СТАТЬЯ: физкультура и спорт для подростков: выбор, риски и возможности
статья по физкультуре по теме

Шамаева Галина Ивановна

Физкультура и спорт для подростков: риски и возможности

Подростковый возраст обычно определяется как этап развития человека между детством и взрослостью [5, С.492]. Ранее продолжительность данного этапа оценивали всего в 3-4 года (период с 13-14 до 17 лет), сегодня (в том числе, в связи с более ранним взрослением детей) подростковым называют период с 10-12 до 17-18 лет [9, С.36]. Период этот очень сложный. Происходят значительные психофизиологические изменения, формируется личность. Для того, чтобы эта личность была здоровой, подросток должен максимально самореализовываться, занимаясь разнообразными видами деятельности. Обязательно в их числе должна присутствовать физическая культура. Но нужен ли подростку спорт? Вопрос является довольно спорным, и в данной статье мы постараемся раскрыть некоторые аспекты.

В современной России за последние 10 лет (с 2006 по 2016 гг.) почти в 7 раз повысились показатели финансирования спорта, значительна его пропаганда в средствах массовой информации (СМИ). Однако согласно данным Росстата [3, C.72-74], при значительном количественном приросте спортивных сооружений выросло число взрослых, занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях и клубах (почти в два раза по итогам 2015 года по отношению к 2005 году). А вот доля детей, занимающихся в детских и подростковых клубах, снизилась почти на 10% (с 655 до 601 тыс. человек в 2015 году по отношению к 2005 году). Во многом это связано с тем, что основным фактором будущего благосостояния детей родители сегодня считают их интеллектуальное развитие, отмечая уровень физического развития как вторичный фактор и не уделяя внимания взаимозависимости этих показателей. Отчасти в результате этого уровень здоровья детей ежегодно снижается. Доля здоровых детей за последние 5 лет по данным Министерства здравоохранения РФ снизилась с 45% до 32% [2]. Часто школьники в нашей стране имеют проблемы со зрением, ежегодно в течение последних пяти лет возрастает количество детей (в возрасте 0-14, 15-17 лет) с заболеваниями системы кровообращения, дыхательной системы, системы пищеварения, с нервно-соматическими заболеваниями (по данным на 100000 детей). Согласно статистике, 53% детей в России имеют ослабленное здоровье, у 2/3 российских детей к 14 годам формируются хронические заболевания. Только 10% выпускников школ оцениваются специалистами как здоровые [7, C.18]. Объём мышечной массы старших школьников снизился почти в 2 раза у мальчиков и в 1,5 раза – у девочек [8, C.155]. Острой и для России стала проблема ожирения подростков.

Очень часто современные педагоги (в том числе, преподаватели физической культуры, тренеры) рассматривают в качестве синонимов понятия «физическая культура» и «спорт». Например, Бычкова О.В. (директор школы!) в своей статье в журнале «Первое сентября» оценивает спорт как «универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия», «способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой» [2]. Формулировка абсолютно некорректна (подмена понятий), а в случае распространения такой формулировки в подростковой среде это может быть опасно для здоровья подростков. Понятия «физическая культура» и «спорт» имеют важное отличие, которое особенно значимо в рамках организации качественного физического развития подростков. Приведем наиболее точные, с нашей точки зрения, определения.

Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. В широком смысле это именно часть культуры, совокупность знаний и ценностей, которые общество создает и применяет с целью развития способностей человека (физических и интеллектуальных) путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1]. В узком смысле (и общепринятом сегодня) физическая культура – это система мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья и развитие физических способностей [6, C.9].

Для нашей страны характерно словосочетание «физкультура и спорт», которое отделяет спорт от физкультуры, перенося его исключительно в область соревнований. Например, шахматы – это не физкультура, но спорт. Данная трактовка, по нашему мнению, также подчёркивает деинтеллектуализацию современной физической культуры.

Спорт – это часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека [6, C.21]. С нашей точки зрения, современным обществом спорт сегодня преимущественно воспринимается в узком смысле, спорт – это физическая культура «высоких достижений», цель здесь – не поддержание физического здоровья, а получение результатов – наград на соревнованиях достаточно высокого уровня, повышение спортивного разряда и т.п. Это точка зрения, присущая западной культуре, в последние десятилетия распространившаяся и в России. Данная статья направлена на коррекцию негативных тенденций, сформированных нашим обществом, потому как основные для статьи мы будем рассматривать именно узкие определения физкультуры и спорта, т.е. физкультура и спорт как их понимает наше общество.

Итак, вполне естественно, что большую пользу для организма несёт физическая культура. Организм человека в подростковый период интенсивно развивается, и ему требуются физические нагрузки, однако, не предельные (что характерно для спорта), а относительно умеренные. Объёмы нагрузок для каждого подростка следует оценивать индивидуально, с учётом психофизической специфики. Не стоит рассматривать посещение секции как занятия подростка спортом: по мнению специалистов, посещение секций 2-3 раза в неделю (особенно по аэробным направлениям: плавание, бег, ходьба и т.п.) – это скорее необходимая для подростка физическая деятельность [7, C.20], а не спорт. Ожирение подростков сегодня часто связано с тем, что ребёнок, у которого что-то не получается на уроках физкультуры, отвергает физическую культуру вообще, начинает испытывать страх при выполнении любых физических упражнений, переходит к гиподинамии. Такая ситуация очень опасна, и родители должны регулярно контролировать качественные и количественные показатели физических нагрузок и уровень физических возможностей подростка. Стоит подчеркнуть нежелательность множественных анаэробных нагрузок в подростковом возрасте, а также резкое вовлечение подростка, прежде не испытывавшего больших физических нагрузок, в спортивную деятельность (даже при наличии потенциала).

Подростки нередко осознанно нарушают запреты, негативно относятся к требованиям, предъявляемым взрослыми, в том числе, и обращенным на поддержание здоровья подростков. В частности, подростки нарушают рекомендации врача (особенно связанные со спецификой питания), вообще не обращаются к врачу, скрывают наличие заболеваний, имеют недостаточный сон (в том числе, в связи с их предпочтением ночному сну игры и общение в системе Интернет) [7, С.19]. Интенсивные занятия физической культурой и спортом в форме посещения тренировок спортивных секций и кружков, участием в соревнованиях требуют от юного спортсмена повышения ответственности по отношению к собственному здоровью. Такой подросток понимает, что без соблюдения режима труда и отдыха он не сможет достичь результатов, и развивает самодисциплину, одновременно пропагандируя её среди сверстников.

Интересно заметить, что согласно статистике, не более 10% подростков занимаются именно спортом [4] в том смысле, который принят для данной статьи. Порой ребёнок участвует в соревнованиях, но это не становится для него основным стимулом. В качестве же стимула посещения спортивного кружка или секции предстают общение со сверстниками и тренером, физическая разрядка, поддержание физической формы и т.п.

Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, как спорт и физкультура в работе с трудными подростками. Занятий в рамках исключительно физической культуры таким подросткам бывает недостаточно. Часто именно спорт – очень хороший, а порой и единственно возможный способ педагогической работы с трудными подростками. Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе занятий, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий [4].

Очень высок в этом случае уровень ответственности тренера. Особенно велики риски занятий спортом трудных подростков в силовых видах. Наиболее опасными нам представляются риски двух типов:

