ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по физкультуре (5 класс)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osoben._psihol.podgot.k_sorev.deyatelnosti.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Психологическая подготовка - важный раздел в подготовке спортсменов к соревновательной деятельности. Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и до этого в учебно - тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.

Тем не менее, наметился ряд противоречий, которые отражают характер и динамику развития современного спорта и реализацию научных достижений в сфере психологической подготовки спортсменов высокого класса.

Во-первых, в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше психологически подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником.

В отечественной психологии спорта разработаны научно-обоснованные рекомендации, касающиеся различных аспектов психологической подготовки спортсменов (А.В. Родионов, Б.А. Вяткин) и разработаны приемы психопрофилактичнских и психокоррекционных воздействий (В.Л. Марищук, Л.Д. Гиссен, Ю.Л. Ханин, Г.Д. Горбунов, А.Б. Алексеев)

Во-вторых, неуклонный и значительный рост спортивных достижений, рекордов характерный для мирового спорта, показывает недостаточность трех видов подготовки (физической, технической, тактической). Современные спортивные соревнования требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной. Даже хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции.

В-третьих, существенную роль в обеспечении психической готовности спортсмена играет духовное развитие личности, проявление ее психологических особенностей, таких как, направленность (потребности, интересы, убеждения), темперамент, характер и способности.

В-четвертых анализ литературы показал, что эта проблема психологической подготовки спортсменов исследовалась А.Ц. Пуни, А.А. Лалаяном, Б.А. Вяткиным, В.В. Медведевым, В.Г. Черным, С.В. Калмыковым и др. В этих работах были выявлены такие элементы психологической подготовки спортсменов к соревнованию как мотивация деятельности, регуляция стресса, адекватная психодиагностика, регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях.  
  В настоящее время психологическая подготовка рассматривается двояко:
 - как особый вид подготовки спортсмена (наряду с физической, технической, тактической), система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них (Ф.П. Суслов, Толковый словарь, с.204);
  - обретение системного качества психики, в котором целеполагающим началом служит познавательно-оценочное отношение спортсмена ко всем видам проделанной работы (в том к числе физической, технической, тактической) с позиции их значимости для спортивного результата (А.Л. Попов, с.20).

Психологическая подготовка способствует максимальному использованию потенциальных возможностей спортсмена для повышения эффективности и надежности его соревновательной деятельности. Результативность и надежность соревновательной деятельности спортсмена определяется не только его разносторонней подготовленностью, но и готовностью к конкретному соревнованию. Готовность спортсмена следует понимать как высокий уровень развития функциональных систем организма, регуляторных функций психики, физических и двигательных качеств, обеспечивающих специфическую двигательную деятельность.

Пилотажное исследование проведенное в виде метода опроса, среди спортсменов (28 человек) высокого класса ( МС, МСМК), которым задавался один вопрос:" В чем причина поражения их на соревнованиях ?" показал, что спортсмены, среди причин приводивший их к поражению отмечали следующее: отсутствие мотивации, стимула, настроя (35,8%); недостаток воли (14,3%); недооценка сил противника и переоценка своих возможностей (64,4%); несобранность, растерянность, невнимательность, несдержанность (79,4%).
    Беседа по результатам опроса показала, что практически все испытуемые не могут дать правильного толкования зафиксированных терминов, использованных ими в своих ответах.

Особый интерес для нас представляют последние два пункта. В объяснении причин недооценки сил противника и переоценки своих возможностей большая ответственность за поражение возлагается на невнимательность, несдержанность адресуются самому борцу.

В связи с этим гипотеза исследования такова: психологическая подготовка спортсмена должна соответствовать особенностям вида спорта. Это в конечном счете приведет к достижению стабильных и надежных результатов выступлений спортсменов в избранном виде спорта. Тренер будет способствовать постановке и коррекции соревновательных целей спортсмена, формированию специфичных мотивов, побуждающих  спортсменов стремиться к успеху, учитывая при этом индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Причем, задача тренера будет заключаться не только в помощи спортсмену в психологической подготовке, но и в создании субъект-субъектных ситуаций психического развития, которые могут возникнуть предсоревновательных, соревновательных и постсоревновательных условиях.

Применение приемов и средств психологической подготовки позволит выработать у спортсмена стремление к активному самоусовершенствованию, к самовоспитанию воли, развить психические качества, научит его сознательно управлять своими состояниями в экстремальных условиях соревнований и тренировок, сделает его (с субъективных позиций) сторонником или противником используемых средств подготовки.

В итоге предполагается получить модельные характеристики психики спортсменов сформулировать принципы психологической подготовке спортсменов, дать рекомендации по совершенствованию общей и специальной  подготовки  спортсмена  к  соревнованиям.

Основная задача психологической подготовки к конкретным соревнованиям состоит в том, чтобы способствовать обретению спортсменом состояния психической готовности к выступлению в состязаниях, а тренера - устранить такие качества спортсмена как несобранность и  растерянность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

Особенности психологического сопровождения внеклассной деятельности детей-инвалидов обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий

Большое значение в индивидуальном развитии каждого ребенка имеет внеурочная и внеклассная работа. Ведь именно на таких занятиях ребенок раскрывает свои природные задатки т.к. занятия не носят строго р...

«Психологические особенности спортивной и соревновательной деятельности в парусном спорте».

К ведущим организационным единицам, в которых осуществляется централизованная подготовка профессиональных спортсменов, относятся детская юношеская спортивная школа (ДЮСШ). При этом в деятельности ДЮСШ...

Психологическая подготовка спортсмена к соревновательной деятельности

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности...

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА БОРЦА К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение технике предполагает освоение какой-либо структуры и последовательности движений и действий. Все движения должны быть выполнены правильно, точно. А это возможно только при отсутствии сопротив...

Сложности психологической подготовки одаренных детей в спортивной и соревновательной деятельности

Для достижения успехов в спорте важно, чтобы одаренный подросток знал свои природные особенности, владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям спортивной деятельности, оп...

"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"

В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...