Методические рекомендации для преподавателей и студентов "Роль самостоятельной работы студентов в формировании здоровья и развития физических качеств".
методическая разработка по физкультуре (11 класс) по теме

В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в техникуме, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.

В данном учебно-методическом пособии сделана попытка раскрыть вопросы построения тренировочного занятия, планирование и дозирование физической нагрузки и самоконтроля за состоянием организма занимающегося студента.

Надеюсь, что это поможет студентам в их самостоятельных занятиях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_zhrakovoy_1.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

комитет образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»

Методические рекомендации для преподавателей и студентов

 Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

Учебная дисциплина: Физическая культура

Специальность: все

Курс: 1-4

Автор: Жракова Г.М. первая квалификационная категория.

2016


Пояснительная записка

В методической разработке для студентов и преподавателей Волжского политехнического техникума представлена методика организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В учебном процессе необходимо обеспечить условия для самостоятельной работы студентов: самостоятельная разминка, выбор студентов индивидуальной тренировки, судейство соревнований и т.д.

Самостоятельные внеаудиторные занятия предполагают работу с периодическими  знаниями, дополнительной литературой, подготовка докладов, рефератов, комплексов упражнений, выполнение гимнастики, самостоятельных занятий избранными видами спорта, участие в соревнованиях.

Предложенные рекомендации могут быть использовано преподавателями при проведении занятий, а также студентами при подготовке к самостоятельному проведению упражнений, составлении индивидуальных программ физического самовоспитания.


Содержание

Введение………………………………………………………………………..

4

1. Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности студентов………………………………………………………………………..

6

2. Основы методики занятий оздоровительным бегом………………………

8

2.1. Программа оздоровительного бега для студентов, имеющих ослабленное здоровье и низкий уровень физической подготовленности…..

8

3. Самоконтроль во время самостоятельных занятий  физическими упражнениями…………………………………………………………………..

10

4. Контроль за состоянием сердечнососудистой, дыхательной системами, весоростовыми показателями и физической подготовленности…………….

12

5. Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями…………………………………………………………………..

14

6. Построение тренировочного занятия……………………………………….

16

Список литературы……………………………………………………………..

18

Приложение А. Оценка показателей состояния организма студента


        Введение

Важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.

В настоящее время обучения в техникуме приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм человека, студенты совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора,  или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Студенты меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статистические напряжения. Студенты,  дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статистический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата. Недостаточная двигательная активность студентов в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

Большие умственные и статистические нагрузки в техникуме  отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства студентов ухудшается зрение, деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в техникуме, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.

В данном учебно-методическом пособии сделана попытка раскрыть вопросы построения тренировочного занятия, планирование и дозирование физической нагрузки и самоконтроля за состоянием организма занимающегося студента.

Надеюсь, что это поможет студентам в их самостоятельных занятиях


1 Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности

студентов

  1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
  2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей
  4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Анатомия», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и других.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них:

  • сознательность;
  • постепенность;
  • последовательность;
  • повторность;
  • индивидуализация;
  • систематичность;
  • регулярность.

Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).

Тренировочный процесс предлагает:

  • соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся;
  • постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия;
  • правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха;
  • повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного времени (недель, месяцев, лет).

Занимаясь самостоятельно физической культурой необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
  2. В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом

        2 Основы методики занятий оздоровительным бегом

Одним из наиболее достойных физических упражнений, является бег. Бег это прекрасное средство тренировки с помощью, которой, можно существенно повысить деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепить здоровье. Прежде, чем начать самостоятельно заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр и получить индивидуальные рекомендации у врача и у преподавателя физической культуры.

2.1 Программа оздоровительного бега для студентов, имеющих ослабленное здоровье и низкий уровень физической подготовленности

  1. Бегать можно в любое время дня за час до еды и через час после еды.
  2. Одеваться следует в соответствии с погодой на улице. Весной и осенью в холодную, ветреную, сырую погоду наверх надеть ветрозащитный костюм, летом в жаркую погоду – тренировочный костюм или майку и спортивные трусы; на ноги кроссовки или кеды. Зимой одежда подобная одежде лыжника: свитер, тренировочный костюм ли брюки, спортивная не продуваемая куртка, вязаная шапочка, прикрывающая уши, и варежки; на ногах кроссовки с шерстяными носками.
  3. Беговые тренировки должны быть регулярными, особенно при значительном изменении температуры воздуха. Регулярные тренировки помогают хорошо приспосабливаться к понижению температуры воздуха, уберечься от простудных заболеваний.
  4. Число беговых тренировок в неделю должно колебаться от 4 до 6. общая продолжительность занятий (бег, ходьба, обще развивающие упражнения) от 35 до 60 минут.
  5. Бегать лучше небольшими группами 3 – 5 человек примерно одного возраста, одинаковых способностей и физической подготовленности.
  6. Дистанция бега прокладываются в роще, по тротуарам улиц, а лучше всего в парке или на стадионе.
  7. Не стоит в первые дни тренировок повышать темпы бега, так как для развития выносливости большое значение имеет постепенное увеличение общей продолжительности бега.
  8. На первых этапах занятий (2 – 3 месяца) длительность бега 1 – 4км при ЧСС 120 - 135 уд/мин, следующие (2 – 3 месяца) длина дистанции 3 – 5км при ЧСС

140-150 уд/мин, в последующие (2 – 3 месяца) длина дистанции 5 – 7км при ЧСС 150 – 180 уд/мин.

  1. Скорость и продолжительность бега определяется самостоятельно по самочувствию. Если бежать нетрудно – значит, скорость оптимальная и бежать можно дальше. Бежать нужно трусцой, а идти с частотой 100 – 110 шагов в минуту.
  2. Физическую нагрузку необходимо контролировать по частоте сердечных  сокращений. Сразу после бега подсчитывают в течение 10 секунд частоту пульса. Если пульс бега 25 – 28
  3. В процессе тренировок могут появляться боли в мышцах, суставах, правом подреберье. Это не страшно, со временем они исчезнут. Но если возникнут боли в области сердца, тяжесть во всем теле, головокружение и плохое самочувствие в течение дня, необходимо прекратить тренировки и обратиться к врачу.
  4. Выходить на беговую тренировку может только здоровый человек. Даже при небольшом недомогании (простуда, расстройство желудка или головная боль) следует переждать 1 – 2 дня для выяснения причины.
  5. С первых дней занятий оздоровительным бегом необходимо завести спортивные дневники и дневники самоконтроля. В них надо записывать краткое содержание и объем тренировочной нагрузки, и данные о своем самочувствии.

3 Самоконтроль во время самостоятельных занятий  физическими упражнениями

Самоконтроль – это систематические самостоятельные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спортом за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. При самостоятельных занятиях оздоровительным бегом, упражнениями с отягощением, атлетической гимнастикой, самоконтроль необходим. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки функционального состояния организма под влиянием физических нагрузок. Такие показатели самоконтроля как самочувствие, настроение, неприятные ощущения, аппетит, относятся к субъективным, а частота сердечных сокращений (ЧСС), масса тела, длина тела, функция кишечно-желудочного тракта, потоотделение, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц, динамика развития двигательных качеств, спортивные результаты – к субъективным. Контролировать состояние своего организма можно по внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относятся выделение пота, изменение цвета кожи, нарушения координации и ритма дыхания. Если нагрузка очень большая, то наблюдается обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, появляется отдышка, нарушается координация движений.

При появлении таких признаков надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. К внутренним признакам утомления относят появление болевых ощущений в мышцах, тошнота и даже головокружений. В таких случаях необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить тренировку. Если после занятий физическими упражнениями самочувствие, настроение, аппетит, сон хорошее и есть желание заниматься дальше, то это показывает, что ваш организм справляется с нагрузками. В процессе самостоятельных занятий физической культурой необходимо регистрировать в дневнике самоконтроля появление во время тренировок болей в мышцах, в правом и левом подреберье, в области сердца, головных болей, головокружения. Дополнительно в качестве самоконтроля можно рекомендовать проведении измерение ЧСС до занятий, во время тренировок; тестов и физкультурных проб для определения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной системы и динамики физической подготовленности занимающихся за определенный период.

4 Контроль за состоянием сердечнососудистой, дыхательной системами, весоростовыми показателями и физической подготовленности

  1. Для оценки тренированности сердечнососудистой системы можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечнососудистой системы и тренированности занимающегося. Восстановление пульса по времени:
  • менее 3 минут – хороший результат;
  • от 3 до 4 минут – средний результат;
  • более 4 минут – ниже среднего.
  1. Для оценки состояния дыхательной системы можно применять функциональные пробы Генчи – Штанге.

Проба Генчи – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых студентов время задержки дыхания равняется 40 – 60 секунд.

Проба Штанге – испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых студентов время задержки дыхания равняется 60 – 90 секунд.

  1. Массово-ростовой индекс (Кетле) – это отношение массы тела в граммах к его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится 200 – 300рамм массы тела.

Если частное от деления выше 300гр., то это указывает на избыточный вес испытуемого. Если частное от деления, ниже 250г, на недостаточный вес испытуемого.

