ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКАМ В VI КЛАССЕ
учебно-методический материал по физкультуре (6 класс)

Дедкова Наталья Петровна

для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pryzhkam_v_vi_klasse.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКАМ В VI КЛАССЕ

   Учебной программой в VI классе предусмотрено обучение прыжкам разбега в высоту способом «перешагивание» - переход планки уход от планки; в длину способом «согнув ноги» - движение рук и ног в полёте. Шестиклассников необходимо подготовить к сдаче учебных нормативов.
  Планируя учебный материал, осуществление задач по овладению шестиклассниками техникой легкоатлетических прыжков, учитель физкультуры в своей работе исходит из закономерностей анатомо-физиологического психологического развития учащихся данного возраста, особенностей развития скоростно-силовых и координационных способностей. Отведенные примерной сеткой 20 часов на освоение легкоатлетического раздела учебной программы следует распределить таким образом, чтобы предусмотреть на каждом уроке обучение одному из видов прыжков в сочетании с метаниями.
 
Прыжки в высоту. Осваивая на уроках физической культуры программный материал, учащиеся VI класса совершенствуются в технике перехода через планку в прыжках в высоту способом «перешагивание» и закрепляют навык в выполнении отталкивания. При обучении переходу через планку следует добиваться активного опускания маховой ноги вниз за планку в сочетании с подниманием несколько согнутой толчковой ноги. С этим движением учащиеся уже ознакомились в IV классе. После правильного выполнения данного элемента техники к движению ног во время нахождения над планкой надо добавить наклон туловища к маховой ноге и поворот его к планке.
Овладение этими движениями при переходе через планку не представляет особой трудности и не должно занимать много времени. Основное внимание обращается на закрепление и совершенствование навыка в выполнении отталкивания как ведущей фазы прыжка. Правильность выполнения отталкивания следует контролировать как в подводящих упражнениях, так и в целостном прыжке.
  При подготовке мест занятий и в процессе проведения урока учитель не должен забывать о необходимости обеспечения безопасности приземления в прыжках. Приземление на маховую ногу в яму прыжках, витом способе прыжка оказывает большую нагрузку на связки и мышцы и вызывает сотрясение организма. Поэтому надо хорошо готовить прыжковые ямы: своевременно обновлять песок, добавляя опилки, перед каждым уроком и в ходе его взрыхлять поверхность прыжковой ямы, разравнивать ее граблями.

   Примерные упражнения, используемые для овладения и закрепления техники прыжка в высоту
  1. Имитация движения ног при переходе через планку. Повторить упражнения, которые выполнялись для обучения технике перехода через планку в IV классе.
  2. Имитация техники перехода через планку.
В первых попытках после выполнения маха опускание маховой ноги осуществляют с поворотом стопы и колена внутрь, поднимание толчковой ноги выполняют с одновременным поворотом туловища в сторону планки. В последующих попытках в этом движении туловище наклоняют вперед к планке.
  3. Отталкивание и переход через планку с одного шага.
  4. Многократные отталкивания вверх в беге.
Выполняют из и. п.— старт для разбега в прыжках в высоту с 3-5 шагов разбега. После маха и выхода вверх зафиксировать положение окончания отталкивания. Приземление происходит на толчковую ногу, с шагом маховой ноги начинают разбег для нового прыжка вверх.
3-4 раза по 6-8 отталкиваний.
  5. Прыжки через планку с 3-5 шагов разбега. Основное внимание уделить движениям при переходе через планку.
  6. Прыжки с 5-7 шагов разбега, доставая высоко подвешенные предметы над головой рукой, маховой ногой. Отталкивание можно выполнять толчковой и маховой ногой. 10-12 раз.
  7. Прыжки через планку с 5-7 шагов разбега на легко преодолеваемых высотах с концентрацией внимания на отдельных элементах отталкивания и перехода через планку.
  8. Прыжки через планку с 5-7 шагов разбега на максимальных высотах.
   Прыжки в длину. В VI классе в прыжках способом «согнув ноги» учащиеся совершенствуются в выполнении отталкивания и должны овладеть эффективными движениями в фазе полета. Более совершенное овладение техникой прыжка, повышение уровня развития скоростно-силовых качеств способствуют улучшению результатов в прыжках, помогают учащимся успешно подготовиться к выполнению учебных нормативов в этом виде программы.
  Длина разбега в прыжках в длину у шестиклассников составляет 16-20 м (у девочек на 2-3 м меньше). Уровень развития скоростно-силовых качеств в этом возрасте позволяет довольно эффективно выполнить отталкивание при данном разбеге, что сказывается на увеличении дальности прыжка. Повышению результатов в прыжке способствует также правильное выполнение группировки в полете и приземления.
  Прыгун после вылета в шаге толчковую ногу сгибает в коленном суставе, подтягивает ее к маховой и обе ноги приближает коленями к груди, туловище немного наклоняет вперед. Руки при этом опускают вниз. Непосредственно перед приземлением прыгун выпрямляет ноги в коленях.
Руки, совершающие компенсаторные движения, отводят вниз-назад.
После касания пятками песка ноги сгибают в коленных суставах (смягчая приземление). Глубоко приседая и перемещая таз вперед, прыгун завершает проход всего тела через опору.
  Увеличение дальности полета позволяет учащимся VI класса более совершенно выполнять движения, способствующие сохранению равновесия и подготовке к приземлению. Приступать к обучению группировке (подтягивание находящейся сзади ноги к расположенной впереди и приближение обеих ног к груди) и разгибанию ног в полете (перед приземлением) можно только в том случае, если занимающиеся овладели вылетом в шаге. Со всеми элементами движений в полете учащиеся уже знакомились раньше при выполнении прыжков с места - напрыгивая на возвышение и перепрыгивая препятствия, приземляясь на твердую и мягкую поверхность. В VI классе следует добиваться своевременности выполнения этих движений, большей группировки и выносу вперед почти выпрямленных ног при приземлении.

  Ранняя группировка, чрезмерный наклон туловища в данном положении и при приземлении приводят к увеличению момента вращения вперед и потере равновесия.
  Стремление далеко вынести вперед ноги, сопровождаемое компенсаторным движением плечами и руками назад, может привести при приземлении к падению назад. Обучать этому движению в школе не рекомендуется.
  Несмотря на то что в предлагаемых для VI класса средствах обучения прыжку большое место занимают упражнения для совершенствования движений в полете, основное внимание (и больше времени) в процессе занятий прыжками должно быть отведено совершенствованию в выполнении отталкивания после разбега в 8-10-12 беговых шагов.
  Учащиеся VI класса должны знать, Что:
1) ранняя группировка в фазе полета приводит к потере устойчивости, а при плохо освоенном вылете в шаге может сказаться и на снижении эффективности отталкивания;
2) в момент приземления в прыжках после касания поверхности песка вынесенными вперед и несколько согнутыми ногами следует глубокое приседание с энергичным движением рук вперед, тело прыгуна проходит вперед за линию приземления.
   Примерные упражнения, используемые для овладения техникой прыжка в длину
  1. Подскоки на правой и левой ноге в приседе с одновременным выпрямлением ноги вперед при смене положения. Ступни ног «взять на себя».
  2. Толчком обеих прыжки в длину с места на сложенные друг на друга гимнастические маты (высота 40-50 см). После отталкивания выполнить группировку (несколько наклонив плечи) и, выпрямляя ноги, приземлиться в положение седа на ягодицы.
  3. Прыжки в длину в шаге с 4-6 шагов разбега на сложенные друг на друга гимнастические маты (высота 60-80 см) с выбрасыванием ног вперед и приземлением в положение седа на ягодицы.
  4. Прыжки в длину в шаге с 4-6 шагов разбега. В середине полета выполнить группировку, вынося толчковую ногу вперед к маховой и принимая положение перед приземлением (туловище немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, руки опущены).
Приземлиться и выйти вперед, сгибая ноги и поднимая руки вперед.
  5. Прыжки в длину с места (в яму с песком). После отталкивания выполнить группировку и, выпрямляя ноги вперед, приземлиться. После касания пятками поверхности песка ноги согнуть, стремясь пронести таз вперед за линию касания песка ногами.
  6. Прыжки на месте вверх, отталкиваясь обеими, с выполнением группировки (подтянуть согнутые ноги коленями к груди).
  7. Многократные прыжки через препятствия (40-50 см), расставленные друг от друга на расстоянии 80- 100 см. В момент полета над препятствием выполнить группировку. Упражнение можно выполнять и с междускоками.
  8. Многократные прыжки на месте вверх, отталкиваясь обеими с подъемом почти прямых ног вперед-вверх на уровень таза. Туловище при этом немного наклонять вперед
  9. Имитация группировки и движения ног при приземлении: из положения упора лежа опорой на предметы высотой 30-40 см, сгибая ноги, прийти положение упора сзади.
  10. Прыжки в длину с 4-6 шагов разбега, приземляясь за бумажную ленту, положенную на предполагаемом месте касания пятками поверхности песка.
  11. Прыжки в длину с 6-8-10 шагов разбега, выполняя отталкивание от гимнастического мостика, через препятствие (опрокидывающийся барьер, натянутая резиновая лента) высотой до 60 см, установленное на расстоянии
1/2 дальности прыжка. Группировку начинать только после пролета над препятствием.
  12. Прыжки в длину с 6-8-10 шагов разбега через планку или натянутую резиновую ленту, установленную на высоте до 60 см.
Планка расположена на расстоянии 130-150 см от места отталкивания.
  13. Прыжки в длину с 8-12 шагов разбега через 2 препятствия. Расстояния от места отталкивания до первого препятствия и между препятствиями определяет учитель в зависимости от целевого задания, которое ставит перед учащимися: увеличение угла вылета, более активное продвижение в отталкивании, увеличение фазы полета в шаге и т. д.
  14. Прыжки в длину с 10-12 шагов разбега на результат.
  На уроках легкоатлетических прыжков учитель физической культуры обращает особое внимание и на развитие скоростно-силовых качеств занимающихся, предлагает им упражнения, направленные на развитие мышц ног, прыгучести.
 
Примерные упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, необходимых при освоении прыжков в высоту и в длину
  Среди упражнений, применяющихся с этой целью, есть много уже известных учащимся. Это прыжки на обеих на месте и через препятствия;
прыжки с высоты с последующим преодолением препятствий или прыжком вверх, касаясь ориентира; выпрыгивания из полуприседа (однократные и многократные); выпрыгивания вверх, отталкиваясь ногой, поставленной на возвышение; поочередные отталкивания вверх-вперед.
  Из новых упражнений используют следующие:
  1. Подскоки на одной ноге, выполняемые в парах, стоя лицом друг к другу. Партнер поддерживает ногу, поднятую вперед другим учащимся, за пятку. Подскоки выполняют за счет работы мышц голеностопного сустава и голени. Амортизация при приземлении за счет сгибания ноги в коленном суставе минимальная. При выполнении подскоков желательно не касаться пяткой опоры. 2-3 раза по 25-30 подскоков на каждую ногу.
  2. Приседание на одной ноге. 2-3 серии с почти максимальным количеством приседаний в каждой.

   3. Выпрыгивание вверх на обеих из приседа. 2 серии по 10-12 раз.
  Среди подвижных игр можно использовать командную игру с прыжками через планку «Кто выше».
  В первые два урока по прыжкам в высоту в длину в связи с малой нагрузкой при выполнении имитационных упражнений и прыжков с короткого разбега следует включать больше упражнений для развития скоростно-силовых качеств. Когда же целостное выполнение прыжка с разбега дается как основной материал урока, количество прыжков должно быть не менее 12-15 в прыжках в высоту и 10-12 в прыжках в длину, а в сочетании с применением подводящих упражнений и средств целенаправленного развития скоростно-силовых качеств - 8-10. В эти уроки следует включать также упражнения для развития и укрепления одной из групп мышц и суставов; стопы и голени, мышц бедра, тазобедренного сустава. Нагрузку на другую группу мышц надо планировать на внеурочные и домашние задания. В спортивный час групп продленного дня включают 1-2 упражнения, которые надо выполнять с полной дозировкой 3 раза в неделю.
  Для
самостоятельных занятий дома рекомендуют следующие упражнения:
  1. Прыжки со скакалкой до 250-300 прыжков.
  2. Прыжки на обеих по лестнице, отталкиваясь о каждую ступеньку. Выполнять при наличии условий 2-3 серии по 30 прыжков.
  3. Поднимание и опускание пяток (покачивание), стоя носками на опоре высотой до 10 см (бревно и др.). Следить, чтобы ноги в коленных суставах не сгибались. Покачивание на носках делать мягко, придерживаясь руками о любую опору. 2-3 серии по 20 раз.
  4. Приседание на одной ноге, другая впереди, с . использованием опоры о стену. Выполнять быстрые вставания с подъемом на носок. 2-3 серии по 8-12 раз на правой и левой ноге.
  5. Выпрыгивание на обеих вверх из приседа, 2 серии по 12-15 раз.
  В одно самостоятельное занятие включают два из предлагаемых упражнений. Чередование их и дозировка зависят от уровня подготовленности учащихся с учетом нагрузки, получаемой на школьных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение опорным прыжкам в 4 классе

Рассматривается методика обучения опорным прыжкам...

План-конспект урока по физической культуре «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки»

Тема урока: «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки».Цели: Образовательная цель:- расширение компетенции у учащихся за счет включения в понятийную б...

Методика обучения прыжкам в 1 классе

Обучение прыжкам в начальной школе....

Методика обучения прыжкам во 2 и 3 классах.

Обучение прыжкам во 2и 3 классах....

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры в 8 классе коррекционной школы по теме: «Обучение прыжкам на скакалке»

Технологическая карта урокаадаптивной физической культуры в 8 классе по теме:«Обучение прыжкам на скакалке»Цель: обучение технике прыжков на скакалке на месте.Задачи урока:Образовател...