  1. Переоценка подростком собственных физических возможностей, нежелание и неумение снизить нагрузку. Результат – перегрузки организма (в том числе, систематические), крайне негативно влияющие на физическое развитие растущего организма. Тренер должен строго контролировать уровень нагрузок на индивидуальном уровне, рассказать об опасности самостоятельных тренировок с большими нагрузками.
  2. Морально-этические риски. «Трудные подростки» в командных видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей и т.п.) часто становятся лидерами в команде. Однако при наличии другого лидера «трудный подросток» будет «биться за лидерство» силовыми методами, что негативно повлияет как на климат в команде, так и на здоровье обоих подростков. В индивидуальных видах спорта, таких, как различные виды борьбы и т.п., трудный подросток, добившись определенных успехов, часто начинает чувствовать себя «всесильным» и принижать других подростков, не занимающихся спортом либо имеющих более скромные результаты. Стоит заметить, что силовое воздействие на более слабых спортсменов оказывают не только юноши, но и девушки-подростки. Тренер в этом случае должен своевременно заметить подобные явления, и пояснить юному спортсмену, что наличие физической силы в современном мире – далеко не определяющий фактор; следует рассказать о силе воли как более значимом моменте.

Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше, лидерами в командах, демонстрируют высокие показатели в индивидуальных видах спорта. Спорт для них – это важный, а часто – и единственный способ самореализации. Потому особенно значимыми для них являются похвала тренера, грамоты и медали, полученные по результатам соревнований.

Таким образом, как спорт, так и физкультура могут применяться для развития детей в подростковом возрасте. Физкультура в этом случае направлена на гармонизацию развития ребёнка, а спорт – это средство для самореализации подростка. Очень велика при работе с подростками ответственность тренера: он должен формировать физические нагрузки с учётом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в отношениях, приучать подростка к контролю за собственным состоянием (как физическим, так и психическим). Для трудных подростков физкультура становится способом организации досуга, а спорт – значимым средством самореализации. Поэтому привлечение их к занятиям физической культурой, с нашей точки зрения – это путь к гармонизации российского общества в целом.

Список литературы:

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329 от 4 декабря 2007 г. (с изм. от 22.11.2016 г.) // http://doc.cntd.ru/document/902075039
  2. Бычкова О.В. Приобщение к спорту в семье и школе / О.В. Бычкова // http://festival.1september.ru/articles/588444/
  3. Здравоохранение в России. 2016: Стат.сб. - М.: Росстат, 2016. – 186 с.
  4. Корсун А.И. Трудные подростки выбирают спорт / А.И. Корсун // http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/libra...
  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е издание. - Спб: Питер, 2016. - 940 с.
  6. Муллер А.Б. Физическая культура. Учебник для ВУЗов / А.Б. Муллер. – М.: Юрайт, 2014. – 312 с.
  7. Полунина Н.В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н.В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. – 2013. - №5. – С. 17-24.
  8. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко Е.О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе / Е.С. Садовников, В.Н. Гуляихин, Е.О. Андрющенко // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. - №5. – С.154-159.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2012. – 520 с.

 

Занятия спортом - выбор ребёнка или родителей. Роль учителя физической культуры

Сегодня педагоги нередко говорят о том, что современный учитель превращается в настоящего раба учеников и родителей. Он вынужден выполнять все, зачастую, абсурдные требования родителей, должен помнить, что «ребёнок всегда прав» [1, C. 36].

Мнение педагога в трёхстороннем диалоге учитель — дети — родители не является решающим, а зачастую вовсе не учитывается. И человек, понимающий в педагогике и конкретной учебной дисциплине намного больше, чем ребёнок и родители, вынужден забыть о своих знаниях, понимая, что даже просто давая совет, он может спровоцировать агрессию родителей, полагающих, что они «лучше знают, что нужно ребёнку».

Мы считаем, что данная тенденция сужает спектр возможностей развития ребёнка, не позволяет ему в полной мере реализовать себя.

Стоит отметить, что каждый ребёнок хотя бы раз в жизни говорил родителям, что хотел бы заниматься тем или иным видом спорта [4, C.21]. Реакция родителей могла быть различной:

  • они соглашаются с желанием ребёнка вне зависимости от его физических данных и прочих аспектов (расстояние от дома до спортшколы, стоимость необходимого спортивного инвентаря и т. п.), соглашаются и с возможными сменами вида спорта ребёнком;
  • соглашаются с ребёнком, но предупреждают, что выбор вида спорта должен быть совершён «раз и навсегда»;
  • отказывают в дополнительном физическом развитии, так как оценивают занятия физической культурой и спортом как напрасную потерю времени (сторонники позиции «ребёнок должен развиваться интеллектуально»);
  • сами выбирают для ребёнка вид спорта, секцию и тренера, не считаясь с желанием ребёнка, его реальными возможностями, и часто требуя от него высоких достижений («ты должен бегать как Хуссейн Болт» и т.п.);
  • предлагают ребёнку на выбор максимально удобные для себя секции (расположенные ближе к дому, не требующие больших материальных затрат и т.п.);
  • вносят некоторые ограничения по выбору секции для ребёнка, в соответствии с общественным мнением или собственными представлениями (например, «девочка не должна заниматься борьбой»).

Обычно выбор направления происходит в начальной школе, иногда раньше (например, в акробатике) или позже (многие виды борьбы, тяжёлая атлетика и т.п.). Разумеется, ребёнок может заниматься конкретным видом спорта недолго, часто менять секции, несмотря на «вложения» родителей. Возможна смена вида спорта в соответствии с возрастными изменениями, модой и прочими нюансами. Также вероятно, что, если ребёнку не понравятся занятия в определённой секции, он негативно станет относиться к физической культуре в целом.

Довольно часто ребёнок не чувствует удовлетворения от занятий (не может «достигнуть высот», но заниматься вынужден, так как родители требуют). В такой ситуации возможны депрессивные состояния ребёнка, агрессия, ненависть к родителям и тренеру, которые заставляют заниматься нелюбимым делом.

Учитель физической культуры способен в значительной степени предотвратить многие проблемы в этой сфере, урегулировать противоречия между детьми и родителями на ранней и последующих стадиях. Преподаватель физической культуры видит весь комплекс физических возможностей ребёнка, оценивает специфику его личностных качеств [3]. Фактически он лучше всех в окружении ребёнка представляет его реальные возможности.

Таким образом, в процессе выбора спортивной секции ребёнку и родителям желательно посоветоваться с учителем физической культуры. Деятельное участие учителя физической культуры в выборе спортивной секции для ребёнка будет способствовать повышению авторитета учителя в глазах детей и родителей. Совместное обсуждение данного вопроса ребёнком, родителями и учителем (направленное взаимодействие) может улучшить отношения ребёнка и взрослых.

Порой родители фактически принуждают ребёнка к занятиям конкретным видом спорта («Твой дед и отец были прекрасными бегунами и завоёвывали медали. Ты ведь нас не подведёшь?»). Учитель физической культуры видит, что у ребёнка нет перспективы (например, недостаточно развитая дыхательная система) или желания заниматься этим видом спорта, и он может предложить альтернативу — вид спорта, более «комфортный» для ребёнка.

Только учитель физической культуры может, например, предупредить родителей, что их сын или дочь никогда не будет чемпионом (такое вероятно не только из-за недостаточности физических возможностей, роль играют также волевые качества). Однако ребёнок будет с удовольствием заниматься в секции, развивая своё тело, совершенствуя личность.

Уровень именно физической культуры (но не спорта) будет в этом случае идеальным для ребёнка. И родители не должны требовать от ребёнка большего, если хотят видеть его здоровым и счастливым. Конечно, ребёнок может в процессе тренировок повысить свой уровень, иногда — значительно, стать чемпионом [6]. Однако при объективном рассмотрении вопроса следует признать, что подобные случаи единичны, исключительны.

Вероятна ситуация, когда ребёнок имеет хороший потенциал для занятий определённым видом спорта (например, лыжи или акробатика). Однако родители не замечают этого или вообще полагают, что занятия спортом не нужны их сыну или дочери. В таком случае педагог должен открыть вероятные перспективы ребёнку и родителям.

Ребёнок может демонстрировать способности в различных видах спорта, и педагогу следует рассказать о специфике каждого вида, его достоинствах и недостатках, помогая ребёнку и родителям сделать свой выбор.

Рассмотренные выше моменты основаны на специфике собственного и чужого опыта преподавательской работы. Отдельные нюансы мы оценили в рамках анкетирования, в котором принимали участие:

  • учащиеся 2 класса — 49 человек (возраст участников — 8-10 лет);
  • ученики 9 класса — 27 человек в возрасте 15-16 лет;
  • родители учеников 2 класса — 49 человек (возраст от 26 до 48 лет);
  • родители учеников 9 класса — 27 человек (возраст от 37 до 59 лет);

В исследовании участвовали только те школьники, которые не были на момент проведения анкетирования освобождены от занятий физической культурой.

Для всех представленных групп было разработано небольшое тестирование с открытыми и закрытыми вопросами.

Согласно результатам данного тестирования, мы узнали, что 73,5% второклассников (36 человек) хотят или хотели бы заниматься в спортивной секции, но только 20% (10 человек) посещают спортивные секции. На вопрос «кто выбирал для тебя вид спорта, которым ты занимаешься», 4 человека или 40% посещающих секции ответили «я сам», 3 человека (30%) ответили «родители, другие члены семьи», 2 человека (20%) - «выбор был случайным», и только 1 человек (10%) ответил «учитель физкультуры».

На открытый вопрос «почему ты не ходишь в спортивную секцию» 41% ответили «родители не разрешают»; 21% - «не люблю физические упражнения»; 38% - сослались на неудобство расположения спортивной школы, отсутствие нужной секции в микрорайоне, то, что пока не выбрал, куда хотел бы пойти и прочие причины. Ни один ребёнок не указал, что не ходит в спортивную секцию, так как ему интереснее заниматься чем-то иным (творческая, интеллектуальная деятельность).

С позиции родителей вариант приоритета творческих либо интеллектуальных интересов относительно спорта для их детей является ключевым (54% ответивших), и только 1 человек (3%) ответил, что ребёнок не посещает спортивную секцию из-за запрета родителей. Такое несовпадение точек зрения говорит о том, что большинство родителей не представляет истинных причин того, что их ребёнок не занимается физической культурой и спортом, и не подозревают, что дети не идут в секцию в связи с тем, что подозревают неодобрение родителей (высказанное или нет).

Интересно также, что большинство родителей (80%) полагают, что выбор секции их ребёнком был самостоятельным и осознанным, а вовсе не результатом стороннего влияния либо случайностью, как считают сами дети.

Любопытные результаты показало анкетирование учеников девятого класса. Из них посещают спортивные секции 5 человек или 19%. Среди остальных 8 человек (30%) ответили, что пробовали заниматься каким-либо видом спорта, но бросили, в том числе 4 человека — по собственной воле, утратив интерес к данному виду спорта и обретя новые увлечения, 2 человека — из-за несогласия родителей, которые утверждали приоритет учебной деятельности, высокой стоимости занятий (формы и т. п.), 1 человек — в связи с травмой, 1 — вследствие неудовлетворённости тренером и программой занятий.

Интересно, что из тех, кто перестал заниматься спортом или не занимался им никогда, не жалеют об этом только 21% (5 человек из 24 человек). Некоторые в процессе неформального общения говорили, что хотели бы вновь посещать спортивную секцию, но полагают, что уже поздно. Многие ученики 9 класса из числа тех, кто сегодня не занимается спортом, полагают, что с удовольствием занимались бы физической культурой и спортом, если бы нашли подходящую для себя секцию.

С точки зрения родителей учеников, бросивших спортивные занятия, их дети перестали заниматься спортом в основном из-за появления новых интересов. Никто из родителей не подозревает, что они сами стали причиной того, что ребёнок бросил спортивные занятия. 58% родителей тех детей, которые не занимаются сегодня спортом, жалеют об этом, и считают, что их дети были бы более здоровыми, если бы занимались спортом. При этом 42% считают, что спорт и физическая культура — напрасная трата времени, это травмоопасно и не нужно их ребёнку, и т. п.

