человека в обществе. Воспитание детей в коллективе не исключает индивидуальной работы педагога с воспитанниками. Наоборот, в коллективе педагог получает возможность лучше изучить  личность каждого воспитанника, выявить его индивидуальные характерологические особенности.

    3.  Принцип единства педагогических требований школы и общественности.

    Дети с ограниченными возможностями живут и учатся в школе-интернате, где их воспитанием занимается большой коллектив педагогов и воспитателей. Единство их действий - залог успешного воспитания учащихся. Противоречия в требованиях приводят школьников к мысли о том, что эти требования обязательны не для всех, их можно нарушать, не выполнять. Подобные явления могут порождать отрицательные черты характера, отклонения в моральном облике воспитанников.

    4.  Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка.

          Этот принцип требует от воспитателей знания личности ребенка, его возможно и особенности их психологического развития. Уважение к личности школьника проявляется в умении воспитателя выслушать объяснения ученика, понять мотивы, которыми он  руководствовался, в проявлении доверия к нему.

        В воспитании особое внимание уделяется  общению воспитателя со своими воспитанниками, общению построенному на доверии, взаимопонимании, уважении личности и мнения ученика, взаимной требовательности.

         Требовательность - это  тоже проявление уважения к ребенку. Разумные требования, соответствующие целям и задачам воспитания, предлагают помощь школьникам в выполнении этих требований, строгий контроль со стороны воспитателя, учитывают уровень общего и нравственного развития школьников, их возможные особенности. Важна и форма предъявления требований. В воспитательной работе с учащимися целесообразнее использовать косвенные формы предъявления требований (просьба, совет).

        В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать данные принципы и делаю упор на индивидуальный подход к воспитанникам, учитывая их темперамент, характер, способности, мотивы и интересы. В работе использую различные формы и методы воспитания. В ходе воспитательских занятий, бесед поручаю ребенку задания в соответствии с его способностями; создаю педагогическую ситуацию, помогающую выявить его индивидуальные качества. Такой подход необходим любому ребенку, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны.

         Еще А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Он считал, что в процессе воспитания и обучение необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.

         Механизм реализации программы.

       1 этап -  Подготовительный.

    - Аналитико – диагностическая деятельность.

    - Поиск форм и способов воспитательной деятельности.

    - Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.

    - Определение стратегии  и тактики деятельности.

      2 этап – Практический.

      3 этап – Обобщающий.

    - обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

    - соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;

    - определение перспектив развития.

    Библиография

    1.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.

    2.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.

    3.Журналы: Воспитание школьников 2008-2009г.

    Классный руководитель-2008-2009г.

    4.Книга для учителя вспомогательной школы. /Под ред. Г.М. Дульнева. - М., 1959.

     5.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.

    6.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей.

    7.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж.И.Шиф-М.,1965.

    8.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.

    9.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984.

    10.А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.

    11.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. «Дети с 13.Специальная психология/Под. Ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

    12.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

    Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

    Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...

    Выступление на тему: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления челове...

    Доклад "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

    В докладе раскрыта проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья....

    Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

    «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

    Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

    Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формирова...