Особенности психологического профиля и самовосприятия учителей физической культуры
проект по физкультуре на тему

Анненков Александр Гаврилович

  В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, к тому, каким он должен быть, какими компетенциями, профессиональными качествами, а также личностными характеристиками он должен обладать.

Деятельность учителя физической культуры имеет специфические условия (психической напряженности, физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами) и основные формы деятельности (работа в школе и работа вне школы). Структурными компонентами мастерства учителя физической культуры являются: педагогическая направленность, знания, умения, качества и способности.

Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активнодействующий субъект педагогического взаимодействия – это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя.

Успех в педагогической деятельности учителя физической культуры зависит от авторитета. Демократический стиль является преобладающим в педагогической деятельности учителя физической культуры.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, целью исследования является описание психологического портрета учителя физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annenkov_ag_osobennosti_psiholog_profilya_fizkult.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Технический» имени С.П. Королева»

 городского округа Самара

Особенности психологического профиля и самовосприятия учителей физической культуры

   Выполнил:

           Анненков Александр Гаврилович

     учитель физкультуры

Самара, 2017 г.


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологического профиля и самовосприятия учителей физической культуры        5

1.1.        Требования, которые предъявляются к учителю физической культуры        5

1.2. Психологический профиль учителей физической культуры        6

Глава 1. Исследование психологического профиля и самовосприятия учителей физической культуры        10

2.1 Описание хода эксперимента        10

2.2 Анализ полученных результатов        13

2.3 Рекомендации учителя физической культуры        16

Заключение        17

Список литературы        18


Введение

В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, к тому, каким он должен быть, какими компетенциями, профессиональными качествами, а также личностными характеристиками он должен обладать.

Деятельность учителя физической культуры имеет специфические условия (психической напряженности, физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами) и основные формы деятельности (работа в школе и работа вне школы). Структурными компонентами мастерства учителя физической культуры являются: педагогическая направленность, знания, умения, качества и способности.

Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активнодействующий субъект педагогического взаимодействия – это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя.

Успех в педагогической деятельности учителя физической культуры зависит от авторитета. Демократический стиль является преобладающим в педагогической деятельности учителя физической культуры.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, целью исследования является описание психологического портрета учителя физической культуры.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологического профиля и самовосприятия учителей физической культуры

  1. Требования, которые предъявляются к учителю физической культуры

Рассмотрим разные требования, которые предъявляются к учителю вообще, и в частности к учителю физической культуры.

Во-первых, профессиональный стандарт педагога, выделяет следующие показатели:

  • трудовая функция «Обучение»:
  • планирование содержания метапредметных результатов обучения;
  •  планирование содержания учебных программ в части формирования метапредметных результатов обучения;
  •  выбор средств и способов оценки метапредметных результатов обучения;
  • оценка результатов занятия;
  • анализ причин затруднений и неуспешности учащихся в освоении программы;
  • планирование и реализация мер по преодолению неуспешности учащихся;
  • выбор технологий и форм проведения занятий;
  • использование современных образовательных технологий;
  • трудовая функция «Воспитание»:
  •  постановка воспитательных целей на занятиях;
  • выбор средств достижения воспитательных целей на занятиях;
  • выбор способов оценки достижения воспитательных целей на занятиях;
  • формирование благоприятной психологической среды учебной деятельности;
  • поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы.

Во-вторых, для диагностики личности и эффективности профессиональной деятельности выделяют следующие показатели:

  •  психологические черты личности как индивидуальности;
  • педагог в структуре межличностных отношений;
  • профессиональные черты личности преподавателя;
  • эффективность профессиональной деятельности.

В-третьих, выделяют следующие показатели психологического портрета учителя:

  • приоритетные ценности,
  • психоэмоциональное состояние,
  • самооценка,
  • стиль преподавания,
  • уровень субъективного контроля и удовлетворённость трудом.

