Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов.
    методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

    Рябых Татьяна Алексеевна

    Цель самостоятельной работы – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodichka.doc135 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Воронежской области

    «Воронежский техникум промышленно - строительных технологий»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

    по  организации  и  выполнению

    самостоятельной  работы  студентов

    предмет «Информатика  и  ИКТ»

    Разработал  преподаватель информатики: Рябых Т.А.

      Воронеж – 2016

    Содержание

    1.      Введение.
    2. Виды самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.
    3. Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
    4. Литература.


    1. Введение

           Самостоятельная работа студентов (СРС) – особая форма организации

    учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.

          Цель самостоятельной работы – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

          В результате освоения данного предмета в соответствии с требованиями               части II Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089, студент должен  

          знать:

    - основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

    - назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

    - назначение и функции операционных систем;

         уметь:

    - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

    - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

    - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

    - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

    -иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

    - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

    - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

    - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

    - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности,

    в том числе самообразовании;

    - ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными

    автоматизированными информационными системами;

    - автоматизации коммуникационной деятельности;

    - соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

    - эффективной организации индивидуального информационного пространства;

    - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

           В данных методических рекомендациях приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, докладами, сообщениями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам учебного предмета, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

           Данные методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ». Общий объём времени, отведённый на выполнение самостоятельной работы, составляет в соответствии с учебным планом и Рабочей программой по учебному предмету – 85 часов.

    1. Методические рекомендации по проведению практических занятий в учебном процессе.

    Распределение  учебной нагрузки на практические занятия по темам учебного предмета, в соответствии с рабочей программой учебного предмета представлено в таблице.

    п/п

    Наименование   темы

    Внеаудиторная учебная нагрузка

    (самостоятельная работа)

    1

    2

    3

    1

    Введение

    2

    2

    Тема 1.

    Информационная деятельность человека.

    4

    3

    Тема 2.

     Информация и информационные процессы

    25

    4

    Тема 3.

    Средства информационных и коммуникационных технологий.

    12

    5

    Тема 4.

     Технология создания и преобразования информационных объектов.

    13

    6

    Тема 5.

    Телекоммуникационные технологии.

    12

    7

    Тема 6.

    Создание  проектов в редакторе PowerPoint

    (профессиональная направленность, межпредметная  связь,  региональный компонент) 

    17

                         Всего:

    85

             Виды самостоятельной работы студентов по учебного предмету «Информатика и ИКТ»:

    • текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
    • составление тезисов литературного источника;
    • домашние задания репродуктивного характера, предусматривающие

    решение задач, выполнение упражнений, составление кроссвордов, подготовка тематических докладов, сообщений;

    • подготовка к практическим занятиям;
    • подготовка к контрольной работе, к зачету, дифференцируемому зачёту;
    • разработка и создания презентаций;
    • работа с Интернет ресурсами;

    Методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы:

    1.  Текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы.

          Конспект - это последовательная краткая фиксация информации, отобранной, и систематизированной в процессе чтения и осмысления литературного источника.

    Методические рекомендации:

          - Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

          - Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

         - Выделите тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

          -  Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения, поможет

    сгруппировать материал.

          -  Изложите каждый вопрос плана.

          -  Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскрывает ...» и т.д.).

          -  Текст автора оформляйте как цитату.

          -  В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

          -  Оформите конспект: выделите разными цветами или курсивом наиболее важные места так, чтобы они легко находились взглядом. Избегайте пестроты.

    2.   Составление тезисов литературного источника.

          Тезисы позволяют обобщить изученный материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. В отличие от цитат тезисы являются кратким изложением основных мыслей доклада или реферата, взятых непосредственно из текста, но изложенных собственными словами.

    Методические рекомендации:

          -  При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в

    тезисах самобытную форму высказывания, чтобы не потерять документальность и убедительность.

         -  Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.

         -  Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (делайте ссылки на страницы книги).

         -   По окончании работы над тезисом сверьте их с текстом источника.

    3.  Решение  задач.

    Методические рекомендации:

         - Ознакомьтесь с условием задачи, изучите конспект лекции, соответствующую тему учебника, а также нормативный материал к указанной в задаче теме. После этого следует возвратиться к условиям задачи, сделайте его анализ, выделив данные и искомые посылки и заключения.

         - Если данные (или искомые) в задаче не обозначены, надо ввести подходящие обозначения.

         - Составьте план решения задачи (алгоритм решения задачи, т. е. последовательность ее решения,   начиная   с   конечного   вопроса   задачи   до  данных   по условию), используя известные ранее формулы и методы решения задач.

         -  Реализация плана решения задачи.

         -  Анализ и проверка правильности решения задачи.

    4.  Составление  кроссвордов.

         Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. 

          Выделяют несколько типов составления кроссвордов: познавательный, обобщающий, итоговый.

          Познавательный (или обучающий) – составляется по тексту (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебной литературы, лекции. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

          Обобщающий – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.

          Итоговый – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

    Методические рекомендации.

           - Сделать анализ учебного текста по теме занятия.

           - Составить список слов изучаемого учебного материала.

           - Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.

           - Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.

           - Вычерчивание рисунка сетки.

           - Нумерация рисунка сетки.

           - Печать текстов вопросов и ответов.

           - Орфографическая проверка текстов.

           - Проверка текстов на соответствие нумерации.

           - Печать кроссворда.

          - Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

          -  Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

          - Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

          - Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

          - Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

           - Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

          - Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

           - Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

          - На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

          -  Рисунок кроссворда должен быть четким.

          - Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

                 1-й экз. - с заполненными словами;

                 2-й экз. - только с цифрами позиций.

