методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
презентация к уроку по теме

Чистякова Вера Владимировна

 

Методические рекомендации  для преподавателей

по организации самостоятельной работы  студентов.

    Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной  работы студентов. Условия реализации ФГОС  требуют обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа составляет  50 % от учебного времени. Еженедельный объем самостоятельнойработы – 18 часов.

             ФГОС предполагает ежегодное обновление рабочих программ. Это касается и  содержания самостоятельной работы в курсе. Планируя самостоятельную работу студентов , следует  создавать не отдельные задания, а систему самостоятельной работы, рассчитанную на весь курс обучения и идущую по степени усложнения предлагаемых задач. От элементарной работы с текстом -  к выполнению проектов, от ответов на частные, конкретные вопросы -  к решению задач, требующих межпредметных знаний, умения применять полученные знания в практической профессиональной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии

Слайд 2

Какая разница между методикой и технологией? ( по В.И.Загвязинскому ) Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. Например-методика формирования научных понятий Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций , гарантирующих получение заданного результата . Технология содержит определенный алгоритм решения задач. Например, кейс-технология, технология проблемного обучения и др. Технологии и методики

Слайд 3

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами

Слайд 4

Педагогическая технология В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности , включающая в себя проектирование , организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер». В.В. Гузеев «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса». В.П. Беспалько « Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели». ЮНЕСКО « Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей».

Слайд 5

Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость Критерии технологичности

Слайд 6

Концептуальность. Каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию , включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. ( Пример: технология проблемного обучения – проблема (противоречие) является движущей силой развития общества, человека, мыслительных процессов) Критерии технологичности

Слайд 7

Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: взаимосвязью всех его частей, ц елостностью (системообразующий фактор - образовательная цель) . Критерии технологичности

Слайд 8

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания , планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики , варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов. Критерии технологичности

Слайд 9

Эффективность. Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения . Критерии технологичности

Слайд 10

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Критерии технологичности

Слайд 11

Селевко Герман Константинович (1932-2008) - заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО (международная академия наук педагогического образования), профессор, кандидат педагогических наук, автор «Энциклопедии образовательных технологий», автор школы саморазвития личности

Слайд 13

Технология развития критического мышления Критическое мышление – это способность анализировать, переосмысливать информацию; аргументировать и принимать разнообразные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Слайд 14

Критичность мышления обучающихся на занятии может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз). Технология развития критического мышления

Слайд 15

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Технология проектного обучения

Слайд 16

Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных , графических и других видов работ , выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы . Виды проектов ( Е.С. Полат - по доминирующему в проекте методу или виду деятельности) -исследовательские , -творческие , -ролевые , игровые, -информационные , -практико-ориентированные (прикладные), -поисковые , -ознакомительно-ориентировочные. Этапы проектной деятельности : - постановка цели; актуальность - выявление проблемы, противоречия, уточнение цели иследования ; - выбор объекта и предмета исследования; - формулировка гипотезы и задач исследования; - обсуждение возможных методов исследования; - продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; - исследование : решение отдельных задач, компоновка; - обобщение результатов, выводы; - анализ успехов и ошибок, коррекция. Технология проектного обучения

Слайд 17

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра несёт на себе функции: психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; психотерапевтические, помогая обучающемуся изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие; технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность. Игровые технологии

Слайд 18

Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные ; д) деловые игры. Игровые технологии

Слайд 19

Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Результат проблемного обучения : Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Слайд 20

Цели- - обеспечение активности учебного процесса, - достижение высокого уровня усвоения содержания. Особенности организации : - группа на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач, - каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя, -задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, -состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Групповые технологии

Слайд 21

Технологический процесс групповой работы : 1.Подготовка к выполнению группового задания- - остановка познавательной задачи (проблемной ситуации), - инструктаж о последовательности работы, - раздача дидактического материала по группам. 2.Групповая работа : - знакомство с материалом, - планирование работы в группе - распределение заданий внутри группы, -- индивидуальное выполнение задания, - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), - подведение итогов группового задания. 3.Заключительная часть- - сообщение о результатах работы в группах, - анализ познавательной задачи, - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Разновидности групповых технологий : групповой опрос, нетрадиционные уроки: урок-конференция, урок-суд, урок- путешествие, урок-игра, интегрированный урок Групповые технологии

Слайд 22

Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Слайд 23

Компьютер используется на всех этапах процесса обучения- * при объяснении нового материала, *при закреплении знаний, *при повторении, *при контроле ЗУН. В функции учителя компьютер представляет : * источник учебной информации; * наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); *индивидуальное информационное пространство; * тренажёр; * средство диагностики и контроля. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Слайд 24

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обучение учащихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышления Этапы построения учебного исследования: - Постановка проблемы - Постановка целей и задач исследования - Формулировка рабочей гипотезы - Изучение теоретического материала - Подбор и освоение методик исследования - Сбор материала - Анализ и обобщение собранного материала - Представление результатов работы Исследовательская деятельность

Слайд 25

Для каждого обучающегося составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям обучающегося, динамике его развития под влиянием обучения. Блочно -модульное обучение, технология разноуровневого обучения, технология полного усвоения знаний и др. Личностно ориентированное развивающее обучение

Слайд 26

ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм. Технологии «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)

Слайд 27

Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры Типы портфолио достижений, тематический презентационный, комплексный Новые формы портфолио Электронный портфолио Паспорт компетенций и квалификации Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы) Портфолио

Слайд 28

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П.Беспалько

Слайд 29

Творческих успехов и эффективной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады

Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ   СТУДЕНТОВ             2014г.     ...

Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»            Методические рекомендации для обучающихся по организации самост...

Методические рекомендации по русскому языку для самостоятельной работы студентов

Данное пособие поможет обучающимся в  самостоятельной работе над орфографическим, морфемным и синтаксическим разборами....

Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы

Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы...