Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
статья
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создавать позитивную атмосферу, развивать социальные навыки и обеспечивать индивидуальный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)
Марунова Ксения Владимировна
Воспитатель Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Воспитательный дом»
РФ, г. Санкт-Петербург
DESIGNING LESSONS USING GAME TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH “AT-RISK” ADOLESCENTS (FROM THE WORK EXPERIENCE OF A SOCIAL REHABILITATION CENTER EDUCATOR)
Marunova Ksenia Vladimirovna
Educator of St. Petersburg State Budgetary Institution "Social and Rehabilitation Center for Minors “Vospitatelny dom”
Russian Federation, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается эффективность использования игровых методик в образовательном процессе для улучшения психосоциального благополучия и развития подростков с повышенным риском социальной дезадаптации. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к обучению и реабилитации подростков, находящихся в группе риска. В статье анализируются причины эффективности игровых методик. Также в статье представлены примеры игр, которые можно проводить на занятиях с детьми. Эти игры направлены на развитие навыков общения, повышение самооценки, формирование позитивного отношения к жизни и т. д.
Статья может быть полезна педагогам, психологам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с подростками из группы риска.
ABSTRACT
The article considers the effectiveness of using game techniques in the educational process to improve the psychosocial well-being and development of adolescents with an increased risk of social maladaptation. The relevance of the topic is due to the need to find new approaches to the education and rehabilitation of adolescents at risk. The article analyzes the reasons for the effectiveness of game techniques. The article also presents examples of games that can be conducted in classes with children. These games are aimed at developing communication skills, increasing self-esteem, forming a positive attitude to life, etc.
The article may be useful for teachers, psychologists, social workers and other specialists working with at-risk adolescents.
Ключевые слова: игровые технологии, подростки «группы риска», психосоциальное благополучие, мотивация, образовательный процесс, социальная дезадаптация, методы проектирования, эффективность работы, адаптация.
Keywords: game technologies, “at-risk” adolescents, psychosocial well-being, educational process, social maladaptation, design methods, work efficiency, adaptation.
Описание проблемы.
Проблема поиска эффективных инструментов для реабилитации и обучения подростков актуальна для педагогов, работающих с детьми из группы риска. Основные сложности, с которыми сталкиваются педагоги: разнообразие потребностей и способностей подростков, сложность оценки эффективности реабилитации и обучения, отсутствие универсальных инструментов. Игровой метод может стать одним из эффективных способов преодоления этих сложностей.
Преимущества игрового метода.
В современном образовании игровые технологии все чаще используются для обучения подростков, в том числе и тех, которые относятся к «группе риска». Проектирование занятий с использованием игровых технологий является одним из самых эффективных инструментов для социальной адаптации и мотивации данной категории учащихся по нескольким причинам:
1. Мотивация и вовлечённость.
Игры создают атмосферу заинтересованности и вовлечённости, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков. Подростки с большей вероятностью будут активно участвовать в процессе обучения, если он представлен в игровой форме.
2. Развитие навыков и умений.
Игры позволяют подросткам практиковать и развивать различные навыки и умения, такие как коммуникация, сотрудничество, решение проблем и т. д. Это особенно важно для подростков из группы риска, которые могут испытывать трудности в обучении и адаптации.
3. Адаптация к новым условиям.
Игры помогают подросткам адаптироваться к новым условиям и ситуациям, что важно для реабилитации и обучения. Они могут быть использованы для моделирования различных ситуаций и обучения подростков, как реагировать на них.
4. Развитие креативности и мышления.
Игры стимулируют творческое мышление и воображение подростков. Они могут придумывать новые идеи, решения и стратегии, что способствует развитию их креативности и критического мышления.
5. Создание позитивной атмосферы.
Игры создают позитивную атмосферу и способствуют снижению стресса у подростков. Это особенно важно для подростков из группы риска, которые могут испытывать стресс и тревогу из-за своих жизненных обстоятельств. Эмоции оказывают существенное влияние на когнитивные процессы ребёнка: внимание, память, мышление, восприятие [1, 2], которые, в свою очередь, имеют решающее значение в образовательном процессе. Позитивные эмоции помогают детям дольше заниматься обучением, сохранять внимание и поддерживать их мотивацию [3].
6. Развитие социальных навыков.
Игры способствуют развитию социальных навыков подростков, таких как общение, сотрудничество и эмпатия. Это важно для их успешной интеграции в общество и адаптации к новым условиям.
7. Индивидуальный подход. Игры могут быть адаптированы под индивидуальные потребности и способности подростков. Это позволяет создать более эффективную программу реабилитации и обучения для каждого подростка.