          - Толкования кроссворда должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

         

    Оценка решения кроссворда.

           Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела изучаемого предмета, обычно состоят из 15-20 слов, а итоговые доходят до 25.

            Шкала оценки знаний

    1. Кол-во слов в кроссворде.
    2. Время для решения кроссворда.
    3. Время для составления кроссворда.

    Оценка «5»:   20/10/60

    Оценка «4»:  15/8/45

    Оценка«3»:   10/6/30

    1. Написание доклада, сообщения.

             Доклад - краткое изложение в письменном виде или в виде устного ответа одной точки зрения на проблему, не проводя ее исследования в сравнении и анализе.

             Сообщение -  небольшое публичное выступление на какую-либо тему.

             План - это «скелет» текста, компактно отражающий последовательность изложения материала.

            Методические указания.        

    - Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу может проявить и студент. Подберите и изучите основные источники по теме. Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке ОО или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет ресурсов.

         -   Составьте библиографический список.

         -   Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.

         - Разработайте план доклада, сообщения исходя из имеющейся информации.

         -    Напишите  доклад, сообщение придерживаясь разработанного плана.

         - Подготовьте публичное выступление по материалам доклада, сообщения.

    6.  Подготовка к  практическим занятиям.

         Изучите  методические рекомендации для выполнения заданий практических занятий.

    7.   Подготовка к контрольной работе, зачёту, дифференцированному зачёту.

    Методические рекомендации:

         -  Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

         -   Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

         - Постарайтесь разобраться с новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и практических занятиях на должном уровне.

         - Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные преподавателем.

         - Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

         - Заучите «рабочие определения» основных понятий.

    1. Создание презентации.

         Презентация - это краткое и наглядное представление информации, помогающее докладчику более детально раскрыть суть его работы. 

    Методические указания.        

    - Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу может проявить и студент. Подберите и изучите основные источники по теме. Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке ОО или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет ресурсов.

         - Подберите фото, видео информацию, иллюстрирующую тему презентации;

         -   Составьте библиографический список.

         -   Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.

         -   Разработайте план презентации исходя из имеющейся информации.

         -   Используйте для размещения информации на слайде шаблоны.

          -   Напишите  пояснительный текст к каждому слайду.  Не размещайте на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию. Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем.

         - Не следует делать слайды слишком пёстрыми и разрозненными по цветовому решению. Это вредит формированию неустойчивых зрительных образов.

         -  Использование на слайдах трёх-четырёх цветов благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие.

         - Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.

         -  Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации. Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.

         -  Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.

         -  Музыкальное сопровождение не должно быть очень громким, иначе речь выступающего будет плохо слышна.

         - Для музыкального сопровождения презентации лучше выбирать спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации, а только добавит эмоциональности;

         -  Вставляемые фотографии или картинки должны быть хорошего качества и достаточно большого размера, иначе при растягивании они теряют резкость, чем могут только испортить эффект от презентации.

          -  Презентацию PowerPoint можно значительно разнообразить, используя эффекты анимации, которые можно добавить к любому объекту на слайде;

         - Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.

     -  Подготовьте письменный отчёт по материалам презентации.

    Оценка презентации.

    На этапе презентации студенты демонстрируют результаты своей работы.

    Основными критериями успешности презентации можно считать следующие:

    — глубокое изучение содержания проблемного вопроса;

    — точность и правильность произведенных расчетов;

    — активность каждого участника при выполнении проекта;

    — убедительное обоснование сделанных выводов;

    — умение отвечать на вопросы аудитории и защищать свой проект.

    9.  Работа с Интернет ресурсами.

    Методические рекомендации:

          Интернет – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:

          -   представляет ли она факты или является мнением?

          - если информация является мнением, то, что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?

          -  имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?

          -  когда возник ее источник?

          -  подтверждают ли информацию другие источники?

          В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели.  

          Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.

    1. Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
    • уровень освоения учебного материала;
    • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;  
    • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;  обоснованность и четкость изложения материала;
    • оформление материала в соответствии с требованиями преподавателя;
    • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
    • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
    • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
    • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

         Оценка «5» ставится если:

    • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
    • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
    • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

         Оценка «4» ставится если:

    • неполно (не менее 70 % от полного), но правильно изложено задание;
    • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
    • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
    • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
    • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

    Оценка «3» ставится если:

    • неполно (не менее 50 % от полного), но правильно изложено задание;
    • при изложении допущена 1 существенная ошибка;
    • знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировки понятий;
    • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
    • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

    Оценка «2» ставится если:

    • неполно (менее 50 % от полного) изложено задание;
    • при изложении были допущены существенные ошибки.
    • задание не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работу.

    1. Литература.

    Основные  источники:

    • Поляков  К.Ю., Еремин Е.А.

    Информатика. Углубленный уровень, 10,11 кл. – М., 2014, (электронный).

    • Цветкова М.С., Великович Л.С.

    Информатика и ИКТ. Учебник для СПО, издательский центр «Академия» 2012.

    Дополнительные  источники:

    • Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С.

            Информатика и ИКТ. Практикум для профессий технического профиля СПО, 2014, (электронный).

    • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
    • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2009.

    Интернет - ресурсы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.

    Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....

    РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов

    Учебная дисциплина «Иностранный язык» предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную прог...

    Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дипломному проектированию для для специальности 09.02.04. "Информационные системы(по отраслям)"

    Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время приовладении и практическом применении профессиональных компетен...

    Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

    Методические рекомендациипо организации и проведению самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ...

    Методические рекомендации по русскому языку для самостоятельной работы студентов

    Данное пособие поможет обучающимся в  самостоятельной работе над орфографическим, морфемным и синтаксическим разборами....