В-четвертых, предлагается определенная схема анализа портрета учителя физической культуры:

  • уровень владения учащимися знаниями, умениями и навыками;
  • использование учащимися знаний для самовоспитания, самообразования и самосовершенствования;
  • отношение учащихся к учителю;
  • отношение учащихся к урокам физкультуры;
  • отношение учителя к учащимся;
  • отношение учителя к своей работе;
  • уровень владения учителем предметом;
  • общение учителя с учащимися (деловое и личностное);
  • особенности проведения учителем уроков;
  • оценочная деятельность учителя.

1.2. Психологический профиль учителей физической культуры

Психологический портрет - это описание личности, которое включает комплекс личностных характеристик. Набор характеристик определяется в зависимости от конкретной задачи.

Основными критериями психологического портрета будущего учителя физической культуры являются следующие:

  • Приоритетные ценности – профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
  • Психоэмоциональное состояние – особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы здоровья.
  • Самооценка – самооценка или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
  • Стиль преподавания – на формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или усложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
  • Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за  другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
  • Удовлетворённость трудом – общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Удовлетворенность трудом зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.

Итак, на основе вышеизложенных позиций, были выделены общие критерии психологического портрета учителя физической культуры:

1. Приоритетные ценности (любовь к детям, желание понять и помочь).

2. Авторитет (профессионала, возраста, должности, дружбы и нравственный авторитет).

3. Психоэмоциональное состояние (методы психорегуляции эмоционального состояния).

4. Самооценка (позитивное самовосприятие, дружелюбное и уважительное отношение к обучающемуся).

5. Стиль преподавания (преобладание демократического стиля).

6. Уровень субъективного контроля (ответственность за профессиональную деятельность).

7. Компоненты профессиональной компетенции педагога (профессиональные и личностные качества):

7.1 Психологические черты: тенденции к лидерству, уверенность в себе, требовательность, добросердечность и отзывчивость, гипертимность (акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе), эмотивность (повышение эмоциональной реактивности, когда эмоции возникают легко, быстро, достигают силы и могут быть чрезмерно продолжительными), эмпатийность (способность к сопереживанию), рефлексия (стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений обучающихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами обучающихся»).

7.2 Профессиональные черты: широкая эрудиция и свободное изложение материала; четкая дикция, общая и специфическая грамотность; опрятный внешний вид, выразительная мимика и жесты; обращение к обучающимся по имени; мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; умение четко формулировать конкретные цели; умение организовывать всех обучающихся сразу.

8. Уровень владения учителем физической культуры предметом (владеет теорией и методикой преподавания физической культуры).

9. Особенности проведения учителем уроков физической культуры: применение современных образовательных технологий, учет достижений в области психологической науки (возрастные, индивидуально-психологические особенности и др.).

10. Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и /или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися спортивными способностями и потребностями.

11. Контрольно-оценочная деятельность учителя физической культуры.

12. Повышение квалификации учителя физической культуры.

13. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности и инициативы к урокам физической культуры.

14. Формирование детских сообществ на уроках физической культуры.

15. Общение учителя физической культуры: стиль общения, установление контакта с обучающимися разного возраста, их родителями, другими педагогическими и иными работниками, диагностика причин конфликтных ситуаций на уроках физической культуры, их профилактика и разрешение.

16. Характер отношений: «учитель к обучающимся», «обучающихся к учителю», «обучающихся к урокам физической культуры», «учителя физической культуры к своей работе».

17. Уровень физических качеств и двигательных действий обучающихся.

18. Использование обучающимися знаний по физической культуре для самовоспитания, самообучения и самосовершенствования.


Глава 2. Исследование психологического профиля и самовосприятия учителей физической культуры

2.1 Описание хода эксперимента

Сравним психологический профиль учителей, полученный с помощью методики ИТО, с самооценкой личностных качеств и умений.

Методика ИТО  (Индивидуально-типологический опросник) представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности – от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, – к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным “Я” (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.

