Психологическая подготовка спортсмена к соревновательной деятельности
учебно-методический материал по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Яковенко Дмитрий Павлович

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка спортсмена к соревновательной деятельности

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что участие спортсмена в соревнованиях является лучшей школой психологической подготовки. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях – это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

В спорте существует понятие «классификация соревнований», которое предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отборочные, предварительные и т.п.

Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической готовности.

Психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. В её программу должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется на тренировках.

Основные критерии спортивного характера:

  • стабильность выступлений на соревнованиях;
  • улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
  • более высокие результаты в период соревнований по сравнению стренировочными;
  • лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

  • спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях;
  • уверенностью спортсмена в себе, в своих силах;
  • боевым духом спортсмена, т.е. стремление к достижению результата (победы).

Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний. Так же необходимо использовать следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям:

1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и об особенностях противников;

2) пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования;

3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;

4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;

5) специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;

6) предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний;

7) отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.

Перед соревнованием в организме спортсмена происходят сложные изменения, выделяется 3 основные формы предстартовых реакций.

Готовность к борьбе

Стартовая лихорадка

Стартовая апатия (эаторможенность)

Физиологические показатели

Все физиологические процессы протекают нормально

Сильное возбуждение, острые вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса, потение, позывы к мочеиспусканию, дрожь, ощущение слабости в нижних конечностях)

Вялые, сильно заторможенные движения, зевота

Психические показатели

Легкое возбуждение, нетерпеливое ожидание состязания, оптимальная способность к концентрации, самообладание в поведении, ощущение силы

Сильная нервозность, не контролируемые движения, рассеянность, забывчивость, неуверенное поведение, торопливость, необоснованная суетливость

Вялость, медлительность, робость, упадок настроения, желание отказаться от состязания, усталость, неспособность начать работу

Действия во время соревнования

Организованное, согласованное с тактическим планом включение в соревнование, ясная ориентация, четкий контроль ситуации, все силы тактически правильно вводятся в действие, ожидавшийся соревновательный результат достигается или превышается

Деятельность спортсмена частично дезорганизована: он борется «безголовы», теряет тактическую линию, чувство темпа, преждевременно выдыхается; не владеет двигательными координациями, при высоких технических требованиях множатся ошибки; сильная скованность

Не ведется энергичная борьба, акгивность воли быстро падает, спортсмен не способен мобилизовать силы; после соревнования остается неизрасходованный запас сил, поскольку все действия выполнялись на недостаточно качественном уровне

Спортсмен должен знать, что соревновательная лихорадка и связанные с ней симптомы овладеют им. Тренер обязан стремится оказать положительное влияние на формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни и непосредственно перед соревнованиями.

Раннее предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии в данном соревновании. Признаки волнения появляются в зависимости от важности старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы. Большое значение имеют средства отвлечения (поход в кино, парк, занятие любимым делом).

Предстартовое состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям в пути и по прибытии на место их проведения. Стартовое возбуждение начинается с момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом дистанции.

Регулированию предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной «предстартовой лихорадкой» должны проводить «разминку» спокойно; резкая разминка необходима для склонных к апатии.

Спортсмен, знающий симптомы «предстартовой лихорадки», может взять себя в руки и добиться улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря небольшому возбуждению».

Способы регуляции предстартовых состояний

Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают за долго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена. Всвязи с этим требуется проведение «мероприятий», направленных на уменьшение психической нагрузки.

Психологическая саморегуляция. Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) называют психической регуляцией. Она может осуществляться с помощью самоубеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения. Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции – «прогрессивная релаксация » (расслабление). Этот способ помогает снимать чувство тревоги и страха. Канадский ученый Л. Персиваль предложил способ психической саморегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый раслаблением мышц, этим упражнением можно снить чрезмерное волнение. Таким образом этот метод саморегуляции востанавливает дыхание и изменяет тонус скелетных мышц (расслабляет). Так же снятие нервного напряжения может быть доступно за счет регуляции мимической мускулатуры лица. При нервном напряжении мышцы лица напряжены. Психотерапевты используют обратную связь: «мышцы-нервное напряжение». Для этого человеку рекомендуется улыбаться, то есть раслаблять мимические мышцы. Вслед за этим рефлекторно снижается и нервное напряжение.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение состоит в умении думать о чем угодно, кроме обстоятельств, вызывающих психологическое напряжение. Отключение требует проявление волевых усилий, с помощью которых человек старается включить в сферу сознания (путем компенсаци внимания) посторонние предметы, объекты, ситуации и т.п.

Переключение тесно связанно с концентрацией внимания и направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело, чтения книг, просмотр фильма, спектакля и т.п.

Отвлечение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, при актуализации в представлениях ситуаций, в которых человек чувствует себя легко и спокойно (отдых на берегу моря, в лесу и т.п.).

Эффективность этих способов во многом зависит, верояно, от силы возникшей у спортсмена доминанты и от его индивидуальных способностей.

Во многих случаях эффективнее не отвлекать спортсмена от предстоящей деятельности, а переключать его внимание (сознание) от раздумий на деловую сторону работы, осмысление трудностей через анализ, уточнение инструкций и заданий, проверку и мысленное представление тренировок.

Снятие психического напряжения путем разрядки. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжаются через двигательные акты, другие – через речь.

В качестве первого способа разрядки может использоваться разминка. При аппатии она может привести спортсмена в состоянии боевой готовности, причрезмерном возбуждении – успокоить. Чем больше разминка похожа на упражнения предстоящего соревнования, тем более она увеличивается предстартовое возбуждение. Предварительная же работа, отличается по характеру от предстоящей деятельности, уменьшает возбуждение спортсмена. Предстартовое состояние спортсмена можно оптимизировать музыкальным воздействием. Музыку можно разделить на три вида: отвлекающая, раслабляющая и мобилизующая. Отвлекающая: переключает внимание спортсмена с тяжелых пердстартовых переживаний на приятные и нейтральные мысли. Расслабляющая: понижает тервожность с помощью музыкальной стимуляции  мышечного расслабления. Звучание музыки должно быть негромким, без резких перепадов громкости звука. Можно использовать природные звуки – шелест листвы деревьев, пение птиц и т.п. Сеанс длится 20 минут, после чего делается часовой перерыв. Затем наступает третий этап с использованием мобилизующей музыки. Её задача – повышение соревновательной готовности спортсмена. Продолжительность сеанса 20-25 минут, музыка должна быть по характеру бодрой, стимулирующей на «борьбу».

Использование дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения это одно из простых и надежных методов регуляции психических состояний спортсмена. В практике используют три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического. Первое упражнение: вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение: состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4,6 и 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанная при вдохе. Полный выдох делантся опять за тоже число шагов (4,6,8). После выдоха – задержка дыхания преждней продолжительности (2,3,4 шага) или несколько короче в случае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяется самочувствием. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 шагов и более, а в связи с этим может возрастать и задержка дыхания.

Третье упражнение: отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы.

Злоупотреблять этими упражнениями не следует. Положительный эффект возрастет по мере упражняемости.

До сих пор речь шла о методах срочной регуляции предстартовых и стартовых состояний. Эта регуляция может осуществлять спортсменом совместно с тренером и заблаговременно.

Это одни из наиболее простых в использовании упражнений, которые могу выполняться как и до соревнований так и перед стартом.

В заключении, можно сказать, что наше общество высоко ценит победу.Следствием этого оказывается давление, которому подвергаются тренеры и спортсмены. Для спортсменанеудачное выступление на соревнованиях может стать мощным стрессом и снижению самооценки. Это способствует нестабильности и может привести к срыву выступлений.Но неспособность справиться с чрезмерной тревожностью и возбуждением может привести не только к снижению результативности, но к физическим и психологическим травмам. И поэтому умение контролировать уровень тревожности – важный психологический навык, определяющий успешное выступление в спорте. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психологической подготовки спортсмена-единоборца

В данной статье рассматривается методика психологической подготовки, которую можно использовать при проведении занятий единоборствами, а также для самостоятельной подготовки спортсмена. Материал...

Психологическая подготовка спортсмена как фактор формирования спортивного характера

Психологическая подготовка спортсмена начинается с первых шагов в спорте. Ранняя психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному, нередко монотонному, многолетнему и нестанд...

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Предлагаю Вашему вниманию статью, предназначенную для молодых педагогов по физической культуре, а так же тренерам-преподавателям для подготовки молодых спортсменов, а так же учащихся школы для участия...

Психологическая подготовка спортсмена по стрельбе из лука

Психический аспект стрельбы из лука обычно рассматривается намного позже, чем следовало бы. Очевидно, что психический подход изменяется в зависимости от уровня подготовки; однако стрелок должен ...

Психологическая подготовка спортсмена - стрелка

Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание. На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражит...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...