8. Оценка прогресса. Игры предоставляют возможность оценить прогресс подростков в обучении и реабилитации. Это позволяет корректировать программу и обеспечивать более эффективное развитие навыков и умений.
Примеры игр для подростков.
Ниже приведены несколько примеров игр, которые проверены на опыте работы в Воспитательном доме.
1. «Я умею»
Цель: развитие навыков самопрезентации и повышение самооценки.
Правила: участники по очереди рассказывают о своих умениях и достижениях. Важно, чтобы каждый подросток чувствовал себя уверенно и мог поделиться своими успехами.
2. «Комплименты»
Цель: формирование навыков позитивного общения и умения видеть положительные качества в других людях.
Правила: участники встают в круг и по очереди говорят друг другу комплименты. Важно, чтобы комплименты были искренними и доброжелательными.
3. «Скульптура»
Цель: развитие творческого мышления и навыков работы в команде.
Правила: участникам предлагается создать скульптуру из пластилина на заданную тему. Например, «Дружба», «Семья», «Мир». Каждый участник выбирает себе роль и выполняет свою часть работы. Затем все вместе объединяют свои усилия и создают общую скульптуру.
4. «Путешествие»
Цель: расширение кругозора и развитие воображения.
Правила: участники представляют, что они отправляются в путешествие. Они выбирают страну, в которую хотят отправиться, и рассказывают о ней. Они могут описать достопримечательности, культуру, традиции и обычаи этой страны.
5. «Что было бы, если...»
Цель: развитие логического мышления и умения анализировать ситуацию.
Правила: участники задают друг другу вопросы, начинающиеся со слов «Что было бы, если...». Например, «Что было бы, если бы все люди были одинаковыми?», «Что было бы, если бы не было денег?», «Что было бы, если бы люди могли летать?». Участники должны ответить на вопрос и аргументировать свой ответ.
6. «Тайный друг»
Цель: развитие эмпатии и умения заботиться о других.
Правила: каждый участник получает тайного друга, о котором он должен заботиться в течение определённого времени. Он может делать небольшие подарки, писать записки или просто говорить добрые слова. В конце игры участники раскрывают своих тайных друзей.
7. «Интервью»
Цель: развитие коммуникативных навыков и умения слушать других.
Правила: участники разбиваются на пары. Один из них берёт интервью у другого. Он задаёт вопросы о жизни, интересах, мечтах и планах своего партнёра. Затем они меняются ролями.
8. «Театр теней»
Цель игры: Развитие навыков эмпатии, понимания чужих эмоций и развитие коммуникативных навыков.
Правила: Участники делятся на пары. Каждая пара выбирает одну эмоцию (радость, гнев, страх и т. д.) и изображает ее с помощью теней на стене. После этого другие участники должны угадать, какую эмоцию изображают тени. Затем каждая пара обсуждает, какие ситуации могут вызвать такую эмоцию и как справиться с ней.
9. "Колесо качеств":
Цель игры: Повышение самосознания и самопонимания подростков.
Правила: Участники садятся в круг. В центре круга находится большое колесо, на котором написаны различные качества (например, доброта, терпимость, ответственность). Каждый участник по очереди крутит колесо и останавливает его на каком-то качестве. Затем участники делятся своими мыслями о том, как это качество проявляется в их жизни и как они могут его развивать.
Выводы.
Таким образом, игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создавать позитивную атмосферу, развивать социальные навыки и обеспечивать индивидуальный подход. Планируя больше игр в своей программе занятий, педагог значительно ускорит процесс реабилитации и обучения детей.
Список литературы:
1. Берман Н.Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – Т. 10. – № 4.
2. Иванисова О.Ю., Морева Ю.В., Стрелкина Л.И. Роль эмоций в педагогическом процессе // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. – 2016. – № 5. – С. 24–28.
3. Макарова Е.А., Федькина Л.И. Эмоционально-волевой компонент образовательного процесса // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
"Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся" (из опыта работы).
Обобщение опыта....
Из опыта работы с детьми "группы риска"
Из опыта работы педагога дополнительного образования Щербакова П.П. с детьми «группы риска» и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию....
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Статья из обобщенного опыта по применению разных методов в обучении студентов...
Использование незаконченной сказки в работе с подростками группы риска
Использование незаконченной сказки в работе с подростками группы риска...
Организация воспитательной работы с подростками «группы риска»
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...
Статья "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
Русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным. Использование игровых технологий на уроках русского языка способствует приобретению знаний, развитию познава...