Доклад " Проблемы обучения детей- инвалидов средствами АФК"
материал по физкультуре на тему

Наталья Анатольевна Павлова

В докладе раскраваются средства, методы, применяемые с детьмя с ОВЗ на занятиях по АФК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_pavlovoy_n._a._po_kursam.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Реферат

«Проблемы обучения инвалидов средствами физической культуры и спорта».

Выполнила:

Павлова Наталья Анатольевна

Название курсов повышения квалификации:

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС

Руководитель:

Мандель Б. Р.

Новосибирск

2015

Оглавление:

Введение …………………………………………………. с. 3-5

  1. Медико- физиологические и психологические предпосылки построения частных методик АФК ……………………………………с. 6-7
  2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии …с. 8- 9
  3. Коррекционно- развивающая направленность педагогических воздействий- основа частных методик АФК………….  с. 10-12
  4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ…с. 13
  5. Формы организации АФК с детьми, имеющими ОВЗ ……с. 14-18

Выводы……………………………………………………….с. 19

Литература ………………………………………………….с. 20

Приложение 1 ……………………………………………с. 21-61

Введение.

Одним из достижений нашего общества в последнее десятилетие можно считать постепенно меняющееся отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Современная идеология решения этой проблемы выражена на Парламентской ассамблее Совета Европы. «Инвалидность, — говорится в ней, — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты (образовательные в том числе) к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».

В целевой Федеральной программе «Дети-инвалиды» в качестве основной цели реабилитации детей-инвалидов выдвигается формирование их личности с учетом общего и особенного; создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путем интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного и других направлений развития личности.

В последние годы дети с ограниченными возможностями здоровья и те из них, которые имеют выраженные интеллектуальные нарушения, получили гораздо больше возможностей для реализации своих образовательных потребностей. Это и вариативность образовательных программ, и возможность инклюзии и др. Права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) закреплены законодательно, формы обучения и вид ОУ прописаны в Индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ребенка.

Число детей с ОВЗ в последнее десятилетие не уменьшается, растет потребность в современных учебных программах, удовлетворяющих стандартам специального образования, требованиям для разных категорий таких детей.

Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ вступил в силу 1 сентября 2013 года выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физическое воспитание.

Цель данной работы: Показать особую социальную и педагогическую значимость физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии и проанализировать возникающие проблемы при организации обучения детей с ОВЗ.

Задачи данной работы: Проанализировать и кратко описать проблематику работы по АФК с разными нозологическими группами инвалидов.

Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с ОВЗ. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение учащимся системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.

  1. Медико- физиологические и психологические предпосылки построения частных методик АФК.

Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих детей очень разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровня физического развития и другим признакам.

Для детей инвалидов с детства характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (Иванов Е. С., 2001), что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития (Горская И. Ю., 2001), приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении, затрудняет процесс обучения (Баряева Л. Б. с соавт., 2001).

По данным многочисленных исследований аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. Основной дефект, как правило, сопровождается  сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями. ( табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп.

Нарушения

зрения

Нарушения

Слуха

Нарушения интеллекта

Поражения ОДА

Церебральное

Спинальное

Ампутационное

Нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений. Нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры. Неврозы, болезни органов дыхания, ССС, обмена веществ. ММД, снижение слуха. Быстрая утомляемость.

Нарушение функций вестибулярного аппарата, задержка моторного и психического развития, нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения.

Нарушения равновесия, ритмичности, точности движений, регулирующей способности, пространственно- временной ориентировки.

Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки. Заболевания ССС

Нарушение познавательной деятельности.

Снижение силы и подвижности нервных процессов.

Нарушение высших психических функций, аналитико- синтетической деятельности ЦНС.

Дисплазия, нарушения окостенения, осанки, стопы, координации движений.

Врожденные пороки развития, сенсорные нарушения.

Нарушение опороспособности, равновесия,

Вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро и макромоторики.

Низкая работоспособность.

Полная или частичная утрата движений, чувствительности, функций тазовых органов.

Нарушение вегетативных функций, пролежни.

Остеопороз.

При шейном поражении- нарушение дыхания, ортостатические нарушения.

При вялом параличе – атрофия мышц. При спастическом- тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность

Нарушение опороспособности и ходьбы ( при ампутации нижних конечностей),

Координации движений, осанки, вертикальной позы, уменьшение массы тела, сосудистого русла.

Снижение общей работоспособности, фантомные боли.

  1. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с различными отклонениями представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений. На состояние двигательной сферы детей оказывают влияние следующие факторы.

  1. Тяжесть и структура основного дефекта и его влияние на уровень построения движений.
  2. Раннее начало двигательной активности.
  3. Особенности психического развития.

Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений психического развития, факторов, влияющих на двигательную сферу детей аномального развития позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех нозологических групп детей:

  • Сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
  • Нарушение физического развития, диспропорция телосложения, деформация стоп, позвоночника, ослабленный «мышечный» корсет, снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
  • Нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве, расслабления;
  • Сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей- силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
  • Нарушение локомоторной деятельности- ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений,  составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

        

  1. Коррекционно- развивающая направленность педагогических воздействий- основа частных методик АФК.

Выдвинутый Л. С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии. Суть принципа заключается в том, что педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей, нравственных качеств.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений (Сергеев Г. Б., 1995; Денисова М. А., 1995; Мастюкова Е. М., 1997; РостомашвилиJI. Н., 1999). Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точно, свободно, без напряжения и скованности, — это те свойства, которые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности.

Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств. Образовательные и коррекционно-развивающие задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. Для образовательных задач характерна высокая степень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения. Коррекционно- развивающим задачам свойственно относительное постоянство, так как они решаются на каждом занятии. В процессе обучения при переходе к новому учебному материалу происходит не полная смена коррекционных задач, а смена доминирования каких-либо из них. Постоянно действующими задачами на каждом занятии является коррекция осанки, основных локомоций — ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление «мышечного корсета», коррекция телосложения, коррекция и профилактика плоскостопия, активизация вегетативных функций.

Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптивного физического воспитания занимает приоритетное место.

Концептуальным положением является взаимосвязь и психофизическое единство организованной двигательной деятельности и целенаправленного формирования личности ребенка, коррекция и развитие его познавательных способностей, сенсорных систем, психики (восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления, речи), общения, мотивов, интересов, потребностей, самовоспитания.

Коррекционно- развивающая направленность характерна для всей учебно- воспитательной работы и охватывает все категории детей с нарушениями в развитии.  

Коррекционно- развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в Коррекция и развитие физической подготовленности;

следующие группы:

  1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах и др.;
  2. Коррекция и развитие координационных способностей;
  3. Коррекция и профилактика соматических нарушений;
  4. Коррекция и развитие физической подготовленности;
  5. Профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
  6. Развитие познавательной деятельности;
  7. Формирование личности ребенка.

  1. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ.
  1. Единство диагностики и коррекции.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации.
  3. Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий.
  4. Принцип учета возрастных особенностей.
  5. Принцип адекватности педагогического воздействия.

  1. Принцип оптимальности педагогических воздействий.

  1. Принцип вариативности педагогических воздействий.

  1. Принцип приоритетной роли микросоциума

        

  1. Формы организации АФК с детьми.

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация.

Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация — для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения; адаптивный спорт — для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей. Каждому из них свойственны собственные функции, задачи, содержание, степень эмоционального и психического напряжения, методы и формы организации. И вместе с тем они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст), поэтому является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры. Адаптивное физическое воспитание (физическая культура) является обязательной дисциплиной во всех восьми видах образовательных (коррекционных) учреждений, в которых обучаются около 600 тыс. детей. Это единственный школьный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

  • Уроки образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
  • Уроки коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
  • Уроки оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Уроки лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);
  • Уроки спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
  • Уроки рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.

Неурочные формы нерегламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать детей с разными двигательными нарушениями, проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребности детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.

В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом.

Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах:

В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом.

Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах:

        

  • уроки физической культуры;

        

  • уроки ритмики (в младших классах);

  • физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и

профилактики умственного утомления).

Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня- и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

  • утренней гимнастики (до уроков);
  • организованных игр на переменах;
  • спортивного часа (после уроков).

Внеклассные занятия имеют следующие формы:

  • рекреативно оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;
  • физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;
  • интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;
  • прогулки и экскурсии;
  • дни здоровья.

Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

  • занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
  • занятия и игры в семье;
  • занятия в реабилитационных центрах;
  • занятия в семейно-оздоровительных клубах;
  • самостоятельные занятия.

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей наполу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.) в двух формах:

  • тренировочные занятия;

  • соревнования.

Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского, Паралимпийского движения, Всероссийского движения глухих.

Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах:

  • уроки ЛФК в школе;
  • занятия ЛФК в лечебных учреждениях.

        

Выводы.

Несмотря на достаточно разнообразные формы адаптивной физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях всех видов не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей-инвалидов и нуждаются в реформировании. 2—3-х уроков физической культуры недостаточно, чтобы обеспечить физическую и социально-трудовую адаптацию к самостоятельной независимой жизни выпускников.

Перспективным направлением в решении этой проблемы является внедрение дополнительных форм физкультурного образования в практику коррекционного образования. В разработанной Н. В. Астафьевым, А.С. Самыличевым (1997) концепции в качестве учреждений дополнительного физкультурного образования предлагается использовать действующую базу детско-юношеских клубов физической подготовки, где рассматриваются варианты организационных форм, обеспечивающих социальную интеграцию детей и подростков, условия методического обеспечения, планирование содержания программного материала. Апробированы, внедрены в практику и дали положительный результат дифференцированные программы дополнительного физкультурного образования для дошкольников с умственной отсталостью на базе лыжной подготовки, легкоатлетического многоборья и других видов спортивной деятельности (Литош Н. Л., Астафьев Н. В., Коновалов В. Н., 1997).

В приложении к данной работе представлена Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья с 7 до 18 лет « Крепыш », составленная автором данного реферата и находящаяся в настоящее время на апробации.

Литература:

  1.  Адаптивное физическое воспитание: Авторская программа для детей с тяжелой зрительной патологией: Учебно-методическое пособие / Сост. JI. Н. Ростомашвили. — СПб., 1997.
  2.  Астапов В. М.Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихаологии. — Международная педагогическая академия, 1994.
  3.  Астафьев Н. В., Самыличев А.С.Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск, 1997.
  4.  Байкина Н. Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 1991.
  5. Выготский Л. С. Основы дефектологии / / Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 5.
  6. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.
  7.  Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000.
  8.  Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990.
  9.  Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ. ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002.
  10. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно- оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии/ Под ред. С. П. Евсеева.- М.: Советский спорт, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...

Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"

Ознакомление родителей с  организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Проект «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования»

       Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной усп...