Статья "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
статья по русскому языку

Русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным. Использование игровых технологий на уроках русского языка способствует  приобретению знаний, развитию познавательного интереса к предмету. Игра несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №33» г.Чебоксары

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. На сегодняшний день общество ставит перед школой задачу – воспитать   развитую личность, креативную, коммуникабельную, конкурентноспособную, нацеленную на саморазвитие и самореализацию.

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. А в последние годы испытания в виде ЕГЭ, ОГЭ, ВПР  пугают  не только учащихся, но и учителей, готовящих к ним, поэтому  уроки русского языка из творческого процесса   стали превращаться в натаскивание к различного вида  экзаменам. А для того  чтобы урок не был скучным, помогал учащимся получать определенные знания, умения и навыки в той или иной сфере деятельности, развивать их творческие способности, на уроках русского языка и литературы необходимо использовать в обучении разнообразные современные технологии. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», — говорил Ф.И.Буслаев.

В своей практике я тоже использую разнообразные современные  технологии:

  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Диалоговые
  4. Игровые
  5. Информационно-коммуникационные
  6. Здоровьесберегающие
  7. Проектные и  другие технологии.

Перефразируя шутку Вольтера о стихах, можно сказать: «Все уроки хороши,  кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-11  классах я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Именно поэтому игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей школьников.

Игровой урок - это азарт, творчество, риск, полёт фантазии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это поиск, познание окружающего мира, себя и других.

Всем учителям, идущим на урок, хорошо известно, что на предложение - «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование  «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника.

В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она необходимость.  Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом», - писал ученый О.Газман.

 Игровые технологии используются  для решения следующих задач:

- активизации познавательного интереса;

- развития коммуникабельности;

- создания условий для творческого самовыражения;

- развития памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивного общения в составе социальной группы;

- создания позитивного психологического климата в коллективе.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока и подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед изучением новой темы), «разминки», контроля в конце учебного занятия. Очень полюбились детям игры со словами, которые обогащают словарный запас учащихся, развивают внимательность, повышают интерес к слову.

1. Например, игра «Составь слово», когда  из одного длинного слова  за определенное время ребята должны составить как можно больше других. Побеждает тот, кто назовет слово последним. В этой  игре с удовольствием  участвуют и пятиклассники, и одиннадцатиклассники. Так однажды в 10 классе было дано слово «Грампластинка», и ребята за 2 минуты составили более 30 слов, например пласт, ластик, тина, кит, рама, гимнаст, гимн, гитара и другие.

2. После того как учащиеся составят эти слова, проводится «Аукцион». Ребята, составившие наибольшее количество слов, называют их, не повторяясь. Побеждает тот, кто последним назовет слово.

3. Очень любят дети  игру  «Балда», где нужно составлять слова, дописывая в клетку по одной букве. Правила такие, что составлять нужно только имена существительные нарицательные в единственном числе. Эта игра командная. Ряды-команды должны набрать как можно больше баллов.  Играя на уроке с учащимися 5 класса, я выяснила, что ребята  знают такие слова-термины из компьютерных игр, которые мне незнакомы. Приходилось самой обращаться к «Википедии», чтобы выяснить значения тех или иных слов.

4. Для активизации мыслительного процесса  включаю   игру «Анаграммы». Можно давать её и в начале и в конце урока. Так, в 5 классе перед  определением темы урока  «Главные члены предложения» я  написала на доске  рассыпанные слова  «Подлежащее», «Сказуемое» и ещё одно слово. Ребятам нужно было быстро угадать слова,  найти «третье лишнее», тем самым определить тему урока.

Анаграммы: придумайте новые слова, переставляя буквы: армия (Мария, мир), автор (товар, вор, отвар), слово (волос, вол).

Эти перечисленные игры я провожу при изучении разных разделов «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис».

5.Для контроля усвоения знаний учащихся провожу «Словесную дуэль» (ученик- ученик, учитель- ученик.) Задаю вопрос, ученик должен быстро дать ответ. Если один раз не ответил «ранен», если ответил неправильно несколько раз – «убит». Если вопросы задает ученик, то он должен быть сам готов к ответу.  

