Методические рекомендации по русскому языку для самостоятельной работы студентов
учебно-методическое пособие по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Данное пособие поможет обучающимся в  самостоятельной работе над орфографическим, морфемным и синтаксическим разборами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki._razbory.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по русскому языку

для самостоятельной работы студентов

1. Орфографическая работа:

1) подчеркни вставленную букву (или сочетание букв), слитное, полуслитное или раздельное написание;

2) выдели часть слова, в которой пропущена буква;

3) если нужно, поставь ударение;

4) подбери и запиши в скобках проверочное слово, если это нужно по правилу;

5) обозначь часть речи, если это нужно по правилу;

6) в корнях с чередованием укажи, что повлияло на выбор буквы: сочетание согласных в корне, суффикс -а- после корня, ударение, значение корня; отметь исключение из правила;

7) у приставок ПРЕ- и ПРИ- укажи значение;

8) при выборе слитного или раздельного написания частицы НЕ укажи, что повлияло на выбор (например,  есть зависимые слова или слова, усиливающие отрицание, слово можно заменить синонимом и др.);  

2. Разбор слова по составу

1) Выдели  корень –  главную часть слова, для этого подбери  3-4 однокоренных слова (в сложных словах может быть несколько корней).

Например: перелетел – лет-еть, вы-лет, лет-ный, само-лет;                   значит, корень  -лет-.

2) Выдели окончание  –  изменяемую часть слова (у неизменяемых слов окончания нет), для этого измени существительное по падежам, числам; числительное по падежам; прилагательное, причастие и местоимение по падежам, числам, родам; глагол по временам, лицам, числам и в прошедшем времени по родам.

Например: перелетел, перелетел-а, перелетел-и;                                          значит, окончание нулевое.

3) Выдели основу – часть слова без окончания.

Основа слова  -  перелетел

4) Выдели приставку -  часть слова пред корнем, для этого подбери 3-4 слова с такой же приставкой (приставок может быть несколько).

Например: пере-шел, пере-нес, пере-плыл;                                                           значит, приставка пере-.

5) Выдели суффикс – часть слова после корня, для этого подбери 3-4 слова с таким же суффиксом (суффиксов может быть несколько).

Например: бежа-л, скуча-л, смотре-л;                                                                 значит, суффикс -л-

3. Расстановка знаков в предложении

1) Найди подлежащее и сказуемое – это основа предложения. Если основа одна – предложение простое, если две и более – сложное.

2) В простом предложении могут быть осложнения:

- однородные члены: если есть союзы, обведи их в кружок и правильно расставь запятые; если есть обобщающее слово (ОС), нужно ставить двоеточие (после ОС) или тире (перед ОС);

- обособленные определения: найди определяемое слово -существительное или местоимение, задай от него вопрос (какой? чей? который?); подчеркни определение волнистой линией; для существительного - посмотри, где оно находится: перед или после определения, расставь запятые, если нужно;

- обособленные обстоятельства: найди определяемое слово – глагол-сказуемое, задай от него вопрос (как? каким образом? что делая?); подчеркни точка-тире; расставь запятые, если нужно;

- вводные слова и предложения (их можно убрать без потери смысла для предложения); расставь запятые (реже употребляется тире);

- обращения (называют лицо или неодушевленный предмет, к которому обращается говорящий); расставь запятые.

Реже в предложении могут быть сравнительные обороты; уточняющие и пояснительные члены предложения; обособленные дополнения, тире между подлежащим и сказуемым  и др.

3) В сложном предложении определи вид связи: союзная или бессоюзная.

- Если связь союзная,  обведи союз или союзное слово в кружок.

- Если союзы сочинительные (и, а, тоже, да, но, зато, или, либо и др.), то это предложение сложносочиненное (ССП), а если это подчинительные союзы и союзные слова (что, чтобы, так как, если, потому что, который, где, как, когда и др.) – сложноподчиненное (СПП).

- Если это ССП, каждую часть возьми в квадратные скобки, союз находится между частями.

- Если это СПП, подчинительный союз или союзное слово находится в придаточной части – возьми ее в круглые скобки, а главную часть (от нее задаем вопрос к придаточной части) – в квадратные скобки. Расставь запятые между частями перед союзами или союзными словами.

- Если связь бессоюзная, то это предложение сложное бессоюзное (БСП). Найди границы между частями этого предложения и установи смысловую связь между ними; выбери нужный знак: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации  для преподавателейпо организации самостоятельной работы  студентов.    Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной ау...

Методические рекомендации обучающимся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации направлены на оказание помощи обучающимся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку...

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дипломному проектированию для для специальности 09.02.04. "Информационные системы(по отраслям)"

Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время приовладении и практическом применении профессиональных компетен...

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

Методические рекомендациипо организации и проведению самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов.

Цель самостоятельной работы – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, ч...