Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Горохов Сергей Александрович

    Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochka_3_4.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»

    Рассмотрена и одобрена на заседании   методического объединения

    Руководитель МО _______________

    Протокол №__от___201_ г.

    Согласована

    Зам. директора  по УВР

    МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»
    __________Е.А.Томилина

    __________________201_ г.

    Утверждена

    Директор МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»  ____________

    Е.В. Кузнецова

    Приказ № ___ от _______ 201__г.

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности (ФГОС)  «Здоровому всё здорово!»

    (3 – 4  классы)

    2016 – 2017 учебный год

     

    Составил:

    Горохов Сергей Александрович,

    учитель физической культуры

    МБОУ «Ромодановская СОШ № 3»

    Ромоданово

    2016

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2015 г.)

    Цель программы: удовлетворение потребностей младших школьников в движении, стабилизирование эмоций, обучение владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

    Основными задачами данного курса являются:

    - укрепить здоровье школьников посредством развития физических качеств;

    - развивать двигательную реакцию, точности движения, ловкости;

    - развить сообразительность, творческое воображение;

    - развить коммуникативные умения;

    - воспитать внимание, культуру поведения;

    - создать проблемные ситуации, активизируя творческие отношения учащихся к себе;

    - обучить умению работать индивидуально и в группе,

    - развить природные задатки и способности детей;

    - развить доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

    - развить коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровому всё здорово» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.

    Кружок «Здоровому всё здорово» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

    Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

    Количество часов и место в учебном плане

    Программа рассчитана на 34 часа в год -  3 класс, 34 часа в год -  4 класс, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

    Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

    – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

    – формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

    –  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    Весь материал разделяется на отдельные разделы:

    1 раздел - “Русские народные игры”.

    2 раздел - “Игры народов России”.

    3 раздел - “Эстафеты”.

    Цели изучения по каждому разделу:

    «Русские народные игры»

    Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

    На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

    «Игры народов России»

    Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

    «Эстафеты»

    Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

    Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

    Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

    Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реалиации  программы внеурочной деятельности

    В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся должны знать:

    - основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

    -  особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

    - особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

             -  основы рационального питания;

    -  правила оказания первой помощи;

    -  способы сохранения и укрепление  здоровья;

    -  основы развития познавательной сферы;

    -  свои права и права других людей;

    -  соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

    - влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

    -        значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

    -  знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

    уметь:

    -  составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

    -  выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

    -  различать “полезные” и “вредные” продукты;

    - использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

    -  определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

    -  заботиться о своем здоровье;

    -  находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

    - использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

    -  адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

    - отвечать за свои поступки.

    Метапредметными результатами кружка «Здоровому всё здорово»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    - определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий во время занятия;

    - учиться работать по определенному алгоритму;

    - организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;

    - соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,  родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;

    - оценивать правильность выполнения действия;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

    - проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

    Познавательные УУД:

    - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    - ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению;

    - раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично;

    - характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;

    - планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

    - осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.

    Коммуникативные УУД:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

    Личностные УУД:

    - установка на здоровый образ  жизни;

    - основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми;

    - ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

    - эмпатия как понимание  чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

    - знание основных моральных норм на занятиях  и ориентации на их выполнение;

    Формы занятий:

    Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

    Планируемый результат:

    - у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

    - сформировано начальное представление о культуре движения;

    - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

    - обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

    - умение работать в коллектив

    Содержание программы

    3 класс.

    1. Русские народные игры        - 10 часов

    2. Эстафеты        7 часов

    3. Игры народов России        17 часов

                                            Итого – 34 часа

    4 класс

    1. Русские народные игры        - 19 часов

    2. Эстафеты        -8 часов

    3.  Игры народов России – 7часов.

                                             Итого – 34 часа

    Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

     Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

    В программу «Здоровому всё здорово» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

    Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

    Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

    Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое).

    Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве..

    Список литературы

    Волчок, И. П. Подвижные игры младших школьников. [ Текст ] : / И. П. Волчок. – Минск, 2009. – С. 15 – 71.

    Газман, О. С. В школу с игрой [ Текст ] : книга для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. М. : Просвещение, 2009. – С. 47 – 58, 62 – 75.

    Гузов, Н. М. Узоры на стадионе [ Текст ] : / Н. М. Узоров. М. : Дрофа,  2009.  – С. 65 – 76.

    Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. [ Текст ] – 3-е изд.-М.,2003.-224с.

    Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). [ Текст ] : / В. И. Ковалько.  - М.  Вако, 2006. – С. 179 – 197.

    Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы). [ Текст ] : / В. И. Ковалько. - М. Вако,  2007. – 112 с.

    Кучма, В.Р.Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.  [ Текст ].- М.,2003.-80 с.

    Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры. [ Текст ] :  пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова. – М. : Просвещение, 2008. – С. 5 – 71.

    Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей [ Текст ] : книга для учителя / Р. Миронова,  Р.М.. Минск, 2007. – С. 27 – 52, 59 – 110.

    Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова . [ Текст ]--М.:А П - КиПРО, 2003.

    Фатеев, Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. [ Текст ] : / Л. П. Фатеев. М. : Просвещение, 2009. – С. 20 – 70.

    Хрущев С.В. Физкультура в режиме продленного дня школы.[ Текст ].-.- М.,2006.-112с.

    Чаленко, И. А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. [ Текст ] : / И. А. Чаленко. – Ростов – на – Дону, 2007. – С. 192 – 204.

    Яковлев В.Г., Ратников В.П.Подвижные игры.[ Текст ]-М.,1998.

    Яковлев, В. Г. Игры для детей.  [ Текст ] : / В. Г. Яковлев, А. Н. Гриневский. – М. : Дрофа, 2007. – 75 с.

    № п/п

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Дата проведения

    план.

    факт.

                                           Тематическое планирование

    «Здоровому всё здорово!»  4 класс

    Русские народные игры – 19 часов.

    1.

    Вводное занятие.

    Вводный инструктаж. Беседа.

    2.

    История возникновения русских народных игр.

    Познакомиться с историей возникновения русских народных игр.

    3.

    Русская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    4.

    Русская народная игра «Лапта».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    5.

    Русская народная игра «Море волнуется раз».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    6.

    Русская народная игра «Кошки - мышки».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    7.

    Русская народная игра «Третий лишний».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    8.

    Русская народная игра «Два Мороза».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    9.

    Русская народная игра «Лягушки в болоте».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    10.

    Русская народная игра «Воробушки».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    11.

    Русская народная игра «Фанты».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    12.

    Русская народная игра «Жмурки».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    13.

    Русская народная игра «Птицелов».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    14.

    Русская народная игра «Гуси - лебеди».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    15.

    Русская народная игра «Хромая лиса».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    16.

    Русская народная игра «Дедушка - рожок».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    17.

    Русская народная игра «Воробьи и вороны».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    18.

    Русская народная игра «Краски».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    19.

    Мои любимые игры.

    Игры по выбору.

    Эстафеты – 8 часов

    20.

    Эстафеты с мячом.

    Проведение эстафет.

    21.

    Эстафеты со скакалкой.

    Проведение эстафет.

    22.

    Эстафеты с обручем.

    Проведение эстафет.

    23.

    Эстафеты с кеглями.

    Проведение эстафет.

    24.

    Эстафеты в парах

    Проведение эстафет.

    25.

    Эстафеты в группах.

    Проведение эстафет.

    26.

    Эстафеты в колоннах.

    Проведение эстафет.

    27.

    «Весёлые старты»

    Проведение весёлых стартов.

    Игры народов России – 7 часов

    28.

    Марийская народная игра «Биляша».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    29.

    Игра народов Коми «Стой, олень!»

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    30.

    Мордовская народная игра «Вирява».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    31.

    Карельская народная игра «Моя маленькая лодочка».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    32.

    Чеченская народная игра «Лошадки».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    33.

    Татарская народная игра «Хлопушки».

    Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

    34.

    Моя любимая игра.

    Игры по выбору.

                                                                                 Итого – 34 часа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

    Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

    рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

    программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

    Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

    Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

    Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения

    Рабочая программа внеурочной деятельности  школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

             Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...