Таким образом, на основе исследования мы делаем вывод, что родители очень часто не подозревают реальных причин того, почему их ребёнок не занимается физической культурой и спортом, а впоследствии часто жалеют об этом. Порой давление родителей на детей, их требования не посещать спортивную секцию или бросить данный вид спорта (эти требования в основном удовлетворяются детьми) порождают конфликтную ситуацию в семье.

Отметим, что многие дети бросают определённый вид спорта или не занимаются спортом вообще в связи с тем, что не смогли найти «свой» вид спорта, занятия которым приносили бы им удовлетворение. При этом совета учителя физической культуры они, как и их родители, в большинстве случаев не ищут. Мы полагаем, что такой вариант является ошибкой, в которой виновата каждая из трёх сторон. В процессе трёхстороннего решения проблемы ребёнок должен восприниматься взрослыми как минимум в качестве равного участника «переговоров» [5, С.7]. Именно его мнение должно стать определяющим, ведь ребёнок целенаправленно делает шаг (или не делает его) по пути интенсификации собственного физического развития, принимает обоснованное решение.

Ещё раз отметим опасность «неравного партнёрства» при выборе ребёнком спортивной секции, то, что мнение преподавателя часто не учитывается родителями и детьми. К сожалению, в работе учителя возможно профессиональное выгорание [2, С.59]. В нашем треугольнике учитель физической культуры — дети — родители педагог может длительное время стараться пояснить родителям специфику возможностей их ребёнка для наиболее полного раскрытия его потенциала. Но в ситуации, когда его вообще не слушают, либо представленная им информация кажется прочим сторонам неавторитетной, учитель начинает терять энтузиазм, меньшее внимание уделяя индивидуальной работе, и постепенно переходит лишь к оценке детей согласно сформированным нормативам в учебной программе.

Для того, чтобы родители адекватно оценили навыки их ребёнка, учитель физической культуры может приглашать их посмотреть со стороны (не включаясь в учебно-воспитательный процесс) уроки физической культуры, особенно проходящие на открытом воздухе. Также желательно приглашать родителей «поболеть» за ребёнка на детских спортивных мероприятиях, чаще устраивать семейные соревновательные программы и соревнования по отдельным видам спорта (например, волейбол, баскетбол и т.п.). Такие мероприятия способны сблизить детей и родителей в эмоциональном плане, а также позволяют родителям оценить физические возможности их ребёнка по сравнению со сверстниками.

Список использованных источников и литературы:

  1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие - М: Астрель, 2016. – 208 с.
  2. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы. Методическое пособие и программа - М: Владос, 2012. – 208 с.
  3. Зелинская С.В. Роль занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья // http://uchitelskaya.com/load/fizicheskaja_kultura/...
  4. Козлов А.В. Советы учителя физкультуры родителям будущих первоклассников  // Физкультура и спорт. - 2016.
  5. Леонтьева О. Школьный треугольник: родители, дети, учителя  // Первое сентября: газета. - 2003. 
  6. Патрикеев А. Оценка по физкультуре: как к ней относиться?  // http://1roditeli.ru/content/child-sport/386/

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультуры и спорта»

В данном докладе изложено, как физкультура и спорт помогает  воспитывать и развивать учащихся с ограниченными возможностями....

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками «группы риска»

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками  «группы риска»...

Роль питания в поддержании физического состояния и выносливости подростков,интенсивно занимающихся физкультурой и спортом.

Взаимосвязь питания и физической работы мышечной системы человека выражается в том,что любая физическая активность требует расхода энергии.провели эксперимент с использованием высокоуглеводных напитко...

Проект: «Возможности физкультуры и спорта в воспитании личности человека»

1. Краткая характеристика работы: В данной работе основополагающий вопрос заключается в рассмотрении закономерности воспитания гармонично развитой личности c высокими моральными и волевыми качествами ...

"Физкультура и спорт для подростков: риски и возможности"

Для современных подростков часто характерны низкие показатели уровня физического здоровья, мышечной силы и т.п. Повышение значимости физической культуры на всех уровнях, привлечение подростков к занят...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...