Методика ИТО разработана Л.Н.Собчик, ведущим специалистом в области психологии индивидуальности. Методика успешно применяется с 1996 года и уже послужила основой для целого ряда научно-исследовательских и практических работ в сфере изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу на контингенте лиц, профессиональная деятельность которых проходит в особо сложных и опасных условиях (милиция, вневедомственная охрана, инкассаторы), а также в сфере межличностной коммуникации в рамках управленческих структур различных профессиональных групп.

Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных в результате проведенных исследований по изучению личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при обследовании больных с пограничными (ситуативно обусловленными) расстройствами (более 450 наблюдений).

Опросник (Приложение 1)  отличается небольшим количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (“ложь” и “аггравация”), которые позволяют судить о том, насколько мотивационные искажения могут повлиять на результаты тестирования. Время выполнения теста - 30 минут.

Перечень факторных шкал:

  • ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете);
  • аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера);
  • экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность);
  • спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках);
  • агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов);
  • ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений);
  • интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость);
  • сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив);
  • тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость);
  • лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности).

На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):

0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;

3–4 балла (норма) – гармоничная личность;

5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;

8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:

- высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;

- высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;

- если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

Также учителям физической культуры был предложен опросник «Самооценка личностных качеств и умений» (Приложение 2).

2.2 Анализ полученных результатов

Исследование проводилось на базе МБОУ лицей «Технический» г. Самара, в котором приняли участие учителя физической культуры по методике ИТО. Данная методика помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег.

Согласно методике ИТО получилось 2 «усредненных» профиля (Таблица 1).

На круговой диаграмме 8 шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п. (рис. 1)

Таблица 1.

Шкалы

Количество баллов

1 профиль

2 профиль

L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)

2

0

F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)

0

0

I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)

1

8

II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)

8

6

III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)

3

4

IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)

7

5

V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)

4

2

VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)

2

2

VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)

2

2

VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

2

5

                                            Тревожность

                                         

                                            Агрессивность

                        1 «усредненный» профиль

                        2 «усредненный» профиль

Рис. 1. Индивидуально-типологический профиль по методике ИТО

Проанализируем каждый профиль.

1 профиль:

- затрудненная общительность;  

- человек действия, свойственны решительность, лидерские черты, предприимчивость;

- стремление поступать по-своему, пренебрегая условностями и запретами;

- возможность импульсивных поступков, повышенная потребность в независимости, смелость и предприимчивость;  

- свойственны выраженная соревновательность, упрямство и несговорчивость.

Согласно самооценке учителей 1 профиля они позиционируют себя как выдержанные в конфликтных ситуациях, умеющие хорошо концентрировать внимание, но методика ИТО показала повышенные значения по шкале «Спонтанность». Учителя 1-го профиля оценивают себя как немногословные, что соответствует методике ИТО.  

2 профиль:

- выраженная общительность, открытость, потребность в общении как доминирующего мотива поведения;

- обращенность в реальный мир окружающей среды, самоуверенность, стремление повести людей за собой, вовлечь их в свою активную деятельность, командовать ими, подчинять своей воле;

- в ответственной обстановке проявятся контроль над избыточной общительностью и элементарная скромность;

- устойчивость к стрессу, упорядоченность действий, склонность к обстоятельности и планированию.

Согласно самооценке учителей 2-го профиля они позиционируют себя как умеющие наладить отношения с учащимися, утверждают, что им нравится профессия учителя физической культуры, любят общаться с детьми, что подтверждает методика ИТО.

Полученные результаты позволяют сформулировать ключевые рекомендации, позволяющие учителям физкультуры развивать в себе необходимые профессионально важные качества.

2.3 Рекомендации учителям физической культуры

Для формирования данных профессионально важных качеств как неотъемлемых компонентов профессиональных компетенций учителей физической культуры даны психолого - педагогические рекомендации:

1. Необходимо научиться концентрироваться на переживаниях учеников в процессе прохождения педагогической практики.

2. Попадая в неблагоприятное стечение обстоятельств, уметь держать свои эмоции и мудро подходить к разрешению конфликта.