  1. Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику физической подготовленности занимающегося через определенный период времени.

Вид упражнений

Формула расчета индекса

1 Бег на скорость

Скоростной индекс =

2 Прыжок в длину

Индекс прыгучести =

3 Поднимание груза от пола

Силовой индекс =

Уровень развития двигательных качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых качеств, можно определить проведением тестов учебной программы по физической культуре и «Президентскими тестами».


5 Правила проведения самостоятельных занятий  физическими упражнениями

  1. Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
  2. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
  3. Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.
  4. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.
  5. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 – 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих  занятий.
  6. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
  7. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма  на них.
  8. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.
  9. Если вы почувствовали усталость, то в следующих тренировках нагрузку  снизить.
  10. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.
  11. Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер.


        6  Построение тренировочного занятия

Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть занятия составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.

Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требуют максимальной силы и выносливости. В конце занятий постепенный переход к относительно спокойному  состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.

В самостоятельные занятия рекомендуется включать:

  • обще развивающие упражнения,
  • упражнения  с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер),
  • различные висы и упоры,
  • бег, прыжки, катание на коньках, скейтборде, велосипеде
  • метания, броски мяча,
  • различные подвижные и спортивные игры,
  • упражнения на тренажерах.

Для правильного дозирования физической нагрузки в начале занятий каждому занимающемуся необходимо выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат (М.М.). Затем, исходя из максимального теста (М.Т.) в процентах определяют величину тренировочной нагрузки. Эти режимы рассчитаны в процентах от максимального результата: умеренный – 30%; средний – 50%; большой – 70%; высокий – 90%. После нескольких недель тренировочной работы снова проводится максимальный тест и если он даст результат выше прежнего, то расчет тренировочной нагрузки делается вторично.

Для воспитания собственно силовых способностей используется упражнения отягощенные массой собственного тела (отжимания, приседания, подтягивания); упражнения с внешним отягощением (гири, гантели, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т.п.

Первые 2 – 3 месяца работа осуществляется с отягощением 30 – 40% от максимального теста. Это позволяет укрепить мышечно-связочный аппарат. Затем в последующие 2 – 3 месяца можно перейти к работе с отягощением в 50 – 60% от максимального и только после через 5 – 6 месяцев занятий переходят к работе с отягощением в 75 – 80% от максимального. Это в пределах 8 – 12 повторений за один подход, серию.


        Список литературы

  1.  Бирюков А.А.  Учись делать массаж, М.: Советский спорт, 1988 г.
  2. Вайцеховский С.М. Книга тренера, М.: Фис 1971г.
  3. Гуреев Н.В. Активный отдых, М.: Советский спорт 1991г.
  4. .Никифоров Ю.Ф. Учитесь наслаждаться движениями, М.: Советский   спорт, 1989г.
  5. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру,  М.: Медицина, 1990г.
  6. Приходченко К.М. Школа закаливания на дому, Минск: Полымя, 1988г
  7. Холодов  Ж.К. Панов В.П.  Папа, мама и я – спортивная семья, Минск     Полымя1989г


Приложение А

Оценка показателей состояния организма студента

Баллы

Аппетит

Самочувствие

Желание заниматься

Ф.У.

Работоспособность

Переносимость нагрузки

Сон

Болевые ощущения

5

Повышенный

Хорошее

С удовольствием

Высокая

Хорошая

Спокойный, крепкий

Нет болевых ощущений

4

Нормальный

Удовлет

ворительное

Есть желание

Хорошая

Удовлет

ворительная

Без пробуждений

Немного болят мышцы

3

Пониженный

Вялость, усталость

Безразлично

Удовлет

ворительная

Плохая, вялость, апатия

Трудное засыпание

Небольшое чувство тошноты

2

Есть не хотел

Плохое

Нет желания

Низкая

Прекратил занятия Ф.У.

Бессонница

Боли в подреберье

1

Отвращение к приему пищи!

Недомогание

Болезненное состояниЕ

Выполнил только тренировку

Не занимался  

Головокружение,

БОЛИ

СЕРДЦА!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"...

методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации  для преподавателейпо организации самостоятельной работы  студентов.    Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной ау...

Методические рекомендации по по организации самостоятельной учебной работы студентов по МДК 04.01. "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии представлены:  пояснительная записка;       тематический план дисциплины, виды самостоятельной работы, последовательность ее выполнения; рекомендации по орга...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дипломному проектированию для для специальности 09.02.04. "Информационные системы(по отраслям)"

Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время приовладении и практическом применении профессиональных компетен...

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

Методические рекомендациипо организации и проведению самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕПриказом директора ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ» № ___от ____ _______20__г.г. Л...