Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Павлова Татьяна Олеговна

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.

Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы

в нравственном воспитании детей

с ограниченными возможностями здоровья

 (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Павлова Татьяна Олеговна 

           Учитель

ГКОУ «Школа № 2124

«Центр развития и коррекции»

г. Москва

В коррекционной школе, как и в общеобразовательной, перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания детей и подростков. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.

Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон.

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача нашей коррекционной школы VIII вида. Уже более 40 лет я работаю в этом  учреждении, где раньше обучались дети с лёгкой и средней степенью умственной отсталости, а теперь, по крайней мере, уже 10 лет, школа специализируется на обучении детей имеющих тяжёлую степень умственной отсталости с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями  развития).

Сложность обучения данной категории детей определяется тем, что наши школьники отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом и умственном развитии. Недоразвитие или, чаще всего грубое нарушение развития познавательных процессов, есть основной дефект учащихся нашей школы и он весьма сложный.

У ребёнка, в силу перенесённых мозговых заболеваний, нарушается нормальное развитие процессов восприятия, запоминания и воспроизведения. Для многих учащихся характерно наличие серьёзных нарушений в сфере эмоционально аффективных проявлений, что выражается или в повышенной возбудимости и неуравновешенности в поведении, или в повышенной заторможенности или общей ослабленности всех реакций. Кроме указанных нарушений, у многих из них имеются также грубые нарушения физического развития.

Основной целью воспитательной работы в нашей школе, как и в семье, где воспитываются дети, является подготовка ребёнка к социализации и адаптации в дальнейшей жизни.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

К числу основных задач воспитательной работы в школе относятся:

  • умственное воспитание ребёнка;
  • физическое воспитание;
  • трудовое обучение и воспитание;
  • воспитание нравственных качеств;
  • эстетическое воспитание.

Я остановлюсь на нравственном воспитании школьников. Воспитание у учащихся нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей, т.к. успех включения учащихся в жизнь, в конечном счете, решается тем, на сколько воспитаны у ребёнка необходимые нравственные качества. Нравственные понятия, а также нормы и навыки поведения человека – всё это есть результат воспитания, сложного и постоянного воздействия на развивающегося ребёнка со стороны семьи и школы.

Первые уроки нравственного поведения ребёнок получает в семье. В дружной семье, где старшие подают пример высокой нравственности, ответственности и проявляют заботу о детях, ребёнок, подрастая, становится активным участником общих дел. Одной из конкретных задач воспитания является формирование дисциплинированности в поведении, в учении и в труде учащихся. Дисциплинированность есть сложное качество, имеющее разные ступени развития от простого послушания у младшего школьника, до выполнения требований дисциплины у старших учащихся. Выработка послушания является хотя и первичной, но наиболее важной ступенью воспитания дисциплинированности у наших учащихся, т.к. без должного послушания невозможно организовать обучение детей.

    А семья тоже в свою очередь занимается воспитанием дисциплины, и на примере соблюдения в семье режима, можно твердо сказать, что чем строже будут следить родители за воспитанием режима самых младших членов семьи, тем у детей будет меньше нарушений его в более старшем возрасте. Для режима каждой семьи обязательны: точный час вставания и отхода ко сну, соблюдение правил аккуратности в одежде, в помещении, за столом, где у каждого члена семьи должно быть своё определённое место. Нельзя повышать на ребёнка голос. Надо давать указания коротко и уверенно, что бы ребёнок почувствовал, что нельзя не выполнить вашего распоряжения, ведь в противном случае накапливается опыт непослушания. В самых редких случаях можно допускать некоторые наказания, но не физические. А для детей, которые обучаются в нашей школе, такие наказания вообще не допустимы! Они не только  не способствуют правильному воспитанию детей, но и сказываются на них отрицательно (ребёнок становится пугливым, раздражительным и замкнутым). Одним словом, родители всегда должны помочь своему ребёнку, когда словом или взглядом, когда любовно или сурово, но всегда быстро. Как раздражаются порой родители бесконечными нотациями при проступке ребёнка, в то время, как краткость замечания произвела бы гораздо больше впечатления! Достаточно просто и твёрдо сказать: « Этого больше не делай!», и ребёнок, даже с проблемами в умственном развитии (не с первого раза, конечно) запомнит и будет стараться вас не огорчать.

       Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе, исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. А.С. Макаренко говорил: « Только настоящий, серьёзный, деловой тон может создать ту спокойную атмосферу в семье, которая необходима для нравственного воспитания детей…….»  

Но если в семье есть бабушка, то серьёзный и деловой тон уходит на второй план. Казалось бы, что там, где имеется такая помощница, воспитание ребёнка пойдёт более правильно, но, к сожалению, это не всегда так бывает, а особенно в семьях, где есть ребёнок с ОВЗ. С первых же дней, очень жалея больного ребёнка, бабушки излишне опекают его, многое делают за него и это продолжается на протяжении всех лет обучения в школе. Очень часто можно наблюдать такую картину: пожилая бабушка стоит перед внуком, который учится в 5-ом или в 8-ом классе и одевает ему кроссовки или сапоги, которые на липучках! Потом застегнула пуговицы, вытерла нос, заправила рубашку в брюки и отправила в класс. Но ведь ребёнок, если его этому учить, к 8-му классу уже всё это умеет делать сам, но он привык, что за него постоянно всё делает бабушка и не проявляет самостоятельности. Её чрезмерная  опека не только изнеживает ребёнка, но порой развивает в нём многие порочные черты характера. Этого, конечно, нельзя допускать.

Ребёнка, даже с задержкой умственного и психического развития, следует не только привлекать к самостоятельности, но и учить разделять труды и заботы взрослых по дому. Даже в простом домашнем труде,  развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ребёнку в учёбе и жизни. Это и точность движений, и координация, и социализация, и исполнительность, и самостоятельность. Шаг за шагом, овладевая простыми, ежедневно повторяемыми видами домашнего  и школьного труда, ребёнок учится уважать свой труд и труд других.

Теперь о хороших манерах.

В семьях, где дети видят образцы правильного поведения, они без особых трудностей соблюдают правила приличия и усваивают хорошие манеры.

Уважение к старшим (как к учителям, так и другим членам семьи).

И вот этому пример. Часто можно наблюдать такую картину: ведёт мама ребёнка из школы. В руках у неё своя сумка, пакет с продуктами и портфель ребёнка. А в метро (не в час пик) свободно, никто не толкается, но если освобождается место, то мать не пытается сесть сама, а наоборот, торопится посадить сына или дочь. Но вот вошёл пожилой человек или инвалид с палочкой, и мать, если она тоже сидела, встаёт, а ребёнок продолжает сидеть, тогда, как в школе его учат уступать место старшим. Можно ли надеяться, что такая мать воспитает у ребёнка уважительное отношение и внимание к старшим. Конечно, нет. Такой матери не дождаться внимания даже по отношению к себе.

Вежливость

Упражнениями с раннего возраста можно воспитать настоящую вежливость, связанную обязательно с вниманием к людям. Иначе вежливость не станет нравственным качеством. Каким должен быть вежливый школьник?

  • обращаться к взрослым, учителям и просто незнакомым людям на «вы»;
  • не перебивать старших во время разговора;
  • уступать девочкам место в столовой, если в этом есть необходимость, пропускать их вперёд при входе в класс;
  • уметь благодарить, извиняться, где это необходимо;
  • употреблять «волшебные» слова: «спасибо, пожалуйста, извините» и т. д.;

В привитии ребёнку привычки говорить эти слова – решающее значение имеет пример родителей. Они сами должны чаще обращаться с этими словами к ребёнку, неуклонно требуя их и от него. При этом полезно не столько напоминать о них, сколько выполнять его просьбу только в том случае, если он скажет нужное слово.

  • не привлекать внимания окружающих в общественных местах, транспорте (громкими криками, разговорами, смехом и т.п.);

Теперь о воспитании добрых чувств. Одним из путей воспитания служит воспитание у детей бережного отношения к природе, к животным. Если ребёнок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестоким забавам, становится жестоким к людям. Известно много примеров, когда появление в доме животного доставляло детям большую радость и положительно влияло на их поведение. Дети старались выполнить свои обязанности вовремя, чтобы иметь возможность поиграть или поухаживать за ним.

   И ещё хочется добавить, что большое значение в нравственном воспитании является выработка у учащихся работать  в коллективе. Формирование коллективизма с ранних лет начинается в семье. Семья, как коллектив объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. Когда мать и отец делят между собой трудности и хлопоты, радости и невзгоды, всегда готовы прийти на помощь людям, ребёнок не вырастет эгоистом. Он убеждается, что коллективная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща, вместе отдыхать, гулять и т.д.

 В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ надо особо культивировать различного рода коллективные совместные игры родителей и детей с общими игрушками, конструкторами, пазлами и т.д. В некоторых случаях дети с повышенной возбудимостью, гиперактивностью и расторможенностью могут начать требовать или выдвигать свои правила игры. В таких случаях потакать  им нельзя, т.к. этим самым будет закрепляться у ребёнка эгоизм, неумение подчиняться интересам коллектива и позднее, он, учась в школе, будет легко выпадать из жизни коллектива класса.

Далее необходимо отметить, что ребёнок, попав в школу, очень легко привязывается к взрослым людям, учителям, а на ласку и доброжелательность отвечает безграничной преданностью. Этой особенностью детей необходимо правильно пользоваться, чтобы создать среди детей здоровые товарищеские отношения, чувство коллективизма. Например, очень не трудно вызвать у старших учеников желание помогать младшим, следует только подсказать детям доступные формы такой работы. Чувство коллективизма у детей в школе особенно легко возникает и закрепляется в общих делах класса и в мероприятиях для всей школы: организация и проведение праздников, конкурсов, спортивных соревнований,  классных часов, экскурсий и т.д.

Если ребёнок со сложным поведением или наоборот заторможен, нельзя изолировать его от других, ещё более усугубляя его состояние, т.к. он лишается основы своего развития – общения с окружающими.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Периодом школьного обучения не заканчивается воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, т.к. с окончанием школьного обучение отнюдь не завершается развитие и формирование его личности. Успешное решение задач, стоящих перед школой, закладывает только основу для дальнейшего формирования личности. Позднее, особенно с момента включения бывших учеников в дальнейшую учёбу в  специализированном колледже, происходит закрепление и дальнейшее развитие положительных качеств личности. В этот период под влиянием реальных условий трудовой деятельности у бывших школьников начинают формироваться и более сложные качества: чувство долга, понимание значимости своей работы. Также продолжают формироваться навыки культурного поведения, умения соблюдать правила культурного общежития.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Литература

1. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под ред. Г. Ф. Кумариной. - М: «Академия». 2003. - 312 с.

2. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А. И. Титаренко. - М.: «Просвещение», 1997. -335 с.

3. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. - М.: «Питер», 2000. – 243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занимательные задания для проведения мероприятия на недели математики. Задания подходят для учащихся 5-9 классов....

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.

                «Семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первы  шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

Статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В материале представлена статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для сам...