6. Игра «Да» - «Нет» хорошо подходит для закрепления и повторения изученной темы. Например, при изучении «Морфологии»  эта игра помогает вспомнить грамматические признаки разных частей речи. Задумано слово  или часть речи. Учащиеся, задавая вопросы, должны угадать его. А задумавший может отвечать только «Да» - «Нет».

 Игровые приемы я использую при закреплении орфографических и пунктуационных навыков, при повторении в начале года и в конце года, в начале урока и в конце урока, когда учащиеся уже устали. Игровой элемент на уроке является мотивацией к активной плодотворной работе. Когда ребята просят сами поиграть, я говорю: «Если мы с вами хорошо поработаем, успеем за урок выполнить все намеченное, то останется время на игру».

В игровой форме может пройти и целый урок: урок-диспут, дебаты, путешествия, викторины, квест-игра, конференция.

Например,  в старшем школьном возрасте игры нацелены ещё и на самоутверждение перед сверстниками. В рамках подготовки к устному собеседованию я использую игры ролевые.

7. Провожу «Конкурс дикторов». Берем текст заданий устного собеседования и читаем его, эксперты - учащиеся, используя критерии, оценивают выступления «дикторов».

8. С большим успехом среди старшеклассников проходят игры-телепередачи. Недавно в 9,10 классах я провела ток-шоу «Время покажет» по темам «Интернет: за и против» (эта тема есть в устном собеседовании), «Книга электронная или бумажная». Такие уроки помогают подготовиться  и к ГИА (и к устной части, и к сочинению).

9. В 9 классе при изучении сложноподчиненного предложения можно использовать игру: «Соедини пару». Нужно соединить части сложных предложений. Указать среди них главное и придаточное

1) Когда наступает рассвет,                                                

коли делать нечего.

2) В небе вон луна такая молодая,                                         

они бы ничего не потеряли.

3) Скучен день до вечера,                                                

тихо просыпается река.

4)В саду было много яблок,                                                

что её без спутников и выпускать рискованно.

5)Если бы я к ним сегодня не пришёл,                                        

которые очень любил мальчик.

Ребята  любят нетрадиционные уроки. И мне самой они нравятся, они превращают нудный процесс обучения в интересный и увлекательный. В 10 классе при изучении романа «Обломов» был проведен «Урок-суд над Обломовым». Учащиеся заранее готовили аргументы за и против, подбирали примеры, а потом распределяли роли. И потом, по их словам, уже по-другому смотрели на героя или на какую-то  проблему.

Увлекательно, ярко проходят викторины,  путешествия, экскурсии, театрализованные уроки литературы, с инсценировками, с костюмами. Здесь ребята, даже плохо успевающие по предмету, могут проявить себя, свои творческие способности. Например, при изучении  темы «Басни Крылова» был проведен «Конкурс инсценировок». Ребята,  объединившись в группы, выбрали себе басню, распределили роли и выступили перед классом.

10. В конце четверти или на уроках повторения и обобщения, систематизации знаний провожу игру «Путешествие»: «Путешествия в страну Грамматику, Филологию», «Путешествие по страницам прочитанных книг» в форме квеста. Обычно в помощь привлекаю старшеклассников, которые готовят задания для станций по разным разделам русского языка и литературы. При подготовке к игре  старшеклассники повторяют материал, вспоминают забытые ими темы.

Часто  и во время перемен на двери кабинетов вывешиваю различные головоломки, шарады, ребусы, кроссворды, которые учащиеся с удовольствием разгадывают и ответы приносят учителю.

Вывод: « Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К.Д.Ушинский. Использование игровых технологий на уроках русского языка способствует  приобретению знаний, развитию познавательного интереса к предмету. Игра несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)

Цель представляемого  материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме.Задачи:     -выявить, что может обеспечить нестандартную...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы)

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации ...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

"Коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы". Из опыта работы.

Данная работа - это выступление на заседании педагогического совета школы. В  нем рассказывается о формах, методах и приемах коммуникативной технологии, используемых  мною на  уроках ру...