3. Применять противострессовое дыхание (вдохнуть глубоко 10 раз, при этом выдох должен быть продолжительнее в 2 раза).

4. Научиться жить с юмором «Юмор – соль жизни, говорил К. Чапек – кто лучше просолен, дольше живет».

5. Формирование убеждений за счет авторитета убеждающего, в результате собственного опыта, примера, убедительных аргументов или интуитивного познания.

6. Формирование установки личности на самовоспитание и учет своих индивидуально - психологических качеств в процессе выполнения учебно - практических задач, обращенность на себя как субъекта деятельности.


Заключение

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры осуществляет свою деятельность в специфических условиях деятельности.

Физическая культура и спорт в современном обществе стали предметом особого внимания. Они превратились в уникальный социально-психологический феномен, особое культурное явление, оказывающее влияние на психическую жизнь и отдельно взятую личность, и социальные процессы общества в целом.

Учитель физической культуры, в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ученике то, что остается скрытым от других. Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности.


Список литературы

  1. Богданова Д. Я. Практические занятия по психологии пособие для ин-тов физ. культуры / Д. Я. Богданова, И. П. Волков - М.: Физкультура и спорт, – 1989. – 159 c.
  2. Еремина Т.А. Визуальная психодиагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Еремина Т.А. – Электрон. текстовые данные. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2010. –171 c. – Режим доступа: http: // www.iprbookshop.ru.
  3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 1987.
  4. Коконова Е. А. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии [Текст] / Е. А. Коконова, Л. Н. Каянович // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1250 - 1254.
  5. Лазарев, В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2 (13). – С.5-13.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  7. Резапкина, Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1. – С. 105-118.
  8. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. – Москва: Международная педагогическая академия, 1995. – 192 с.

Приложение 1

Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Опросник:

1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).

2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.

3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.

4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.

5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.

6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.

7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.

8. Я часто тревожусь по пустякам.

9. В моих неудачах виноваты определенные люди.

10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.

11. Меня мало касается все, что случается с другими.

12. Мне интересны яркие, артистичные личности.

13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.

14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.

15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.

16. Я - человек абсолютно правдивый и искренний.

17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.

18. Меня часто тянет к шумным компаниям.

19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.

20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.

21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.

25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.

27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.

28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.

29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.

31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).

32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.

33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.

34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.

36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.

37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.

40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.

41. Никто не может навязать мне свое мнение.

42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.

43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.

44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.

45. Я никогда не вру.

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

47. Я вечно ничем недоволен (недовольна).

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.

49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.

50. Мне нравится командовать другими.

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.

53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.

54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.

55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.

56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.

57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.

59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.

60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.

61. Меня любят все мои друзья.

62. У меня трагичная судьба.

63. У меня много близких друзей.

64. Я-самый несчастный человек на свете.

65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.

66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.

67. Я - человек спокойный, уравновешенный.

68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.

69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.

70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.

71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.

72. Я люблю ходить в гости.

73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.

75. Я никогда не испытываю желания выругаться.

76. Я никого никогда не обманывал(а).

77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.

78. Я - человек застенчивый.

79. Мне ужасно не везет в жизни.

80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.

81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).

82. Меня ничем не испугать.

83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.

84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.

85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.

86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.

87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».

88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.

89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.

90. Я никогда не сержусь.

91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.

Ключ к ИТО

L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)

верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90

F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)

верно: 2,17,32,47,62,77,64,79

неверно: 91

I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)

верно: 12,27,29,42,44,72

неверно: 14,57,87

II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)

верно: 4,19,21,34,49,50

неверно: 6,65,80

III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)

верно: 7,22,36,37,51,53,68

неверно: 66,81

IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)

верно: 9,24,26,39,41,56

неверно: 71,83,86

V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)

верно: 3,5,33,35,48,78

неверно: 18,20,63

VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)

верно: 15,28,43,59,89

неверно: 11,13,30,74

VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)

верно: 8,23,38,52,54,69,84

неверно: 67,82

VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

верно: 10,25,40,55,58

неверно: 70,73,85,88

Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл.


Приложение 2

Инструкция: «Оцените у себя наличие каждого из ниже перечисленных качеств и умений. Если они проявляются у вас постоянно, и вы считаете, что они у вас выражены, поставьте знак «+», если какое-либо из перечисленных качеств и умений вы проявляете эпизодически, не в достаточной степени, поставьте знак «-».

Качества и умения учителя физической культуры.

Внешний вид.

1. Подтянут, опрятен.

Умение держаться:

1. Собран, деловит.

2. Сохраняю чувство собственного достоинства в разговоре с другими людьми.

3. Со школьниками установил спокойные деловые отношения.

Нравственные качества:

1. Скромен.

2. Правдив.

3. Принципиален.

4. Вежлив.

5. Добр, гуманен.

Волевые качества:

1. Выдержан в конфликтных ситуациях.

2. Находчив в неожиданных и сложных ситуациях.

3. Требователен к себе и другим.

4. Целеустремлен, настойчив.

5. Смел.

6. Решителен.

Познавательные процессы:

1. Умею хорошо концентрировать внимание.

2. Умею хорошо распределять и переключать внимание.

3. Умею логично мыслить, обладаю критичностью мышления.

4. Изобретателен, быстро схватываю суть дела.

5. Обладаю хорошей памятью на лица.

6. Обладаю хорошей памятью на фамилии, даты.

Физическая подготовка:

1. Постоянно слежу за своим физическим состоянием.

2. Стараюсь ежедневно выполнять физические упражнения.

3. Могу выполнить разрядные нормативы.

4. Обладаю достаточно большой силой.

5. Обладаю выносливостью.

6. Обладаю достаточной гибкостью.

7. С удовольствием хожу в туристические походы.

Педагогическая направленность:

1. Нравится профессия учителя физической культуры, понимаю ее важность для формирования детей.

2. Люблю общаться с детьми.

3. Имеется стремление передать свои знания и умения детям.

4. Мне нравится в школе.

Профессионально важные знания:

 1. Хорошо знаю методы обучения и воспитания.

2. Знаю физиологические и психологические особенности детей разного возраста.

3. Могу дать психофизиологическое обоснование физического воспитания школьников.

4. Умею оперативно применять свои знания.

5. Отчетливо представляю себе, как следует использовать ди-дактические принципы на уроках.

6. Могу опираться на межпредметные связи при объяснении учебного материала.

7. Обладаю достаточной эрудицией: знаком с классической и современной литературой, посещаю музеи и художественные выстав-ки, хожу в театры.

8. Стремлюсь к расширению специальных знаний.

9. Читаю специальную методическую и научную литературу по физическому воспитанию, конспектирую прочитанное и пробую на уроках понравившиеся новинки.

10. Стремлюсь быть в курсе наиболее важных политических событий у нас в стране и за рубежом.

11. Регулярно просматриваю спортивную прессу (газеты, журналы).

12. Стремлюсь к экспериментированию.

Культура речи:

1. Умею грамотно строить фразы.

2. Делаю правильное ударение в словах.

3. Слежу за тем, чтобы не использовать в речи местный диалект.

4. Умею просто рассказать учащимся о сложных закономерностях работы человеческого организма, законах движения тела и т. д.

5. Умею найти для пояснения образные и жизненные примеры.

6. Для выразительности речи умею использовать интонацию и тональность, паузы и динамику звучания голоса.

7. Обладаю большим словарным запасом.

8. Обладаю хорошей дикцией.

9. Правильно использую специальную терминологию.

10. Умею регулировать темп речи.

11. Умею быть немногословным.

12. Использую метод убеждения, а не ограничиваюсь замечаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Особенности работы учителей физической культуры в организации здоровьесберегающего урока в средних классах

Данная работа состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование здоровьесохранных компонентов развития личнос...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"

В статье рассматриваются характерные  элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения,...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...

Статья. Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры....