Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы)
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Ратничкина Марина Николаевна

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.  Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Ратничкина Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Кочетовской СОШ

Мичуринского района

Тамбовской области

             В далёком 19-ом веке В.Г. Белинский сказал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но мне кажется, эти слова  о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.   Ещё недавно  и мы  скептически относились к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка. Но идёт время, и мы понимаем, что компьютер стал советчиком  и помощником учителя.   
            Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

             Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.  Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы  как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. 
      Итак, как я реализую это на практике?

При проверке домашнего задания, с целью быстрого  контроля знаний учащихся использую тесты  с последующей проверкой или самопроверкой, что активизирует внимание обучающихся, формирует орфографическую и пунктуационную зоркость, позволяет начать подготовку к ЕГЭ с 5-го класса.  

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал.  В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей. Задания такого рода вызывают интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся. На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов.  

Современный урок литературы не так интересен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы.

 В своей практике я  применяю  различные электронные мультимедийные пособия. Во-первых, это электронные уроки и тесты. Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами. Такие уроки обучающиеся имеют и в личном пользовании, чтобы при самостоятельной домашней работе или при отсутствии на уроке при изучении данной темы обратиться к ним в случае затруднения. Использую  уроки Кирилла и Мефодия и на литературе в 7 - 8 классах. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций,  они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности.   Не секрет, что в наше время многие дети не любят читать, приходят на урок неподготовленными из - за отсутствия текстов художественных произведений в библиотеке. Поэтому часто используем электронное учебное издание "Библиотека школьника" (Мир книги "Олма", Директмедиа Паблишинг, 2006), где представлено 455 литературных произведений. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект.  Неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы, актуальные статистические данные по странам мира и регионам России, иллюстративные исторические хроники. Пособие знакомит с  пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно - орфографической работе. Кроме толкования лексического значения слова,  энциклопедия предоставляет еще и красочные иллюстрации. На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов. Так, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»  говорится: «Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные кучи запорожце». Наши учащиеся никогда не видели описываемого музыкального инструмента и не слышали его. А «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» такую возможность предоставляет. Можно услышать также живой голос поэта или писателя, а также их произведения в исполнении мастеров слова.

Интернет облегчил подготовку домашнего задания.  Ресурсы Интернет  стали доступны всем. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, как правило, строятся на материале Интернет. Из всего многообразия информации обучающиеся учатся выбирать самое необходимое, находить главное, структурировать материал. Актуальна еще и другая задача: формирование критического отношения к найденной информации, умение проверять ее достоверность.

Подготовка словарной работы.  В  Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии.

 Наиболее актуальной в последнее время в школе становится проектная деятельность обучающихся  как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint,  которая выполняет различные функции. В исследовательских работах  -  это иллюстрация к публичному выступлению на конференции. В творческих проектах важна и информация, и возможность воздействовать на зрителя с помощью музыки, изображения, озвучивания, дополнительных эффектов анимации. Выполняя проект, обучающиеся должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, сканировать, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта. Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. В данном случае формируются учебно-познавательные компетенции. Учителю проектная деятельность позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей. Проекты способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования: овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

 ИКТ - неоценимый помощник и при подготовке учащихся 11-го класса к ЕГЭ. На уроках и самостоятельно обучающиеся активно пользуются репетиторами Кирилла и Мефодия, которые максимально приближены к экзаменационным. Необходимо также написание сочинения. Пособие дает образец выполнения части С. Такие электронные образовательные издания позволяют:

1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;

2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;

3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и получить их оценку экспертами ЕГЭ по «Критериям оценки выполнения заданий»;

4) формировать умение ориентироваться в учебном материале, умение быстро действовать и выбирать нужный ответ.

Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика. 

     Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.
       Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, невозможно,  да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.  Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. 

Литература

 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

2. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – Ярославль, 1995.

3. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок. – М.: Сентябрь, 2006.

4. Унт И.Э., Границкая А.С. Технология индивидуали обучения. – М.: Педагогика, 1990.



Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Ратничкина Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Кочетовской СОШ

Мичуринского района

Тамбовской области

             В далёком 19-ом веке В.Г. Белинский сказал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но мне кажется, эти слова  о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.   Ещё недавно  и мы  скептически относились к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка. Но идёт время, и мы понимаем, что компьютер стал советчиком  и помощником учителя.   
            Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

             Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.  Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы  как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. 
      Итак, как я реализую это на практике?

При проверке домашнего задания, с целью быстрого  контроля знаний учащихся использую тесты  с последующей проверкой или самопроверкой, что активизирует внимание обучающихся, формирует орфографическую и пунктуационную зоркость, позволяет начать подготовку к ЕГЭ с 5-го класса.  

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал.  В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей. Задания такого рода вызывают интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся. На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов.  

Современный урок литературы не так интересен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы.

 В своей практике я  применяю  различные электронные мультимедийные пособия. Во-первых, это электронные уроки и тесты. Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами. Такие уроки обучающиеся имеют и в личном пользовании, чтобы при самостоятельной домашней работе или при отсутствии на уроке при изучении данной темы обратиться к ним в случае затруднения. Использую  уроки Кирилла и Мефодия и на литературе в 7 - 8 классах. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций,  они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности.   Не секрет, что в наше время многие дети не любят читать, приходят на урок неподготовленными из - за отсутствия текстов художественных произведений в библиотеке. Поэтому часто используем электронное учебное издание "Библиотека школьника" (Мир книги "Олма", Директмедиа Паблишинг, 2006), где представлено 455 литературных произведений. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект.  Неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы, актуальные статистические данные по странам мира и регионам России, иллюстративные исторические хроники. Пособие знакомит с  пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно - орфографической работе. Кроме толкования лексического значения слова,  энциклопедия предоставляет еще и красочные иллюстрации. На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов. Так, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»  говорится: «Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные кучи запорожце». Наши учащиеся никогда не видели описываемого музыкального инструмента и не слышали его. А «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» такую возможность предоставляет. Можно услышать также живой голос поэта или писателя, а также их произведения в исполнении мастеров слова.

Интернет облегчил подготовку домашнего задания.  Ресурсы Интернет  стали доступны всем. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, как правило, строятся на материале Интернет. Из всего многообразия информации обучающиеся учатся выбирать самое необходимое, находить главное, структурировать материал. Актуальна еще и другая задача: формирование критического отношения к найденной информации, умение проверять ее достоверность.

Подготовка словарной работы.  В  Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии.

 Наиболее актуальной в последнее время в школе становится проектная деятельность обучающихся  как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint,  которая выполняет различные функции. В исследовательских работах  -  это иллюстрация к публичному выступлению на конференции. В творческих проектах важна и информация, и возможность воздействовать на зрителя с помощью музыки, изображения, озвучивания, дополнительных эффектов анимации. Выполняя проект, обучающиеся должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, сканировать, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта. Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. В данном случае формируются учебно-познавательные компетенции. Учителю проектная деятельность позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей. Проекты способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования: овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

 ИКТ - неоценимый помощник и при подготовке учащихся 11-го класса к ЕГЭ. На уроках и самостоятельно обучающиеся активно пользуются репетиторами Кирилла и Мефодия, которые максимально приближены к экзаменационным. Необходимо также написание сочинения. Пособие дает образец выполнения части С. Такие электронные образовательные издания позволяют:

1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;

2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;

3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и получить их оценку экспертами ЕГЭ по «Критериям оценки выполнения заданий»;

4) формировать умение ориентироваться в учебном материале, умение быстро действовать и выбирать нужный ответ.

Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика. 

     Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.
       Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, невозможно,  да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.  Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. 

Литература

 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

2. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – Ярославль, 1995.

3. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок. – М.: Сентябрь, 2006.

4. Унт И.Э., Границкая А.С. Технология индивидуали обучения. – М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)

Цель представляемого  материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме.Задачи:     -выявить, что может обеспечить нестандартную...

"Коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы". Из опыта работы.

Данная работа - это выступление на заседании педагогического совета школы. В  нем рассказывается о формах, методах и приемах коммуникативной технологии, используемых  мною на  уроках ру...

Статья "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным. Использование игровых технологий на уроках русского языка способствует  приобретению знаний, развитию познава...

Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)....