Формирование мотивации к речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Специфика работы с неговорящими детьми исключает стандартный подход или методику. Каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельности (игровую, конструктивную, предметно-практическую), через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности, сформировав ее основу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Запрос родителей детей инвалидов показывает значительную частоту встречаемости безречевых, неговорящих детей в возрасте от 3 лет. К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые (алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные (ранний детский аутизм), нарушения слуха и интеллекта, комплексные нарушения в развитии. Для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Специфика работы с неговорящими детьми исключает стандартный подход или методику. Каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельности (игровую, конструктивную, предметно-практическую), через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности, сформировав ее основу.

Мотивация к речевой деятельности формируется одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона. Она достигается на основе следующих принципов:

  • Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) - способствует появлению слова в активной речи.
  • Экспрессия педагога (родителя) на каждом из этапов занятия с безречевым ребенком. Она способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство. Необычность действий взрослого для ребенка помогает поддерживать интерес к занятию.
  • Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и взрослого. Любое упражнение должно быть привлекательно для ребенка - это обеспечит познавательный интерес к занятиям. То, что интересно, эмоционально окрашено легче запоминается, дольше хранится в памяти у ребенка и полнее им воспроизводится.
  • Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия предоставляет разнообразные возможности в плане повышения мотивации к занятиям, преодоления негативизма. Важно, чтобы ребенок самостоятельно выполнял все действия в процессе занятия. За выполнением ребенком действий должно быть содержание, чтобы действие не осуществлялось механически. В дальнейшем опыт действия с предметами составляет основу для усвоения детьми значений слов.
  • Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Для актуализации словаря в арсенале специалистов и родителей должна быть самая разнообразная наглядность: картинки и фотографии разных размеров и стилей; рамки-вкладыши; разборные кубики; муляжи из разных материалов (например, фрукты: вязаные, тканные, восковые, пластиковые, резиновые, деревянные и др.). Использование бытовых предметов (продуктов, посуды, техники и т.п.) и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.
  • Использование элементов соревнования (кто быстрее, кто лучше) способствует повышению мотивации, интереса к играм и упражнениям.
  • Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка. Инструкции для ребенка: ориентировочная основа его действий на занятиях, должны быть четкими, доступными, поэтапными, сопровождаемые показом образца выполнения. Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, привлечение к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», это усиливает речевой негативизм.
  • Использование визуализированной системы поощрения ребенка Положительная оценка достижений ребенка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации. Однако положительная оценка всегда должна быть адекватной и постоянной, т.е. не зависимой от настроения, желаний ребенка.

В процессе общения с неговорящими детьми проявляются следующие особенности психической деятельности детей: низкий эмоциональный фон, высокая истощаемость, неустойчивость внимания, затруднено запоминание и воспроизведение, несформированность процессов мышления.

Формированию речевой деятельности способствует развитие психических и двигательных функций, сенсорное воспитание безречевых детей.

Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Для детей раннего возраста характерно неравномерное развитие отдельных психических функций, восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звуков или хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. У группы неговорящих детей не сформировано первичное понимание речи - они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации, голоса. У детей, не имеющих нарушения слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идёт в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок.

Развитие мышления идёт двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребёнка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша. Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. Для реализации этого направления используются игры обеспечивающие формирование зрительно-моторной координации, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также стимуляцию общей двигательной активности, коррекцию нарушений общей моторики. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять движения.

Важное значение при выполнении упражнений имеет чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь.

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Развитие понимания речи у ребёнка с сенсорными нарушениями в значительной степени зависят от взрослого, от того объёма информации о предметах и их свойствах, которые получает ребёнок. Недостаточная сформированность сенсомоторного образа предмета (явления) вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова (понятия). Таким образом, сенсорное воспитание - основа лексической работы и личностного развития. Включение максимального количества сохранных анализаторов способствует более успешной актуализации (появлению слова в активной речи). В процессе предметной и игровой деятельности дети учатся определять форму, цвет, пространственные взаимоотношения, учатся сравнивать и устанавливать размеры предметов. Занятия часто начинаются с элемента сюрпризности, в нём участвуют любимые детьми персонажи. Часть занятий проводят в форме дидактических игр. В процессе обучения на каждом занятии дети знакомятся с названиями, признаками и свойствами предметов, с которыми они будут действовать.

Занятия в сенсорных комнатах и уголках, проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры - важный инструмент преодоления негативизма безречевого ребенка. Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон занятий. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Лучше запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию.

Вызывание речевой активности у неговорящего ребёнка должно проходить постепенно и ненавязчиво. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок понимает взрослого. Первоочередная цель, которая стоит перед специалистом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь - сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Это происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией.

Непременным условием овладения речью является подражание. Чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Ему необходимо дать понять, что любое общение с ним очень нравится взрослым.

Для стимулирования появления речи используются разнообразные методические приёмы: вопросы, поручения, имитация звуков животных, договаривание сказок, инсценировки, театр кукол, арт- терапия и песочная терапия. Куклы помогают вызвать положительные эмоции, преодолеть коммуникативные зажимы, речевой негативизм, стимулируют речевую активность неговорящего ребёнка. Рисование и занятия на песке нормализуют эмоциональную сферу ребёнка, способствуют развитию деятельности, помогают обогащать и активизировать атрибутивный словарь ребёнка.

Наряду с развитием активной речи продолжается развитие у детей внимания к обращенной речи и её понимания. Если ребёнка тренировать только в произнесении слов и не уделять достаточного внимания развитию понимания обращённой речи, то он не научится ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные связи и устанавливать причинно-следственные отношения. Формирование собственной активной речи ребёнка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Необходимо учитывать, что в пассивной речи ребёнка существительных больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляют существительные, чем глаголы. Глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи, поэтому при ознакомлении с окружающим миром необходимо одновременно работать над обогащением словаря различными категориями слов. Восприятие предмета ребёнком должно сопровождаться не просто его называнием, а связным повествованием, сообщением об этом предмете. Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значения слов - ребёнок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия.

Коррекционно-развивающая работа с неговорящими детьми проводится в форме индивидуальных занятий. Цель этих занятий - обеспечить каждому ребёнку адекватные для него темы и способы усвоения навыков и знаний. В результате решаются следующие задачи: организация полноценного и удовлетворяющего детей общения, осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени задержек в психическом и речевом развитии; создание условий для благопариятного эмоционального самочувствия и развития способностей детей; обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком.

Основное содержание системы коррекционной работы включает: создание предметной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей раннего возраста; организацию предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным потребностям детей. Только комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого недуга. От своевременно оказанной психолого-педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути формирования мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для ...

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Формирование мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Представлены материалы доклада на педагогическом совете (конспект и презентация)...

Буклет "Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Информационный буклет об особенностях речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья....