Методика обучения прыжкам во 2 и 3 классах.
методическая разработка по физкультуре на тему

Менщикова Юлия Владимировна

Обучение прыжкам во 2и 3 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_nachalnogo_obucheniya_pryzhkam_vo_2-3_klassah.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа

Методика начального обучения

прыжкам во 2-3 классах

Учитель физической

культуры школы № 59

Менщикова Ю.В.

Санкт-Петербург

Обучение прыжкам во 2 - 3 классах

Во 2-ом классе учебной программой по прыжковой подготовке предусмотрено обучение прыжкам на двух с поворотом на 180 градусов; в длину и высоту с разбега; с высоты до 50см; со скакалкой. Учителю физической культуры необходимо подготовить учащихся к выполнению учебного норматива в многоскоках (8 прыжков).

Эффективным средством совершенствования навыка отталкивания вверх и развития скоростно-силовых качеств являются прыжки на месте, прыжки через длинную вращающуюся скакалку и с короткой скакалкой.

Прыжки на двух и одной ногах включают в первые уроки учебного года для восстановления навыка отталкивания. Нагрузку и сложность упражнений постепенно увеличивают. В течение года этот вид прыжков используют в водной части урока, в ходе подвижных игр на уроках и занятиях в группах продленного дня. Учитель должен рекомендовать их для включения в утреннюю гимнастику.

Среди множества упражнений в прыжках на двух и одной ноге хорошо зарекомендовали себя следующие:

  1. Прыжки на двух на месте (темп: 135-140 прыжков в минуту).
  2. Прыжки        на двух по ориентирам (квадратам, кольцам), расположенным на расстоянии 30-50см один от другого.
  3. Прыжки на месте с изменением высоты взлета. Например, после трех подскоков четвертый прыжок с подтягиванием согнутых ног к груди.
  4. Прыжки на двух через предметы высотой 20-30см, расположенные друг от друга на расстоянии 50см. Желательно использовать свернутые в цилиндры поролоновые коврики или кубики из поролона.
  5. Прыжки на двух и одной вправо и влево через резиновую ленту, натянутую на высоте 20см. В прыжках с преодолением препятствий сгибать ноги как в коленных, так и в тазобедренных суставах, не допуская движения головой назад.
  6. Прыжки на одной с небольшим продвижением вперед и по ориентирам.
  7. Прыжки на месте на двух и одной с поворотами направо и налево.
  8. Прыжки на двух с поворотом на 180 градусов. При выполнении поворота сохранять вертикальное положение тела. Это облегчает выполнение поворота и помогает сохранить равновесие при приземлении.

Упражнения со скакалкой хорошо укрепляют мышцы ног. Их преимущественно используют на уроках, проводимых в спортивном зале. В дальнейшем прыжки с короткой скакалкой становятся одним из важнейших средств развития скоростно-силовых качеств и выносливости в самостоятельных занятиях дома.

Методические указания к обучению. После повторения прыжков через качающуюся скакалку (стоя боком к скакалке, лицом, спиной, с различным положением рук, по два человека, держась за руки и т.д.) приступают к разучиванию прыжков через вращающуюся длинную скакалку. Сначала осваивают прыжки, в которых вращение скакалки начинается после того, как учащийся станет рядом с висящей скакалкой. Обучение прыжкам через вращающуюся длинную скакалку с обеганием и выбеганием начинают с освоения пробегания под скакалкой. Движение вперед начинается при опускании скакалки навстречу пробегающему. Второклассникам необходимо объяснить, что при пробегании не следует наклонять голову и пригибаться. Вначале под скакалкой пробегают под углом к ней, а в дальнейшем прямо посередине. Усложняя упражнение, можно предложить пробегание вдвоем, втроем и т. д., взявшись за руки. Групповые пробежки можно использовать и в тех случаях, когда некоторые дети затрудняются самостоятельно вбегать под длинную скакалку. Для облегчения определения момента начала движения можно давать сигнал или подсчет. После овладения пробеганием учащиеся приступают к выполнению прыжков через длинную вращающуюся скакалку с вбеганием и выбеганием.

Упражнения с использованием длинной вращающейся скакалки:

  1. Прыжки на двух без обегания по одному, в парах и т. д. через длинную вращающуюся скакалку.
  2. Пробегание под длинной вращающейся скакалкой по одному, вдвоем и т.д., взявшись за руки.
  3. Прыжки с обеганием навстречу вращению скакалки и выбеганием по одному, по два и т.д.
  4. Пробегание, перепрыгивания "шагом" через скакалку, вращающуюся снизу навстречу движению.
  5. Прыжки на двух и одной с обеганием под вращающуюся снизу навстречу движению скакалку. Выбегание выполняется в ту же сторону, откуда проводилось обегание.

Второклассники повторяют на уроках физической культуры прыжковые упражнения с короткой скакалкой, изученные в 1 классе, и разучивают более сложные. Как правило, в этих упражнениях изменяются исходные положения, в большей мере используется чередование прыжков, меняется направление вращения скакалки, увеличивается количество повторений.

Упражнения с применением прыжков через короткую скакалку:

  1. Прыжки через короткую скакалку на двух с промежуточным прыжком.
  2. Прыжки через короткую скакалку на двух без промежуточного прыжка.
  3. Прыжки через короткую скакалку с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперед.
  4. Прыжки через короткую скакалку на одной ноге.

Во 2-ом классе прыжки в длину с места используются как для развития скоростно-силовых качеств, так и для совершенствования координационных способностей занимающихся. На первых уроках, в которые включаются прыжки с места, следует восстановить имеющийся, а точнее сказать, приобретенный в первый год обучения навык: правильное подседание, сочетание махового движения руками с отталкиванием ногами. Прыжки на максимальный результат должны сочетаться с прыжками на точность. Чтобы усилить прикладную направленность этого упражнения, необходимо выполнять прыжки с места в связке с упражнениями в лазаньи, переползании и т. д.

Упражнения с прыжками в длину:

  1. Прыжки в длину на небольшое расстояние. Обращать внимание на выполнение полуприседа, маха руками, выпрямление ног и мягкое приземление.
  2. Прыжки в длину с места на максимальный результат.
  3. Прыжки в длину с места: 1-ый на максимальный результат; 2- ой вполсилы - на длину, равную половине максимального результата.
  4. Прыжки в длину с места на 50 и 100см с закрытыми глазами на полосу приземления шириной 30см.
  1. Прыжок в длину с места и лазанье (по канату, шесту, гимнастической стенке).

Прыжки с высоты. Применяются как для совершенствования мягкого приземления, так и для развития скоростно-силовых качеств, улучшения координационных способностей занимающихся. Высота, с которой проводится спрыгивание, увеличивается во 2-ом классе до 50см, изменяются исходные положения, из которых выполняются прыжки, усложняются задания в полете, повышаются требования к точности приземления.

Упражнения в спрыгивании с высоты:

  1. Спрыгивание с высоты до 50см после небольшого подседа, не выпрямляя ноги.
  2. Прыжок с высоты с хлопком в ладони над головой.
  3. Прыжки с высоты шагом одной ногой с приземлением на обе.
  4. Соскоки с гимнастического козла из положения присев. Не выпрямляясь, прыжок с высоты вперед, влево и вправо.
  5. Прыжки с гимнастической скамейки в круги, расположенные на полу в 50-100 см от скамейки. (Можно использовать подвижную игру "Парашютисты".)
  6. Спрыгивание и запрыгивание на гимнастические скамейки, расставленные на расстоянии 60-70 см одна от другой.

Прыжки в длину с разбега. Целесообразно включать в занятия после восстановления на нескольких уроках навыка в отталкивании вверх посредством прыжков на одной и двух ногах, прыжков по "кочкам", преодоления прыжками горизонтальных и вертикальных препятствий в подвижных играх, а также нескольких уроков беговой подготовки, что позволит правильно выполнить шаги разбега и эффективно оттолкнуться. При выполнении отталкивания следует обращать внимание занимающихся на быстрый вынос бедра маховой ноги.

Упражнения, способствующие совершенствованию в технике прыжка в длину с разбега:

  1. В ходьбе перешагивание через "ров" 80-90см, отталкиваясь левой, правой ногой. Последний шаг перед "рвом" стремиться выполнить быстрее предыдущих.
  2. Прыжок в длину с 5-6 шагов разбега "по кочкам", перепрыгивая через резиновую ленту, натянутую на высоте 25-30 см на расстоянии 70-80 см от места отталкивания, или поролоновый кубик, установленный на расстоянии 50-60см от последней "кочки".
  3. С 5-6 шагов разбега прыжок на возвышение до 40 см, расположенное на расстоянии 70-80 см от места отталкивания. Приземляться в положении приседа.
  1. Прыжки в длину с разбега на 100, 150 и 200 см на полосу приземления шириной 30см.
  2. Прыжки в длину с разбега на максимальный результат в сочетании с прыжками вполсилы - на половину максимального результата. Длина разбега в этом случае определяется самими учащимися.

В прыжках в высоту учащиеся в большей мере стремятся изменить направление движения вверх. Это легче сделать на меньшей скорости, чем в прыжках в длину. Поэтому и длина разбега, количество беговых шагов будут меньше и должны соответствовать уровню развития скоростно-силовых качеств занимающихся.

Методические указания к обучению. Для стимуляции высоты взлета, регламентации направления усилий в отталкивании и полете целесообразно применять различные ориентиры (подвешенные предметы, препятствия разной высоты), разметку мест отталкивания и установку препятствий. Многие упражнения, связанные с прыжками в высоту, проводятся в спортивном зале и могут выполняться в сочетании с другими физическими упражнениями. Для обеспечения необходимой нагрузки в прыжках следует оборудовать несколько мест, позволяющих одновременно выполнять задания нескольким учащимся, а также последовательно преодолевать прыжком с прямого разбега несколько препятствий одинаковой или разной высоты.

Игровые упражнения, используемые для обучения прыжкам в высоту с разбега:

  1. Элементы подвижных игр типа "Зайцы в огороде" с прыжками через невысокие (поролоновые) вертикальные препятствия.
  2. Прыжки через планку (резиновую ленту, веревочку), установленную на высоте 35-40 см, с 3-4 шагов по разметке (линиям, кружочкам).
  3. Прыжок с 3-4 шагов разбега через планку, установленную на высоте 35см. После приземления по ходу движения с 3-4 шагов разбега вновь прыжок с преодолением планки, установленной на высоте 40см. В случае удачного преодоления высоты планка поднимается еще на 5см.
  4. После 3-5 шагов разбега толчком одной выполнить прыжок, доставая в полете рукой ленточки, подвешенные на высоте 150, 170, 190 см.
  5. После 3-5 шагов разбега по разметке запрыгивание на мягкое препятствие (стопка матов) высотой 40-50 см в положение приседа.
  6. Прыжки в высоту без разметки шагов, но с отметкой для начала разбега.

Многоскоки (прыжки с ноги на ногу) включены в программу как учебный норматив. Подготовка учащихся к выполнению данного норматива способствует развитию скоростно-силовых качеств и совершенствованию в технике отталкивания в прыжках.

Методические указания к обучению. Следует учесть, что при неправильном выполнении многоскоков возможна перегрузка опорно-двигательного аппарата. В связи с этим последовательность применения упражнений в многоскоках приобретает особое значение. Вначале длина прыжков должна лишь немного превышать величину бегового шага. В дальнейшем длина прыжков постепенно увеличивается. Однако такое задание можно давать учащимся только при условии правильного выполнения этого упражнения (постановка ноги "сверху", вынос бедра, сохранение равновесия в фазе полета). Используя разметку и другое оборудование мест приземления, педагог должен учитывать разницу в физическом развитии школьников этого возраста.

Упражнения для овладения техникой прыжков-многоскоков:

  1. Прыжки по "кочкам" (разметкам), расположенным друг от друга на расстоянии, на 10см превышающем длину бегового шага (60- 90 см). Учащиеся выполняют упражнения по разметке, соответствующей их физической подготовленности.
  2. После 3-4 шагов разбега прыжки по "кочкам", расположенным на расстоянии для 1-ой группы учащихся - 70 см, 2-ой- 90 см, 3-ей группы - 120см.
  3. То же, но с постепенным увеличением расстояния между "кочками" для учащихся 1-ой группы с 60 до 75 см, 2-ой группы - с 90 до 110 см, 3-ей группы - со 120 до 140см.
  4. Контрольные многоскоки (8 прыжков) с места на результаты, предусмотренные учебными нормативами.

В 3-ем классе учебной программой предусмотрено освоение учащимися основных элементов прыжков в длину с разбега способом "согнув ноги" и в высоту: ускоренного разбега, быстрого выполнения последнего шага, активного маха ногой и руками в отталкивании, правильного положения туловища во время выполнения отталкивания и в полете. В связи с этим учитель физической культуры больше внимания должен уделить развитию у учащихся 3-го класса скоростно-силовых качеств. Итогом учебной работы должно быть выполнение учащимися учебных нормативов в прыжках в длину и в высоту с разбега.

Методические указания к обучению. При обучении прыжкам в длину и в высоту с разбега необходимо использовать навыки ускоренного бега и бега с высокого старта, приобретенные учащимися при овладении техникой бега а 1- 2 классах.

Успех обучения учащихся 3-их классов прыжкам в длину с разбега "согнув ноги" и в высоту во многом зависит от того, в какой степени они овладели элементами техники прыжков в предыдущих классах при изучении подпрыгиваний, прыжков с места, спрыгивания с высоты, высоко-далеких. К 3-ему классу учащиеся уже должны овладеть правильным положением туловища при выполнении разбега, сочетанием движений частей тела при отталкивании и иметь определенный уровень развития скоростно-силовых качеств. Если в предыдущих классах работа по подготовке опорно-двигательного аппарата детей, обучению их ускоренному бегу, бегу с высокого старта, различным видам подскоков, прыжков с места, спрыгиваний по какой-либо причине не проводилась, она все равно должна быть проведена в 3-ем классе, хотя бы в сокращенном варианте, предшествуя решению задач по обучению прыжкам.

При выполнении учащимися 3-их классов всех специальных прыжковых упражнений и прыжков в длину и в высоту с разбега, как целостных упражнений, основным элементом техники, на котором следует сосредоточить внимание, остается отталкивание: активная постановка ноги на толчок в сочетании с маховыми движениями свободной ногой и руками и сохранением правильного положения туловища.

Для достижения большей плотности занятий желательно выполнять специальные прыжковые упражнения и отдельные прыжки (особенно в длину) на травяном грунте с приземлением в хорошо взрыхленную яму с песком.

Место отталкивания в прыжках в длину с разбега в начале обучения не следует ограничивать бруском. Достаточно выделить условную зону для отталкивания в виде квадрата или круга диаметром до 50 см. В прыжках в высоту с разбега место отталкивания целесообразно сразу определить для всех учащихся и отметить его в виде круга.

Для изучения движений в полетной фазе прыжка хорошо выполнять прыжки, отталкиваясь с подкидного мостика или пружинного трамплина. Однако длительно применять такие прыжки не следует, так как они могут отрицательно отразиться на формировании навыка отталкивания.

Рекомендуемые прыжки в длину с приземлением в определенную зону применяются с целью тренировки и совершенствования двигательного анализатора учащихся. Их применение в занятиях способствует повышению точности движений, ускорению процесса обучения прыжкам.

Каждый урок физической культуры, включающий обучение прыжкам, целесообразно заканчивать целостным выполнением прыжка в длину или в высоту с разбега.

Упражнения для закрепления техники прыжка в длину с разбега:

  1. Высоко-далекие прыжки, выполняемые в ходьбе и во время медленного бега через один шаг (акцентируя отталкивание одной ногой).
  2. Напрыгивание в положении "шага" на плоские препятствия (стопка матов) высотой 30 см с 4-6 шагов разбега. Приземление на маховую ногу с последующим переходом в ходьбу (бег) или на две ноги в положении выпада (маховая нога впереди). В полете и при приземлении сохранять вертикальное положение туловища.
  3. Прыжок "в шаге" с приземлением на обе ноги в яму с песком с разбега 5-6 шагов, выполняя отталкивание с гимнастического мостика или скамейки. Возможно выполнение разбега по разметке, что помогает освоению ритма разбега и подготовке к отталкиванию.
  4. Прыжки в длину через набивной мяч с 7-8 шагов (беговых), отталкиваясь с отметки, обозначенной в виде квадрата 40 х 40 см.
  5. Прыжки в длину с точным приземлением в указанной зоне шириной 40см, расположенной на расстоянии 110, 150 и 190см от квадрата отталкивания.
  6. Прыжки в длину с последовательным увеличением разбега до 15-18 м (12 беговых шагов).

Упражнения для закрепления техники прыжка в высоту с прямого разбега:

  1. Отталкивание вверх с одного шага. И.п. - толчковая нога впереди. При выполнении отталкивания выполнить энергичный мах согнутой ногой, сохраняя вертикальное положение туловища (6-10 раз).
  1. Запрыгивание на препятствие высотой до 90см в упор присев с 2-4 шагов разбега (12-15 прыжков).
  2. Прыжки с 4-5 шагов разбега, доставая головой ориентир.
  3. Прыжки в высоту "согнув ноги" с 4-5 шагов, разбегаясь под прямым углом к планке (10-12 прыжков).

Для развития скоростно-силовых качеств на уроках в 3-ем классе применяются упражнения, разученные в предыдущих классах: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед, прыжки через короткую и длинную скакалку, прыжки с высоты (до 50см), прыжки с места, эстафеты и игры с прыжками.

Обучая прыжкам во 2-ом и 3-ем классах, следует использовать эстафеты и подвижные игры с прыжками. Следует учитывать также, что игры и эстафеты проводятся при прохождении других разделов программы. Все это дает возможность учителю при помощи правильно подобранных игр решать задачи развития скоростно-силовых качеств и закрепления навыков в прыжках.

Игру следует подбирать так, чтобы основные двигательные действия в ней не повторялись при выполнении других упражнений. Так, на уроке, где проводится обучение прыжкам, не следует давать игру с прыжками, так как прыжки в игре, выполненные учащимися как элементы игрового процесса, не закрепленные ранее в достаточной степени, могут выполняться неправильно. Преждевременное применение игр с элементами изучаемых прыжков может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях. Закрепление технически сложных движений в прыжках в игровой деятельности возможно только после того, как умение выполнить то или иное движение перешло у детей в навык.

Для закрепления навыков отталкивания двумя ногами, прыжка на одной ноге, развития скоростно-силовых качеств применяются следующие игры: "Салки на одной ноге", "Попрыгунчики- воробушки", "Зайцы в огороде", "Прыжки по полоскам", "Лягушки и цапли", "Челнок", "Скакуны", "Веревочка под ногами", "Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах", "Через кочки и пенечки", "Удочка", "Без флажков", "Прыжки с высоты на точность приземления", "Парашютисты", "Эстафеты со скакалкой", "Поймай лягушку". Для закрепления навыка в прыжках в длину и в высоту - "Волк во рву", "Эстафета с прыжками в высоту и через полосу в длину", "Зайцы, сторож и Жучка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения прыжкам с гимнастической скакалкой

Наиболее эффективное и быстрое освоение учебного материала...

Методика обучения прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги». Возраст 10-11 лет.

методика обучения прыжку в длину сразбега согнув ноги....

[7] п.3.1 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКА - "Cossack jump" в СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ

В последние годы спортивная аэробика, стала развиваться очень большими шагами вперед, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях, прослеживается повышение сложности элементов ст...

"Методика обучения технологии в неделимых классах"

В настоящее время существует проблема "неделимых классов на уроках технологии". Каждый учитель,который столкнулся с такой ситуацией не раз задавался вопросом, а как же все-таки найти ту самую "золотую...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЕЙЗАЖА

  Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть до...

Методика обучения прыжкам в 1 классе

Обучение прыжкам в начальной школе....